 |
 Позволю рассмеяться наивной «себе из прошлого», что без тени сомнения предзаказала "A Sonication" сразу после анонса, отмахнувшись от пресных предзаказных синглов с мыслью «да ну, на альбоме же наверняка будут хорошие песни, чего по синглам судить!». Ведь опыт "A Valediction" уже показал, что «синглы — ложь, в них лишь намёк», так чего же волноваться теперь? Что ж, все ошибаются. Сразу скажу, что пока я писала эту «рецензию» (в кавычках, ибо куда больше эта стена текста смахивает на ворчливую графоманию из жалобной книги ресторанной сети "Obscura", где меня за мои кровные накормили отменными помоями), Штеффен наверняка поменял состав группы снова. Быть может это случилось, пока вы читали эти строки. Или случится в самое ближайшее время — помяните моё слово! Честно признаюсь, что меня не интересуют закулисные интриги и драмы с плагиатом материала для этого альбома. Я хочу сосредоточиться на музыке и ни на чём другом — или хотя бы попытаться.
Новый альбом вышел спустя примерно три с половиной года после "A Valediction", альбома, который преподнёс почти оригинальный состав времён "Cosmogenesis/Omnivium" и звучал условно как продолжение той линии творчества группы. По слухам, Кристиан покинул группу, забрав собственные идеи с собой, так что Штеффену пришлось полагаться на другие источники вдохновения — свои или позаимствованные у предыдущих музыкантов группы. В любом случае сроки поджимали, а творческих ресурсов осталось всего ничего, что вылилось в череду самоповторов и поспешных решений. Ничем хорошим это, конечно, не закончилось.
Первое, к чему сразу возникают настороженные претензии, это длительность альбома. Тридцать девять минут! Безусловно, многие группы выпускают и более короткие альбомы, звучащие на порядок более сложно, насыщенно и свежо композиционно, но в случае "A Sonication" тридцать девять минут это слишком много. Альбом не старается даже искусственно накрутить дополнительные минуты, предлагая взамен горку самоповторов в красивой обёртке. Наверняка можно было выжать условно двадцать пять минут лучших моментов из всех песен, написать жирным шрифтом "EP" и пустить в тираж как отмазку вида «мы тут туры катаем, концертный альбом выпустили, текучка кадров ещё эта, творческий кризис, все дела, но мы обязательно вернёмся..!». Даже такой жест можно было бы понять и простить. Но чуда не случилось, и мы получили странное во всех отношениях «нечто».
Например, странное сведение. Казалось бы, гитарный звук слабо отличается от предыдущего альбома, не несёт никаких открытий, не отдаёт гнильцой и в целом звучит пристойно. Вокал опять же не меняется годами, разве что в этот раз Штеффен чуть больше увлёкся гроулом и недосыпал вокодера. В этот раз даже бас звучит достаточно ясно и чисто, пусть практически ничего интересного в басовых партиях не прослеживается, если исключить редкие сольные моменты (но о них чуть позже). Но барабаны звучат туманно, тускло и фоново, будто появляясь лишь в те моменты, когда мозг сосредотачивается на них — всё остальное время барабанов будто вовсе не существует. А ещё есть какие-то атмосферные синтезаторные элементы, в котором как в наваристом супе тонут все остальные инструменты да вокал за компанию. Синтезаторы дублируют акустические гитары, подчёркивают самые «эпичные» моменты в песнях тут и там, при этом размазывают общую звуковую картину как кашу по тарелке, из-за чего буквально все песни звучат шумно и размыто. Напоминаю, что мы пытаемся говорить о техничном прог-дэте, где точность и ясность по идее должны присутствовать как одни из главнейших составляющих. Впрочем, что нам звук — идеи-то музыкальные никаким сведением не задушишь, верно..? Ах, если бы только было, что душить! Если исполнение материала на альбоме ещё более-менее на уровне, то сама же музыка, сами идеи и задумки оказались насквозь вторичными и скучными. Позволю себе покопаться во всём меню по порядку...
"Silver Linings" — бодрая открывашка без какого-либо вступления, которая звучит так, будто песня должна была быть второй по списку, а не первой. Достаточно агрессивная и драйвовая для интро, она всё-таки оставляет достаточно странное послевкусие, особенно с весьма странной затухающей в пустоту концовкой. Порции почти в каждом блюде у нас большие, поэтому эти финальные 35 секунд можно и убрать — во вкусе песня явно не потеряет. Следующая за ней "Evenfall" является, пожалуй, самой странной композицией не только на этом альбоме, но и во всей дискографии группы (пожалуй, исключая "Weltseele" с "Akróasis"). Медленный, грувовый, атмосферный акт без какого-либо видимого музыкального направления вертится вокруг всего двух-трёх основных идей. Конечно, это совсем не то, что многие ожидают от Obscura, но ведь эксперименты у них были и в прошлом: стоит лишь вспомнить откровенно SMDM-ные песни с "A Valediction" и общее влияние Thulcandra на творчество Штеффена. Проблема же "Evenfall" в том, что у песни нет хоть сколько-нибудь определённого мелодического/гармонического пути: припев едва разрешается в заглавный рифф, периодически перемежаясь откровенно слабым «поворотом» куплетных частей. Обычно медленные композиции у Obscura следуют хоть какой-то логике ("Ocean Gateways", "The Monist", "Devoured Usurper"), но здесь складывается впечатление, что песня сама не знает, куда хочет двигаться, как не знает, чего хочет от неё композитор. Вступительный рифф после энного повторения смертельно надоедает, так что во избежание проблем с пищеварением, мы уберём последние 20 секунд песни, где этот бессмысленно тянущийся рифф повторяется дважды. "In Solitude" начинается весьма резво и даже презентует неплохие риффы в самом начале, но очень скоро переходит в почти дословное повторение заглавной "Silver Linings". Как, ну как можно так нагло копировать целые части отдельно взятой песни в буквально третьем альбомном трэке!? Тридцать девять минут это не так уж и много времени для заполнения музыкального пространства, а здесь самоповторы начинаются почти сразу! Я даже успела забыть, что в интро были весьма неплохие риффы (которые без каких-либо изменений оказались скопированы в конец песни) — настолько скучной оказалась середина песни. Может, вырезать оттуда 45 секунд? Тем более, что эту «начинку» мы уже распробовали в контексте первого блюда. Дальше же у нас идёт "The Prolonging" — две минуты концентрированного кулинарного шедевра. Хочется в лоб сравнить с "The Enragement Engagement" от Under Threat: такая же быстрая, агрессивная и бескомпромиссная нарезка риффов, аккуратно уложенных в компактную длительность. В "The Prolonging" хорошо буквально всё: напор, риффы, соло, мелодии, гармонии. Никаких проходняков, ничего лишнего. Конечно, песню можно было бы сделать и длиннее, но в контексте этого альбома двухминутный боевик это именно то, что нужно. Даже грустно, что "The Prolonging", на мой взгляд, это лучшая песня на альбоме с точки зрения смыслового композиционного наполнения. А затем у нас идёт "Orbital Elements III", которую здесь зачем-то обозвали "Beyond the Seventh Sun". Безусловно, здесь есть не только элементы оригинальной "Orbital Elements", но и отсылки к "A Transcendental Serenade" с "Omnivium". Рецепт же остался прежним: берём инструментальный акт, наполняем акустическими гитарами, триольным метром, басовыми и гитарными соло (никаких барабанных соло, но об этом опять же чуть позже). Мог получится вполне съедобный и в целом приятный трэк, если бы не недостаток по-настоящему хороших идей для соло. Впрочем, частички "A Transcendental Serenade" сделали своё дело и придали некой серьёзности всей композиции, ибо звучит она куда менее раздолбайской в сравнении с "Orbital Elements II" с "A Valediction". Конкретно здесь сведение смазало музыкальные задумки и лишило какой-то изысканности и яркости. И, конечно же, повторение вступления в конце без каких-либо изменений опять же звучит притянутым за уши, так что и отсюда мы уберём аж 40 секунд. Следующая за нет "Stardust" без предупреждения выдаёт нам риффовку из "Ten Sepiroth" буквально после интро. Благодаря элементам с "Akróasis" "Stardust" звучит достаточно приятно и даже в чём-то свежо — я даже откажусь от вырезки скопированных из прошлого элементов — к счастью, никаких больше отсылок к "Silver Linings"! Конечно, ряд композиторских решений вызывает вопросы, но и об этом мы поговорим чуть позже — как только закончим с меню. Поначалу я думала, что "The Sun Eater" окажется очередной композицией в духе "Ocean Gateways", но затем темп повествования сменился на более быстрый и мелодичный, что позволило получить и горстку приятных риффов, и щепотку неплохих мелодий тут и там — отдельные части, к слову, очередной раз были позаимствованы из предыдущих работ Obscura. Здесь же, впрочем, сравнивать больше хочется с чем-то от Souldrainer времён "Heavens Gate", пусть даже если только отчасти. Неровность подачи, к сожалению, не идёт песне на пользу, вместо желанного разнообразия вынуждая спотыкаться от части к части без стабильного грува и стабильной технодэтовой пилорамы. К счастью, и здесь все элементы оказались с большего на месте, так что вырезать лишнее мы будем из финальной "A Sonication". Заглавные песни зачастую выделяются чем-то особенным и необычным — иначе зачем давать такое же имя всему альбому? Вот и здесь Obscura попытались сотворить кульминацию, большой взрыв, но... не вышло. Интро обещало так много, но песня по итогу, не сумев удержать планку качества, не принесла ничего, кроме одного большого разочарования. Сразу после вступления соло-гитары были тут же заменены монотонной пустотой ритм-гитар, затем последовала череда отсылок к предыдущим работам группы (не опять, а снова!), правда, в этот раз такие отсылки оказались даже в чём-то уместными. Даже вернувшийся ненадолго вокодер не смог исправить ситуацию. Есть тонкая грань между хорошими отсылками, которые вынуждают слушателя воскликнуть «о, это же отсылка к их старой песне, как умно и тонко!» и ужасными самоповторами, от которых только хочется выдать раздражённое «ну вот, опять они используют это дерьмо, как же достало!». Obscura попытались использовать все знакомые элементы, за которые слушатели и любят группу. Все те ингредиенты, которые слушатели узнают, все вкусовые ощущения, которые вызывают приятные и комфортные мысли в духе «да, точно, это же Obscura, обожаю!». К сожалению, совместить всё это было очень сложно, и Obscura не смогли. Финальная композиция "A Sonication" завершается бесконечным соло, которое затухает на протяжении аж двух минут безостановочного гитарного поединка. Говорят, соло в той части записывал какой-то именитый гитарист, но я не слышу там ничего интересного, хорошего и необходимого конкретно этому альбому, поэтому настою на том, чтобы бесцеремонно отрезать последние две минуты композиции. Суммарно же мы вырезали почти четыре минуты хронометража!
Почему? В основном из-за композиторских косяков и терминальной стадии творческой импотенции. Из-за обилия элементов, которые были абсолютно не к месту или не нужны альбому вовсе. Из-за того, как альбом оказался собран на коленке, сварен в одном котле и разложен в восемь тарелок разных цветов. Мешанина идей вылилась в безвкусное и малопригодное к употреблению хрючево. Старались ли музыканты в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Да, вокал Штеффена практически не меняется годами, как и тексты его авторства — ничего критического про них говорить не хочется. Да, безладовый бас, которым изначально так славились "Cosmogenesis/Omnivium", слышен теперь намного лучше в сравнении с "A Valediction". Но теперь проблема лежит в самих партиях и композициях: на альбоме огромное количество мест, где басу просто негде развернуться и продемонстрировать хоть какое-нибудь мастерство и движение музыкальной мысли. По больше части бас просто следует за гитарами или барабанами. Безусловно, сам факт того, что бас теперь ясно прослушивается в пачке и выходит немного вперёд, когда требуется, радует, но даже целое басовое соло в "Orbital Elements III" звучит безвкусно, странно и невоодушевлённо. Гитары, впрочем, находятся в куда более плачевном состоянии. Да, звук гитар остался практически без изменений (со всеми скрипами, шершавым клиппингом и песочной серединой тут и там), но в музыкальном плане мы получили скучное повторяющееся месиво из практически одинаковых свипов в качестве соло и абсолютно фоновых чешущих ритм-гитар, периодически вбрасывающих переваренные остатки риффов из старых песен группы. Не осталось места инновациям, не осталось места стилю: есть только свипы ради свипов, мелодии как затычки поверх шуршащих ритм-гитар, соло, возникающие ниоткуда и приходящие в никуда — причём порой ещё и записанные с сильными ритмическими огрехами: либо кто-то разучился играть на гитаре, либо звукоинженеры оказались слишком ленивы, чтобы исправлять чужие косяки исполнения. Учитывая, что альбом собирался в спешке (по слухам, под давлением лейбла), велика вероятность, что времени на шлифовку банально не оставалось — а может быть и самим музыкантам уже было глубоко плевать. И если бы соло были только нелепо сочинены — их ведь ещё и вывели по громкости вперёд всей остальной пачки. Возникающие из ниоткуда запилы внезапно получают ясность и чёткость, которая требуется по факту всему миксу. Слушателям буквально рисуют большие жёлтые стрелки, кричащие «СЛЫШИТЕ??? ЭТО СОЛО!!!». Конечно, соло не заглушают вообще все остальные инструменты, но изменение в громкости становится крайне заметным, когда весь микс представляет из себя вяло булькающий суп со звуком откуда-то из-под подушки. Да и сами соло будто сочинены всеми музыкантами группы по очереди. По кусочкам. Вслепую. Будто один такт писал первый гитарист, второй такт писал басист, третий такт придумал барабанщик, а четвёртый такт дописал от себя звукорежиссёр. Обычно слушатель может запомнить хотя бы примерное звучание соло в общих чертах, здесь же после прослушивания остаётся лишь пустота в памяти, как после прослушивания статичных упражнений на технику исполнения. И, конечно же, у нас в качестве десерта есть барабаны — или, точнее выражаясь, барабанная подложка, поскольку 90% времени барабаны просто следуют за гитарами, играя абсолютно стандартные паттерны в четырёх четвертях. Никаких ломаных ритмов, ничего прогрессивного, ничего интересного и цепляющего. Это больше напоминает барабанные лупы из какой-то библиотеки сэмплов, подложенные под скучные ритм-гитары. На всём альбоме барабанщик — равно как и басист — просто вторят гитарам, не привнося ничего нового. Ничего уникального, ничего ценного, ничего яркого и запоминающегося. В противовес барабанной работе на этом альбоме вспоминаю "We Are the Nightmare" от Arsis, где барабанщик разошёлся не на шутку и наворотил сумасшедших сбивок, идущих строго параллельно остальной ритм-секции, вместо того, чтобы следовать чёткой схеме вида «вот здесь бочка 16-ми, вот здесь бластбит, вот тут триоли, вот тут сбивка, куплет-припев-соло-припев-концовка». Такой натурально творческий подход позволил альбому дышать, двигаться, расти композиционно. В техно-проге барабаны в принципе задают основу всего и вся, ведь без грамотно сочинённых и записанных барабанов развалится всё остальное. Рискну предположить, что на "A Sonication" барабаны нарочно задвинули куда-то вглубь пачки, чтобы не привлекать внимание к чем-то столь безвкусному и скучному. А учитывая постоянные изменения состава группы, можно с тем же успехом взять на вооружение драм-машину.
Obscura поставили слишком высокую планку в прошлом. Впрочем, Obscura ли как группа или всё-таки сам Штеффен? В 2006-м году вышел первый альбом — и все ушли, Штеффен остался один. Ещё два альбома — ещё одна смена состава (на самом деле несколько, но не будем углубляться — наверняка за прошедшие минуты состав сменился ещё раз). "Diluvium" — ещё одно значительное изменение. "A Valediction" — и ещё одно. "A Sonication" — и ещё! Сложно применять слова «группа» и "Obscura" в одном предложении. Пресный, разочаровывающий, скучный и неуклюжий альбом после нескольких лет ожидания (без учёта концертного сборника) — вот и всё, что мы получили. Остаётся только перекроить альбом на свой лад, обозвав это EP или компиляцией переосмысленных идей прошлого.
Ах да, мы же отрезали по кусочку от почти каждой песни тут и там! Может, нам ещё удастся спасти эту кулинарную катастрофу? Попробуем! Начнём, пожалуй, снова с "Silver Linings" — в конце концов, это неплохая бодрая открывашка, разве что концовку мы просто передвинем в самое начало, искусственно подкорректировав затухание. Теперь у нас есть органично вписавшееся интро, песня не начинается на ровном месте, а без лишней концовки песня теперь весьма уместно переходит в "In Solitude", поскольку обе песни слеплены из одного теста. Но, мягко говоря, "there's no place for silver linings in solitude", поэтому мы вырежем почти все дублирующиеся элементы, чтобы на выходе получить более собранный, менее надоедливый и не такой скучный трэк. Третьим в очереди будет заглавный трэк "A Sonication" — примерно как после "Solaris" мы слышали "A Valediction" на предыдущем альбоме. Куда более «обскуровский» подход, так сказать. И, как говорилось выше, мы вырезаем последние две минуты нудной гитарной тягомотины, смещая затухание туда, где песня завершается намного более логичным образом. А следом мы поставим "Evenfall", медленный эпичный акт, служащий теперь мостиком между двумя половинами альбома, что даёт нам передышку между несколькими более мясными композициями — опять же, со слегка укороченной концовкой, которая весьма неплохо переходит в "The Sun Eater". Медленно открывая вторую половину альбома, постепенно переходим на тустэп и бластбиты для компенсации. Ба, да песня в таком значении начинает звучать практически сбалансированно! Видать, Штеффена не заботили не только композиции как музыкальные творения, но даже такая вещь как порядок песен. В любом случае дальше у нас идёт "The Prolonging" — финальный боевик, быстрый, энергичный и бескомпромиссный. То, что нужно второй половине альбома! Ещё одна передышка в виде "Orbital Elements III" — этот инструментал звучит необычно мягко в контраст предыдущей песне и в целом более осмысленно в контексте обновлённого трэклиста перед финальной композицией. Ровно так же работала "A Transcendental Serenade" перед "Aevum" в уже достаточно далёком 2011-м году. Правда, и от "Orbital Elements III" мы отрезали концовку, что нота в ноту повторяла вступление. И, наконец, мы завершаем альбом песней "Stardust". На мой взгляд, эта композиция подходит намного лучше на роль закрывающей вещи, чем заглавная песня. Интро отличается от всего альбома по настроению, референс к "Ten Sepiroth" перестаёт звучать притянутым за уши, а мягкая и ненавязчивая концовка с финальной строчкой "We shall wander in stardust" подводит финальную черту и собирает альбом воедино. Готово! Мы исправили новый альбом Obscura! Тридцать пять с половиной минут звучания против изначальных тридцати девяти, а также куда более адекватный порядок композиций (с некоторыми оговорками и вырезками) в более классическом «обскурном» стиле — в конце концов, если Штеффен использует много элементов из прошлого, никто не запрещает мне достать из того же прошлого его старый метод организации песен в альбом, верно?
Подытоживая сей крик души, я ставлю этому альбому четвёрку. Да, это катастрофа и разочарование за разочарованием, за что я честно хочу поставить двойку или тройку, но всё-таки я пишу больше из обиды за неоправдавшиеся ожидания и ворчания ради. Песни ведь не такие плохие, техничность всё ещё где-то присутствует, да и само настроение Штеффеновских поделок после всех этих лет всё ещё приятно резонирует где-то в отдельно взятых отделах моего головного мозга. И это несмотря на поразительную способность Штеффена терять креативных и талантливых музыкантов с завидной регулярностью. Последние затем пускаются в свободное плавание и создают собственные проекты: к своеобразному "Obscuraverse" можно отнести сольники и новые проекты почти всех бывших музыкантов: Hannes Grossmann, Christian Muenzner, Linus Klausenitzer, Alkaloid, Obsidious, Quadivum, Changeling и другие. Кто знает, может, новый состав подарит нам в будущем альбом с очередным свежим композиторским и исполнительским подходом? Или Obscura наконец исчезнет, как и ожидалось после «прощания» на "A Valediction"? Быть может, не одномоментно, но шаг за шагом, альбом за альбомом, песня за песней, состав за составом, пока однажды ярко пылающий проект не превратится в сверкающую пыль на просторах безжизненного межзвёздного пространства..?
Увидим.
"As last farewell, we will fade
And disappear and fall apart
As last relieve, we shall forget
We perceive and emerge in vain*
*When we will leave, we lose everything
And unburden our past
We shall wander in stardust
We shall wander in stardust" |
 |
Mister
На этом альбоме много влияния Шведского МДМ.
Petrovich Sexyy
rassol
Vasso667
MAX DE SADE
Быть лучше свежего Цитотоксина не такая уж и сложная задача.
Vasso667
matthew3833
Вашингтон Ирвинг
как именно это влияет на художественную ценность альбома? оценку же он получает, а не человеческие качества Штеффена
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).