Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Jon Lord

->
+

Дата
2009
October
Thu
15

Город
Москва

Кыєс
ГЦКЗ Россия в Лужниках

Создатель Deep Purple… Снова в России… Уникальное шоу… «Да сколько можно?!» – думаете, так меломаны реагировали на новости об этом концерте? Нет! Нет, нет, нет и ещё тысячу раз нет! Ведь это был не очередной приезд отставных «ветеранов харда» с однообразной, изрядно поднадоевшей программой. Это был Джон Лорд – великий маэстро, которого уже никто не ожидал увидеть на большой сцене после ухода из Deep Purple в 2002 году. За несколько месяцев до самого концерта, при одном лишь появлении анонсов, это шоу уже стало уникальным для московской публики.

Десять лет назад, когда утраченная партитура легендарного «Концерта для группы и оркестра» была восстановлена, Deep Purple отправились в турне с симфоническим оркестром, в ходе которого, к сожалению, так и не посетили Россию. Потом группа не раз приезжала к нам, в том числе и с довольно крупными турами по всей стране, однако ни программы «Кончерто», ни оркестра, ни самого Джона Лорда с ней уже не было. И пришлось бы отечественным поклонникам смириться с мыслью о недоступности этого пожилого джентльмена для российской публики, если бы ему вдруг не вздумалось вернуться к своему любимому произведению.

С программой для группы и оркестра Лорд отыграл несколько концертов в Европе и наконец-то доехал до России: Екатеринбургский, Петербургский и Московский симфонические оркестры были призваны по очереди сыграть с маэстро. И вот, после успешных выступлений в столице Урала и северной столице, это поистине уникальное шоу доехало и до столицы настоящей. Легендарный клавишник прибыл в Москву ещё в начале недели и успел провести несколько репетиций с оркестром под руководством Владимира Зивы, в том числе и генеральную – в день концерта. Просторный зал ГЦКЗ «Россия» в Лужниках был готов к представлению, и вечером 15 октября оно состоялось.

Несмотря на довольно крупные размеры зала, там оказалось весьма уютно, и даже с самых дальних рядов разглядеть происходящее на сцене не составляло труда. Публика, постепенно располагающаяся на своих местах, была, пожалуй, самой контрастной из всех, что доводилось видеть автору этих строк. Множество печально известных фанатов Deep Purple – в возрасте и совсем юных – садились в один ряд с солидными мужчинами и дамами в вечерних нарядах. Далеко не самые низкие цены на билеты и присутствие оркестра сделали этот концерт «имиджевым» для столичной элиты, но в то же время одно лишь имя Джона Лорда обеспечило присутствие длинноволосых поклонников в соответствующих футболках. Несколько человек даже умудрились прийти в кожаных косухах, что на фоне бархатных портьер концертного зала выглядело в высшей степени нелепо.

Всё было готово к началу шоу в назначенные 19:00, но публика как-то неохотно проходила в зал, толпилась на улице и в фойе, в результате чего концерт пришлось задержать. Только в половине восьмого, когда все наконец-то расселись на свои места, люстры медленно погасли и под оглушительные аплодисменты на сцене появились сначала музыканты оркестра, затем аккомпанирующий рок-состав Джона – венгерский трибьют-бэнд Deep Purple под названием Cry Free. За ними появился и сам мистер Лорд. Короткой, но очень душевной приветственной речью он вызвал ещё пару волн аплодисментов, после чего предложил зрителям послушать его любимое произведение.

45 минут «Концерта для группы и оркестра» тянулись бесконечно и в то же время пролетели мгновенно. Это было завораживающее представление, и если бы у кого-то в зале хватило смелости оглянуться и посмотреть на своих соседей, то он бы, пожалуй, счёл выражения их лиц забавными. Все были просто очарованы. Будем откровенны, мало кто в зале был всерьёз искушён по части классической музыки, но это было совершенно неважно – ведь именно для таких слушателей Лорд и создавал своё великое произведение в далёком 1969 году. Держу пари, большинство из присутствовавших заснули бы крепким сном на пятой минуте иного концерта классической музыки, однако это был не тот случай.

Мягкое, торжественное звучание огромного оркестра в самые неожиданные (пусть и давно всем известные на протяжении 40 лет) моменты прерывалось мощными гитарными аккордами и фантастическим, ни с чем не сравнимым рычанием электрооргана Лорда. И каждый раз от этих контрастов бросало то в жар, то в холод. Порой рваные партии рок-гитары шли бок о бок с залпом духовых и смычковых, и с лёгкой подачи талантливого автора это звучало так, будто Fender Stratocaster с перегрузом просто создан для того, чтобы играть с оркестром. Не менее мощно звучала ударная секция оркестра с поддержкой барабанной установки группы: с одной стороны сцены несколько музыкантов в костюмах делили между собой партии литавр, цимбал и маршевого барабана, а с другой один парень в футболке отрабатывал за них всех, и даже больше. Обратили на себя внимание и академические вокалисты Стив Бальзамо и Кася Ласка, исполнявшие оригинальную партию Йена Гиллана в середине действа вдвоём – Лорд сотрудничает с ними уже довольно долгое время, и его выбор выглядел вполне оправданным.

Особое же удовольствие доставляло смотреть на самого Джона Лорда во время выступления. Поначалу, когда оркестр играл долгую прелюдию без помощи группы, он просто сидел на стульчике между органом и роялем и, прикрывая глаза, вслушивался в каждую ноту своего творения. Когда же вступила рок-секция, он встал за свой Hammond и принялся вызывать из него того самого «Зверя» – грубый, агрессивный, визжащий звук, благодаря которому его всегда можно было узнать с первой же ноты среди других рок-клавишников. И этот – подумать только! – 68-летний человек лупил по клавишам старенького инструмента с таким напором, с таким истинно звериным неистовством, что совершенно не хотелось (да и не получалось) верить в подлинность его белоснежной седины. В иные моменты он – и это было заметно – едва не начинал расшатывать массивную коробку электрооргана, наваливаясь на неё всем телом, как он любил это делать десятилетия назад на бешеных концертах молодых Deep Purple.

Он постоянно делал характерные жесты руками, всё пытаясь нащупать дирижёрскую палочку, однако она в этот вечер принадлежала дирижёру Владимиру Зиве, который явно вдохновился харизмой Лорда и тоже вёл себя далеко не так, как положено дирижёру симфонического оркестра. Он пританцовывал, прыгал, качал головой и делал резкие движения руками – казалось, он вот-вот схватит «воздушную гитару» и пойдёт в пляс, наяривая на ней. Весь концерт они с Лордом переглядывались, делали друг другу какие-то знаки, смеялись, перекрикивались, и это выглядело настолько естественно, что даже у самого чопорного любителя академической музыки сложилось бы положительное впечатление о таком необычном сотрудничестве.

По окончании грандиозного «Кончерто» и посвящённой ему овации был объявлен антракт, несколько затянувшийся, опять же, из-за непунктуальной аудитории, разбрёдшейся по фойе и буфетам. После получасового перерыва, когда зал снова был полон, музыканты вернулись на сцену, и Джон Лорд поведал, что «одно время он играл в группе». Эти слова были встречены всеобщим ликованием и аплодисментами, которые маэстро принял с изрядной долей юмора, после чего на полном серьёзе объявил, что первая песня, которую коллектив сейчас исполнит, рассказывает о сильном похмелье, которое мучило его группу одним из утр 1972 года в Швейцарии. «Pictures of Home» с продолжительным симфоническим вступлением была встречена залом на ура. В блестящей аранжировке Лорда классический хит Deep Purple прозвучал мощно, задорно и с совершенно необычайным для такой музыки очарованием оркестра.

На этот раз с вокалом Стиву Бальзамо помогал вокалист Cry Free Аттила Шольц, который в течение всего концерта был больше занят конгами. Тем не менее, даже вдвоём они оказались довольно неубедительны в жёсткой рок-композиции. Академически ориентированный Бальзамо пел мягко и чувственно, а рок-певец Шольц почему-то подражал ему и не заряжал фирменных гиллановских воплей, хотя в трибьют-группе он обычно именно этим и занимается. Но инструментальная работа группы и оркестра была настолько блестящей, что недочёты вокала совершенно не испортили общее впечатление.

Затем Лорд перешёл к исполнению своих сольных композиций, первой из которых была «The Sun Will Shine Again», написанная им со знаменитой Сэм Браун. Эту лёгкую, воздушную балладу Джон исполнял на рояле, предусмотрительно надев забавные профессорские очки, а Кася Ласка прекрасно вжилась в образ и спела лирические стихи Сэм Браун. Позже таким же образом была исполнена другая похожая вещь Лорда, «Wait a While». Обе они звучали приятно, и лёгкий аккомпанемент оркестра придавал им особый шарм, но чем-то из ряда вон выходящим эти песни назвать было трудно. Совсем иначе прозвучала «Pictured Within» – тоже баллада, но которую, в отличие от двух других, спел Стив Бальзамо. Ему удалось настолько ярко и эмоционально передать настроение этой песни, что у старины Лорда едва не навернулась слеза.

Примечательно, что перед каждой композицией хозяин вечера с интересом рассказывал, о чём она написана. Он даже старался объяснять идеи, заложенные им в инструментальные номера, и, что самое удивительное, у него получалось! Так, идея совмещения несовместимого в музыке, которую Джон, по его словам, развивает всю свою жизнь, нашла своё воплощение в пёстрой «The Telemann Experiment», включившей в себя все возможные виды звучания оркестра и группы в самых разных комбинациях. Особенно эффектным получилось соло на барабанах и конгах. Совсем же ничего объяснять Лорду не пришлось только для исполнения фантастических бурре и джиги, потому что такие искусно выполненные номера просто не нуждались в комментариях. Мало кто мог сдержать себя и не притоптывать ногой в такт, проникаясь бешеной энергетикой лордовских изысканий на темы классических танцев.

Напоследок маэстро преподнёс своим поклонникам долгожданные хиты Deep Purple. Первым был «Soldier of Fortune», в котором дуэту Бальзамо и Ласки, опять же, не хватило рыдающего отчаяния Дэвида Кавердейла, однако аудитории было достаточно и этого, чтобы прийти в восторг. Финальным же аккордом стало исполнение «Child in Time» – того самого, великого творения Deep Purple, которое впервые было сыграно как раз на первом выступлении группы с оркестром. В зале воцарилось напряжённое молчание, когда Лорд заиграл загадочное органное вступление – все понимали, что, возможно, никогда больше не услышат эту уникальную композицию живьём, и старались впитать в себя каждый её звук, каждую ноту. И на этот раз дуэт Бальзамо и Ласки выдал по-настоящему волшебное исполнение! Поклонники Deep Purple уже давно отчаялись услышать нечеловеческие рулады Йена Гиллана от него самого – возраст уже давно не позволяет, – но вряд ли кто-то ожидал, что приглашённые Лордом певцы смогут так достоверно спеть бессмертную классику их любимой группы.

Все 11 минут «Child in Time» прошли, как в тумане – это было настоящее волшебство, в которое трудно было поверить, но в то же время такое близкое и ощутимое. После неё группа и оркестр долго кланялись аплодирующему стоя залу, а Лорда вызывали на бис трижды. Каждый раз этот статный пожилой джентльмен выходил и с неподдельным удовольствием вглядывался в искушённый им зал. Принято считать, что сердцем Deep Purple всегда был Ричи Блэкмор, и именно после его ухода группа сошла на нет. В таком случае, в этот вечер мистер Лорд показал, кто был душой великой группы – доброй, широкой и такой искренней душой настоящего англичанина.


Сет-лист:
Part 1
The Concerto for Group and Orchestra
- First Movement (Moderato – Allegro)
- Second Movement (Andante)
- Third Movement (Vivace – Presto)

Part 2
1. Pictures of Home
2. The Sun Will Shine Again
3. Bouree
4. Pictured Within
5. The Telemann Experiment
6. Wait a While
7. Gigue
8. Soldier of Fortune
9. Child in Time

Выражаем благодарность RIFF Entertainment за предоставленные аккредитации.


Текст: Naled Reaper

КомментарииСкрыть/показать 2 )

fgrind


19 окт 2009, 10:24
хороший отчет, не соглашусь только в двух моментах:
1. Wait a While была одной из лучших, тетенька спела ее как минимум не хуже, чем Сэм Браун
2. Child in Time (как и Soldier of fortune) вокалисты спели ужасно, это просто издевательство

но это все мое имхо, конечно
концерт был сказочный

KIRG


20 окт 2009, 15:25
Отчет сам по себе не плох.
Правда "Петербургского симфонического оркестра" не существует как такового. С Лордом выступал оркестр Государственного Эрмитажа.
Что же касается Child In Time, то соглашусь с предыдущим комментом. Хуже кавера я не слышал.


Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 17 Oct 2009      просмотров:3893

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом