Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

-- []
/ | Информация | Рецензии | Графика | \
____
Darkside Chamber
-
Mortebello
-


Откуда:Moscow

Друзья
Offlineophido

\/
| Last login: 18 ноября 2015, 01:22

. .
|

.
.
.
.
Переключить вид

Vintergata

   2013   

Моровы земли


 Symphonic Black Metal
Моровы земли
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
У меня проблема с восприятием фэнтези. Точнее, проблемы нет, потому что я его не смотрю/не читаю. Когда я пытаюсь читать фэнтези, все драконы, озера, изумруды, леса, девы, воины, мечи и шакалы сливаются у меня в одно сплошное «слепое пятно», как при выведении «среднестатистического» лица жителя, например, Средиземья (когда мы получаем портрет не красивый, не выразительный, хороший или плохой, а именно что средний). Такое неприятие мешает мне адекватно воспринимать происходящие там, почти наверняка захватывающие, события, из-за чего я наверняка многое теряю.

Странное дело: еще не начав слушать альбом — уже стопроцентно знаешь, какими будут его первые звуки. Так было и в этот раз. Думаешь, то ли сейчас начнется «Humana Inspired To Nightmare», то ли «Darkness Our Bride». Вопрос «сколько можно» уже встал со всей безнадежностью костью в горле. До крайности во все времена удивляла способность наших групп все продолжать и продолжать наступать на те же грабли — они, грабли, к этому времени уже должны были затупиться, истереться, врасти рогами в землю и просто исчезнуть. В память стучат тысячи аналогов, но громче всех, конечно же, стучит «пепел Cradle Of Filth» с его похотливыми вампирами, призрачными суккубами, людоедами и кровавыми баронессами и всем музыкальным антуражем и настроением, не дающим покоя многим, — и со слабовыявляемыми с помощью первых проб попытками опереться на отечественные прото-команды жанра, иногда достойными похвалы.

У Vintergata мы встречаем неглупые и отнюдь не бессмысленные аранжировки (которые, если бы и не вышли из под пера Самих, то вполне могли бы принадлежать кому-то из братьев их меньших). Почти полное отсутствие хоть сколько-нибудь запоминающихся гитарных соляков и не слишком плотный звук, что стало уже традицией для отечественных групп. Большей частью песни представляют собой приблэкованный трэшняк, почему-то очень у нас популярный, с симфоническими клавишными «отходняками» в стратегических местах. Вокал и его подача неожиданно напомнили о Mental Home. Часто риффы становятся настолько прямолинейными, что думаешь... что опять, наверное, пришел век прямолинейных риффов. Скажем так: иногда можно впасть в экстаз от их простоты, но здесь явно не тот случай. Изредка риффы сгруживаются в причудливый хаос, и это все же приятно. Но большей частью банальные переходы и иногда странные и не очень логичные паузы между частями песен почти угрожают убить весь скудный изюм, который еще остался. Общей целью наверняка было создать красивую музыку, поскольку местами она совсем не агрессивна, а скорее торжественна. (А если не всегда получается красиво, давай разухабисто!..) Справедливости ради, стоит сказать, что свой стиль сама группа определяет как «dark fantasy blackened metal» (или просто «dark metal»), что, по идее, должно снять большую часть претензий по отсутствию здоровой злости и напора. Все же, при всем при этом, нельзя не признать, что музыка Vintergata местами звучит довольно величественно. Хотя, подавляющей частью, — практически лишь за счет клавиш.

Работа клавишника в целом почти безупречна, однако и тут не хватает ярких идей и по-настоящему захватывающих дух пассажей. Скрипки реют на бреющем полете, но это не более чем полет стрижей, за которым приятно наблюдать глазами. Отдельные клавишные трэки, хотя и изобилуют атмосферными моментами, не сильно впечатлили, слишком там все предсказуемо и однообразно.

Эстетически красивая обложка и буклет скорее отсылают к разнообразным шведам и Emperor’у. Как говорится, хорошо — но этого недостаточно.

«Морова падь», вслед за расслабляющим началом, внезапно обрушивает на уши слушателя болезненные разряды дроби — блэковые трещотки не щадят никого. На «Зеркале Архонта» вначале можно услышать «разогревающуюся» оперную вокалистку и хохот кикимор. Это чуть ли не единственный креативно-бодрящий, эмоционально окрашенный момент диска.

Куплетные части, честно говоря, зачастую просто вымораживают — столько здесь родного, вечного и неистребимого… Тем не менее, похвалю женский вокал — хороший, не слишком уж уверенный, но чистый, правильный и красивый, не утомляющий так, как все остальное, — хотя его партии часто столь же прямолинейны, хм, как и риффы. Но ведь хочется разнообразия.

Следом идущая «Виверна» разнообразия не приносит… кроме веселых строк про «черный гной», разлившуюся ртуть и зияющие раны. Это почти панк. Но если у западных аналогов он звучит злобно и куражисто, то у нас все выглядит пока бледновато. Хотя оркестровая часть выступает единым фронтом, и это нормально… Иногда барабаны ведут себя так, что внезапно обнаруживаешь себя на дискотеке 90-х («Виверна», «Песнь льда и пламени», далее везде). И здесь задумываешься уже не о серьезности всего этого предприятия, а о частоте цитирования однажды найденных остроумных и удачных приемов. В глобальном даже масштабе.

В целом, после 3-го трэка становится утомительно, но ненадолго. «Энтропия» местами напоминает то Pain, то и вовсе Hypocrisy. Будете смеяться, но для меня она оказалась все-таки лучшей песней на альбоме, что чистая вкусовщина. Неплох и «Ведьмин круг», а также, пожалуй, «Litanies to the Moon» и «Заклятье». Возможно, это то направление, в котором стоит двигаться дальше.

В чем прелесть «западных аналогов» и коренное отличие их от наших групп? В том, что они часто являются первооткрывателями. Делают акценты в правильных местах. Я не могу сказать, в каких, это секрет. Да вы и сами знаете. А вот их российские коллеги почти всегда «перегибают палку» и попадают в колею банальности. Побольше бы разорванных шаблонов. Остается только надеяться на то, что в следующем альбоме все будет обстоять немного лучше.

Плюсы — явный профессионализм собравшейся команды, редкие, но все же небезынтересные находки, не слишком занудливые клавиши и, в общем, нормальная поэтическая лирика без особых смысловых вывихов.
Минусы — уже сто раз изъезженные шаблоны, темы и приемы (а строить на них альбом — не самый лучший выход, лучше провести побольше времени за сессиями, придумывая что-то выразительное), вокалист да и общий недостаток оригинальности. И впредь советую петь только на норвежском.

«От заката до рассвета/Ветер носит тучи пепла…» — наверное, квинтэссенция этого всего.

Шесть.
Mortebello  10 окт 2013

Dominia

   2013   

Death Only


 Gothic Metal
Death Only
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
При всей симпатии, у меня всегда было сдержанное отношению к doom'у (а именно эту ипостась Доминии представляет на данный момент новый двухпесенный сингл группы), который часто прослушивался исключительно под настроение и не более. Соответственно, оценивать шедевры в этом жанре я имею право только с точки зрения «мне понравилось» или «это звучит красиво/не звучит и не красиво», а также с общепринятых позиций вроде измерения глубины композиторского таланта и акустических данных вокалистов. И, по правде говоря, меня всегда несколько настораживало присутствие на записях скрипки (множество случаев, когда люди просто банально не умели играть, либо родились с оттоптанным и отнюдь не музыкальным слухом — и тем не менее, оказывались в группах, чтобы получать тумаки от слушателей и, наверное, от коллег тоже). То же самое могу сказать насчет женского вокала. Так вот, все это можно забыть, если речь идет о Dominia. У них всё достаточно хорошо.

На этом, пожалуй, можно было бы и закончить, но наверное, куда интереснее будет пояснить, почему я так считаю.

Насколько я поняла, за свою карьеру коллектив не раз менял направление, пусть плавно и не так резко, но иногда достаточно неожиданным образом (оставаясь при этом, разумеется, в русле мрачной музыки, и не скатываясь особенно глубоко в пучины, например, фьюнерала, или не входя в особо острые идеологические контрасты блэк-метала).

В думе, как и везде, многое зависит от композитора — и если он выдает прямые как рельсы ходы, то максимум ничего кроме «крепкого середняка» группа в оценках завоевать не сможет, даже если вывернет все кишки наизнанку. Если получается как-то извернуться и сделать что-то уровнем повыше, то здесь уже начинается что-то интересное для меня. В принципе, понятно, на какие команды делался ориентир (это и не скрывается), соответственно, остается только лишь проверить, насколько удается следовать этим канонам и идеалам: многое зависит от того, как это обустроено и обставлено. Задача исполнителя, таким образом, сводится к дизайну — расставить по комнате старинную мебель, по определенным правилам, а не абы как. Всякие нудные разговоры о «новизне» здесь вообще не нужны. Ценители и так поймут.

О скрипке хочется сказать отдельно. Кто с первых же скрипичных нот почувствовал кожей знакомую атмосферу — коварно ухмыльнулся. Несмотря на наличие в активе таких званий, как, например, «Лучший исполнитель на смычковых инструментах за 2007—2008 годы» и академическое образование, безусловно талантливый скрипач Дмитрий «Каспер» Ришко значительное время также обеспечивал характерное звучание самой горячо любимой панк-формации страны, вопрос об участии в которой никак нельзя обойти вниманием. Хотя, строго говоря, "Доминия" была в жизни Каспера значительно раньше, и есть сейчас, но это говорит и о широте прочих музыкальных взглядов, конечно. У кого как, а у меня это «послевкусие» всплыло в памяти сразу же, что и заставило меня улыбнуться. Как это выглядит в приложении к doom-стилистике? Очень светло, меланхолично и «бархатисто», в то же время не оставляя никаких надежд на оптимистичное будущее. То есть — как надо, короче говоря.

Теперь давайте перейдем к самим песням.

«Death Only»
С самого начала прозрачные мягкие звуки вступления дают понять, что мы, очень вероятно, находимся где-то в середине 90-х, против чего я совсем не возражаю, а запоминающийся хук намекает, что трэк многим может быть симпатичен. Так наверняка и есть. Стоит отметить хорошее качество записи.

Скрипка звучит умоляюще, но ненавязчиво, и витиевато петляет среди по-спартански печальных риффов, как гордый, но обреченный парусник, преследуемый флотилией пиратов. Клавиши грамотно оттеняют картинку. Группа осознанно подошла к выбору женского вокала, в данном случае он вписывается стопроцентно, даже если отбросить портфолио и предысторию. Минималистичный бридж и соло за ним тоже хороши. Я лично люблю звук пианино, так что приятно было его здесь обнаружить. Хорошо, что композиция не затянута излишне и заканчивается именно в тот момент, когда этого ожидаешь. Для восьми с лишним минут это удивительно.

«Cellar Door» (live, 2010)
Думаю, «живая» версия песни была помещена на сингл неспроста — а именно потому, что в таком исполнении она смотрится особенно выигрышно, а заодно и является настоящим подарком тем, кому по каким-то причинам не понравилась предыдущая вещь.

Мы имеем дело с более грамотной подачей атмосферы. Начинается всё с задумчивых переборов гитары, затем вступают светлые меланхолические переливы скрипки, и здесь она звучит особенно задушевно. Эта вещь мне нравится куда больше, особенно мягкое, но неумолимо «апокалиптичное» соло Ришко на четвертой минуте. Опять простой бридж, за которым, как цветы, распускаются все новые и новые части этой прекрасной баллады.

Пара слов об обложке сингла, достаточно явственно отсылающей к возрожденческим мадоннам Да Винчи и Рафаэля, только с уклоном во мрак. Смерть вместо мадонны, вместо младенца — человеческое (?) сердце, которое она держит на ладони, как бы решая, сжать ли его в своей руке прямо сейчас или повременить еще немного. Часы, отмеряющие оставшееся до роковой паузы время. Строго, прямолинейно и со вкусом.

В общем, атмосфера светлой тоски, создаваемая при прослушивании, подвигает к размышлениям о смерти не как о гнетущей и печальной необходимости, а скорее как о естественном ходе вещей.

Всю эту красоту можно приобрести от 3 евро и выше на официальном бэндкампе группы.

Самое лучшее, что можно сделать, послушав doom — это поиграть в DOOM. Официальный сайт встретил красивым индустриальным бэком и креативно подзвученными кнопками, что заставило меня немного подзастрять на интро и в главном меню, просто переключая их. Люблю такие развлечения.
Mortebello  18 сен 2013

Cradle of Filth

   2010   

Darkly, Darkly, Venus Aversa


 Extreme Metal
Darkly, Darkly, Venus Aversa
4/104/104/104/104/104/104/104/104/104/10
«Аэм Шин, Лилишь, Мистресс оф зе Дак!..» — Таким вот безапеляционно-самодовольным женским монологом без предисловий встречает нас альбом 2010 года англичан Cradle Of Filth. Впрочем, предисловие там есть: жиденькие тривиальные клавишные, предваряющие этот стратегически важный спич. Ура, тётя Ася приехала. А вместе с нею - Тьма, Разврат и Ужас, Парящий на крыльях ночи. Если быть точнее - тётя Винэс Аверса. Способ, которым извращенно ублажали друг друга викторианские вельможи в часы досуга, или слэнговое, альтернативное имя первой жены Адама — кому как больше нравится интерпретировать, дело вкуса. У вас есть широкий выбор и ссылки на все мыслимые медийные источники. Впрочем, всё это не имеет значения, «и вот почему».

Начнем же «волшебное таинственное путешествие» вглубь сказочного первобытного леса сквозь корявый частокол скрипичных оркестровок, сухой статический треск барабанов и ровно порубленных на куски, как суши, риффов, если, конечно, вам нравится вкус навязших на зубах «настоящей дорожной пыли», ольховых шишек и сухих листьев, которые нагнал безумный ветер — погода нынче испортилась, да. Но, говорят, это жанр такой. Проводником здесь мог бы быть только Сусанин, да и тот покончил с собой от нахлынувших рекурсий. Самое страшное же затаившееся «зло» этого болота — вконец измученный и охрипший вокалист (которого то ли преследуют, то ли уже догнали); истошные и сиплые визги Дани слышны то тут то там в чаще, вместе с хрустом чьих-то методично ломаемых костей. Это группа сообща прыгает на трупе мертвеца, который зовется Старый Дух, и которого уже много лет, как верная вдова, безутешно оплакивают самые преданные, брошенные им фанаты. Его нельзя просто так бросить на дороге, но и нельзя окончательно погребсти, потому что его всё время вспоминают; вот и бродит он, как бездомное привидение, и никак не может упокоиться, да и другие из-за него не могут успокоиться тоже.

«Darkly, Darkly, Venus Aversa», как метко заметил один безвестный ютьюбовский комментатор — это 15 разных вариаций одной и той же песни. Если присмотреться, это в самом деле очень похоже на правду. Кто-то скажет, что всё последнее творчество COF, лет этак 10-12 уже, и есть сплошь одна и та же песня. Увы, данный альбом дает это в полной мере прочувствовать. Если бы «DDVA» можно было представить в виде падения кэролловсой Алисы во мрак кроличьей норы, это был бы длинный и бессмысленно жестокий трип в колодец, полный корявых гнилых сучьев, запутанной паутины и мха, колючек и слабоумных подземных обитателей. Почему, святых всех ради, это всё происходит? — Да просто потому что!.. Потому что вовремя не заметили опасности в фигуре Ньюби-Робсона, потому что вовремя не поставили Пола Аллендера на место, и он успел насочинять горы ***** (простите, иначе не могу выразиться), потому что не сказали Мартину, что ему делать, потому что не раскрыли потенциал талантливой пианистки-аранжировщицы Эшли Эллилон. Вот потому и путешествие бедного слушателя получилось таким длинным и тошнотворным. В хромой двуколке так не болтает.

Помните, в видеоклипе «From The Cradle to Enslave» есть эпизод, когда слегка обезумевший Лектер, тогдашний клавишник группы, долбит молотком по клавиатуре антикварного пианино? Мне этот момент всегда очень нравился из-за своей абсурдности, но всё-таки немного коробил. Кто бы мог представить, что почти 15 лет спустя эта картина повторится — но уже всерьез! — когда некто Mark de Sade будет создавать такие же по образу оркестровки, будто кто-то специально зажимает случайные аккорды и насилует инструмент — ради брутальности эффекта, разумеется, но безо всякой оглядки на наши чувства и уши. А скорее всего, из полного равнодушия к процессу. Лишь бы было, как говорится. Возможно, Марку, по всей видимости, не извлекшему должные уроки из музыкального образования, просто по приколу молотить по клавиатуре музыкального инструмента. Он как бы мстит ему за всё, но в первую очередь — за свою душевную и физическую глухоту.

«В лесу раздавался топор дровосека...» Да, в этом чумном сказочном лесу есть свой Железный Дровосек, вот этот точно не злодей, — гитарист и главный сонграйтер COF Пол Аллендер. Он исправно нарубает дрова и складывает их в аккуратные черные кучи. Еще он втайне мечтает о Сердце — настоящем шелковом сердце, набитом опилками. Сердце он получит, когда-нибудь, если заслужит его, то есть, если хотя бы очень постарается. А пока что он добросовестно рубит лес: очень полезное и правильное дело. Щепки летят, искры шипят. Работа такая.

Песни вообще не запоминаются, и это самое трагичное. У меня есть привычка прокручивать понравившиеся мелодии в голове, вне зависимости от их сложности, но здесь этот номер не проходит. То есть, ни одна, кроме «FMF» и «LI», изначально узнаваемых и намеченных на сингловые продажи, да ещё «Beast Of Extermination», сдувшаяся по пути, и самое начало «The Persecution Song». Кстати, последняя тоже давала неплохие авансы при первом прослушивании, но к середине окатила таким холодным душем банальности и по#изма авторов, что в итоге оказалась столь же бессмысленной и беспомощной, как и её 12 бледных сестер. Они, как сумасшедшие, разбежавшиеся из приюта, носятся неприкаянно по лесу и разве что тихонько молят, чтобы их кто-нибудь поскорее прикончил.

Теперь о лидерах. На альбоме всё-таки присутствуют две очень хорошие песни — «Forgive Me Father (I Have Sinned)» и «Lilith Immaculate», про которые у меня просто язык не повернется сказать что-то плохое. Эти песни запомнят и будут любить всегда. Первая изрядно отдает готик-роком в духе Sisters Of Mercy — на мой взгляд, «FMF» просто не могла не появиться в какой-то момент в творчестве группы, она была как будто бы генетически запланирована, так как полностью соответствует логике любых поворотов её развития. Да и клип сейчас, спустя два года, воспринимается как нечто вполне уже естественное. «Lilith Immaculate» могла бы войти в «золотой фонд» песен группы (и, разумеется, уже вошла), если бы не отвратительная середина (там где кусок в мажорном ключе — вот здесь бы придержать коней и сделать на том же мелодическом отрезке медленную часть, после которой интенсивная рубка смотрелась бы куда более гармоничной и уместной, но нет — коней уже не остановить... Эх, запороли всё). Если бы не это - что, кстати, так же поганит и «The Persecution Song»: непродуманность композиции и как следствие, нелепость звучания в середине - гимн Лилит был бы просто безупречен. Буду честной, эти две вещи не в состоянии вытянуть целый альбом, доверху наполненный вулканическим шлаком и пеплом былых достижений. Я могла бы ещё добавить пару ядовитостей про аляповатую обложку и сопутствующий продакшн, но на это уже просто не хватает слов. Отмечу лишь редкостное соответствие уровня контента уровню оформления. Ровно то же самое могу сказать и про два последующих недо-релиза: псевдо-симфоническую поделку и самый, пожалуй, мутный сборник ремиксов в истории группы. Их обложки так же чудовищны в своей безвкусице.

Ну и, если закончить нашу сагу с воображаемой Алисой, то когда она наконец встречает Гусеницу и спрашивает у неё: «Ну и где, мать её, во всём этом смысл?!..» то Гусеница, изрядно пыхнув и вынув изо рта трубку, спокойно ей отвечает: — «А смысла никакого нет. Всё дело в том, что Лилит, первая жена Адама и мать всех демонов, была знаменита тем, что...» Тут-то мы и замечаем, что сама Гусеница до ужаса похожа на Дани Филта. Не было и нет никакой разницы, каким смысловым содержанием наполнен девятый альбом: он мог бы быть хоть про костры Бухенвальда, хоть про будни областной психиатрической больницы. Где был Тим Бертон, когда ты отжигал на ютьюбе, наш любимый веселый гном, со своим пресловутым цирком и его чрезвычайно милыми персонажами? И неужели ты так и останешься не отмеченным драгоценным вниманием Маэстро современных макабрических сказок?? Такой кадр пропадает. Лицезреть его рассказы о процессе записи и съемке клипов — просто загляденье, настоящее eye/ear candy; безумно жалко только, что альбом оказался таким хламом... Неловко смотреть на ничего не подозревающего Пола, на не совсем уверенного в себе Мартина, рассказывающего, что процесс работы над диском был «более, что ли, свободным, креативным...» Печально это всё.

Кстати, уже каноническая шутка с «дорожной грязью» — лучшее воспоминание, что может быть связано с эпохой «Darkly, Darkly, Venus Aversa». Фотосессии с дискотечно сверкающим гримом фронтмена и кожаными рванинками оставляют смешанное впечатление: это прокатило бы, будь сам диск хоть чуточку лучше, чем его пытались нам представить.

Mein Gott, ведь почти эти же самые люди через два года запишут «Manticore». И, с позиций дня сегодняшнего, я наконец-то могу поглумиться. Теперь я с совершенно чистой совестью могу сказать, что «Аверса» — мусор!

Между прочим, бо́льшая часть данной рецензии была написана под играющую в плеере «Мантикору» — ещё один пример того, что вызывает вдохновение, а что его на корню убивает. Совать под ногти иголки тоже ведь надо с умом.
Mortebello   9 ноя 2012

Cradle of Filth

   2012   

The Manticore and Other Horrors


 Extreme Metal
The Manticore and Other Horrors
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Перед Cradle Of Filth, с их богатой историей запредельных взлетов и катастрофических падений, стояла задача не столько "оправдаться", сколько записать просто нормальный диск. Не такой, который без раздумий проглотит неофит, а такой, чтобы хотя бы приняли, и не в штыки, старые фанаты. В то же время, COF - группа, которая всегда будет генерировать вокруг себя бурные диспуты, с каким бы материалом они не явились в очередной раз пред очами аудитории. Задача, таким образом, казалась почти невыполнимой.

Начиная с нулевых - а если честно, то даже немного раньше, - приходилось постоянно себя уговаривать, что коллектив новой формации вовсе не так уж плох, какой бы эта формация на данный момент ни была, в то время как реальность тревожно сигнализировала об обратном. Наивно было полагать, что такое мнение не являлось распространенным. Группа явно потеряла нить, занявшись самоповторами и эксплуатацией сложившихся характерных штампов. Оптимистично-бодрые заявления фронтмена, в явном контрасте со стабильно не оправдывающимися ожиданиями, только лишь подливали масла в огонь. В результате долго копившееся недовольство фэнов неожиданно "материализовалось" в виде полукиллограмового леденца-гобстоппера, метко пущенного в спину Пола Аллендера кем-то из толпы на фестивале Bloodstock Open Air в августе 2009 года. Вовсе не обязательно воспринимать этот инцидент как акт выражения коллективного бессознательного, но происшествие, на своем уровне, наверняка заставило кого-то в группе крепко задуматься; а попутно - кто бы сомневался - снова вызвало массу едких шуток по отношению к музыкантам. Таких "знаков судьбы" уже нельзя было не замечать. Кстати, по словам очевидцев, метатель целился всё-таки в Дани Филта.

Выслушав очередную порцию стандартных заверений последнего, что новый альбом будет "быстрым, четким, да и просто убийственным", а также снисходительно поржав над обещанием "панковских риффов", мы в итоге всё это и получили. Сочетание панк-структур, на которых, как на суровом бетоне, практически и выстроен весь диск, и небанальных симфонических аранжировок делает правильную погоду. Кстати, немного более внушало доверие и давало надежду то, что рассказал ранее Пол вебсайту Ultimate Guitar: "The last thing we want to do is come out with another album that sounds like the last two" ("Что мы меньше всего хотим сделать - так это выпустить очередной альбом, звучащий как последние два"). Верить Аллендеру - это совсем не то, что верить Филту, высказывается он не так часто и больше по делу, даже несмотря на опасно критический для себя бэкграунд.

Любопытно было бы узнать, что пережила группа и какие разговоры происходили у них на кухне в последнее время. Хочется думать, достаточно серьезные. Такой крутой поворот не происходит сам по себе, тем более в их весьма запущенном случае. Блицкриг Дани с Храмом Черной Луны и парой норвежских товарищей, очевидно, не привел к удовлетворению: это была его собственная попытка возродить старый дух, начав хотя бы с внешних атрибутов и обстановки, но я вижу здесь даже большее - попытку сбежать от собственной группы, неспособной двигаться ни вперед, ни назад. Ностальгическое возвращение корпспэйнта начала 90-х прямо кричит о том, материал какого периода сам фронтмен-основатель считает лучшим. Кто-то (или что-то?) также, по-видимому, очень серьезно поговорил с Полом Аллендером, и, видимо, тот согласился. Дальше, кстати, придется думать еще больше, ибо без этого продолжать делать что-либо вообще не имеет смысла.

Такое ощущение, что... группа попробовала оторваться от собственного архетипа. И даже - немного от собственной истории. Что сильнее всего отличает нынешний альбом от его предшественника, так это его куда большая упорядоченность и осмысленность. Это касается не только многострадальных оркестровок, но и гитарных партий, структур композиций и вообще всего в целом. Большинство песен начинается как раз либо с панка, либо с блэковой молотьбы, либо с мрачных симфонических вступлений. Да, в самой форме нет ничего нового, но содержание в это раз какое-то иное. Вновь появились запоминающиеся риффы, хотя и не такие искусные, как на альбомах средне-раннего периода, за что хочется сказать Аллендеру спасибо - он старается, и здесь, вероятно, просто из кожи вон вылез, если мы правильно оцениваем его композиторские возможности. Хотелось бы больше чего-то подобного в будущем. Имеет смысл говорить об "расчетливой агрессии", она не просто тупо направлена вовне, а мудро распределена по многим каналам, вместе создающим более-менее цельное драматическое полотно - несмотря на то, что альбом не концептуален. Но, что удивительно, он при этом куда более целостный, чем предыдущая работа англичан. Холодная ненависть, а не "ярость деревенщины", что торчала, как растрепанный во все стороны веник, в "Аверсе". Хотя это и было неизбежно, мне даже как-то не приходит в голову сравнивать его с "Аверсой", где рандомайз в духе "а давайте насуем сюда клавиш!" в самых худших проявлениях и очевидный творческий ступор соседствуют с вроде бы беспроигрышными хитами в лице "Forgive Me Father..." и "Lilith Immaculate" и еще парой загадочных песен, всё равно утонувших в общем сумеречном бардаке.

Ряд негативных реакций говорит, к сожалению, о том, что подросло поколение любителей бессмысленной рубки, которые приняли "Аверсу" на ура, но шарахнулись от нового диска, как от чего-то предосудительного. Хороший знак, в принципе, для тех, кто пока альбом не слышал, но как раз надеялся, что сие безобразие больше не повторится.

Инновации в "Мантикоре" по большей части можно назвать умозрительными; скорее это качественное изменения в лучшую сторону, и если кого-то устроит такой "возврат к корням", то вуаля. По отношению к тому, чем нас кормила группа в нулевые, это почти прыжок в космос. Более взыскательных, чем я, слушателей, которым нужен второй "Dusk", я предупрежу, что такого больше не будет никогда. И я даже этому рада. У меня появилась маленькая надежда, что мы можем вскоре увидеть что-то хоть немного принципиально иное. Не могу сказать, что группа чувствует себя полностью уверенной в том, что она сейчас делает, но главное - желание выйти из угла и пойти в любую сторону, только подальше от мест старого гнездования. Главное - начать. Если к нему (альбому) можно применить термин "подростковая угловатость" (несмотря на то, что он записан уже достаточно взрослыми людьми), то перед нами как раз такой "подросток" - со всей его порывистостью, темными эмоциями и не очень хорошо скрытыми комплексами. Но это и прекрасно. Как совсем недавно вылупившийся птенец горгульи, "Мантикора" осторожно ступает по тонкому льду, пробует новую для себя почву, прежде чем перенести весь свой вес на следующую опорную точку пути...

В целом, "The Manticore & Other Horrors" производит несколько любопытное впечатление, при этом обладая безусловными приятностями. Мне он показался некоей "параллельной ветвью эволюции", как если бы группа после дебютника пошла слегка иным путем, и в её истории вообще не было бы ни "Dusk'a", ни "CATB", ни всего того, что после. Если рассматривать диск с такого угла зрения, вы обнаружите, что у вас останется значительно меньше скептицизма и яда, который вы могли бы излить в случае, если бы попытались заставить себя думать о нём, как об очередной (заведомо провальной) попытке возрождения "духа классических COF". Когда, например, слышишь начало "Huge Onyx...", о "старом духе" как-то не хочется вспоминать совсем. Использование в некоторых треках восточных инструментов (свирели, ситара и уда в "Manticore") также является приятным освежающим штрихом, хотя и заставляет временами вспомнить то о Septic Flesh, то о Therion. В середине "Siding With the Titans" вообще наблюдается что-то странное - "растягивание" звука, что можно сейчас наблюдать, пожалуй, чаще всего у модных инди-деятелей и старых мастеров другого жанра. Не знаю, кто подсказал, но слушается очень мило, такая вот фишка. Наконец-то осмысленные аранжировки и звуки, эпизодические ретро-отсылки к 80-м и даже 70-м, и даже "маленькое путешествие в Манчестер" во второй половине трэка "Manticore" (кому надо - тот поймет). Временами даже вспоминаешь, что COF когда-то были блэк-металл группой, а не толпой ряженых, какими их сейчас многие, к сожалению, знают.

Кстати, если уж мы всё-таки заговорили о возрождении "старого духа" как таковом, я считаю, что нам пора похоронить этого благородного мертвеца. Старый дух - лишь гость на этом празднике, гонимый и подталкиваемый в спину веселенькими и злыми панк-тумаками и в кои то веке ощутившими свой смысл клавишными оркестровками. Лучшего на данном этапе, наверное, и желать было нельзя.

В оркестровках, о которых хочется рассказать подробнее (ибо это самое радостное событие), произошли некоторые восхитительные изменения: впервые их доверили не претенденту на eternal anal punishment Марку Ньюби-Робсону, а своему же родному барабанщику Мартину Скарупке - человеку, получившему академическое образование по классу фортепиано и вокала. Долгое время этот бриллиант почему-то валялся в тени остальных сессионных и штатных оркестровщиков, что совершенно преступно и необъяснимо; тем более, что в некоторых проектах Мартин как раз и играл на клавишных. Но в итоге справедливость, кажется, восторжествовала. Клавиши в кои-то веки на своем месте, их не мало и не чересчур, а в самый раз, и они почти прекрасны. Кроме пары мест, но это субъективные мелочи. Аранжировки звучат интересно, и речь определенно не идет о каких-то недоразумениях, написанных второпях и непонятно кем. В титрах Скарупка указан также как один из продюсеров. Хотелось бы, чтобы группа больше доверяла Мартину в будущем, я на этом даже настаиваю.

Для исполнения женских вокальных партий вновь была приглашена Люси Аткинс, ранее замеченная на предыдущем альбоме, а также с десяток вокалисток и вокалистов для создания хоровых партий. Люси, понятное дело, нельзя даже близко сравнивать с Сарой Девой, она обладает совершенно другим тембром, но группа, безусловно, знает, кому доверять озвучивание суккубов и прочих зловещих барышень. Хоры, к слову, великолепны. В пару треков был зачем-то засунут сэмплированный женский вокал, но вполне вероятно, что это лишь специфический прием.

Делюксовое издание, помимо основного материала, предлагает нам еще две песни - симпатичную "Nightmares of an Ether Drinker" (за неё от меня отдельное спасибо, цепляет) и более атмосферную и оттого немного затянутую "Death, The Great Adventure".

Если говорить о потенциальных хитах, то не могу не упомянуть, наверное, уже полюбившийся публике "The Abhorrent", мощную "Huge Onyx Wings Behind Despair", зловеще-игривую "Succumb to This" (без сомнения,"звезду" этой вечеринки) с примечательными риффами и вспомогательным вокалом Люси, да и Дани тоже молодцом. Как говорит один мой знакомый, даже хочется пуститься в пляс. Лично я бы отметила еще "Illicitus" и "Siding With the Titans", вызывающих во мне приятную ностальгию... Никак нельзя пройти и мимо титульной вещи "Manticore". Вообще, скорее трудно найти трек, который бы ничем бы не выделялся или вызывал бы явное отторжение. Про "Frost On Her Pillow" намеренно ничего не говорю, ибо место и назначение этой композиции и без того понятно, что не делает его лучше или хуже. "Sinfonia" - чопорный и интригующий, приятно оформленный инструментал, который вполне мог бы оказаться на альбомах середины-конца 90-х. Кстати, обладатели делюксового издания сразу же почувствуют, как гармоничен переход с "Death..." к "Синфонии", что закрывает собой альбом. Это один из тех маленьких моментов, когда становится понятно, почему стоит покупать делюксовые издания. Со связкой из двух добавленных треков всё в альбоме как будто встает на свои места. Без них он смотрится немного разрозненно, как будто чего-то не хватает. Я такое решение одобрять не могу, ведь бонусы являются обычно лишь дополнением, но не неотъемлемой частью процесса. Это, наверное, и есть самый серьезный минус обычного издания.

Возвращаясь к вопросу, поднятому в начале - справились или нет? Слов "это хороший альбом" сейчас вполне достаточно, чтобы понять, что получилось. Удалось вернуть настроение куража, что всегда было важной отличительной чертой COF, помимо прочих достоинств, и за что я их особенно ценю. Демон вновь оживает, и ему совершенно наплевать на причитания старых фанатов... Ну а лучше всего, наверное, картину завершит мнение человека, за группой давно уже не следившего и которому диск перепал совершенно случайно: "Такое ощущение, что они вернулись в 96 год". Такие слова многого стоят, на правда ли?

К своей оценке добавлю еще один балл сверху, пусть это будет некий аванс. Нет, я не стала верить в них больше, боже упаси. Просто - да, удивили.
Mortebello   6 ноя 2012
/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом