Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

-- []
/ | Информация | Рецензии | Графика | Дневник | \
____
Darkside Chamber
-
SDES
-


ICQ:625304827
Откуда:Miensk

\/
| Last login: 1 января 1970, 03:00

. .
|

.
.
.
.
Переключить вид
Obscura 2025 A Sonication

 Technical Death Metal
A Sonication
4/104/104/104/104/104/104/104/104/104/10
Позволю рассмеяться наивной «себе из прошлого», что без тени сомнения предзаказала "A Sonication" сразу после анонса, отмахнувшись от пресных предзаказных синглов с мыслью «да ну, на альбоме же наверняка будут хорошие песни, чего по синглам судить!». Ведь опыт "A Valediction" уже показал, что «синглы — ложь, в них лишь намёк», так чего же волноваться теперь? Что ж, все ошибаются. Сразу скажу, что пока я писала эту «рецензию» (в кавычках, ибо куда больше эта стена текста смахивает на ворчливую графоманию из жалобной книги ресторанной сети "Obscura", где меня за мои кровные накормили отменными помоями), Штеффен наверняка поменял состав группы снова. Быть может это случилось, пока вы читали эти строки. Или случится в самое ближайшее время — помяните моё слово! Честно признаюсь, что меня не интересуют закулисные интриги и драмы с плагиатом материала для этого альбома. Я хочу сосредоточиться на музыке и ни на чём другом — или хотя бы попытаться.

Новый альбом вышел спустя примерно три с половиной года после "A Valediction", альбома, который преподнёс почти оригинальный состав времён "Cosmogenesis/Omnivium" и звучал условно как продолжение той линии творчества группы. По слухам, Кристиан покинул группу, забрав собственные идеи с собой, так что Штеффену пришлось полагаться на другие источники вдохновения — свои или позаимствованные у предыдущих музыкантов группы. В любом случае сроки поджимали, а творческих ресурсов осталось всего ничего, что вылилось в череду самоповторов и поспешных решений. Ничем хорошим это, конечно, не закончилось.

Первое, к чему сразу возникают настороженные претензии, это длительность альбома. Тридцать девять минут! Безусловно, многие группы выпускают и более короткие альбомы, звучащие на порядок более сложно, насыщенно и свежо композиционно, но в случае "A Sonication" тридцать девять минут это слишком много. Альбом не старается даже искусственно накрутить дополнительные минуты, предлагая взамен горку самоповторов в красивой обёртке. Наверняка можно было выжать условно двадцать пять минут лучших моментов из всех песен, написать жирным шрифтом "EP" и пустить в тираж как отмазку вида «мы тут туры катаем, концертный альбом выпустили, текучка кадров ещё эта, творческий кризис, все дела, но мы обязательно вернёмся..!». Даже такой жест можно было бы понять и простить. Но чуда не случилось, и мы получили странное во всех отношениях «нечто».

Например, странное сведение. Казалось бы, гитарный звук слабо отличается от предыдущего альбома, не несёт никаких открытий, не отдаёт гнильцой и в целом звучит пристойно. Вокал опять же не меняется годами, разве что в этот раз Штеффен чуть больше увлёкся гроулом и недосыпал вокодера. В этот раз даже бас звучит достаточно ясно и чисто, пусть практически ничего интересного в басовых партиях не прослеживается, если исключить редкие сольные моменты (но о них чуть позже). Но барабаны звучат туманно, тускло и фоново, будто появляясь лишь в те моменты, когда мозг сосредотачивается на них — всё остальное время барабанов будто вовсе не существует. А ещё есть какие-то атмосферные синтезаторные элементы, в котором как в наваристом супе тонут все остальные инструменты да вокал за компанию. Синтезаторы дублируют акустические гитары, подчёркивают самые «эпичные» моменты в песнях тут и там, при этом размазывают общую звуковую картину как кашу по тарелке, из-за чего буквально все песни звучат шумно и размыто. Напоминаю, что мы пытаемся говорить о техничном прог-дэте, где точность и ясность по идее должны присутствовать как одни из главнейших составляющих. Впрочем, что нам звук — идеи-то музыкальные никаким сведением не задушишь, верно..? Ах, если бы только было, что душить! Если исполнение материала на альбоме ещё более-менее на уровне, то сама же музыка, сами идеи и задумки оказались насквозь вторичными и скучными. Позволю себе покопаться во всём меню по порядку...

"Silver Linings" — бодрая открывашка без какого-либо вступления, которая звучит так, будто песня должна была быть второй по списку, а не первой. Достаточно агрессивная и драйвовая для интро, она всё-таки оставляет достаточно странное послевкусие, особенно с весьма странной затухающей в пустоту концовкой. Порции почти в каждом блюде у нас большие, поэтому эти финальные 35 секунд можно и убрать — во вкусе песня явно не потеряет. Следующая за ней "Evenfall" является, пожалуй, самой странной композицией не только на этом альбоме, но и во всей дискографии группы (пожалуй, исключая "Weltseele" с "Akróasis"). Медленный, грувовый, атмосферный акт без какого-либо видимого музыкального направления вертится вокруг всего двух-трёх основных идей. Конечно, это совсем не то, что многие ожидают от Obscura, но ведь эксперименты у них были и в прошлом: стоит лишь вспомнить откровенно SMDM-ные песни с "A Valediction" и общее влияние Thulcandra на творчество Штеффена. Проблема же "Evenfall" в том, что у песни нет хоть сколько-нибудь определённого мелодического/гармонического пути: припев едва разрешается в заглавный рифф, периодически перемежаясь откровенно слабым «поворотом» куплетных частей. Обычно медленные композиции у Obscura следуют хоть какой-то логике ("Ocean Gateways", "The Monist", "Devoured Usurper"), но здесь складывается впечатление, что песня сама не знает, куда хочет двигаться, как не знает, чего хочет от неё композитор. Вступительный рифф после энного повторения смертельно надоедает, так что во избежание проблем с пищеварением, мы уберём последние 20 секунд песни, где этот бессмысленно тянущийся рифф повторяется дважды. "In Solitude" начинается весьма резво и даже презентует неплохие риффы в самом начале, но очень скоро переходит в почти дословное повторение заглавной "Silver Linings". Как, ну как можно так нагло копировать целые части отдельно взятой песни в буквально третьем альбомном трэке!? Тридцать девять минут это не так уж и много времени для заполнения музыкального пространства, а здесь самоповторы начинаются почти сразу! Я даже успела забыть, что в интро были весьма неплохие риффы (которые без каких-либо изменений оказались скопированы в конец песни) — настолько скучной оказалась середина песни. Может, вырезать оттуда 45 секунд? Тем более, что эту «начинку» мы уже распробовали в контексте первого блюда. Дальше же у нас идёт "The Prolonging" — две минуты концентрированного кулинарного шедевра. Хочется в лоб сравнить с "The Enragement Engagement" от Under Threat: такая же быстрая, агрессивная и бескомпромиссная нарезка риффов, аккуратно уложенных в компактную длительность. В "The Prolonging" хорошо буквально всё: напор, риффы, соло, мелодии, гармонии. Никаких проходняков, ничего лишнего. Конечно, песню можно было бы сделать и длиннее, но в контексте этого альбома двухминутный боевик это именно то, что нужно. Даже грустно, что "The Prolonging", на мой взгляд, это лучшая песня на альбоме с точки зрения смыслового композиционного наполнения. А затем у нас идёт "Orbital Elements III", которую здесь зачем-то обозвали "Beyond the Seventh Sun". Безусловно, здесь есть не только элементы оригинальной "Orbital Elements", но и отсылки к "A Transcendental Serenade" с "Omnivium". Рецепт же остался прежним: берём инструментальный акт, наполняем акустическими гитарами, триольным метром, басовыми и гитарными соло (никаких барабанных соло, но об этом опять же чуть позже). Мог получится вполне съедобный и в целом приятный трэк, если бы не недостаток по-настоящему хороших идей для соло. Впрочем, частички "A Transcendental Serenade" сделали своё дело и придали некой серьёзности всей композиции, ибо звучит она куда менее раздолбайской в сравнении с "Orbital Elements II" с "A Valediction". Конкретно здесь сведение смазало музыкальные задумки и лишило какой-то изысканности и яркости. И, конечно же, повторение вступления в конце без каких-либо изменений опять же звучит притянутым за уши, так что и отсюда мы уберём аж 40 секунд. Следующая за нет "Stardust" без предупреждения выдаёт нам риффовку из "Ten Sepiroth" буквально после интро. Благодаря элементам с "Akróasis" "Stardust" звучит достаточно приятно и даже в чём-то свежо — я даже откажусь от вырезки скопированных из прошлого элементов — к счастью, никаких больше отсылок к "Silver Linings"! Конечно, ряд композиторских решений вызывает вопросы, но и об этом мы поговорим чуть позже — как только закончим с меню. Поначалу я думала, что "The Sun Eater" окажется очередной композицией в духе "Ocean Gateways", но затем темп повествования сменился на более быстрый и мелодичный, что позволило получить и горстку приятных риффов, и щепотку неплохих мелодий тут и там — отдельные части, к слову, очередной раз были позаимствованы из предыдущих работ Obscura. Здесь же, впрочем, сравнивать больше хочется с чем-то от Souldrainer времён "Heavens Gate", пусть даже если только отчасти. Неровность подачи, к сожалению, не идёт песне на пользу, вместо желанного разнообразия вынуждая спотыкаться от части к части без стабильного грува и стабильной технодэтовой пилорамы. К счастью, и здесь все элементы оказались с большего на месте, так что вырезать лишнее мы будем из финальной "A Sonication". Заглавные песни зачастую выделяются чем-то особенным и необычным — иначе зачем давать такое же имя всему альбому? Вот и здесь Obscura попытались сотворить кульминацию, большой взрыв, но... не вышло. Интро обещало так много, но песня по итогу, не сумев удержать планку качества, не принесла ничего, кроме одного большого разочарования. Сразу после вступления соло-гитары были тут же заменены монотонной пустотой ритм-гитар, затем последовала череда отсылок к предыдущим работам группы (не опять, а снова!), правда, в этот раз такие отсылки оказались даже в чём-то уместными. Даже вернувшийся ненадолго вокодер не смог исправить ситуацию. Есть тонкая грань между хорошими отсылками, которые вынуждают слушателя воскликнуть «о, это же отсылка к их старой песне, как умно и тонко!» и ужасными самоповторами, от которых только хочется выдать раздражённое «ну вот, опять они используют это дерьмо, как же достало!». Obscura попытались использовать все знакомые элементы, за которые слушатели и любят группу. Все те ингредиенты, которые слушатели узнают, все вкусовые ощущения, которые вызывают приятные и комфортные мысли в духе «да, точно, это же Obscura, обожаю!». К сожалению, совместить всё это было очень сложно, и Obscura не смогли. Финальная композиция "A Sonication" завершается бесконечным соло, которое затухает на протяжении аж двух минут безостановочного гитарного поединка. Говорят, соло в той части записывал какой-то именитый гитарист, но я не слышу там ничего интересного, хорошего и необходимого конкретно этому альбому, поэтому настою на том, чтобы бесцеремонно отрезать последние две минуты композиции. Суммарно же мы вырезали почти четыре минуты хронометража!

Почему? В основном из-за композиторских косяков и терминальной стадии творческой импотенции. Из-за обилия элементов, которые были абсолютно не к месту или не нужны альбому вовсе. Из-за того, как альбом оказался собран на коленке, сварен в одном котле и разложен в восемь тарелок разных цветов. Мешанина идей вылилась в безвкусное и малопригодное к употреблению хрючево. Старались ли музыканты в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Да, вокал Штеффена практически не меняется годами, как и тексты его авторства — ничего критического про них говорить не хочется. Да, безладовый бас, которым изначально так славились "Cosmogenesis/Omnivium", слышен теперь намного лучше в сравнении с "A Valediction". Но теперь проблема лежит в самих партиях и композициях: на альбоме огромное количество мест, где басу просто негде развернуться и продемонстрировать хоть какое-нибудь мастерство и движение музыкальной мысли. По больше части бас просто следует за гитарами или барабанами. Безусловно, сам факт того, что бас теперь ясно прослушивается в пачке и выходит немного вперёд, когда требуется, радует, но даже целое басовое соло в "Orbital Elements III" звучит безвкусно, странно и невоодушевлённо. Гитары, впрочем, находятся в куда более плачевном состоянии. Да, звук гитар остался практически без изменений (со всеми скрипами, шершавым клиппингом и песочной серединой тут и там), но в музыкальном плане мы получили скучное повторяющееся месиво из практически одинаковых свипов в качестве соло и абсолютно фоновых чешущих ритм-гитар, периодически вбрасывающих переваренные остатки риффов из старых песен группы. Не осталось места инновациям, не осталось места стилю: есть только свипы ради свипов, мелодии как затычки поверх шуршащих ритм-гитар, соло, возникающие ниоткуда и приходящие в никуда — причём порой ещё и записанные с сильными ритмическими огрехами: либо кто-то разучился играть на гитаре, либо звукоинженеры оказались слишком ленивы, чтобы исправлять чужие косяки исполнения. Учитывая, что альбом собирался в спешке (по слухам, под давлением лейбла), велика вероятность, что времени на шлифовку банально не оставалось — а может быть и самим музыкантам уже было глубоко плевать. И если бы соло были только нелепо сочинены — их ведь ещё и вывели по громкости вперёд всей остальной пачки. Возникающие из ниоткуда запилы внезапно получают ясность и чёткость, которая требуется по факту всему миксу. Слушателям буквально рисуют большие жёлтые стрелки, кричащие «СЛЫШИТЕ??? ЭТО СОЛО!!!». Конечно, соло не заглушают вообще все остальные инструменты, но изменение в громкости становится крайне заметным, когда весь микс представляет из себя вяло булькающий суп со звуком откуда-то из-под подушки. Да и сами соло будто сочинены всеми музыкантами группы по очереди. По кусочкам. Вслепую. Будто один такт писал первый гитарист, второй такт писал басист, третий такт придумал барабанщик, а четвёртый такт дописал от себя звукорежиссёр. Обычно слушатель может запомнить хотя бы примерное звучание соло в общих чертах, здесь же после прослушивания остаётся лишь пустота в памяти, как после прослушивания статичных упражнений на технику исполнения. И, конечно же, у нас в качестве десерта есть барабаны — или, точнее выражаясь, барабанная подложка, поскольку 90% времени барабаны просто следуют за гитарами, играя абсолютно стандартные паттерны в четырёх четвертях. Никаких ломаных ритмов, ничего прогрессивного, ничего интересного и цепляющего. Это больше напоминает барабанные лупы из какой-то библиотеки сэмплов, подложенные под скучные ритм-гитары. На всём альбоме барабанщик — равно как и басист — просто вторят гитарам, не привнося ничего нового. Ничего уникального, ничего ценного, ничего яркого и запоминающегося. В противовес барабанной работе на этом альбоме вспоминаю "We Are the Nightmare" от Arsis, где барабанщик разошёлся не на шутку и наворотил сумасшедших сбивок, идущих строго параллельно остальной ритм-секции, вместо того, чтобы следовать чёткой схеме вида «вот здесь бочка 16-ми, вот здесь бластбит, вот тут триоли, вот тут сбивка, куплет-припев-соло-припев-концовка». Такой натурально творческий подход позволил альбому дышать, двигаться, расти композиционно. В техно-проге барабаны в принципе задают основу всего и вся, ведь без грамотно сочинённых и записанных барабанов развалится всё остальное. Рискну предположить, что на "A Sonication" барабаны нарочно задвинули куда-то вглубь пачки, чтобы не привлекать внимание к чем-то столь безвкусному и скучному. А учитывая постоянные изменения состава группы, можно с тем же успехом взять на вооружение драм-машину.

Obscura поставили слишком высокую планку в прошлом. Впрочем, Obscura ли как группа или всё-таки сам Штеффен? В 2006-м году вышел первый альбом — и все ушли, Штеффен остался один. Ещё два альбома — ещё одна смена состава (на самом деле несколько, но не будем углубляться — наверняка за прошедшие минуты состав сменился ещё раз). "Diluvium" — ещё одно значительное изменение. "A Valediction" — и ещё одно. "A Sonication" — и ещё! Сложно применять слова «группа» и "Obscura" в одном предложении. Пресный, разочаровывающий, скучный и неуклюжий альбом после нескольких лет ожидания (без учёта концертного сборника) — вот и всё, что мы получили. Остаётся только перекроить альбом на свой лад, обозвав это EP или компиляцией переосмысленных идей прошлого.

Ах да, мы же отрезали по кусочку от почти каждой песни тут и там! Может, нам ещё удастся спасти эту кулинарную катастрофу? Попробуем! Начнём, пожалуй, снова с "Silver Linings" — в конце концов, это неплохая бодрая открывашка, разве что концовку мы просто передвинем в самое начало, искусственно подкорректировав затухание. Теперь у нас есть органично вписавшееся интро, песня не начинается на ровном месте, а без лишней концовки песня теперь весьма уместно переходит в "In Solitude", поскольку обе песни слеплены из одного теста. Но, мягко говоря, "there's no place for silver linings in solitude", поэтому мы вырежем почти все дублирующиеся элементы, чтобы на выходе получить более собранный, менее надоедливый и не такой скучный трэк. Третьим в очереди будет заглавный трэк "A Sonication" — примерно как после "Solaris" мы слышали "A Valediction" на предыдущем альбоме. Куда более «обскуровский» подход, так сказать. И, как говорилось выше, мы вырезаем последние две минуты нудной гитарной тягомотины, смещая затухание туда, где песня завершается намного более логичным образом. А следом мы поставим "Evenfall", медленный эпичный акт, служащий теперь мостиком между двумя половинами альбома, что даёт нам передышку между несколькими более мясными композициями — опять же, со слегка укороченной концовкой, которая весьма неплохо переходит в "The Sun Eater". Медленно открывая вторую половину альбома, постепенно переходим на тустэп и бластбиты для компенсации. Ба, да песня в таком значении начинает звучать практически сбалансированно! Видать, Штеффена не заботили не только композиции как музыкальные творения, но даже такая вещь как порядок песен. В любом случае дальше у нас идёт "The Prolonging" — финальный боевик, быстрый, энергичный и бескомпромиссный. То, что нужно второй половине альбома! Ещё одна передышка в виде "Orbital Elements III" — этот инструментал звучит необычно мягко в контраст предыдущей песне и в целом более осмысленно в контексте обновлённого трэклиста перед финальной композицией. Ровно так же работала "A Transcendental Serenade" перед "Aevum" в уже достаточно далёком 2011-м году. Правда, и от "Orbital Elements III" мы отрезали концовку, что нота в ноту повторяла вступление. И, наконец, мы завершаем альбом песней "Stardust". На мой взгляд, эта композиция подходит намного лучше на роль закрывающей вещи, чем заглавная песня. Интро отличается от всего альбома по настроению, референс к "Ten Sepiroth" перестаёт звучать притянутым за уши, а мягкая и ненавязчивая концовка с финальной строчкой "We shall wander in stardust" подводит финальную черту и собирает альбом воедино. Готово! Мы исправили новый альбом Obscura! Тридцать пять с половиной минут звучания против изначальных тридцати девяти, а также куда более адекватный порядок композиций (с некоторыми оговорками и вырезками) в более классическом «обскурном» стиле — в конце концов, если Штеффен использует много элементов из прошлого, никто не запрещает мне достать из того же прошлого его старый метод организации песен в альбом, верно?

Подытоживая сей крик души, я ставлю этому альбому четвёрку. Да, это катастрофа и разочарование за разочарованием, за что я честно хочу поставить двойку или тройку, но всё-таки я пишу больше из обиды за неоправдавшиеся ожидания и ворчания ради. Песни ведь не такие плохие, техничность всё ещё где-то присутствует, да и само настроение Штеффеновских поделок после всех этих лет всё ещё приятно резонирует где-то в отдельно взятых отделах моего головного мозга. И это несмотря на поразительную способность Штеффена терять креативных и талантливых музыкантов с завидной регулярностью. Последние затем пускаются в свободное плавание и создают собственные проекты: к своеобразному "Obscuraverse" можно отнести сольники и новые проекты почти всех бывших музыкантов: Hannes Grossmann, Christian Muenzner, Linus Klausenitzer, Alkaloid, Obsidious, Quadivum, Changeling и другие. Кто знает, может, новый состав подарит нам в будущем альбом с очередным свежим композиторским и исполнительским подходом? Или Obscura наконец исчезнет, как и ожидалось после «прощания» на "A Valediction"? Быть может, не одномоментно, но шаг за шагом, альбом за альбомом, песня за песней, состав за составом, пока однажды ярко пылающий проект не превратится в сверкающую пыль на просторах безжизненного межзвёздного пространства..?

Увидим.

"As last farewell, we will fade
And disappear and fall apart
As last relieve, we shall forget
We perceive and emerge in vain*

*When we will leave, we lose everything
And unburden our past
We shall wander in stardust
We shall wander in stardust"
SDES   8 июн 2025
Obscura 2021 A Valediction

 Technical Death Metal
A Valediction
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Спустя три года после действительно грандиозного "Diluvium" выходит "A Valediction". За это время состав опять коренным образом поменялся: Рафаэль, Линус, Себастиан ушли делать свой проект, получивший название Obsidious, заодно утащив туда все свои композиторские навыки, которыми и запомнился "Diluvium". Штеффен же восполнил потери старыми знакомыми по "Cosmogenesis" и "Omnivium": Тесселинг на басу и Мюнцнер на гитарной пилораме. Возвращения Тесселинга в прог-дэт хотелось ждать с нежным трепетом, затаив дыхание и надеясь на внедрение ещё большего количества околоджазовых мелодических линий и экспериментов в тугую тяжёлую ритм-секцию. Мюнцнер же не так сильно впечатлял раньше, но была надежда на возвращение "того самого" звучания группы предыдущей декады.

Ожидания одновременно и оправдались, и не оправдались. Уже по синглам стало понятно, что... ничего не понятно! Разброс в материале синглов был ожидаем, но в этот раз не удавалось зацепиться практически ни за что интересное. Тревожила музыка, тревожил звук, тревожили клипы к этим самым синглам. Но альбом ожидался - лучше услышать полный провал в полном же объёме, чем не ждать альбом вовсе и откреститься от него заранее. Однако... и провала не случилось.

Да, настроением и подачей альбом куда ближе "Cosmogenesis" и "Omnivium", нежели "Diluvium" - к моему большому сожалению, ибо именно альбом 2018-го года стал направлением, которое хотелось бы слышать у группы и далее. Увы. Почерк Мюнцнеровских соляков невозможно не узнать: тут и приёмы, знакомые по ранним (так сказать) альбомам, тут и отсылки к тому же "Concerto", тут же отзвуки Alkaloid. В общей пачке гитарная пилорама не вызывает отвращения, а наоборот даже вполне грамотно вписывается в повествование. Иначе обстоят дела с басом Тесселинга - он будто тонет без воды, сгорает без огня, глохнет без глушителя и пропадает без следа, ни разу не исчезая из поля слушания. Стоит сместить фокус с баса на что-то ещё, как он теряется и сливается с фоном - при этом по-прежнему слышны и мелодические линии, и, признаюсь, несколько разочаровывающие басовые соло, и вполне чёткие направляющие, сплавляющие вместе ритм-секцию с солирующими инструментами, к коим относится и вокал Штеффена - сильно отдающий In Thy Dreams, к слову, но об этом позже - просто весь этот бас звучит... странно. У меня не находится других эпитетов. Бас есть, бас хороший, баса нету, бас никакой. Есть характер, нет характера. Есть тон, нет тона. Я в смятении по поводу услышанного, и не могу внятно сформулировать, что же именно меня смущает в басу, и это весьма грустно.

Барабанщик же... держит марку, и на этом всё? Он будто и прекрасно владеет техникой, и мысли у него звучат *вместе* с группой, но в то же время он будто не выделяется своим характером, не выдаёт никаких особенностей, которыми щеголяли Гроссман и Лансер. Как будто все барабаны записаны в угоду композиции обыкновенным сессионщиком. Качественно, со вкусом, как требуется для общей структуры, но без огонька, без полёта мысли, без характера. В группе с четырьмя участниками в такой музыке можно раскрыть всех и каждого в достаточной мере, чтобы спотлайта хватило всем, но... то ли пандемия высосала последнюю жизнь из музыкантов, то ли вмешались какие-то неведомые мне обстоятельства, но результат работы ритм-секции оставляет желать лучшего при всём мастерстве исполнения. Разочарование, которое не разочаровало, но опять же оставило в смятении.

А музыка что? "Solaris", буквально вторящий канонам "Vortex Omnivium". "Devoured Usurper", будто слепленный из остатков "Ocean Gateways". "Orbital Elements II", звучащий, будто ребятам просто захотелось повеселиться и забавы ради сделать более подвижную, задорную и в разы менее философскую, задумчивую и размеренную оригинальную версию. Особняком среди всего альбома стоит "When Stars Collide" с абсолютно дурацким (даже по словам Штеффена, в каком-то смысле) клипом и звучанием, почти идентичным... Gates of Ishtar/The Duskfall! Максимально близкие по духу и исполнению риффы, яркая подача, куда более шведский вокал (на альбоме стало в разы меньше вокодера, к слову), гость из какой-то там модерновой банды, спевший две строчки припева - Obscura теперь мдм, расходимся! Ладно, будем считать это разовым экспериментом - причём весьма удачным, ибо для меня это (отчасти к сожалению!) лучшая композиция на всём альбоме. Безусловно и "Forsaken", и "Heritage" прекрасны как круглая рамка для альбома, но всё-таки... нет. Что-то не то. Что-то не так. Даже внаглую взятый отрывок из "Episode 666" в "Orbital Elements II" не вызвал восторга, а скорее просто подчеркнул текущую мдм'ность проекта. Двояко, сомнительно, странно. И я вновь в смятении.

Сравнений с "Diluvium" было не избежать. И сравнение с моей точки зрения не в пользу "A Valediction". Другой состав, другая музыка, другие ориентиры (полагаю, Штеффен продолжает топить за Thulcandra), другие "возвращения к корням". Право, как продолжатель идей "Cosmogenesis" и "Omnivium" альбом слушается прекрасно. Если бы они шли буквально друг за другом в дискографии, никто бы ничего и не заподозрил! Но у нас успели случиться "Akróasis" и "Diluvium", которые и из памяти не выкинешь, и из портфолио не вычеркнешь. Старое-доброе направление прекрасно работало раньше, и в таком же состоянии и виде работает и сейчас, ведь если прислушиваться ко всем риффам, солякам да сбивкам, ко всем мелодическим линиям, к лирике и прочим деталям, то картинка складывается. Просто это не то, чего хотелось получить от такого альбома. Вышло хорошо, но хотелось другого. "Возвращение к корням" приветствуется - ведь для такого камбэка ещё удалось удержать планку качества и не скатиться в ОТКРОВЕННЕЙШЕЕ самокопирование (кх-кх, Гиллион, кх-кх), ограничившись цитатами тут и там - но раз уж по вкусу пришлась новая сторона группы, то и ожидалось продолжение именно той сюжетной ветви, раскачавшейся в 2016-м году на "Akróasis" и принесшей сочные плоды в 2018-м на "Diluvium".

Мы получили то, что получили. Если судить по синглам Obsidious, то именно там и будет тот самый "Diluvium II", который так ожидался от, собственно, Obscura. Время покажет. Больше проектов, хороших и разных, как говорится. А пока что "A Valediction" отправляется на полку чуть повыше "Akróasis", чуть пониже альбомов 2009/2011 годов. Что ни состав, то новый концепт. Новое звучание, новая группа, сохраняющая при этом своё узнаваемое лицо - и не ударяющая этим лицом в грязь, смею заметить!

Прекрасный альбом, полный разочарования тем, что не оказался другим альбомом. Время сейчас такое. Печальная улыбка и полное смятение. Непонимание и недоумение. Пусть и такая страница в истории группы будет. А будет ли жить проект после такого "прощания"? Увидим.
SDES  19 июн 2022
Mors Principium Est 2020 Seven

 Melodic Death Metal
Seven
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
"Хватит насиловать труп! Гиллион исписался! Четвёртый альбом на месте топчется, всё скучно и одинаково! Зачем его вообще взяли?" — кричали одни. "Гиллион вытащил группу из небытия, вывел на публику и не дал проекту закиснуть! Четыре альбома музыку писать в заданной стилистике — это ещё уметь нужно! Вилле незаслуженно его выгнал в конце концов!" — отзывались другие. А истина, как водится, была где-то посередине. Где-то рядом.

После трёх первых альбомов, которые в узких кругах широко известны чуть ли не как эталонные что для финской, что для шведской школ мелодэта, группа лишилась двух гитаристов-композиторов и пропала с радаров на несколько лет. В 2012-ом году все, затаив дыхание, ждали камбэка группы, в которую тогда пришёл британский гитарист-пианист Энди Гиллион. "...and Death Said Live" отчасти оправдал ожидания, ведь группа продолжила направление, взятое годами ранее, но с другой стороны несколько разочаровала звуком и подачей материала, который уже не удивлял и не давал много поводов переслушивать альбом снова и снова. Что в самом деле хорошо удалось Гиллиону, так это попасть в мелодическую составляющую группы, прочувствовать общий стиль и начать реализовывать уже свои собственные идеи на чужом поприще. Вот только за прошедшее десятилетие это успело порядком поднадоесть, ведь от альбома к альбому в значительной степени не менялось практически ничего: тот же звук, те же музыкальные приёмы, те же структуры, разве что роль оркестровок существенно возросла.

В итоге на четвёртом и заключительном альбоме "эпохи Гиллиона" под названием "Seven" откровений не случилось совсем никаких. И простительно было бы, если бы материал продолжал держать марку качества и хитовости с каждым новым релизом, но ведь рабочие музыкальные схемы, самокопирование и кочующие из песни в песню приёмы и до того не слишком блистали. По ощущениям на второй план отошла ритм-секция, что выражается в давно уже сэмплированных басовых партиях и барабанах, записанными сессионщиком, а оркестровки окончательно сплелись с гитарами и вышли за рамки поддерживающего аранжировочного элемента практически на первый план. Наконец, композиции прибавили в длительности, не будучи при этом наполненными каким-либо здравым смыслом и музыкальной логикой. Почти каждая песня с альбома ощущается бездумным набором риффов, чередование которых выстраивается не относительно какой-то драматургии, но просто от скуки и нагромождения ради. Ощущение, будто все изюминки старых альбомов-булочек выковыряли и сложили горсткой на полку отлежаться те самые пять лет, после чего уже порядком подгнивший изюм ссыпали в бочонок с порошковой массой под названием "ароматизатор изюмный идентичный натуральному" и добавили туда одну-единственную булочку — для аромата и для галочки. Очередной и уже традиционный забавный метал-кавер (в этот раз на "Uprising" от Muse) погоды не сделал, но сдержанную ухмылку всё же вызвал. Хоть что-то приятное!

То немногое, но важное из музыкальных элементов, что работало у группы раньше, более-менее выстрелило в 2012-ом году с камбэком, но перестало работать уже к следующему за ним "Dawn of the 5th Era", а к "Seven" так и вовсе превратилось в серую и скучную однородную массу, песни которой на слух едва ли чем-то отличаются от аналогичных с любого другого альбома гиллионовской эпохи. Энди и впрямь проявил себя достаточно смело, взяв на себя роль сразу и гитариста-композитора, и пианиста-аранжировщика, и клоуна-пекаря булочек с изюмом на собственном ютуб-канале. Ему удалось засахарить-заспиртовать группу на декаду в узнаваемом со всех сторон стиле, чтобы... уже летом этого года Вилле выгнал его самого, вернул старых гитаристов и пообещал новый материал! Конечно, надеяться на возвращение "тех самых MPE" из нулевых — причём во второй раз! — наивно, но надежда как обычно находит свою смерть последней.

А смерть это всего лишь начало.
SDES  20 окт 2021
At the Gates 2021 The Nightmare of Being

 Melodic Death Metal
The Nightmare of Being
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Группа медленно поворачивается в странном направлении, слегка экспериментирует и адаптируется после ухода Андерса Бьорлера, ищет новые элементы и с переменным успехом внедряет их в свою музыку. Уж не знаю, на чём сидит старина Томас, но его вокал даже умудряется звучать в меру жирно и не слишком палится возрастом и степенью износа — на живых выступлениях это заметно в разы сильнее, чего уж скрывать. Предыдущий альбом уже оказался шагом в сторону от "привычного классического AtG образца 95-го года" (которого вполне хватило на камбэке 2014-го года), но вместе с тем сделал робкий реверанс в сторону дебютного альбома с его сыростью, тревожностью, чем-то гнетущим, неспокойным и пугающим, и был дополнен сгущёнкой из тёмной материи, криповости и околопафосной замогильной холодности и расчёта. Такое направление слегка удивило и, увы, не слишком сильно обрадовало. Не моё. Не заходило.

Тем с большей опаской ожидался новый альбом шведских старичат. И... опасения были отчасти ненапрасными. Альбом сделал ещё один шаг в сторону от "старой школы", на сей раз в сторону прог-элементов, почти торжественных и пышных оркестровок, проскакивающих буквально через песню, удлинённого хронометража отдельно взятых песен и большей атмосферности. Альбом как будто и не агрессивный вовсе, даже быстрые и бодрые вещи проскакивают словно искорки, которым не дают разгореться до полноценного пламени. Всё пространство вокруг затягивается зыбкой тёмной пустотой, в которой захлёбывается Томас и из которой может донестись саксофон в один момент, уставший шёпот в духе In Flames образца нулевых в другой и редкий цепляющий рифф а-ля "Slaughter of the Soul" в третий. Варево, признаюсь, странное и требующее привыкания. Ну не ожидаю я от AtG хоть сколько-нибудь продуманных оркестровок тут и там! Не ожидаю редких вкраплений переменных размеров, да и чего таить, саксофон вызвал ассоциации отчасти со вторым альбомом Essence of Datum, отчасти с сольником Бьорлера — быть может, бывшие товарищи по цеху послушали, что творил их гитарист, и малость почерпнули идей оттуда?.. Атмосферность, недогруженные гитары, саксофон опять же...

Хаотичность. Несбалансированность. Странность. Гнетущая чернота и почти туман (почти! чай, не дум рассматриваем, знаете ли, тхе), через который ясно и чётко слышно что-то, что тяжело назвать ладно скроенным музыкальным полотном. И ведь скроено же, и работает, и слушается, но... что-то не так. Этот альбом уже шаг в сторону от самих себя образца 2018-го года, дальше в неизведанное, дальше в эксперименты и вот это "хватит играть SotS в различных вариациях каждый альбом", которое в принципе является достаточно разумным решением. Но вот обуздать всю чёрную вязкую материю, которая медленно сочится из какой-то очередной гробницы, у них пока получается с трудом. С усилиями. С попытками контролировать то, что они сами же и выпустили три года назад.

Быть может, к следующему альбому, когда бы он ни вышел, случится ещё один поворот. А может, не случится, и выбранное направление продолжит обрастать мясом опыта аранжировки и исполнения, тьму удастся обуздать и спустить на слушателя со всей тяжестью бытия, как было на "To Drink from the Night Itself". Это не те At the Gates, которых я хотел бы слышать и слушать, но за их движением всё равно интересно наблюдать. Увидим.

P. S. Великолепный и простой как палка рифф из второй половины "Touched by the White Hands of Death" получает звание единственного стоящего и запоминающегося момента альбома от меня, фыр.

P. P. S. Шутка ли, но по яркости и насыщенности этот альбом вернулся к уровню 2014-го года, в то время как альбом 2018-го года теперь звучит тусклым, глухим и сырым. Интересное наблюдение. Может, прошлый альбом был не так уж и плох..?
SDES  30 июл 2021
Ensiferum 2015 One Man Army

 Epic Folk Metal
One Man Army
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Вокруг этого альбома не было никакой шумихи, как вокруг прошлого, когда все ждали чего-то "эдакого", а получили нечто странное, невнятное и разочаровавшее большинство слушателей. Потому в этот раз никто, собственно, и не ожидал, что альбом получится хорошим. Давно минули времена Яри, отгремели первые опусы с участием Линдроса... А потом был провал, контраст с которым и сыграл на руку "One Man Army", за счёт чего альбом и смотрится более удачным в сравнении с предыдущим.

Что ж, творческий потенциал коллектива можно считать практически исчерпанным. Не до конца, идеи ещё есть - но они уже не совсем энсиферумские. И что удивительно, именно этим альбом и цепляет. Он не такой атмосферный, не такой крышесносный или ураганный... Не такой "лиричный и бессмысленный" как предыдущий, но с несколькими своими фишками. Все эти уклоны в кантри ("Neito Pohjolan"), чуть ли не ирландский фолк ("Rawhide") и нечто очень стёбное ("Bonus Song", просто вслушайтесь в этот текст) - всё это хорошо, но это не Ensiferum. Этих "фишек" хватило, чтобы несколько раз удивлённо улыбнуться, но этого явно недостаточно, чтобы днями напролёт сидеть и вслушиваться-вслушиваться-вслушиваться с тучной миной у окна и мыслями а-ля "Петри-Петри, что же ты хотел нам всем сказать, сукин ты сын...". Основная же часть альбома продолжается в духе прошлых опусов - добротный материал без изысков, который можно считать уже "стандартным" или даже "проходным" для Ensiferum по одной простой причине: этим уже никого не удивить и не заставить внимательно вслушиваться, как то было раньше. Альбом сам по себе лёгкий для восприятия да и вникать тут особо не во что.

Несколько знаковых композиций на альбоме всё-таки хочется отметить. "Axe Of Judgement" - быстрое и бодрое начало альбома, которого так не хватало прошлой пластинке. "Heathen Horde" - неторопливая, но приятная композиция, в частности за счёт запоминающихся гармонических ходов. Отмечу также, что используемый почти повсеместно на альбоме хор здесь звучит уместно в отличие от некоторых других треков. "Warrior Without A War" - среднетемповая и качёвая вещь в духе "Wanderer" с "Victory Songs". "Two Of Spades" - забойный боевичок с фанковой частью посередине. Никогда не слышали Jamiroquai на финском?.. Милости просим! "Neito Pohjolan" - приятный кантри, напоминающий середину "Stone Cold Metal", которая в своё время радовала нас на "From Afar". Длинные "Cry for the Earth Bounds" и "Descendants, Defiance, Domintion" не оставили даже тени эмоций - к сожалению, печальный опыт показывает, что столь длительные композиции с намёком на прогрессивность группе никогда особо не удавались, а лишь навевали тоску и вгоняли в сон.

Напоследок хочется отметить приятный в целом звук альбома, особенно ласкающие уши ударные. А подводя итог, можно смело сказать, что разочарованием года альбом не стал, а скорее даже удивил тем, что не обернулся полнейшей катастрофой. И всё-таки момент для группы упущен, что будет дальше - неизвестно. Быть может, Ensiferum развалятся, а может, продолжат гнуть свою палку, периодически обрастая новыми стилевыми листиками и осторожно продолжая свои эксперименты. Время покажет.
SDES  21 мар 2015
Zonaria 2012 Arrival of the Red Sun

 Melodic Death Metal
Arrival of the Red Sun
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Третий по счёту альбом шведов не то, чтобы разочаровал, но оставил после себя двоякое впечатление: с одной стороны, не появилось ровным счётом ничего нового, звук остался прежним, так что можно было даже назвать альбом "The Cancer Empire II"; с другой стороны, релиз отличается от предшественников большей осмысленностью и более грамотной подачей материала.

Первым впечатлением от "Arrival Of The Red Sun" было полное разочарование - это за четыре-то года не сделать чего-нибудь необычного и особенного, чего-то цепляющего и хитового, подобно дебютнику! Даже после пяти-семи прослушиваний в памяти упорно не хотело оставаться ничего, кроме трёх предварительно выложенных для ознакомления треков. Казалось, вот сейчас наконец проникнешься очередной песней, как она вдруг обрывалась, оставшись то ли недописанной, то ли недосказанной. После более вдумчивого ознакомления потенциал альбома стал раскрываться; стало ясно, что никаких радикальных изменений в стиле не произошло: это фактически та же Zonaria, что и 4 года назад, просто в новой обёртке, более мелодичной, более мягкой, более оформленной.

Звучание группы также нисколько не изменилось: "фирменные" мелодические ходы, атмосферные клавиши и разномастный вокал никуда не делись. Хитов на альбоме оказалось всё же больше, чем на "The Cancer Empire" - это и открывашка "Arrival Of The Red Sun", и цепляющая припевом "Silent Holocaust", и "Desert Storms" с плавными приятными риффами, и лиричные "My Vengeance Remains" и "Face My Justice". К сожалению (а для кого-то, наверняка, к счастью), к тому сырому, мрачному и тяжёлому звуку (как будто вместо струн натянуты рельсы), как на первом альбоме, они уже вряд ли вернутся, а продолжат развиваться в направлении, начатом на "The Cancer Empire".

Fazit: альбом не оправдал возложенных на него надежд, но и не оказался полным провалом. Теперь у группы есть крепко сформированное грамотное звучание, остаётся ждать их следующей работы.
SDES  27 июл 2012
UnderThreat 2006 Deathmosphere

 Melodic Death Metal
Deathmosphere
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Нынче в мире столько коллективов рвутся играть melodic death metal, что становится трудно создавать нечто новое, непохожее на остальных. Но всегда найдутся те, кто, практически не привнося особых новшеств в стиль, способен обратить на себя внимание. Колумбийцам UnderThreat это более чем удалось - качественно сыгранный, быстрый и мощный шведский МДМ заставляет снова и снова переслушивать и переосмысливать весь альбом от начала и до конца! Одной из важных составляющих альбома являются технично исполненные мелодии, пронизывающие буквально каждую песню - быстрые, гармоничные, местами депрессивные и откровенно давящие на душу - именно они создают такую гнетущую, полную ненависти атмосферу. Акустические вставки добавляют в музыку красивую печаль и усиливают общее впечатление от прослушивания. Ударные не прекращают работать ни на секунду - быстрые сбивки и бластбиты добавляют злобы и агрессии, а вокал, поющий то низким гроулом, то скримом (а местами слышен и чистый вокал) как будто пытается показать всю безвыходность ситуации, - эта музыка не оставит никому шанса на выживание! Качество записи можно оценить как 8 из 10 - всё качественно записано и сведено, ровно и без огрехов, но всё же, на мой взгляд, иногда гитарам не хватает чёткости и сочности. Несмотря на это, звук воспринимается довольно легко, мелодии быстро запоминаются и долго ещё крутятся в голове слушателя. Конечно, есть определенная доля однообразия темпа, риффов, мелодий, это может оставить значительный осадок, особенно у ценителей жанра. Тексты в основном содержат мысли о жизни и смерти, вопросы о судьбе, вечности, что отлично вписывается в общую мрачную картину. Из всех треков на альбоме выделю несколько, наиболее интересных: одноименная тема альбома "Deathmosphere" задает тон всему альбому - готовит слушателя к тому, что ждёт впереди; "Parallel Hells" и "Restrained Hate Coexistance" выделяются чистым вокалом в припеве - звучит недурственно и трогает за душу; "Third World Blood" считаю отличным акустическим завершением альбома - мелодия навевает мысли о вечном и оставляет будто какую-то недосказанность. Если судить о работе в целом, то перед нами ещё один техничный mdm-акт, которым, несмотря на незначительный недостаток в лице однообразия, смело можно дополнить любую метал-коллекцию.
SDES   5 дек 2010
Arise 2009 The Reckoning

 Melodic Death Metal
The Reckoning
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Шведы Arise, играющие мелодичный дэт в смешении с трэшем, выпустили свою очередную пластинку, но по сравнению с предыдущими работами группы, этот альбом выглядит более мелодично, при этом не уступая в ярости и мощи. Музыка быстро запоминается, хотя довольно незаурядна, - отчётливо слышно даже по одним риффам, что это шведская работа! Качество записи на высоком уровне, - слышно как бас и ударные, так и обе гитары. Вокал можно сравнить с голосом Станне (DT), но здесь гроул звучит более раздирающе, и в то же время не крикливо. Гитарные партии не столь разнообразны, однако и одинаковостью здесь не пахнет, можно лишь отметить сравнительно похожие соло на протяжении всего альбома. Местами звучание отдалённо напоминает At the Gates, но абсолютного сходства с какой-либо шведской легендой здесь нет. Если на предыдущих альбомах песни звучали как набор хорошо получившихся треков, то здесь можно наблюдать плавные переходы от раздирающей злобы к равнодушному пессимизму, причём нет абсолютно ничего лишнего - всё хорошо продумано и сбалансировано. Вообще, на пластинке сохранена атмосфера предыдущих альбомов - атмосфера агрессии и угнетения, которая теперь имеет более чёткие очертания и в то же время не напрягает слушателя. Лирика сохраняет темы предыдущих альбомов - ненависть, мёртвая надежда, беспросветное будущее, - это можно понять уже по названиям песен. Каждый трек на альбоме хорош по-своему, поэтому трудно выделить один-два как лучшие на диске. В целом, альбом вышел хорошо звучащим и довольно техничным - всё-таки шведская школа - да ещё и поддерживаемым депрессивной атмосферой. И при этом пластинка не надоедает при многократном прослушивании. Нельзя сказать, что на альбоме можно услышать что-то новое в жанре, скорее здесь просто отличный и качественный мелодичный дэт. У группы явно чётко сформировалось собственное звучание. Очень надеюсь, что следующие релизы будут выдержаны в этом направлении!
SDES  10 окт 2010
[ 1 ]
/\\Вверх
Реклама на DARKSIDE.ru Рейтинг@Mail.ru

1997-2025 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом