Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
register




Интервью
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z #


Mortiis


Я прошел все круги личного ада. Мир не хотел, чтобы вышел этот альбом.

Prologue
Mortiis всегда был и остается одной из самых противоречивых, непредсказуемых и загадочных фигур сцены… Вопрос только в том, к какой именно сцене его можно отнести? Весь творческий путь Ховарда Эллефсена (настоящее имя музыканта) буквально соткан из противоречий. Начав отсчет своей музыкальной карьеры в составе великих Emperor и фактически приняв участие в рождении второй волны блэка, вскоре Mortiis, примерив свой легендарный образ тролля, целиком погрузился в свой сольный проект, музыка которого не имела ничего общего с предыдущей группой. Записав ряд эмбиентных опусов, пронизанных атмосферой мрака и средневековой меланхолии, Mortiis полностью разочаровался в выбранном направлении, кардинально сменил ориентир, придя к… электронной музыке, звучащей где-то на границе с дарквэйва с индастриалом. Хотя в данном случае любая попытка навесить ярлык является делом неблагодарным, поскольку четкое определение жанровой принадлежности Mortiis дать достаточно трудно. За последние полтора десятилетия звучание Mortiis то углублялось в электронные дебри, то обретало черты готики, то вновь возвращалось к ядовитому индастриалу, как на недавно вышедшем альбоме “The Great Deceiver”, который музыканты выпустили собственными силами, демонстративно отказавшись от услуг лейблов. Более того, в пику сложившейся на современном музыкальном рынке ситуации сопутствующие синглы и часть альбома были сделаны доступными для бесплатного скачивания! Можно сказать, что новая работа стала своеобразной квинтэссенцией музыки норвежца с момента выхода в 2001 году определяющей для его последующего творчества записи “The Smell of Rain”. Новый альбом получился максимально сфокусированным и многогранным. Вскоре после его выхода Mortiis вновь вернул себе традиционный образ тролля, от которого отказался несколько лет назад, тем самым в очередной раз подтвердив всю противоречивость своей натуры.
Сказать по правде, я ожидал встретить в Mortiis’е более замкнутого собеседника, однако он удивил даже здесь, местами демонстрируя прямо брутальную откровенность, не чураясь погружаться в дебри самоанализа, бичуя при этом собственные комплексы. Временами подоплека некоторых ответов живо вызывала в моей памяти яркие, болезненные образы из клипов, снятых в поддержку “The Great Deceiver”. Но даже несмотря на чрезвычайно откровенное интервью, Mortiis во многом так и остался для меня загадочным и неоднозначным персонажем. Я ни в коем случае не желаю как-то задеть талантливого музыканта, но думаю, что для подготовки следующего интервью мне не помешает заручиться поддержкой психоаналитика… Ну а на данный момент в моем распоряжении и так оказалось намного больше информации, чем я рассчитывал получить изначально. Читайте.

Твой недавно вышедший альбом “The Great Deceiver” звучит очень свежо и “сфокусировано”, а местами даже неожиданно. Как бы ты сам мог охарактеризовать этот альбом? С фэнами все понятно, они дождаться не могли, чтобы приобрести твою новую запись. А вот как бы ты мог заинтересовать тех, кто никогда не слышал Mortiis? Почему потенциальный слушатель должен обратить свое внимание на эту работу?

Я на самом деле не торгаш, поэтому у меня нет ответа на то, как привлечь новых потенциальных слушателей, чтобы они оценили новый альбом. Все, что я могу [сказать], так это то, что каждое спетое на этой работе слово исходит прямо из сердца, прямиком из различных этапов моего личного ада, сквозь который я прошел, чтобы воплотить эту запись в реальность... От моих внутренних демонов, тревог, проблем и переживаний, вплоть до выпуска записи, и делая все своими силами. Мы не подписывались на лейбл для [
выпуска] этой записи, мы продвигаем ее сами, с мировой дистрибуцией через MRI/Megaforce и Red Essential. Как я говорил, это сырая и искренняя запись… Музыкально она продолжается там, где завершился наш предыдущий материал, это по-прежнему мир кроссовера из металла, индастриала, экспериментов и бог знает чего еще… Только еще лучше.

Какие чувства ты испытываешь в связи с выходом “The Great Deceiver”? Есть ли какие-то особые ожидания, связанные с новым альбомом, или для тебя это просто еще один альбом в дискографии?

Думаю, что отчасти я уже ответил на этот вопрос выше, но это, безусловно, самый мучительный релиз, и не только из-за тем, которые мы затрагиваем, личного погружения в депрессию и последующей борьбы, чтобы выйти из нее, гнева и негодования ко многим людям и ситуациям в моей жизни, и так далее, но еще и потому, что все это заняло так много времени... Нам морочили голову разные рекорд-лейблы, которые впустую тратили наше время, снова и снова. Мы заново переписывали множество элементов на альбоме по два-три раза... Мы дважды или трижды делали мастеринг, прежде чем остались довольны, у нас был миллион проблем с оформлением и все такое... Было что-то вроде ощущения, что мир не хотел, чтобы вышел этот альбом. Все время мы только и боролись пока он, наконец, не был завершен. В данном отношении этот альбом является совершенно уникальным и очень важным. Он научил нас никогда не сдаваться.

Могу сказать, что “The Great Deceiver” стал твоей наиболее зрелой и мощной работой за долгие годы. Но я никак не могу согласиться с твоим утверждением, что этот альбом слишком металлический для любителей электронной музыки и слишком электронный для металлистов. Может быть и так, но я уверен, чт
о любители индастриала должны оценить твой новый альбом! Как ты считаешь? Я сам, например, большой поклонник Ministry и Rob Zombie/White Zombie. И сразу понял, что “The Great Deceiver” это моя тема…


Это круто. Мне тоже очень нравятся эти группы. Заявление о том, что «слишком металлический…» было основано на прошлом опыте, когда мы поняли, что у многих людей был такой пунктик по поводу «их жанра». Порой это почти ощущалось, как если бы они думали, что мы загрязняем их драгоценный жанр, представляя его с музыкой, которая имеет элементы чуждые тому, что для них приемлемо. Я знаю, что есть поклонники кроссовера, в противном случае мы бы никогда не продали ни одного альбома, но порой смешно, когда эти пуристы от жанра выходят из себя от звуков, которые мы смешиваем вместе... Как будто это какое-то преступление! (смеется)

Я понимаю, что была масса трудностей, в частности эта неопределенность с лейблами, но все же пятилетний перерыв между альбомами с точки зрения музыкального бизнеса шаг достаточно рискованный, если ты не Metallica или Kiss.

Что ж, как я сказал, многое мы записывали по 2-3 раза, прежде чем остались довольны, и также мы неоднократно делали мастеринг, пока не остались довольны результатом, но больше всего времени ушло на то, что мы просто ждали, когда же рекорд-лейблы проявят свой интерес, а они тем временем просто держали нас в ожидании по несколько месяцев... Оглядываясь назад, если бы я знал, что они будут нас так фуфлыжить, мы никогда бы не потратили впустую все это время, ожидая когда они представят надлежащие предложения. Мы вполне реально могли бы выпустить “The Great Deceiver” на год, а то и на два раньше… Но кто знал в то время, что они будут нас так наеб#вать. Конечно же,
учитывая мой прошлый опыт с рекорд-лейблами, я не должен удивляться, да я и не удивлен. Рекорд-лейблы могут быть замечательными партнерами для сотрудничества, но в большинстве случаев они слишком эгоистичны и жадны для этого.

Многие группы жалуются, что из-за свободного скачивания музыки дела совсем плохи, и это разрушает индустрию. Ты поступаешь абсолютно наоборот – выкладываешь синглы и альбомы для свободного скачивания. Объясни свою стратегию.

В этом нет никакой стратегии как таковой. Я просто не вижу, как я могу что-либо изменить, отказывая людям в возможности услышать мою музыку не платя за это. Поэтому я решил, что хрен с ним, давайте просто делать что-то крутое, и позволим людям услышать кое-что из нашего материала фактически без необходимости нарушать закон. Мы не раздаем альбом целиком, а только синглы и видео… Это рекламный механизм, с моей точки зрения. Основная логика заключается в том, что ты делаешь это в надежде, что на твои шоу придёт больше людей, купят твой мерч, и все такое, так что таким образом ты все вернешь.

Нет никаких сомнений, что музыкальная индустрия села на жопу… Создается впечатление, что благодаря всем этим незаконным скачиваниям, стриминг-сервисам вроде Spotify и т.д., люди привыкли платить за музыку или очень мало, либо вообще ничего, так что это почти равносильно тому, когда люди больше не придают музыке значения, словно это воздух, и [поэтому] должна быть бесплатна для всех. Проблема заключается в том, что создание музыки отнимает много времени и денег, и заниматься этим будет попросту невозможно, когда достаточное количество людей не хочет платить за это. Как кто-то однажды сказал, что каждый платит немалые деньги за последнюю модель смартфона или планшета, но
не собирается платить за контент, чтобы его заполнить, в частности за музыку. Это же абсурд.

Теперь я хочу задать тебе пару вопросов исходя из того, что я прочитал в официальном пресс-релизе, опубликованном накануне выхода альбома. Он начинается со слов: «Альбом “The Great Deceiver” убил группу». В каком смысле? Что ты имел ввиду?

В том смысле, что в процессе его создания мы вынуждены были уволить двух участников, менеджмент, мы избавились от лейбла, компании, занимающейся мерчем и т.д., пока вышел этот альбом. Какое-то время было такое ощущение, что он проклят.

Идем дальше. «Противоречивые чувства Мортииса к “The Great Deceiver” – результат мучительного состояния, сопутствующего постоянному развитию, которое заставляет человека по имени Mortiis (и группу под названием MORTIIS) пройти через самые мрачные закоулки и вернуться обратно. Заново совершённые открытия, неуверенность в себе, гнев, жадность и смятение – темы, которыми пропитан альбом, выливающийся в самую, на сегодняшний день, выстраданную и искреннюю работу Мортииса». Итак, исходя из приведенного отрывка, можно ли говорить о том, что ты обрел просветление через разочарование?

Я думаю можно сказать, что мне удалось прояснить немало разочарований в ходе процесса, что, конечно же, является положительным моментом. Может показаться, что я скулю и много стону, но дело в том, что когда ты терпишь всякое дерьмо, делая при этом что-то творческое вне системы – это чертовски большая честь... Почти ни у кого другого на земле, кто имеет дело с подобными проблемами, нет такой возможности.

Можно ли говорить о том, что твоя музыка является для тебя одним из инструментов самопознания и
познания окружающего мира?


Я не думаю, что когда-либо научусь познавать мир, но да – я стал лучше разбираться в себе, копаясь столь много в собственном душевном состоянии на протяжении многих лет… Самоисцеление, или как это можно назвать (смеется).

Твои клипы весьма болезненны и брутальны. Ты стремишься просто шокировать ими публику, или за этим кроется какая-то идея, скрытый смысл, аллегория?

Я думаю, они просто отражают то, как чертовски зол, раздражен и разочарован я был в музыкальной индустрии. В прошлом наш лейбл всегда пытался диктовать, какие видео я могу делать, и поэтому я никогда не мог по-настоящему ощутить себя творческим или свободным... Они, как правило, вели себя, как если бы они были мейджор-лейблом, когда на самом-то деле они были убогим, маленьким говняным лейблом с ужасной репутацией. Как только мы освободились от контракта, я просто слетел с катушек с видео, потому что больше никто не мог сказать мне, что я не могу этого сделать. Это просто мое заявление всем: «а пошли вы на хер»… Никто не может говорить мне, что я могу, а что не могу теперь делать. Так что, с учетом сказанного, мой ответ будет – нет, я не пытаюсь никого шокировать. Я просто делаю заявление, что все зависит от меня и ни от кого больше.

Должен отметить, что клипы на “Doppelganger” и “The Shining Lamp Of God” получились очень насыщенными и захватывающими. Расскажи, как проходили съемки?

Ну, это началось с меня и Робина Вон Суонка (Robyn Von Swank) – режиссера и замечательного фотографа. Мы обсуждали идеи для пары видео, которые были связаны между собой (“Doppelganger” как бы продолжается там, где заканчивается “The Shining Lamp of God”, и оба видео были сн
яты за одни выходные), и мы в конечном итоге отправились в Лос-Анджелес, чтобы отснять оба клипа одновременно. Я думаю, что мы потратили три дня, работая по пятнадцать часов в день, чтобы все это сделать. Там была куча народу, которая приносила жуков, животных (змей и крокодилов), и у нас был сформирован реквизит и прочее... Это звучит, как самая дорогая вещь в мире, но за все это нам была предложена фантастическая цена – вроде как пакет услуг, поэтому мы смогли это сделать. Тогда я продал сотни записей из своей личной коллекции, чтобы все оплатить, потому что не было никакой поддержки от лейбла или чего-то в этом роде. Мы были полностью сами по себе. Мы по-прежнему владеем всем этим материалом, ни лейбл, или спонсор, или кто-то еще не владеет чем-либо из этого – это все наше. Потом я потратил много времени, охотясь и выкупая обратно почти все эти [свои проданные] записи, ха-ха!

Вообще я сомневаюсь, что в наше время съемка столь дорогостоящих клипов оправдана в финансовом плане…

На самом деле не совсем, но нам была предложена замечательная цена, так что мы это сделали, так или иначе. Конечно, видео на “Demons are Back” было менее дорогостоящим, поскольку это был по большей части лицензионный материал и немного дополнительных съемок... Что на самом деле сделало это видео несколько дороже, это сцена самоубийства в конце: мы пролили немало крови, и большая ее часть запачкала дорогущий пол, а стоимость процесса очистки составила около 1000 евро, или что-то вроде того, и нам пришлось заплатить…

Знаешь ли, в твоих клипах присутствует чувство отчужденности и одиночества, что можно сказать и о твоем раннем творчестве. Говорит ли это о том, что ты ощущаешь одиночество в повседневной жизн
и? Что ты вообще думаешь об этом чувстве?


Я постоянно чувствовал себя чужим, частично потому, что критики с самого начала всегда называли меня чудаком, и сама музыкальная индустрия никогда так и не приняла Mortiis, так что это может быть еще одной причиной изоляции, которую я ощущаю. Как личность, человеческое существо, я всегда отличался от остальных и чувствовал себя другим, в своем роде неуместным в обществе... Даже в детстве никогда не чувствовал, что я в него вписываюсь. Я никогда не был непопулярным, но моя самооценка всегда была низкой, равно как и мое чувство собственного достоинства. Это может показаться странным, однако именно так все и есть. Думаю, когда говорят, что ты отстой и что ты недостаточно хорош, в конце концов, [это] оставляет свой след. Вместе с тем я часто смотрел на себя в зеркало и задавал себе один вопрос: «важно ли, что думают люди?», и ответ был – «нет». Я знаю свое место и на что я способен, и мои недоброжелатели (те, что все еще рядом, т.к. я пережил большинство из них) могут, откровенно говоря, валить на хер. Есть люди, с которыми можно поговорить, и лекарства и т.д., так что я думаю в современном обществе, если тебе требуется помощь, ты можешь получить ее. Я пытался обратиться за помощью в прошлом году, но, к сожалению, меня не восприняли всерьез... Без понятия, почему. Я просто сдался и делал то же, что делаю всегда, то есть продолжал молча страдать и говорить себе, что это не важно.

На твой взгляд были ли моменты, когда Mortiis можно было бы назвать «модной» группой?

Понятия не имею, но я, конечно, никогда не пытался сделать его (проект) модным. Я знаю, что сейчас выходят переиздания ранее андеграундных групп, ныне подхваченных бородатыми засранцами, попив
ающих модный кофеек и спускающих на татуировки по 10 000 евро, которые они получили в прошлом месяце... Но я не думаю, что Mortiis попадет в их поле зрения. Я, честно говоря, вообще не представляю, почему эти люди считают, что Mayhem и Burzum это клево… Еще несколько лет назад подобные люди никогда не соприкасались с такой музыкой…

Как ты думаешь, какое место занимает Mortiis на современной музыкальной сцене?

Где-то на отшибе, как обычно. Это место, к которому я привык, и где я чувствую себя комфортно, стоя сбоку от игровой площадки и наблюдая за тем, как играют все детишки. Я не думаю, что я бы вписался, да я и не хочу совсем.

Давай теперь вспомним твои ранние альбомы из «Эры 1». Знаешь, некоторые твои фэны до сих пор на них буквально молятся! Что ты об этом думаешь – по-твоему, они ошибаются?

Нет, они не ошибаются, это дело вкуса. Музыкального вкуса, вкуса в отношении атмосферы и вибраций, эстетического вкуса и так далее… Я полностью понимаю, что некоторым людям нравится звучание и образы раннего Mortiis. И мне тоже, просто я двигаюсь дальше и давно ушел от этого.

Ты вышел из экстремальной сцены. В свое время ты выпускал фэнзин, участвовал в локальных дэт-металлических группах, стоял у истоков норвежского блэка. Почему в дальнейшем ты абсолютно отказался от металла и в итоге пришел к индастриалу и электронной музыке?

Потому что я ушел от слишком узкого музыкального мышления, чтобы открыть вселенную разнообразной музыки. Я начал слушать Kiss где-то в 1980, когда мне было пять лет. Я был увлечен [их] невероятными образами, как и любой другой ребенок на планете в то время, все это были Kiss. Затем немного позже
я открыл для себя W.A.S.P., Купера и пр. Я всегда любил большие имиджевые группы, и чем страшнее образ, тем лучше. Это заложило основу моего влечения к экстремальной музыке позже, и чем безумнее был образ, тем это было лучше для меня: Sarcofago, Venom, ранний Celtic Frost, Slayer, Mercyful Fate, и т.д. К началу 90-х я стал открыт и для других типов музыки и увлекся андеграундной индустриальной музыкой, вроде Throbbing Gristle, Coil, Sleep Chamber, Brighter Death Now, In Slaughter Natives, которые были экстремальны с другого конца спектра. В итоге я запал на ранних пионеров немецкой электронной музыки, таких как Клаус Шульце, Tangerine Dream, Kraftwerk... Когда после Emperor я занялся сольной карьерой, я был под глубоким впечатлением от Tangerine Dream, и их ранние супердлинные песни вдохновили меня делать то же самое… Время шло, и я заскучал по своим корнями, которые были в хард-роке, дисторшированных гитарах и всем таком прочем… Я открыл такие группы, как Nine Inch Nails и Ministry, и понял, что вполне возможно работать с синтезаторами, добавляя тяжелые гитары в микс, так что я нашел способ, чтобы освежить себя и свою страсть к созданию музыки. Вопрос об отказе от металла никогда и не стоял … Я слушал металл в течение 35 лет, почти всю свою жизнь! Просто мне не обязательно делать именно такую музыку самому… После Emperor в моем городе не с кем было играть, не было возможности создать другую группу, так что я занялся сольной карьерой – собрал все то, что вдохновляло меня в прошлом и создал собственную тему.

Вот давай о вдохновении. Какие альбомы ты считаешь самыми важными в своей жизни и почему?

Очень сложно ответить… Но вот некоторые важные [для меня] альбомы: Tangerine Dream “Hyperborea”, потому что он пои
стине вовлек меня в тот тип электронной музыки, который будет определяющим для меня позже в жизни; Venom “Welcome to Hell”, так как я считаю, что это ультимативный блэк-метал альбом; альбом Thule “Natt” (норвежская проговая группа), потому что речь идет о самой темной записи из когда-либо мной услышанных… NIN “The Downward Spiral”, так как он бесконечно меня вдохновил, Skinny Puppy “Too Dark Park” по той же причине, что и NIN. Enigma “The Cross of Changes” – за мощное вдохновение, и Kiss “Alive – просто потому, что это одна из наиболее любимых мной записей на протяжении очень долгого времени.

Знаешь, сейчас очень много самых разных жанров и поджанров: дэт, блэк, хэви, трэш, готика, индастриал, хард-рок, дум, кор, пост-рок и металл и т.д. А ведь на самом деле корни всего этого многообразия лежат в незатейливом блюзе и рок-н-ролле. Что ты об этом думаешь? Что ты думаешь о музыкальной эволюции и об эволюции массовой культуры за последние 50 лет?

Это интересно. И я согласен. Всегда увлекательно вернуться назад и увидеть, откуда все пришло... Мне странно, когда люди утверждают, что являются любителями музыки, но когда ты начинаешь говорить о предшественниках рока, техно или чего-то там еще, им это до лампочки. Это почти неуважение. Мне нет необходимости любить диско, или все равно что, но я в любом случае уважаю и понимаю, что это заложило основы для других жанров, которые пришли позже... Не скажу, что я большой поклонник музыки 60-х, сказать по правде я совершенно искренне считаю это слишком странным и порой звучащим раздражающе. Но многое из того пришибленного рока принесло вам, ребята, такие группы, как Zeppelin, Purple, Sabbath, Uriah Heep, и эти ребята, в свою очередь, принесли вам хэви-метал, и так это и продолжается... Я не большой фанат некоторых сегодняшних жанров, в них стало слишком много от технологии и недостаточно подлинного сочинительства и музыки. Кое-что из электронного дерьма, которое выходит сегодня, все это ломанное супер-синкопированное дерьмо... Оно звучит круто где-то с полпесни, а потом ты понимаешь, что это вообще не песни… Может, я просто старомоден для нынешнего времени.

И в завершение интервью расскажи, планируешь ли ты в поддержку нового альбома приехать с концертами в Россию? Ну и можешь что-нибудь добавить, если считаешь, что что-то осталось недосказанным…


С удовольствием бы туда поехал, но до сих пор никто из агентов нас не приглашал. Надеюсь, кто-нибудь это сделает в будущем. В прошлом мы побывали там дважды, всегда отлично проводили время, за исключением легкого пищевого отравления в Москве!! (смеется)
В любом случае спасибо, что прочитали [это интервью], надеюсь, народ заценит “The Great Deceiver”.


Беседовал: Alias

28 июл 2016
the End


КомментарииСкрыть/показать 2 )




/\\Вверх
Holy Moses Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2017 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом