Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Wave-Gotik-Treffen 2014 (Day 1-2)

->
+

Дата
2014
June
Fri
06

Город
Лейпциг (Германия)



Предисловие.

Старинный саксонский город Лейпциг особой популярностью среди туристов не пользуется. В нем вы не найдете незабываемых красот, эксклюзивных развлечений и первоклассных достопримечательностей. Но все же будем справедливы: в Лейпциге, в принципе, есть чем себя занять день-другой. Здесь жили и творили Гете, Шиллер, Вагнер, Шуман, Лист, Ницше; здесь ежегодно проходят множество ярмарок и крупномасштабный фестиваль классической музыки, посвященный еще одному великому местному жителю — Иоганну Себастьяну Баху; здесь в 1813-м году произошла грандиозная «Битва народов» России и Европы с наполеоновской армией, позднее увековеченная в грандиозном каменном монументе на месте событий; здесь интересный зоопарк, а Университет — один из старейших в Европе. Здесь есть очаровательные средневековые улицы и готические церкви; нельзя также не упомянуть об овеянной легендами исторической харчевне «Погреб Ауэрбаха», где происходит действие первой части «Фауста». Но нам важно иное. Один из пиков туристического сезона в Лейпциге приходится на излет весны — начало лета. Именно в эту благодатную пору здесь проходит главный на планете фестиваль готической, индустриальной и сопутствующей музыки — знаменитый Wave-Gotik-Treffen, который за 23 года своего существования сам стал одной из визитных карточек города, беспрецедентным культурным событием, активно поддерживаемым городской администрацией.

Событие это занимает почетное место в моем личном календаре: описываемая поездка на фестиваль была уже четвертой. Для меня и моего любимого WGT прочно стал главным музыкальным событием года, долгожданным развлечением, он вошел в привычку и не желает отпускать из своих цепких объятий, не встречая, впрочем, ни малейшего сопротивления с нашей стороны. Но именно в этот раз мы остро почувствовали, как сильно изменилось наше отношение к «Треффену». От былых восторгов, захлебывающегося возбуждения, ощущения сопричастности к некоей сенсации и чему-то до крайности необыкновенному не осталось и следа. Давно пора было преодолеть этот рубеж. Не то чтобы поездка в Лейпциг стала стандартной рутиной, но бури свежих эксклюзивных эмоций и культурного шока, который неизменно переживают все зрители-первогодки, испытать нам уже не суждено никогда. Мы впервые не сделали ни одной фотографии, не пялились на сногсшибательные костюмы посетителей, ничего не купили на фестивальном рынке, не бродили дни напролет в главном фестивальном парке, дотошно обшаривая все углы. А главное — не стремились прыгнуть выше головы при постановке стратегических целей и задач на эти четыре дня. Суета и горячка покинули наши мысли, им на смену пришли спокойствие и трезвый расчет. Мы не гнались за рекордами, не предпринимали тщетных попыток объять необъятное и увидеть как можно больше, не переживали об упущенном. Опыт, сын ошибок трудных, даровал нам мудрость, позволившую пережить предельно насыщенную фестивальную реальность в комфорте и гармонии.

Проведение фестиваля всегда приходится на католическую Троицу (Пятидесятницу), которая является в Германии государственным праздником и дарит гражданам четыре выходных дня. Таким образом, с помощью церковного календаря можно легко рассчитать даты будущих WGT на много лет вперед. Официально программа фестиваля стартует в пятницу, но уже вечером четверга можно посетить различные pre-party и первые выступления групп, среди которых попадаются очень любопытные и достойные Вашего внимания — порой гораздо более достойные, чем многие концертирующие в последующие дни. Например, в этом году таковыми определенно можно считать FORMALIN и KELUAR, чьи шоу можно было увидеть в клубе Moritzbastei.
Пребывание на немецкой земле началось для нас с непредвиденной почти трехчасовой стоянки на центральном вокзале Берлина. Аэропортовый автобус непривычно медленно плелся по запруженным машинами и людьми улицам угрюмого неуютного города. В конце концов на ближайший экспресс в Лейпциг мы опоздали. Альтернативным вариантом было сесть на региональный поезд и неспешно продвигаться к цели в течение трех часов, да еще и с пересадкой. Либо дождаться следующего экспресса, который достигает центра Лейпцига за один час и приходит практически одновременно с меланхоличной электричкой. Естественно, мы выбрали второе. Приуныв, прогулялись по вокзалу, волоча за собой багаж, и, наконец, засели на верхнем его этаже на огромной веранде итальянского ресторана, где и поужинали. Непривлекательная городская панорама вдохновения не добавила; к тому же день выдался довольно прохладным, с резким ледяным ветром, опрокидывавшим даже чайные чашки. Устав ловить разлетавшиеся салфетки и вилки, мы спустились на самую нижнюю платформу, к которой должен был подойти наш поезд. Здесь стоял совсем уж аномальный холод и нашим, еще не остывшим от московского пекла телам, пришлось несладко. Сидели, дружно клацали зубами, неприязненно поглядывали на стайку готов, примостившихся поблизости вокруг разбитых винных бутылок. Грели себя мыслью? что «Треффен» начинается.

Прибыли в Лейпциг в одиннадцатом часу. На город спустилась романтичная и неожиданно теплая ночь. Мы планировали сразу же приобрести билеты, чтобы не тратить на это время завтра, но не тут-то было! Купить билеты и обменять их на фестивальные браслеты можно в зеленом скверике прямо напротив здания вокзала — очень удобно. Туда мы и направились, пока впереди в тусклом свете фонарей не проступили очертания чудовищно огромной очереди, вытянувшейся на добрую сотню метров. Обозрев гигантское скопление людей и чемоданов, решили двигаться в отель, ибо завтрашний день обещал быть очень насыщенным и был полон планов, которые во что бы то ни стало следовало осуществить. Сели в такси и через несколько минут были в отеле. Бронирование гостиницы я осуществила ровно за год до фестиваля. Искренне советую и вам поступать так же, потому что все хорошие варианты с удачным расположением и адекватной стоимостью на фестивальные даты уходят моментально. Это же касается и съемных квартир. А жить во время WGT нужно обязательно в центре, вблизи главных трамвайных остановок, иначе замучаетесь ночами добираться до дома. Наш Pentahotel Leipzig я вполне могу порекомендовать для поездок на Треффен: он отличается выгодным центральным расположением и в то же время находится в тихом месте, с уютным внутренним двором, изолированным от шумных магистралей. Интерьер общих зон отеля с его коровьими шкурами, оленьими рогами, хромированными лампами и кислотных цветов элементами декора порой вызывает вопросы, но в номерах этого безобразия мы не встретили. Место не строгое, антураж тусовочно-клубный: ресепшн, объединенный с барной стойкой, лаунж-зона с приглушенным светом, бильярдные столы, непринужденная атмосфера, персонал — молодежь в простецких футболках. В последующие дни мы возвращались в отель и ночью, и под утро, и всякий раз тут было оживленно: играла музыка, смешивались коктейли, по углам восседали до рассвета не рассасывающиеся постояльцы. Стоит ли говорить о том, что почти все они носили на запястье фестивальный браслет? Оказавшись в своем номере, мы с удовлетворением обнаружили, что движуха в лобби до нас не долетает, звукоизоляция в порядке, кровать огромная, а ванная удобная — все необходимое в данный момент. Кое-как разложив вещи, постояв под душем и напившись комплементарной минералки, мы погрузились в беспробудный сон.

День I.

Как постоянные гости Лейпцига мы имеем свои любимые места в городе, традиции и ритуалы, которые свято соблюдаем. Так, предфестивальным пятничным утром мы отправляемся в местный зоопарк. Лейпцигский зоопарк является одним из лучших в Германии и отражает общий высокий уровень зоологических садов страны. Не буду перечислять всех животных, которые здесь обитают, но отмечу, что среди них имеются очень редкие и ценные: красные панды, амурский тигр, дальневосточный леопард, оцелот, диковинное существо под названием окапи (помесь зебры и жирафа), хорошая коллекция человекообразных приматов, рептилий. Зоопарк находится совсем рядом с центром города, но при этом может похвастаться уединенным, спокойным расположением и огромной зеленой территорией, по периметру которой вы не встретите грохочущих шоссе и перенаселенных многоэтажек. Настоящий оазис для любителей дикой природы и всех утомленных городом.

Обычно полусонный и степенный Лейпциг стремительно охватывало готическое безумие. Каждый поезд, прибывавший на платформы центральной железнодорожной станции, выбрасывал на привокзальные просторы все новые и новые партии людей в невероятных одеждах, преимущественно черных. Здесь внушительные черные массы расслаивались и разбредались кто куда, окутывая плотной пеленой готического праздника каждую улицу, каждый квартал.

Знакомый скверик, к которому мы не решились приближаться накануне вечером, гудел как пчелиный рой, и очередь ничуть не укоротилась. Ничего не поделаешь, пришлось вставать в хвост и вносить элемент вопиющей дисгармонии в ладную шеренгу ряженых. Дело в том, что мы, вообще-то, от готических фасадов и декораций бесконечно далеки. На фестивальных (как, впрочем, и любых других) мероприятиях появляемся без макияжа, с цивильными прическами и в хороших, но совершенно не подходящих к тематике события, одеждах. Черный цвет, например, в нашем гардеробе практически отсутствует. В итоге сильно выделяемся из толпы, сами того не желая. Хотите соригинальничать на Треффене — забудьте о готических шмотках!

Раньше я несколько комплексовала по этому поводу. Самокритика всегда была моей сильной стороной. Вот я и решила, что, пожалуй, некрасиво с моей стороны портить общую картину фестивальной публики, облаченной в готические одеяния всех мастей и кропотливо дополняющей сложносочиненные образы соответствующим гримом и прическами. Любимый же, в ответ на мой невразумительный лепет, презрительно ухмыльнулся и велел эти дурацкие мысли навсегда выбросить из головы. В конце концов, мы приезжаем на WGT прежде всего за музыку слушать, а не маскарадные костюмы выгуливать, тем более что эти костюмы, как правило, страшно неудобны, плохо приспособлены для хоть сколько-нибудь активного времяпрепровождения, сделаны из плохих, неприятных материалов и качества крайне сомнительного. Стоя в очереди и глядя на истекающих потом людей, закутанных в пластмассу, резину и их многочисленные производные, мы испытывали откровенное к ним сочувствие. От одного вида несчастных становилось жарко. Украсившись заветными ленточками и влившись таким образом в фестивальное сообщество, мы незамедлительно отправились в зверинец. На его территории повсюду встречали фестивальную публику.

Разрешите еще пару добрых слов о зоопарке, он того заслуживает. Вся площадь поделена на тематические секции, среди которых выделяется Gondwanaland — влажный тропический лес под огромным стеклянным куполом. Сюда ведет длинная темная пещера, в которой можно ознакомиться с историей древнего южного суперконтинента, включавшего Африку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, а также острова Южного полушария, Индостан и Аравийский полуостров. Под куполом можно совершить увлекательную прогулку по густым широколиственным джунглям, по дороге встречая удивительных экзотических созданий — ленивцев, мартышек, игуан, варанов, тапиров, ягуаров. Многие из них, однако, ведут скрытный образ жизни, ведут себя тихо. Приходится быть очень терпеливым и внимательным, чтобы их отыскать. Внизу, как и положено, протекает река, кишащая крокодилами. Высоко над ней подвешен вихляющий во все стороны веревочный мостик — если вдруг вам захочется чуть более острых ощущений. К сожалению, долго находиться в Гондваналэнд невозможно — высокая температура и почти стопроцентная влажность делают пребывание здесь очень некомфортным. В прошлом году мы вывалились отсюда совершенно вареными, измотанными, долго не могли прийти в себя и обрести прежнюю бодрость. В этот раз все прошло более успешно, возможно, потому что температура воздуха внутри купола и за его пределами сравнялась.

Тщательный осмотр зоопарка займет несколько часов, и вы наверняка проголодаетесь. Не стоит хватать никчемные сосиски, синтетическое мороженое и прочий мусор из палаток, которые здесь стоят на каждом шагу. Спланируйте маршрут так, чтобы к окончанию похода оказаться в зоне африканской саванны. Здесь вы найдете замечательный ресторан самообслуживания в стиле аутентичного африканского лоджа, куда прибывают отдохнуть после сафари. Займите столик на веранде с шикарным видом на мирную гладь саванны в окантовке изумрудного леса, где кипит дикая первозданная жизнь, величаво прогуливаются целые стада жирафов, ориксов, зебр, страусов. Здесь как нигде легко поверить, что город остался где-то далеко, очутиться в настоящей тропической сказке. И еда здесь очень достойная — редкость в Лейпциге.

Далее наш путь лежит в Agra Messepark, где располагается главная фестивальная площадка, и где мы проведем весь первый концертный вечер. Место это находится на самом юге города, вокруг нет уже ни домов, ни какой-либо инфраструктуры – только зелень и тишина. Добираются до Агры на трамвае, идущем по маршруту № 11 – дорога от вокзала занимает добрых 40-45 минут. В трамвае весело, душно и всегда почти переполнено. Здорово что нет нужды всякий раз думать об оплате проезда, потому что фестивальный браслет дает право бесплатного пользования всем городским транспортом.
Специфика фестиваля в том, что программа его реализуется одновременно на нескольких десятках площадок, разбросанных по городу.Поэтому посещение музыкальных выступлений и других мероприятий неизбежно сопряжено с лихорадочными разъездами, опозданиями, неудавшимися намерениями. Рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда Ваши любимые исполнители будут давать концерты одновременно в разных местах. Заранее практически невозможно предугадать, кого именно вы сможете увидеть, так как расписание выступлений составляется буквально за неделю до начала фестиваля. В свою очередь лайн-ап формируется долго и постепенно, информация об участниках начинает распространяться только в начале марта, а окончательный список подтвердившихся групп становится доступен только за пару недель до открытия. Все это, должно быть, крайне неудобно для тех, кто добросовестно пытается определиться с целесообразностью посещения фестиваля лично для себя, и строит планы заранее. Тем не менее, поверьте, для постоянных гостей WGT такие неудобства совершенно не имеют значения. Мы видим уникальность фестиваля в том, что он хорош сам по себе, в независимости от конкретных имен на его афишах. Единожды побывав, сюда хочется возвращаться снова и снова, и объяснить это логически едва ли возможно. Мы свою поездку полностью оформляем к началу ноября, задолго до момента объявления первых участников.

На сей раз мы были полностью избавлены от мучительной необходимости делать нелегкий выбор и терзаться его правильностью – программа 23 WGT оказалась настолько бедна на интересные персонально для нас имена, что иной раз приходилось искать лучшее из худшего и исключительно с целью убийства времени. Откровенно говоря, состав музыкантов, заявленных для участия в WGT-2014, объективно был довольно слабым по сравнению с предыдущими годами. Мы даже поставили антирекорд по количеству посещенных концертов.

Начать решили с выступления американских death/gothic -рокеров CHRISTIAN DEATH, представителей жанра, не слишком уже актуального даже для главного тематического фестиваля. По крайней мере, складывается ощущение, что подобной музыки на WGT год от года становится все меньше. Зато очевидно, что при отборе групп-участниц организаторы все больше внимания уделяют модным трендам и течениям, нередко к фестивальному формату имеющим очень отдаленное отношение. Но об этом позже.

Имея весьма смутное представление о творческой биографии группы, припоминая только скандальную славу в начале пути, трагическую кончину лидера и бесконечные смены состава, судебные тяжбы, неоднозначное возвращение в 2007 году, мы с любопытством ожидали этого выступления. Вроде бы в фанатской среде до сих пор не утихают споры относительно законности и морального права сегодняшних CHRISTIAN DEATH играть под этим именем, часть поклонников не принимает и презирает коллектив в нынешнем составе, как и все записанное после смерти Розза Уильямса. Быть может, поэтому десятитысячная Агра – огромный гулкий ангар в глубине парка – оказалась неприлично свободной во время сета CHRISTIAN DEATH. Хотя снаружи толкались толпы потенциальных зрителей.

CHRISTIAN DEATH условно разделили свое шоу три части, визуально разграниченные переодеваниями вокалистки-басистки Maitri – крупной неряшливой дамы с раскиданными по лицу длинными прядями черных волос. Сперва она вышла на сцену в широком, разрезанном на спине свадебном платье системы «баба на чайник», явно конфликтовавшем с ее суровым обликом. Субтильный на ее фоне Валор Канд был элегантен и кудлат, свои резкие восточные черты он дополнительно подчеркнул ярким макияжем. Микрофонные стойки, обвитые розами, барабанная установка, затянутая в рваную марлю и распятия на проекторе довершали картину. Музыканты сделали серьезные скорбные лица, и дурными голосами затянули песни со своего классического альбома «Catastrophe Ballet». В этом году исполняется двадцать лет с момента выхода этой знаковой для группы, да и для всего жанра, работы, и CHRISTIAN DEATH отмечают знаменательную дату специальным туром, в рамках которого исполняют песню за песней почти всю пластинку.

Выглядело это, на мой взгляд, несколько уныло и провинциально, знакомые песни прозвучали на удивление безлико и совсем не тронули. Упорно не желала создаваться обязательная для готической группы пасмурная атмосфера. Работу осветителей сильно затруднили солнечные лучи, упорно проникавшие на сцену из крохотных, расположенных под самым потолком Агры, окошек – все артисты, выступающие здесь в начале вечера вынуждены с этим мириться. Валор в перерывах между песнями болтал с залом по-немецки и очень бойко, так что мы ничего не поняли. Он как мог старался передать оригинальное настроение своих песен. Очень скоро стало понятно, что именно истошно горланящая Maitri с ее развязными манерами и пофигистским выражением лица не дает музыке по-настоящему сработать и в старый материал группы ни по голосовым, ни по имиджевым характеристикам не вписывается и лучше бы ей, скажем, играть в группе Кортни Лав. Все стало значительно лучше во второй части представления, когда дама вылезла из нелепого белого атласа и осталась в полупрозрачном черном пеньюаре, ознаменовав переход к позднему периоду творчества коллектива – альбому «American Inquisition» 2007 года. «Narcissus Metamorphosis of», «Seduction Thy Destruction» «To Dissapear» идут группе куда больше и уж точно Maitri здесь на своем месте и не вызывает отторжения. Отыграв небольшой блок песен со своего последнего на сегодня альбома, вокалисты вновь удалились за кулисы для очередной смены костюма, и через минуту Maitri выпорхнула на сцену в маечке и тоненькой полоске тюля на бедрах, а Валор, скабрезно улыбаясь, крутил на пальце ее нижнее белье. Музыканты принялись энергично наяривать отвратительно пошлый номер «Worship Along The Nile» - я очень надеялась, что обойдутся без него. Зато вечер окончательно перестал быть томным. Далее Валор вновь обратился к залу, на этот раз по-английски, и пообещал поклонникам скорый новый альбом. В доказательство была исполнена совершенно новая песня «You Can’t Give It Back» - и как же я обрадовалась, что не ушла раньше времени, потому что вещь просто отличная! Похоже, c готикой CHRISTIAN DEATH распрощались окончательно. Больше всего звучание новой работы напомнило мне поздних Alice in Chains - поворот неожиданный, интригующий. Оба вокалиста постарались на славу, запомнилась и мелодия, и гитарная партия и эмоциональное наполнение композиции. Новый альбом нужно будет послушать непременно.

Не только меня воодушевила удачная новая песня: сами CHRISTIAN DEATH после ее презентации волшебным образом преобразились, качественно и стройно отыграли остаток своего сета – «In This Glass House» и «Church Of No Return». Провожали мы их вполне заслуженными аплодисментами.
Спустя некоторое время пред нами предстала вторая группа, которой выпала честь выйти в этот вечер на крупнейшую площадку фестиваля – «The Eternal Afflict». Просмотром их выступления решено было заполнить долгий промежуток между сетами CHRISTIAN DEATH и APOPTYGMA BERZERK – уезжать из Агры и возвращаться вновь не хотелось. Произведения немецких oldschool darkwave ветеранов были открыты и экстренно прослушаны за неделю до фестиваля и не вызвали у нас ни внезапной любви, ни стихийного отвращения. Группа существует с 1989 года и, как утверждается, стоит у истоков возникновения немецкой «темной сцены» - что ж, отдадим должное патриархам! К тому же в репертуаре команды нашлось несколько вещей быстро врезавшихся в память как, например, главный их хит «San Diego». Яркая мелодичная песня. Было бы здорово услышать ее вживую.

Увы, благим намерениям не суждено было сбыться. Случается иногда такое, что придешь на концерт незнакомцев, дождешься выхода артистов на сцену и сразу же понимаешь, что пора разворачиваться и уходить. На огромной сцене Агры показались фигуры трех, казалось, абсолютно не имеющих отношения друг к другу людей: патлатый «Клаус Майне» в кепке и кожаной жилетке, добродушный толстяк а-ля «Максим Фадеев» в распахнутой на груди рубахе, и тщедушный, блистающий лысиной, вокалист в узеньких брючках, смахивающий на активиста праворадикальной организации. Как только зазвучала музыка этот крайне неприятной наружности тип с недобрым взглядом начал нарезать нервные круги по сцене и ритмично выкрикивать тексты высоким гнусавым голосом. Шоу стартовало с бойких индустриальных и вполне себе даже танцевальных композиций, довольно тепло принятых аудиторией. Остро ощущалось, что большинство окружающих нас зрителей оказались здесь не случайно – время скоротать и полюбопытствовать, а целенаправленно прибыли на концерт хорошо известной и уважаемой группы. Мы их фанатских чувств разделить не смогли, и уже на третьей песне Виталя деликатно потянул меня к выходу из зала. Ошибку свою признавать не хотелось: руку я с негодованием отдернула и, решив, что участникам группы уделила уже достаточно внимания, обратила взор на видеопроекцию. Это была совсем уж чудовищная оплошность. На большом экране демонстрировались сцены повседневной боевой жизни исламистских террористических группировок, кадры военных спецопераций, массовых казней в Саудовской Аравии, расстрелов и бомбежек мирных жителей и городов, плачущие дети, трупы и окровавленные развалины. Мечущийся из угла в угол вокалист взвинчивался все больше, надсадно и злобно орал, его компаньоны невозмутимо уткнулись в ноутбуки и деловито жали на кнопки, пространство зала долбил упругий бит, картинка на проекторе разражалась автоматными очередями, сыпала падающими бездыханными телами. На какое-то время я тупо застыла на месте, парализованная шоком. Наконец, стряхнув с себя оцепенение и содрогаясь от омерзения, бросилась вон из зала. На воздух. Больше и сказать нечего. Не такого начала Треффена мы желали. Надо было не полениться и поехать на ROTERSAND в зал KOHLRABIZIRKUS.

Отдышавшись, решили раздобыть себе ужин. Если вы, как и я, не любите немецкую еду – жирную, тяжелую, скучную и просто невкусную, придется вам на фестивале тяжело. Территория Агры обильно заставлена всевозможными палатками с едой и «полевыми» кухнями, но предлагаемые здесь яства придутся по вкусу разве что совсем неприхотливым людям, воспринимающим еду исключительно как топливо. Но если вы считаете, что еда должна приносить удовольствие, быть вкусной и, желательно, невредной – будьте готовы побегать по городу в поисках хороших заведений. Но в изолированной Агре приходится есть что дают. Механически жуя условно съедобные макароны и мясо, я в который раз дивилась умению местных горе-кулинаров испортить неплохое, в общем-то, сырье и со вздохом отправила недоеденное в мусор. Это может показаться парадоксальным, но я горячо рекомендую поездку в Германию вечно худеющим и недовольным своей внешностью девушкам: здесь вы увидите вокруг себя столько безобразно толстых и откровенно неухоженных дам, что вмиг избавитесь от излишков аппетита и комплексов. Я всегда худею после поездки на фестиваль, ибо из-за отсутствия приемлемого питания иной раз приходится голодать.

У нас остается еще много времени перед выходом Апоптигмы. Сцену занимает малоизвестная нам группа THE FAIR SEX, но идти туда даже не думаем – THE ETERNAL AFFLICT со своим возмутительно-брутальным перфомансом отбили всякую охоту экспериментировать и расширять кругозор. Да и ноги надо беречь – наша концертная программа завершится около трех часов ночи. Решаем пока посетить Treffen Markt – рынок готических одежд, аксессуаров, дисков, мерчандайза, литературы, предметов интерьера и прочего полезной и не очень готической мишуры. Торговый зал раскинулся под крышей АграХолла, по соседству с концертным. Продвигаемся к входу с некоторыми трудностями – парк в этот час переполнен, на всех лужайках и бордюрах восседают оживленно болтающие, смеющиеся, выпивающие и закусывающие компании. «Treffen» по-немецки – встреча, и для многих гостей, прибывающих из разных городов и стран, фестиваль действительно является местом долгожданной, возможно единственной в году, встречи. Они не упускают ни одной минуты для общения, порой в ущерб посещению концертов.

Еще Треффен – это грандиозный показ готических мод, а главная аллея Агра Мессепарка – главный подиум этого необычайного дефиле. У входа и вдоль всей аллеи толпятся десятки фотографов, которым с удовольствием позируют разодетые в пух и прах гости фестиваля. Когда-то и мы часами бегали по территории парка, охали, в ажиотаже хватали за руки вальяжно прогуливающихся готов и наставляли на них объективы – теперь это в прошлом. Но мы бесконечно благодарны каждому из ряженых – именно они создают всю эту красоту, магию, атмосферу единственного в своем роде волшебного карнавала. Как хорошо, что нет в них нашей практичности и цинизма.

Попав на Treffen Markt принимаемся бесцельно бродить по развалам готического барахла. Смешно вспомнить – раньше я даже умудрялась что-то здесь покупать (и выбрасывать почти сразу по прибытии домой). По-настоящему достойны внимания разве что продавцы музыки – в былые годы Виталя умудрялся отрывать в их коробках издания, которые больше нигде не мог найти. Кажется, что год от года число торгующих дисками потихоньку уменьшается, а их место занимают распространители низкопробного шмотья и безделушек. Взыскательный гот едва ли сможет сделать здесь хороший шоппинг, а все действительно изысканные и интересные наряды покупаются не здесь, а, скорее всего, шьются на заказ. Случаются, правда, приятные исключения и вполне привлекательные вещи. Свою роль в создании специфического фестивального антуража ярмарка играет исправно, и хотя бы один раз мы сюда заходим – позабавиться, понаблюдать.

Тем же, кто не считает рынок Агры таким уж бестолковым и приходит сюда для серьезного шопинга, лучше всего добраться до торговой площадки в первый же день – иначе велик риск упустить все хорошее. Мы сами не заметили, как с головой окунулись в базарную жизнь – из каждой лавки играла разная музыка, гвалт стоял невообразимый, люди активно что-то примеряли и покупали, висели над прилавками и вертели в руках всякую ерунду…в общем счет времени мы потеряли. И еще эта ненормальная расслабленность, усугубившаяся жарой. Я поленилась даже чуть шевельнуть мозгами и прикинуть сколько народу может прийти на сет сегодняшнего хэдлайнера – APOPTYGMA BERZERK. Память услужливо подкинула смутное воспоминание о пятилетней давности совместном московском концерте Апоптигмы и MORTIIS, который собрал человек двести. Но как же Германия, WGT, future-pop , Агра, статус хэдлайнеров, отсутствие сильных конкурентов на других сценах? – все эти детали в конце концов сложились у меня в голове в стройный паззл, но было уже слишком поздно. Когда мы явились на стремительно заполняющийся танцпол Агры, зрителей там было уже столько, что пришлось изрядно потолкаться чтобы выбить себе хоть сколько-то приличную позицию для просмотра шоу. К моменту выхода группы на сцену можно было констатировать аншлаг. Больше народу я здесь видела разве что на Лакримозе.

Стефан Грот с коллегами нагрянули очень мощно и убедительно, с первых минут оправдав высокий статус хэдлайнера самой крупной и престижной фестивальной площадки. Я совершенно зря сомневалась в актуальности коллектива на сегодняшний день – по крайней мере, в плане живых выступлений и в Германии. Несмотря на неоднозначные трансформации и стилевые эксперименты – удачные и не очень, несмотря на жесткую конкуренцию на сцене и появление новых громких имен – Апоптигма все еще востребована. И для этого вовсе не обязательно записывать новые альбомы. Того количества превосходных ударных суперхитов, которые музыканты накопили за свою богатую творческую жизнь, хватит не на один концерт. Комплектация сет-листа заслуживает высших похвал: в нем просто не было слабых мест. «Eclipse» «Starsign» «Unicorn» «Kathy’s Song» «In This Together» «Until The End Of The World» «Major Tom» «Love Never Dies» - лучшее из лучшего, старое и недавнее, угрюмое и беззаботное, синти-поповое и альтроковое, все подавалось с неистовым драйвом, в меру агрессивно, динамично и головокружительно. На самом старте своего пребывания на сцене APOPTYGMA BERZERK взяли поистине ураганный темп, который продолжали непрерывно взвинчивать, так что в этом безбашенном водовороте не было возможности хладнокровно оценить происходящее, а хотелось лишь танцевать, подпевать, ликовать! А ведь фирменный гитарно-электронный звук был далек от идеала, местами размазан и расплывчат донельзя; сценический свет был крайне скуп и временами практически невозможно было разглядеть что происходит в полутьме и густых клубах дыма. Неизвестно что именно пытались хитрые музыканты таким образом замаскировать, но им это удалось. Внешностью, поведением, подачей материала участники группы напоминают некую молодежную альтернативную группу, отжигающую перед толпой заведенных школьников, так что было весьма комично смотреть как взрослая аудитория Агры, пестрящая великовозрастными бородатыми дядьками и безуспешно молодящимися тетками, самозабвенно отжигает и всячески радуется жизни на этом концерте. А я-то думала, что после прошлогоднего шоу THE BIRTHDAY MASSACRE уже ничему не буду удивляться. Все недостатки и шероховатости меркнут перед исключительным драйвом, бешеной энергией, которую изливают со сцены в зал участники APOPTYGMA BERZERK и блеском их музыкального материала. Это тот случай, когда вообще не хочется заниматься критикой и придирчивым разбором работы музыкантов, - отличный концерт и восклицательный знак!

Внушительный заряд бодрости, впрыснутый в наши организмы стараниями APOPTYGMA BERZERK, пришелся как нельзя кстати – борьба со сном предстояла нешуточная. Перевалило за полночь, все прочие концертные точки опустели, народ разъехался по отелям или вечеринкам, но Агра еще только готовилась к заключительному шоу этого долгого вечера. «Полуночный специалитет» - особая категория выступающих на Треффене, их перфомансы всегда происходят в Агре и начинаются не ранее часа ночи. Попадают в эту когорту избранные, по-своему уникальные и выдающиеся артисты – с точки зрения организаторов фестиваля, и, как правило, с любой другой точки зрения. По крайней мере, просматривая списки заявленных участников прошлых лет я почти всегда безошибочно определяла кто из них станет «миттернахтспециалем». Характерные примеры – BRENDAN PERRY, PETTER HEPPNER, ALIEN SEX FIEND, IAMX. В этом году специальных ночных концертов было целых три – WHITE LIES, VITALIC и SLOWDIVE. Логика организаторов угадывается без труда – все три коллектива объединяет хотя бы то, что по стилистике они ни коим образом не вписываются в привычный формат WGT и их появление на сцене главного готик-индустриального фестиваля планеты в высшей степени поразительно. Меж тем, подобную странную политику организаторы проводят уже не первый год. Так, в 2013 году в лайн-ап фестиваля были внесены KOSHEEN и PETER WOLF, да и IAMX, строго говоря, был инородным телом. Об истинных мотивах подобных внедрений догадаться нелегко. Но, если позволено нам будет высказаться, было бы приятнее видеть на фестивале побольше сильных представителей «темной сцены» и примыкающих к ней жанров, чем пару звезд из других галактик. Едва ли они способны привлечь на WGT аудиторию Sziget и Coachella.

И, тем не менее, вышло так, что именно «чужаки» стали для нас самыми ожидаемыми актами этого WGT. Немного обидно, что кульминация всего четырехдневного музыкального праздника поджидала меня на излете первого же фестивального дня. WHITE LIES мне очень дороги. До сих пор помню, какое огромное впечатление произвел на меня дебютный альбом девятнадцатилетних лондонцев «To Lose My Life», не меньше воодушевила третья и последняя на сегодня пластика «Big TV». Я посещала концерты группы в рамках турне в поддержку каждого альбома, всякий раз в разных странах и на совершенно непохожих площадках. Выступление группы на WGT-2014 определенно следует признать лучшим из тех, которым я была свидетельницей.
Я ждала этого концерта с особым трепетом и ажиотажем. Для WHITE LIES, популярной группы из «параллельной вселенной», многократно прошедшей крупнейшие и престижнейшие мировые фестивали, дававшей сольные концерты на Wembley, это шоу не могло стать ощутимой вехой в карьере. Я же и в самых смелых мечтах не могла представить любимую группу на любимом фестивале; появление британцев в списке заявленных артистов поначалу восприняла как шутку и от души посмеялась. Утопичной представлялась такая вероятность – слишком высокого полета птица. Но все сложилось. Бойтесь своих желаний, ведь они могут сбыться. Уже несколько лет я думаю, как прекрасно было бы привезти на Треффен FLORENCE+THE MACHINE, и в свете последних чудесных событий эта мечта уже не кажется такой уж дикой. Обязательно подкину идею организаторам.
Невозможно было предсказать какой окажется явка на этом концерте. С одной стороны, «специальные полуночники» находятся в привилегированном положении, так как одновременно с ним никто не выступает, и, следовательно, могут собрать огромную аудиторию – хоть всех гостей фестиваля. С другой стороны, к началу ночных концертов многие из гостей уже не в состоянии удерживать себя в вертикальном положении и доползти до АграХолла – усталость зашкаливает, организм предательски просит отдыха.
Часы показывали половину второго ночи, когда ребята вышли к самой необычной аудитории, перед которой им когда-либо приходилось играть. Зрителей собралось неожиданно много. Специальный ночной артист уже в силу своего особого статуса не может не привлечь внимание, но я никак не ожидала встретить в толпе любопытствующих и интересующихся такое количество настоящих фанатов и знатоков творчества маститых англичан. Группа удостоилась теплого и сердечного приема, в зале нашлись те, кто подхватывал и старательно пропевал от начала до конца каждую песню. WHITE LIES покорили высочайшим профессионализмом, музыкальным материалом и исполнительским мастерством такого уровня, о котором подавляющее большинство завсегдатаев WGT (даже из первого эшелона) не может и помыслить. Звук на их выступлении был неистово чистый и сочный, свет образцовый, и прочие технические нюансы не вызывали ни малейших вопросов. Что тут говорить – с первой минуты стало понятно, что мы наблюдаем концерт настоящей большой звезды. Это было удовольствие без изъянов и ругать ребят просто не за что.

Наконец-то посчастливилось увидеть WHITE LIES в сравнительно просторном помещении, где их до краев наполненная воздухом и пространством музыка начинает звучать полнокровно и масштабно, порой с поистине неземным размахом и космическими клавишами. Гарри, Чарли и Джек заметно возмужали, обрели небывалую уверенность на сцене и смотрятся очень солидно – неужели им всего 25 лет? Гарри полностью избавился от проблем с вокалом и теперь играючи управляется со своим окрепшим голосом. Бросалась в глаза особенная стать, подкупающая, преисполненная достоинства манера держать себя и неповторимая выправка, по которым моментально идентифицируются представители туманного Альбиона. Нигде в мире нет больше такой концентрации фантастически талантливых и умелых музыкантов.

Концертный сет-лист группы был беспроигрышным еще когда у команды имелся за душой один-единственный альбом, ну а теперь и вовсе поражает воображение. «Farewell To Fairground», «Death», «Big Love», «To Lose My Life», «Getting Even», «Mother Tongue», «Bigger Than Us», «There Goes Our Love Again», «A Place To Hide»…стоит ли продолжать? Меня озадачило разве что отсутствие «Strangers» - песня изумительная и в этот вечер она была бы как нельзя в тему. Самой же запоминающейся и трогательной из прозвучавших композиций без колебаний назову «Unfinished Business» - не у меня одной при ее прослушивании на глазах выступили слезы и застыли в горле слова. Их первая песня, самая пронзительная и душераздирающая. «Это именно то, что держит нас на сцене, та причина, по которой мы играем здесь для вас», - признался Гарри. Мы, поклонники, от души надеемся что искомый «business» музыкантов как можно дольше останется «unfinished».

Какие бы мрачные и невеселые темы не затрагивали в своих песнях WHITE LIES, почти любая их композиция звучит невероятно светло, лирично и жизнеутверждающе, дарует ощущение полета, прекрасного нового дня и душевного подъема. Неудивительно, что все вокруг расцвели и заулыбались, так что у группы не было повода почувствовать себя не в своей тарелке. Разумеется, Гарри не мог обойти стороной факт присутствия на фестивале готической музыки и в самом положительном ключе высказался об этом новом и уникальном опыте, который невозможно будет забыть. Опыт, несомненно, удался.
Напоследок сыграли «Bigger Than Us» - небанальный выбор для завершения концерта, вышло очень эмоционально, а припев прозвучал как торжественный гимн. Утомленные жаром электрических огней и впечатлениями этого бесконечного дня, мы вынырнули в предрассветную серость и быстро зашагали к травмайной остановке. По дороге домой меня посетило тревожное чувство, впервые испытанное год назад после концерта IANVA – лучшего в моей жизни. Тотальное опустошение, предел совершенства, конец времен: видеть больше ничего не хотелось, а хотелось сесть в самолет и лететь прочь из этого города. Больше и сказать нечего.

День II.

Суббота, по понятным причинам, началась поздно, да и спешить было некуда. Стратегические цели на сегодня – выступления THE KLINIK и FRONT LINE ASSEMBLY, так что до девяти часов вечера мы абсолютно свободны. Со всей ответственностью и скрупулезностью было проштудировано расписание более ранних концертов, но ни одного привлекшего наше внимание артиста там не обнаружилось. Самое время вспомнить о том, что мы в отпуске, и посвятить себя отдыху, шопингу, достопримечательностям и прочим внефестивальным развлечениям.

Первым делом выходим в город на ленивый бранч (завтрак в отеле давно закончился) и тут же понимаем, что все сегодняшнее времяпрепровождение будет происходить в закрытых, хорошо кондиционируемых помещениях. Раскаленный асфальт, вместо воздуха жар, обжигающий горло при попытке вдохнуть его, нещадно палящее солнце заставляет нас перебегать из тени в тень, избегая открытых участков. В предыдущие визиты Лейпциг запомнился как город с весьма переменчивой погодой, высокой вероятностью осадков, сильными ветрами, теплыми днями и резким падением температур ночью – вплоть до образования пара изо рта. Но теперь город превратился в филиал южного Средиземноморья и все четыре дня испытывал жителей и туристов аномальной жарой, застывшим тяжелым воздухом и полным отсутствием дождей. Это внесло существенный дискомфорт в нашу фестивальную жизнь, и никак не способствовало отличному самочувствию.

Подкрепившись, отправляемся по магазинам. Это не требует много времени и сил. Лейпциг – мягко говоря, не Милан, кардинально обновить гардероб здесь невозможно. Некоторые категории товаров народного потребления отсутствуют в принципе – например, не найти хорошей обуви. Если Вас интересует элитный шопинг и изделия haute couture – здесь вы этого не найдете. Но кое-что приобрести обязательно удастся. В основном, шопинг в Лейпциге проходит в нескольких торговых центрах, просторных и удобных, а перед выходными еще и с живой музыкой и приветственным шампанским. Имейте в виду, что суббота – последний шанс сделать покупки, так как в последующие два дня в городе закрыты все магазины, не работают даже аптеки и банкоматы.
В эту праздничную пору исторический центр города буквально кишит людьми – и не только фестивальными. По центральным улицам сложно передвигаться из-за нагромождений мобильных палаток с едой, напитками и всякой всячиной. Ни в одной другой стране Европы я не видела такого количества жующих на ходу людей – настоящее обжорное царство. Спасаемся от толчеи и нестерпимой духоты под прохладными готическими сводами церкви Святого Фомы – места захоронения Иоганна Себастьяна Баха, осматриваем небольшую экспозицию, посвященную его жизни и работе в церкви – в течение 27 лет великий композитор был кантором церковного хора мальчиков. В дни проведения WGT сюда можно попасть по фестивальному браслету на концерт органной музыки.
Далее мне вздумалось найти одну из постоянных и прославленных треффенских концертных площадок – клуб Moritzbastei, расположенный где-то в самом центре города. Говорят это очень уютное и презентабельное место, но до сих пор у нас не было повода в нем побывать. Мы двинулись туда, где по моим представлениям должен был находиться клуб. Я слышала, что рядом с ним раскинулся какой-то городской парк, поэтому, завидев поблизости большое зеленое пятно, уверенно нацелилась в его сторону. Тенистые аллеи, засаженные благоухающими жасминовыми кустами, привели нас в подозрительно знакомые места – оказалось, что мы находимся на территории парка имени Клары Цеткин, в глубине которого обосновалась одна из ведущих фестивальных сцен - Parkbuhne. Тем сложнее было поверить в находку, что поездка сюда на трамвае всегда занимала гораздо больше времени, чем мы потратили на пешую прогулку. Подивившись логистическим фокусам, решили зайти внутрь.

Паркбюне – одна из двух фестивальных локаций, расположенных под открытым небом. Полукруглый партер, спускающийся к сцене широкими ступенями, лишь по самой кромке обрамлен деревьями, остальная часть площадки купается в щедрых солнечных лучах. Неудивительно, что в пять часов вечера здесь было почти пусто, немногочисленные зрители с холодными напитками в руках жались к каменным стенам. В этот день в Паркбюне выступал целый взвод блэк-металических групп во главе с SATYRICON. Скромная свита хедлайнера, вынужденная выступать засветло и в самый пик адского пекла, с видимым мучением отбывала пытку на сцене. Мы заглянули в программку и узнали что перед нами норвежская группа KOLDBRANN. Здоровенные страшные и лохматые мужики в тяжелых «доспехах» отчаянно наяривали злобный сырой блэк-метал, вокалист надрывно и уныло ревел, по лицам текли ручьи пота, размазывая остатки обильного макияжа. Нам, конечно, было жаль несчастных блэкарей так некстати угодивших из темного промерзшего норвежского леса в залитые солнцем тропические джунгли – более неуместной обстановки для их музыки придумать было невозможно. В связке с жарой и духотой она провоцирует туман и боль в голове. Долго терпеть норвежцев и их какофонию мы не смогли и под звуки громогласно объявленной песни «Russian Vodka» сбежали под жасминовые кусты.

В конце концов, мы отыскали Moritzbastei, поднялись на его широкую террасу и прошлись по средневековым торговым развалам. Там тоже было немноголюдно, все казалось застывшим и оцепенелым, люди попрятались кто куда в эту беспощадную предзакатную жару. Последние часы перед концертами мы отмокали в бассейне отеля в компании с целыми готическими семействами, ищущими спасения в прохладной воде. Затем – долгий трамвайный путь в Агру по знойным, не желающим остывать, улицам.

THE KLINIK никогда не значились в списках моих музыкальных фаворитов. О существовании Дирка Ивенса и его громадном влиянии на электро-индустриальную сцену Европы я, конечно, знала давно – как-никак один из родоначальников стиля EBM, активен еще с конца семидесятых годов. Рано или поздно с именем бельгийского ветерана сталкивается всякий постоянный гость WGT, ведь без участия одного или сразу нескольких его проектов не обходится ни один фестиваль. THE KLINIK, ABSOLUTE BODY CONTROL, DIVE, SONAR – все это многоликий Дирк Ивенс, настоящий символ Треффена, личность культовая и для поклонников, и для коллег-музыкантов.

Проникнуться его творчеством я пыталась неоднократно и всякий раз убеждалась что не женское это дело. Нелюдимая, хмурая и безжизненная, минималистичная и неказистая музыка THE KLINIK абсолютно не желает быть привлекательной и нравиться широким слоям меломанов. Простая по форме и сложная по содержанию, она требует от слушателя немалых усилий, вдумчивого погружения в музыкальную философию создателя, а также особого склада ума и характера. Десятилетия минули, а Дирк по-прежнему остается радикальным олдскульщиком, которому всяческие тренды, модные веяния и сиюминутные настроения публики не мешают спокойно жить и работать. Наверное, нужно иметь недюжинную смелость и волю, чтобы продолжать невозмутимо идти собственным путем, не пытаясь смягчить и осовременить свою музыку, сделать ее более дружелюбной и коммерчески успешной.
Что же в таком случае привело нас на шоу THE KLINIK? Само собой, не очередная бесплодная попытка обнаружить в Дирке Ивенсе родственную душу и не поиски способа подавления чрезмерной жизнерадостности. Все дело в воспоминаниях четырехлетней давности – не поблекших и не рассеявшихся за такой долгий срок. Это был заключительный аккорд фестивальной программы WGT-2010. Головы тогда были поглощены предстоящими сборами и ранним утренним отъездом в Берлин, но покидать концертную площадку после сета IN STRICT CONFIDENCE мы не спешили. Не хотели признавать, что наш первый готический бал подошел к концу и пора ехать домой, оттягивали этот момент как могли.

Как-то незаметно, тихо и вкрадчиво двое музыкантов обосновались на сцене, так же буднично начали свое выступление и…не знаю что именно произошло, но, вместо того чтобы проследовать к выходу, мы хором застыли на месте, и безропотно простояли там до того момента как в зале включили свет.
Эффект неожиданности сработал и на этот раз. THE KLINIK начинают свои перфомансы внезапно, безо всяких предупреждений и официальных приветствий, молниеносно обрушиваясь на взятого врасплох слушателя всесокрушающей силой своей зловещей музыки. Жесткий монотонный и мощный электронный бит, скупые, порой едва различимые мелодии, характерный абразивно-каркающий вокал фронтмена – все это едва ли способно зачаровать при домашнем прослушивании, но на концерте работает безотказно. Приплюсуем к этому болезненно-невротическую атмосферу, подпитываемую жутковатым визуальным рядом, пугающий облик самих участников проекта – длинные кожаные плащи и забинтованные головы – на выходе получается грамотно поставленное и продуманное до мелочей концептуальное шоу. По вине экстремальной жары Дирк и его ассистент недолго оставались в своих черных плащах и довольно быстро разоблачились, однако общего впечатления это не испортило. Нарочитая дистанцированность от зрителя, полное отсутствие контакта с аудиторией, зловещая аура, фирменные ломаные телодвижения Дирка и его предельная сосредоточенность на вокале – чтоб каждое слово гарантировано доходило до слушателя – все привычные отличительные черты THE KLINIK в избытке присутствовали на этом концерте. И так же как четыре года назад происходящее словно загипнотизировало, намертво приковало внимание и не отпустило до последних тактов заключительного трека. Казалось бы, ничего особенного: оглушительно долбящий по ушам бит, корчащийся в конвульсиях кричащий субъект, угнетающее видео давит на психику – а результат, потрясает, и намного превосходит затраченные на него ресурсы. В голосе Дирка, в его поведении и подаче материала явственно ощущается непритворная честность и прямота, а еще святая вера в правильность однажды избранного курса. И аудитория воздает ему должное – одни стоят как вкопанные, другие пускаются в дикие EBM-пляски, но все исключительно дисциплинированы и послушны – даже по немецким меркам. Мгновенно захватить и сколько угодно долго удержать внимание аудитории маэстро умеет блистательно.

По занавес выступления маски были сброшены и музыканты так же стремительно и лаконично покинули сцену – без пышных прощаний, братаний и сердечных благодарностей. Рассматривать это стоит не как пренебрежение к фанатам, а как разумную часть концепции. Через два дня Дирку предстояло вновь подняться на подмостки Агры, уже в качестве лидера ABSOLUTE BODY CONTROL.

Настоятельно рекомендую хоть раз посмотреть шоу к THE KLINIK - в независимости от степени Вашей персональной любви к oldschool EBM в целом и к данной группе в частности Я вполне солидарна с организаторами WGT, вновь и вновь доверяющими сцену Дирку Ивенсу – безотказному поставщику качественных и неповторимых зрелищ.

FRONT LINE ASSEMBLY, в отличие от THE KLINIK, никогда не сторонились актуальных трендов, господствовавших в электронной музыке на момент записи их очередной пластинки, а вполне открыто их использовали. Однако делали это аккуратно и очень избирательно, тщательно рассчитывая дозу и состав ингредиентов; менялись лишь в деталях, но не затрагивали сущности своей музыки, ухитрялись звучать свежо и небанально, но сохранять свою индивидуальность и репутацию безусловных лидеров электро-индустриальной сцены. Стоит ли говорить о до небес задранной планке качества, до которой Бил Либ со товарищи без проблем допрыгивают с каждым новым альбомом? Стоит ли говорить, что для нас это шоу было одним из главных пунктов фестивальной программы?

В противовес APOPTYGMA BERZERK, героям вечера предыдущего, FRONT LINE ASSEMBLY не собираются останавливаться на завоеванном и прекращать созидательную композиторскую деятельность. Мало того, они намеренно делают ставку на новый материал – а ведь запросто могли бы жить прошлыми заслугами и зарекомендовавшими себя хитами «на все времена». Сет-лист лейпцигского выступления вобрал в себя добрую половину треков с «ECHOGENETIC» (Prototype, Ghosts, Killing Grounds, Blood, Exhale), и наверняка не все поклонники одобрили такой выбор. Билл Либ по-прежнему хвастает завидной физической формой и бодро пружинит по сцене, но ощутимо проигрывает как фронтмен Дирку Ивенсу – нет в нем этой дьявольской и притягательной темной магии. А выкрученные до предела электронные девайсы искажающие голос, делают его абсолютно безжизненным, машинным. Бесстрастный Виталя даже высказал крамольное предположение, что без помощи хитрой техники великий канадец в вокальном плане давно уже слаб и беззащитен – очень может быть. Аккомпанирующие маэстро «солдаты» честно выполняют свою работу, выгодно оттеняя своего главнокомандующего и не покушаясь при этом на внимание публики - недаром я не в состоянии запомнить лица и имена этих часто сменяющихся молодых людей.

Не знаю уместно ли это, но мне трудно удержаться от сравнения выступлений FRONT LINE ASSEMBLY и THE KLINIK – и сравнение это определенно будет не в пользу «кленовых листьев». Музыку FRONT LINE ASSEMBLY преспокойно можно слушать в наушниках, дома и где угодно – и получить от нее столь же огромное удовольствие, как и на концерте. Записи THE KLINIK при домашнем прослушивании зачастую вызывают недоумение и тоску, зато в концертном варианте раскрываются с неожиданной стороны и бьют в самое сердце. Немалую роль в этом преображении играет личность фронтмена бельгийской формации, в котором чувствуется огромная внутренняя сила, искра, в то время как в его высокопоставленном соратнике – только профессионализм, опыт и холодное отточенное мастерство. Вкупе с выдающимся песенным материалом, отличной командой ассистентов и прекрасными техническими характеристиками площадки этого всего достаточно для сотворения шоу, которое не может разочаровать – первостатейного шоу великой группы. Но не выдающегося.

Говоря о технических достоинствах площадки нельзя не упомянуть великолепные световые эффекты, подлинное визуальное великолепие, которое устраивают умелые осветители Агры для самых важных и статусных групп, играющих на этой сцене. Кроме вышеупомянутых композиций прозвучали всеми любимые «Millenium», «Liquid Separation», « Plasticity», «Neologic Spasm», «Mindphaser», «Mental Distortion» . Единственное, что не очень понравилось нам обоим – непривычно тяжелый, чрезмерно агрессивный, грохочуще-лязгающий звук, которого раньше мы у FLA не замечали – а ведь концерты их посещали неоднократно. Этот неуправляемый грохот порой заглушал вокал, мелодии, многие важные нюансы песен, так что под конец выступления мы почувствовали себя неприятно утомленными, а ведь раньше концерты канадцев не доставляли ни малейшего дискомфорта. Покидаем постполуночную Агру слегка пришибленными и оглушенными интенсивной трехчасовой индустриальной волной – в противовес вчерашней эйфории и одухотворенности. Время отдыхать и готовиться к открытиям третьего дня. Экватор пройден.



Текст: Дарья Ерофеева

КомментарииСкрыть/показать

Сообщений нет



Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 9 Sep 2014      просмотров:1600

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом