|
Last login: 30 ноября 2021, 02:50
|
|
|
|
|
|
| Помнится когда-то давно я читал отзывы на концертный DVD «Return To Yggdrasill», где один из поклонников жаловался, что звучание на этом концертнике почти неотличимо от студийного, и зачем его тогда вообще слушать, если он не даёт ожидаемого live experience. Это было, скорее, вкусовщиной, особенно в свете крайне спорных моментов, которыми кишит первый официальный концертный альбом Enslaved. Группа и здесь звучит очень близко к оригинальным записям (за исключением вокала Грутле, который поёт тут из рук вон плохо), каждый инструмент отчётливо слышен и гармонично сочетается с остальными, да и в целом звук – чуть ли не единственная сильная сторона релиза. Почему звуком единым?
Начать, пожалуй, стоит с сет-листа, который вызывал опасения ещё при анонсе. Продолжительность короткая, чуть более часа, три песни с последнего на тот момент «In Times» (2015) и по одной с «RIITIIR» (2012), «Isa» (2004), «Below The Lights» (2003) и «Monumension» (2001). Завершает сетлист кавер на классику Led Zeppelin – «Immigrant Song». Да, концерт относится к туру в честь выхода «In Times» и наличие более, чем двух песен с этого альбома, вполне оправдано. На том же «Return To Yggdrasill» 2005 года целых пять из восьми исполненных песен были взяты с альбома «Isa». Однако, отсутствие хотя бы одной Очень Старой Песни, которой практически всегда находится место на живых выступлениях Enslaved, больно ударяет по целостности «Roadburn Live». В итоге, концертник нельзя назвать ни сборником лучшего, ни введением в творчество группы, чем часто являются хорошие живые альбомы. Приятным, хоть и не спасительным, бонусом могла бы быть «Immigrant Song», но вот незадача – её мы уже слышали двумя годами ранее на сплите с Shining.
Бонусы здесь планировались не только в сет-листе, но и в лице приглашённых музыкантов. Гостями на релизе стали Квитрафн из Wardruna, Адди из Sólstafir и Пер Виберг, замеченный в самых разных проектах, но представленный Грутле участником Candlemass. Внушительный состав, не правда ли? Проблема заключается в том, что все трое подвывали в хоровых партиях на «Daylight», и вычленить их голоса представляется почти невозможным. Это было бы интересное появление будь перед нами видео, но остаётся только включать воображение. Единственным из трёх гостей, кто удостоился быть в центре внимания ненадолго, стал Квитрафн, исполнивший вокальные партии в конце «Convoys To Nothingness». На мой вкус, это нытьё звучало ужасно (притом, что его голос в Wardruna мне в большинстве случаев нравится), и только испортило отличную концовку, которой обладает эта песня.
Бессменный фронтмен Грутле на этой записи поёт, как уже замечено, паршиво. Его общение между песнями звучит устало и уныло, а ведь кто хоть раз был на концерте Enslaved не даст соврать, что харизмы и бодрости этому человеку не занимать. Я лично придерживаюсь версии, что он был то ли простужен, то ли не в восторге от самой идеи записи этого концертника. Если подумать, команда опытнейшая, это не какие-нибудь новички или любители, но почему-то приняли участие в таком заведомо провальном проекте. А ведь это первый в их долгой истории живой альбом. Неужели задолжали или проспорили мужикам из Roadburn? Вкус самих музыкантов точно не испортился, что показал вышедший на днях новый альбом «E». Зачем же тогда появился «Roadburn Live»? Вопрос остаётся открытым.
Более того, этот диск может создать неверное впечатление об Enslaved, как концертной команде. Как показал недавний концерт в Бергене, на котором довелось побывать вашему покорному слуге, группа находится в отличной форме и выкладывается так, будто они все ровесники своего нового 25-летнего клавишника/вокалиста. Кстати, публику на альбоме слышно плохо.
Можно, впрочем, назвать этот релиз своеобразным прощанием с Хербрандом, выполнявшим роль клавишника и вокалиста на протяжении одиннадцати лет. На альбоме «In Times» он достиг пика своих вокальных возможностей и заимел собственный хит – «Building With Fire», который и на этом злочастном концертнике исполнил блестяще.
В итоге, имеем крайне неудачный релиз, который я бы не рекомендовал слушать никому. Кавер на «Immigrant Song» вы можете найти на сплите «Shining On Enslaved», да ещё и в более задорном исполнении. Можно в последний раз получить удовольствие от пения Хербранда, ну и ради любопытства заценить концовку «Convoys To Nothingness». А после заняться чем-нибудь более благодарным, например, прослушиванием нового студийного альбома (начать можно сразу же с бонуса).
|
| |
|
|
|
| Альбом польской анонимной группы «Батюшка» свалился как снег на голову в декабре, когда все уже подводили музыкальные итоги и заставил многих сомневаться в их выборе «альбома года». Группа вмиг стала настолько популярной, что разбила сообщество любителей музыки на два условных лагеря, споры не утихают до сих пор, а обличительные статьи стали появляться даже на православных сайтах.
Что это за «два лагеря»? Одни считают группу исключительно коммерческим проектом с пустым музыкальным наполнением, выезжающим лишь за счёт непривычного употребления околоправославных песнопений в такого рода музыке. Других же настолько зацепил этот релиз, что его незамедлительно ввели в пантеон фаворитов 2015 года. Конечно, появление из ниоткуда, нарочитая концептуальность, обширная промо-акция, выпуск специального издания с иконой и анонсированные концерты в России недвусмысленно намекают и на сильную коммерческую направленность сего мероприятия… Только вот что в этом плохого, если музыка получилась действительно клёвой?
Я присоединюсь ко второму «лагерю» по одной главной причине – душевность обсуждаемого материала. Переводящим стрелки на песнопения могу возразить: инструментальная часть альбома так же сильна, как и вокально-атмосферная. Многие риффы (например, из первой и третьей ектений) запросто торкают и без «попов», скрим напоминает небезызвестного Фиори из Graveworm, а неторопливые вступления и переходы с колокольчиками выгодно дополняют всё это замечательное богохульство. Кстати, пресловутые песнопения выполнены, на мой слух очень качественно; когда музыканты сбросят маски, было бы любопытно узнать об этой составляющей поподробнее.
Сочетание профессионализма и душевности в наше время настолько редко, что этому приятному сюрпризу ставлю 9/10. Покайтесь!
|
| |
|
|
|
| Что такое «клон музыкальной группы»? Обычно мы не задумываемся над этим термином, а просто идентифицируем что-то как «клон Iron Maiden», «клон Darkthrone» и так далее. Есть группы, у которых просто нет так называемых клонов (либо об их существовании ничего не известно), например, Atrox или Die Apokalyptischen Reiter. Но речь сейчас не о них, а об австрийском дуэте Summoning. Необычная группа, не правда ли? А много ли вы слышали её клонов? На Summoning похож Ellfor, но у него всё же был свой путь. Так вот, в этом году у австрийцев таки появился подражатель – Caladan Brood.
Попросив прощения за нагромождение музыкальных коллективов, я постараюсь объяснить, чем примечательно это событие. Во-первых, музыка получилась действительно очень хорошей. Распространено мнение, что «Echoes of Battle» даже смог превзойти «Old Mornings Dawn». Во-вторых, Caladan Brood – американцы. Можно с улыбкой представлять удивление лейбла и слушателей, ведь музыка для США совершенно несвойственная. В-третьих, «Echoes of Battle» – искренний альбом. В интервью Shield Anvil и Mortal Sword (а именно такие псевдонимы взяли себе наши американцы) простодушно повествуют о своей любви к Ellfor и Summoning и появившемся когда-то желании записать нечто похожее. В итоге, мы получили больше часа прекрасной музыки.
Песни очень длинные, по 9-15 минут. Однако однообразность не ощущается вовсе. Неторопливо очаровывая, играет себе альбом. Главное отличие от Summoning – наличие соло на гитаре в некоторых моментах. В остальном – такая же атмосферная музыка, разве что более «воздушная», менее монументальная. Слушать всё это очень приятно, Среди композиций я особо выделю одноименную альбому, а также «A Voice Born of Stone And Dust» и «City of Azure Fire».
Оценка 9/10, ждём от ребят шедевра в следующем релизе.
Альбом рекомендуется к прослушиванию любителям Summoning, Ellfor, Fear of Eternity и даже первого альбома Graveworm и всем тем, кто любит спокойную музыку, исполняемую на электрогитарах и синтезаторе.
|
| |
|
|
|
| Представьте себе такую картину: играет самый обыкновенный блэк, где-то послышались клавиши, затем вступают хоры, вдруг запиликали паверные соляки, после чего шквал чистой электронщины впивается в слушателя, который впоследствии будет вникать в притрешованное мясо (разбавленное шёпотами и стонами), понимая, что перед этим он прослушал протестантское песнопение. И вот он сидит и думает под переработанную заглавную тему из сериала «Twin Peaks»: “Что это было?”
А это было первое творение от итальянских экспериментаторов Aborym. Оно предстаёт пред нами в лице неоформившегося полукиборга, у которого тут и там торчат лохмотья живых тканей, ещё не удалённых безумным изобретателем, создавшим это существо. Буквально через два года Aborym превратится в слаженную машину, с тщательно продуманными (запрограммированными?) действиями.
Здесь же материал ещё не так по-мёртвому привлекателен и футуристичен. Ещё не обрушивается на головы слушателям вся тяжёлая промышленность Италии. Местами альбом звучит даже довольно мило и несколько наивно. Чего стоит одна только «Roma Divina Urbs», самая длинная и, на мой взгляд, лучшая песня в «Kali Yuga Bizzare». Ну где здесь индастриал? Его нет, как, кстати, и нет живых ударных, которых в песнях, подобно этой, хотелось бы слышать. Но группа привлечёт небезызвестного Фауста лишь в 2006 году, когда эти самые живые ударные и не так уж будут нужны… Так вот, «Roma Divina Urbs», почти десятиминутная героическая история – однозначно жемчужина альбома. К середине песни вам даже может показаться, что вы слушаете Vintersorg. Как бы то ни было, в этой песне и ещё в первых двух можно услышать фолковые мотивы и «живые» клавишные – то, от чего группа затем наотрез откажется. Очень интересна чарующая «Hellraiser» с Аттилой Чихаром на вокале. Кстати, для любителей голоса венгра: он также поёт на пятом и девятом треках, ещё не являясь полноправным участником Aborym. И в целом, слушать данный альбом интересно, это самая подходящая для него характеристика. Все неожиданные ходы могли бы радовать, не звучи всё это в сумме очень разрозненно и странно. О чём и была солянка из впечатлений, с которой я начал эту рецензию. Очевидно, ребята находились в творческих метаниях, ещё не определившись со стилем, который найдут уже к 2001 году. Но то, что здесь не подпадаёт под стереотип привычного Aborym’а – радует.
Работа с точки зрения целостности и продуманности слабая, я бы не рекомендовал её к прослушиванию от начала и до конца (разве что только для того, чтобы оценить своё состояние, издёрганное резкими переходами). А вот как источник нескольких отличных песен – вполне.
|
| |
|
|
|
| Ensiferum долгое время был моей любимейшей группой. С неё я начал слушать экстремальный металл. Вот такими незамысловатыми строчками я начинаю свой цикл рецензий на эту группу под названием «Каким должен быть folk-power-metal».
Дебютный альбом финнов называется так же, как и они сами – «Меченосец». Мы впервые встречаемся с героем обложек – воином, который сопровождает нас по сей день, как небезызвестный обладатель оленьих рогов у Korpiklaani.
Чудное "Intro", великолепно открывающее как лучший альбом Ensiferum, так и большинство их концертов. Чем характеризуется музыка наших финнов? Это где-то весёлый, а где-то печальный, местами разбойничий, временами задумчивый, часто мощный и - всегда - хороший фолк-павер. Маркус, лидер группы, предпочитает название «heroic folk-metal». Что ж, имеет право, благо, такое название очень подходит.
Золотой голос Ensiferum (я о Яри, конечно) здесь на высоте. Кричит, рычит, тянет, воет – всё на отлично. Настоящий молодец, на котором держится музыка. Жаль, с его уходом финны заиграли совсем другую музыку… Ну да ладно, к этому мы ещё вернёмся в последующих рецензиях. Пока что грустить не о чем. Каждая песня – хит. Выделить мне захочется разве что любимую «Treacherous Gods» и почти шедевральную «Abandoned». И, конечно же «Oldman», мрачную историю, звучащую почти как викинг-металл.
Глоток свежего воздуха для всех любителей фолк-металла и один из моих самых уважаемых альбомов в металле вообще.
|
| |
|
|
|
| Первый шаг в пропасть? Сомнительно - на мой вкус, наши норвежцы начали запутываться в собственной паутине уже на «Eld». Стилистическое развитие? Не знаю, развитие ли. Лично мне кажется, что парни вдруг вспомнили, что они экспериментальная команда и… увлеклись. Да нет, не всё так плачевно. Будет здесь и викинг/блэк, и фирменные крики, и чистое пение, и мощь, и холод. А ещё будут разные сомнительные звуки, которые средневековыми уж точно не назовёшь… Ну, по крайней мере, их не так много пока на «Blodhemn».
Главный минус – музыка стала более безликой. И виноват в этом не только неподходящий звук. Классные мелодии имеются (талант не пропьёшь), но не в таком количестве, как на всех предыдущих альбомах. Песни… Их просто не хочешь дослушивать, утомляет. Вокал теряется, гитара некрасивая, ударные трескучие. Заключительная «Perkulator», несмотря на нелицеприятное название, всё же вселяет надежду на возвращение могучих викингов… Но альбом 1998 года, и что было дальше – все знают.
Кстати, забавная обложка, одна из лучших у группы.
Оценка - 4/10. Вообще, это 5-6/10, но это ещё и, к сожалению, Enslaved.
|
| |
|
|
|
| Unleashed – одна из последних команд, гордо несущих знамя oldschool death metal. Писать эти строки ещё грустнее оттого, что Dismember, ещё одни шведские ветераны, распались. Чем примечателен дэт старой, в нашем случае, скандинавской, школы? Простотой, искренностью, весёлостью, незамысловатостью. Приятная музыка в полном смысле этого слова. Шведские группы особенно верны своему пути, избранному ещё в конце восьмидесятых – начале девяностых.
Скандинавский стиль, молот Тора посерёдке и узнаваемое лого. Такова обложка «Victory». Внутри всё выглядит примерно так же: максимально просто и забойно. Простота касается как музыки, так и лирики. Иногда хочется плюнуть в лицо тем, кто считает наших героев застаивающимися или, ещё хуже, деградантами. Величие таланта – в способности создавать новое в рамках старого, как сам дэт, стиля. И данное качество подходит Джонни и компании на 100%.
Хиты здесь, как всегда, имеются. Первые три песни сойдут за них запросто.
Реабилитация после, на мой взгляд, слабого «Across The Open Sea» и шаг к потрясному «Warrior». Другими словами, обычный альбом Unleashed. И это не значит, что он не заслуживает высокой оценки. Victory? Well, yes.
|
| |
|
|
|
| How it does amuse Me
And makes Me wonder
For how long that it was Mine
Because now it does really inflame Me
As if ignorance was my secret desire…
– Moonspell, «Mephisto»
Вы никогда не замечали, что группы без ярлыков, чётко обозначающих их музыкальный стиль и, тем самым, формирующих вполне ожидаемые представления, близки к подсознательному пониманию Музыки с большой буквы? Стиль ограничивает, его отсутствие отвращает, и только Музыка становится полноправной аутентичностью.
Такими музыкантами с самого начала зарекомендовали себя потрясающие португальцы Moonspell, выступив в 1995 с легендарным «Wolfheart», который, как верно отмечают, явился настоящей вехой в развитии металла и музыки вообще. Культовая и хрестоматийная, эта работа проносится сквозь года, ничуть не утрачивая своей убедительности. 1995 – год, когда весь мир понял, что в Португалии есть чудесные металл-группы, и, возможно, год, когда эти «этнические новички» навсегда вошли в пантеон рок- и фолк-музыки.
Переместимся на год вперёд. На дворе 1996, и к выходу готовится новая запись. Требования публики, понятное дело, выше некуда. И тут выходит «Irreligious»… Знаете, если бы я застал те времена, у меня попросту отвисла бы челюсть. Я постараюсь избегать эмоциональных замечаний, но, извините, об этом просто трудно писать невозмутимо.
Пожалуй, после прослушивания вот таких вот альбомов возникает то возбуждающее чувство, которое можно описать одним словом: «ЕЩЁ». Отбирать хиты? Бросьте, какая мелочность. Здесь каждая песня… нет, мне не хочется употреблять термин «хит», каждая песня здесь, простите за пафос – произведение искусства. Казалось бы, этого хватает, чтобы и альбом таковым назвать, скорее закончить и отправить вас слушать и переслушивать. Но нет, структура альбома также превосходно сформирована, порядок песен концептуально верен, отголоски одной из первых песен «Awake» слышны в великолепном финале – «Full Moon Madness». Единственная претензия – к обложке. Ну не нахожу я её достаточно выразительной для такого материала.
Если «Wolfheart» задал стиль и планку, то «Irreligious» выдержал этот стиль, преодолел планку и вывел музыку на качественно новый уровень.
Я всё никак не могу отделаться от ощущения, что Moonspell – лучшая группа вообще. Честное слово. У них гениальная музыка, шикарные концерты, а отношение к искусству и публике – дай Бог, чтобы такое отношение было у всех. Неужели действительно продали души Сатане?
Разноликий вокал Фернанду, эмоциональные и мрачные гитары, очень атмосферные клавиши, соло невероятной красоты – всё это ждёт слушателя на этом диске. И будет ждать всё время. Однажды подчинив, не отпустит никогда. Ярость, счастье, задумчивость, печаль, грусть и даже похоть – Музыка позволит почувствовать всё это полнее, чем когда-либо.
Шедевр на все времена и лучший альбом Moonspell.
|
| |
|
|
|
| Второй альбом нового Burzum уже своим оформлением подкупает и интригует: начиная с фрагмента картины академического живописца (кстати, француза; я почему-то убеждён что определенную роль в творчестве Варга стала играть его жена-француженка) на обложке и заканчивая материалом, из которого сделан буклет. Прежде, чем поставить диск, вынем буклет из коробки. Мягкая, приятная на ощупь бумага… Полистаем. Мифологические сюжеты и какой-то по-своему уютный минимализм и лаконичность таланта.
Началась музыка. Агрессивное начало «Jeg Faller» не вызывает удивления. Но вот натиск стихает. Расслабляющие гитары, никакой долбёжки, приятный чистый вокал. Мы всё ещё находимся под впечатлением от оформления, теперь же прикасаемся к сути, и понимаем, что нового теперь даёт нам музыка Burzum. Очарование…
…a-a a-a-a…jeg faller…
…m-m m-m-m…helt ned…
Это довольно приятный сюрприз. Эффект «Belus» данная запись уже не произведёт (и то, лишь по причине того, что Варг снова на своей волне и можно примерно понимать, чем он нас побалует), но порадует – несомненно. Звук примерно такой же, как и на предыдущем альбоме, но… чуточку теплее, прости Господи. Сочетание вокалов – настоящая находка, уверен, придётся по вкусу не только старым фанатам, но и привлечёт новых поклонников. Странно звучит завершающая барабанная композиция. Но странности я люблю, особенно, если ими завершаются музыкальные произведения (да, я тащусь от "Domine In Virtute Tua Laetabitur Rex" группы Gorgoroth).
Советую как тем, кому нравится Burzum, так и тем, кому он не нравится. Последним желаю присоединиться к первым.
|
| |
|
|
|
| When it’s cold and when it’s dark the freezing moon can obsess you...
– Dead
Я всегда удивлялся, почему никто не знает, какой диск у Mayhem лучший. Это, конечно, шутка, но в ней есть доля правды, как и во всякой шутке. Для начала немного истории… В 1990 вышел дэт-метал сборник под названием «Projections of A Stained Mind». На нем, в основном, были композиции представителей скандинавских групп, среди которых засветились и Entombed, и Dismember, и Unleashed, и Tiamat… И наши герои – норвежцы Mayhem. Они единственные отметились аж двумя песнями: «Carnage» и «Freezing Moon». Собственно, эти же варианты и вошли на рецензируемую пластинку.
Почему эти две песни так уникальны, помимо того, что это, возможно, лучшее, что сотворил Mayhem? Это единственные студийные записи с вокалистом Дэдом. Здесь его вокал звучит божественно – эхо и «студийность» скрывают недостатки его голоса, вовсю проявляющиеся на концертных записях.
Настоятельно рекомендую послушать именно данные варианты песен, это классика. Оценивать сие как альбом нет смысла, так что пусть будет десятка. Музыка, вокал и общее влияние на метал-культуру высочайшую оценку оправдывают.
|
| |
|
|
|
| Слушая ранние работы польской группы Behemoth, я всегда мысленно укоряю как себя, так и многих поклонников жанра в снобистском отношении к ненорвежскому старому блэку. «…From The Pagan Vastlands» – яркое доказательство того, что наши братья-славяне в начале 90-х тоже не были лыком шиты, и создавали замечательную, отнюдь не подражательную музыку. Особенно приятно, что поляки играли вещи близкие к «Dark Medieval Times» группы Satyricon, у них это получается здорово, порой даже искромётнее, чем у северных аксакалов. Звук – как полагается, непричёсанный, и слушается всё это очень приятно. Отдельно выделю вокал – он напоминает небезызвестного Dead'а на единственных студийных записях Mayhem с этим вокалистом (речь о «Freezing Moon» и «Carnage»). Я считаю подобный голос наиболее подходящим для такой музыки. Ах да, музыка. Величественно, холодно, вдохновляюще. Всё так, как и нужно! Кстати, о Mayhem. Последней песней на «…From The Pagan Vastlands» числится блестяще исполненный кавер на «Deathcrush».
Отличный альбом, рекомендую всем любителям "сатировского" «Dark Medieval Times», а также тем, кому интересно, чем занимались Нергал сотоварищи в 90-х.
|
| |
|
|
|
| Лучший альбом для прослушивания осенью. Прекрасная музыка для зимы. Вдохновляющий саундтрек весны. Ностальгия в летние вечера.
Шведский дуэт Forest of Shadows я открыл для себя с этой работы достаточно давно, в 2007 году, и сразу влюбился по уши. Признаюсь, собственно альбом я прослушал перед тем, как написать эту рецензию. Всегда предпочитал демо-версию всего-то из-за другого начала (флейта на «Eternal Autumn» играет иную мелодию).
К сожалению (или к счастью) писать много про альбомы, которые меняли мою личность (в 2007 году мне было 14 лет), вдохновляли и пробуждали волю к жизни, я хоть и могу, но не желаю, во-первых, из-за собственной необъективности в таких ситуациях, во-вторых, ввиду отсутствия смысла.
Это – шедевр не только какого-нибудь дума… К дьяволу ярлыки. Слушая такое, тебе ни за что не захочется клеймить Музыку всякими забавными названиями стилей. Нет, это, безусловно, дум, но в то же время, просто-напросто «вещь в себе». Шведы достигли вершины в самом начале, их солидные полноформатники обречены навсегда оставаться в тени маленькой EP-шки. Хорошо ли это для самой группы? Знаете, мне плевать.
|
| |
|
|
|
| Оригинальный материал записан в три сессии в феврале и октябре 1988 и в июне 1989.
– буклет диска «Blood On Ice».
Чтобы попытаться по праву оценить «Blood On Ice» великого Квортона, необходимо отчётливо понимать то, что я процитировал в эпиграфе к этой, с позволения сказать, рецензии. Да, работа над альбомом была начата чуть ли не сразу после выхода переходного «Blood Fire Death», а значит – раньше культового «Hammerheart». Что же это означает в первую очередь? То, что, по-видимому, первым чистым викинг-альбомом является всё же «Blood On Ice». Хотя, как сказать... Альбом был перезаписан перед выпуском, и что там добавил Квортон, а что убавил – лично мне не известно. Однако, судя по материалу, это действительно была революционная запись. Здесь нет и намёков на скрим и очень мало фирменного душераздирающего хриплого вокала Квортона, поётся всё душевным и приятным голосом. Уже хотя бы поэтому альбом стоит особняком в дискографии Bathory.
Очень хочется выделить печальную акустическую балладу «Man of Iron» и душещипательную «One Eyed Old Man». Замечательные песни, прекрасно характеризующие своим духом весь альбом. Нет, они и рядом не стоят с гениальной «One Rode To Asa Bay» из «Hammerheart»… Но по-своему хороши, бесспорно.
Что написать ещё я, честно говоря, не имею понятия. Правильно говорят про такие альбомы – классику (особенно это касается первопроходцев) оценивать действительно трудно. Альбом на уровне «Hammerheart». Что всё-таки лучше? А решайте сами.
|
| |
|
|
|
| «Hordane’s Land» – первый полноценный релиз классиков блэк-викинга Enslaved. Несмотря на то, что дебютный полноформатник «Vikingligr Veldi» получился у норвежцев необычным и даже странным, а также почти полностью инструментальным, на обсуждаемой записи мы слышим не что иное, как викинг-метал со всеми свойственными ему приёмами, но и не без той остроумной изюминки, которой всегда славились главные экспериментаторы от блэка.
Длительность – чуть более получаса. К сожалению, это плюс. Почему "к сожалению"? Да потому, что откровенно паршивенький звук, который такой музыке, как у Enslaved, совсем не подходит (это не Darkthrone и не Burzum). Потенциал у «Hordane’s Land» – колоссальный, искренне жаль, что ребята так и не перезаписали этот EP… Однако, они всё же не забывают про две из трёх песен с этого релиза, исполняя их на своих концертах. Речь идёт о продолжительной истории сражения – «Slaget I Skogen Bortenfor» и о прямо-таки залихватской «Allfáðr Oðinn», которая взрывает концертные залы, заполненные нынче публикой, явно состоящей не из любителей старого мясного викинга… Но не будем о печальном, песни действительно сильные, как и завершающая «Balfár» - достойный, немного грустный финал старого, запылённого диска.
Очень хорошая работа, в моем персональном рейтинге дискографии Enslaved занимающая второе место после монументального «Frost».
|
| |
|
|
|
| Gorgoroth, на мой взгляд, является самой недооценённой группой в старом норвежском блэке. Казалось бы, почему так вышло? Бездарными подражателями их назвать нельзя (хоть их первый альбом пришёлся на время расцвета блэка), в отсутствии таланта тоже обвинить трудно, с «пути» они сворачивали точно так же, как и какой-нибудь Satyricon (что не мешало последним стать классиками), что же остаётся? Впрочем, не будем увлекаться поиском причин отсутствия у этой группы сколь-нибудь значимого статуса. Перед нами – «Pentagram». Невыразительная обложка настораживает и вызывает ассоциации с чёрным ящиком. Что ж, откроем его…
С первых же звуков вырисовываются особенности альбома, а именно своеобразная мощь, обусловленная скорее непривычным для блэка 90-х более чистым звуком и столь же непривычным, звучащим чуть ли не постоянно скримом, способным напоминать крики капризного ребёнка. Последнее качество может напрячь слушателя, т.к. вокал явно на любителя. Песни нехарактерно для блэка короткие: 3-4 минуты, первая вообще длится две с половиной, финальная же стоит особняком. Для данного альбома это плюс, работа явно не на уровне Darkthrone того же года, так что заворожить здесь повторяющейся мелодией на 6 минут – не вариант. «Pentagram» силён другим: относительным разнообразием (в рамках тру-блэка, конечно), примитивной злобой и психопатической атмосферой, напоминающей «Deathcrush» группы Mayhem. Небольшая продолжительность альбома в данном случае (как и в случае с «Deathcrush») – явный плюс, не успеваешь устать. Особого внимания заслуживает последняя песня на альбоме – «Maaneskyggens Slave», пожалуй, единственная, которую можно переслушивать отдельно от альбома. Её стоит оценить хотя бы из-за того, что начинается после третьей минуты… По отдельности остальные песни просто-напросто не так сильны, концепт не тот.
Альбом проносится в голове озлобленным кусающим ветром. Что остаётся после? У кого-то – недоумение, другим захочется плеваться, у третьих же возникнет странное чувство, что альбом всё-таки неплохой.
|
| |
|
|
|
| Enslaved – команда именитая, твёрдо занявшая нишу классиков как в блэке, так и в викинге. Первый их альбом был достаточно экспериментальным, далее же они продолжили курс, заданный ещё на более ранних работах. Что вышло в итоге? Два эпохальных произведения: «Frost» и «Eld», первому из которых и посвящён данный текст.
Это мой любимейший альбом норвежцев, так что я постараюсь быть сдержанным и не поддаваться восторгу, получится ли это – судить уже вам.
«Frost» начинается с холодного по атмосфере (да, мороз здесь присутствует буквально в каждой ноте) интро, оканчивающегося настораживающим нарастающим звуком, который переходит в первый шедевр альбома – «Loke». Описывать каждую из гениальных песен (которых тут много) – и слов не хватит, и рецензии не получится. Достаточно сказать, что каждая из композиций излучает бешеную будоражащую энергию: прослушивание ассоциируется с сильной метелью, хотя есть перерыв на размеренную «Yggdrasil». Окончание в лице, скажем так, медляка «Isoders Dronning» – выше всяких похвал, восхитительная по красоте и гармоничности песня. Очень ценное качество для альбома – не отпускать от себя. Работа слушается от начала и до конца, ни одной лишней композиции – целостность и концептуальность соблюдены великолепно. Одного сопоставления прекрасной обложки и материала на диске хватает, чтобы это утверждать.
Звук очень приятный, исполнено и записано всё с умом. Узнаваемый стиль игры ударника Трима прекрасно сочетается с грязным, ураганным звуком гитар. Акустические вставки и чистый вокал добавляют атмосферности и без того очень атмосферному альбому. К слову о вокале – для Грутле это просто «золотой» альбом. Голос впечатляет сам по себе, а моменты, когда агрессивный скрим продолжается неимоверно долго, просто невозможно слушать без дрожи. Что? Вы можете? Тогда сумасшедший смех Локи в конце одноимённой песни точно не оставит вас равнодушными.
С 1994 ничего подобного не вышло («Eld» – отдельный разговор). Шедевр блэк/викинга и, на мой взгляд, лучший альбом Enslaved.
|
| |
|
|
|
| Творческая плодовитость небезызвестной формации Burzum в последнее время не может не радовать. Свои альбомы Варг выпускает нынче каждый год. Оба не разочаровали, будем надеяться, что и выходящий весной «Umskiptar» не станет проходным. Но речь ниже пойдёт не о новых произведениях. Хотя, как сказать…
Итак, в ноябре 2011 года свет увидела компиляция Burzum – «From The Depths of Darkness», представляющая из себя почти полностью перезаписанный дебютник «Burzum» и частично второй полноформатник «Det Som Engang Var». По крайней мере, так кажется при первом взгляде на трек-лист, разве что целых три новых интро могут вызвать подозрение.
После того, как стихает финальный аккорд метал-версии изначально эмбиентной «Channeling The Power…», желание воспринимать этот релиз как т.н. "сборник" лучшего, чем часто являются компиляции, пропадает напрочь. Новый (в сравнении с классическими альбомами) звук, порядок песен, умело расставленные интро и, конечно же, музыка – всё это позволяет назвать данную работу чуть ли не новым альбомом, который стоит воспринимать как целостное произведение музыкального искусства. Переосмысление повзрослевшим Варгом рождённой юностью музыки заставляет и слушателя, в свою очередь, услышать нечто, чего не было ранее. Перечислять в данной ситуации – дело неблагодарное, да и для не знакомых с ранними работами не имеющее смысла. Сказать, что альбом выдался зрелым – это не сказать ничего. Поначалу может показаться, что все старые песни исполнены быстрее… Но это не так! Есть моменты, когда, наоборот, темп, в сравнении с оригиналом, замедляется. Там, где это уместно, разумеется. Уместность в этой работе сквозит во всём – выросла, однозначно, не только техника игры. Вокал утратил былую эмоциональность: истеричные выкрики, вкупе с которыми мы привыкли воспринимать звучащий на диске материал, отсутствуют. Я вряд ли открою Америку, высказав точку зрения, что теперешний вокал Варга далеко не лучший в блэк-метале. Однако порой он весьма впечатляет (одно “One day” перед внушительным соло на «Key To The Gate» чего стоит). В любом случае, изменившийся голос больше подходит новому Burzum.
К недостаткам отнесу отсутствие перезаписанной «Lost Wisdom», именно эту песню мне хотелось бы услышать от возмужавшего Варга больше всего.
Если попытаться описать моё впечатление от альбома одной фразой, возможно, она была бы такой: то, что раньше звучало монотонно и эмоционально, ныне звучит завораживающе и величественно.
P.S. У вас возникло дежавю из-за обложки? Да, это приближенный вход в замок, изображенный на «Det Som En Gang Var». Теперь мы знаем наверняка, что «ключ от врат» найден. До боли знакомая мрачная фигура направляется внутрь. Самое время последовать за ней… Приятного прослушивания.
|
| |
|
|
|
| После прослушивания данного произведения не может не возникнуть мысли, что в отчуждённой во многих смыслах Исландии время остановилось, и по сей день там середина 90-х годов, период, в который шедевры блэк- и викинг-метал выходили один на другим.
Первый альбом Falkenbach за последние 6 лет почему-то никак не настораживал. Сложилось в моей голове убеждение, что есть что-то незыблемое, непоколебимое, стабильно радующее любителей хорошего викинга, и это – наш славный малый Vratyas Vakyas. Однако при ознакомлении с интро (как ни странно, называющимся “Intro”), мысленно возвращающим в 2003 год, к почти идентичному вступлению к «Vanadis» (а также фоном, похожим на эффекты из III акта игры Diablo II), возникло смутное ощущение, что идеи у нашего исландца германского происхождения кончились, и услышим мы то же самое, что и в 1996-2005 гг. Мы в действительности услышим ту же музыку. Не штамп, но ту же музыку, с той же атмосферой, неповторимым скандинавским духом, фирменными приёмами исполнителя и, конечно же, его голосом, голосом, будто звучащим из 90-х. Потрясающее ощущение, далее же альбом слушается на одном дыхании, словно глоток свежего воздуха. А ведь он действительно таков. В начавшиеся суровые 10-е годы XXI века редко можно встретить с душой сделанный, добротный викинг, особенно, когда такие мэтры как Enslaved совсем отошли от своего стиля, отец-основатель жанра Куортон покоится с миром в Валхалле, а Moonsorrow и Myrkgrav уже достаточно давно ничего нового не выпускали.
Конечно, на альбоме нет шедевров уровня «Baldurs Tod». Хотя… Всё же это дело вкуса. Просто растворитесь в «Time between Dog and Wolf» и верните (или представьте, что вернули: актуально для не заставших тот период в сознательном возрасте, в т.ч. и для вашего покорного слуги) себе старые-добрые времена, когда хорошая музыка из Скандинавии часто и регулярно нас радовала.
|
| |
|
|
|
| Предпоследняя работа легендарного Варга Викернеса, наречённая «Hliðskjálf», вышла 12 лет назад, весной 1999 года. Как и «Dauði Baldrs», этот альбом полностью записан на синтезаторе. «Hliðskjálf» лишний раз доказывает, что подвластная лишь Графу «магия Burzum» насыщает музыку вне зависимости от используемых для её создания инструментов. В альбоме уже нет той боли и того отчаяния предшественника, который будоражил разум слушателя и заставлял пульс учащаться… Весьма бодрое начало впоследствии сменяется не чем иным, как убаюкивающим, утешающим спокойствием, будто извиняющимся за тревожное вступление. Эта смена настроений происходит на великолепной «Der Tod Wuotans». Я бы назвал эту композицию вершиной творчества Варга периода тюремного заключения. Она отражает всю сущность Burzum. Сам Варг характеризует свою музыку, как монотонную, несложную и меланхоличную. Стоит добавить к этому неповторимую атмосферность и гармоничность. Кроме того, такая музыка способна полностью погрузить слушателя в себя, абстрагировать его от внешнего мира, ведя за собой в мир создаваемых ей же образов… Эта музыка крайне ревнива, и не стоит использовать её в качестве фона – она попросту будет тянуть одеяло на себя, не давая так с собой поступить. Её идеально слушать перед сном, как и задумывал Варг. И такой альбом подходит для этого, на мой взгляд, лучше, чем беспокойный «Dauði Baldrs» и, тем более, блэк. «Hliðskjálf» замечательно слушается и просто так, но для правильного его восприятия следует слушать его в одиночестве и желательно не при свете. Доверьтесь этой музыке, просто закройте глаза и позвольте душе окунуться в неторопливо текущую реку мелодий, полных спокойствия и лёгкой грусти.
В лучших традициях Burzum.
|
| |
|
|
|