Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

-- []
/ | Информация | Рецензии | Графика | \
____
Darkside Chamber
-
Blackknot
-

Darkside.ru Member

ICQ:446672874
Откуда:Псков

Друзья
OfflineДядя
Offlinev_potemkah
Offlinestavras
Offlineold man
Offlinealpokus
OfflineVisionaire
OfflineTrickster
OfflineTLR
OfflineSvartkladd
OfflineRichter
OfflineParadoxxx
OfflineMet749
OfflineMarch of Time
OfflineJimmy Smith
OfflineGlop
OfflineGerda Lore
OfflineFeatus
OfflineBlindman
OfflineArseniy

\/
| Last login: 7 июля 2024, 06:51

. .
|

.
.
.
.
Переключить вид

Ebonylake

   1999   

On the Eve of the Grimly Inventive


 Avantgarde Black Metal
On the Eve of the Grimly Inventive
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Иногда находишь группу с ярлыком «авангардный блэк-метал» и совсем скоро обнаруживается, насколько этот ярлык является преувеличением, а сама музыка команды – далека от специфики великого и ужасного. Так вот, Ebonylake полностью оправдывают свою заявку. Их версия радикального стиля – одна из самых каноничных и верных первоисточникам из других областей искусства, в частности литературы. Рваный, импульсивный блэк-метал подобен театральному действу, где главное – обескуражить слушателя. Это осколочный симфонизм, который вклинивается всюду, фортепианные и струнные россыпи, пожирающие все остальное. Скримовый вокал и общий мракобесный настрой позволяет предположить, что доминантой является блэк, а никак не готик-метал, тем более что последний едва ли приметен: хоть девушки и в количестве 2-х штук, женского вокала немного, и он по-авангардному неоформлен да и обилие клавиш можно свалить именно на нестандартное видение музыкантов. Происходящее на альбоме описать иначе кроме как Хаос не получается. Пока по другую сторону Атлантики молодая поросль упражняется в математическом хардкоре, британские декаденты в грязь лицом тоже не падают: косноязычные риффы, хаос барабанов, в котором проскальзывает и невротический бластбит, уже упомянутая абсентовая наркомания клавишных...

«On the Eve of the Grimly Inventive» – очень литературный альбом: англичане очень многословны, скримом выплевываются просто гигантские объемы текста. Естественно, много пауз, смен повествователей, настроений…. Создается ощущение, что это – более неуютная и пугающая версия второго альбома Arcturus. Альбом реально дезориентирует. Самое душевное и приятное в этой вакханалии – готик-думовые этюды.
В «On the Eve of the Grimly Inventive» содержится музыка, под которую ранний Маяковский не счел бы зазорным слэмиться, Хлебников ваять на нее тексты, а Ахматова или Цветаева при соответствующем уровне опьянения, а Вирджиния Вульф и без него – проводить женские вокалы. Искренне любить эту музыку сложно, с целой плеядой норвежских звезд направления того времени, например, дело обстоит куда лучше. Ответом на вопрос "почему" может служить чересчур большое погружение англичан в то, что музыку должно дополнять.. Нигде музыка не крошилась так под гнетом эрудиции и художественных амбиций творцов, как у Ebonylake... Хотя нет, позвольте, австрийцы Korova (далее KorovaKill) примерно столь же труднодоступны среди групп той поры.
Неожиданно начала проявляться команда году эдак в 2009-м, когда сама она пережила реюнион, а название одного из ее трэков в несколько измененной форме стало названием довольно успешной в андеграунде голландской атмосферно-депрессивной группы An Autumn for Crippled Children. В 2011-м же году после перерыва в 12 лет вышел второй диск англичан.
Blackknot  22 янв 2017

Neurosis

   2001   

A Sun That Never Sets


 Progressive Sludge Metal
A Sun That Never Sets
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Пожалуй, самый философский и сложный лирически альбом Neurosis представляет собой разговор с самим собой, но через этот акт проносится бремя всего бытия. Показательны переходы от отчаянного интимного до освобождающего универсального, именно через этот стереотипный в рамках творчества коллектива подход осуществляется целительная функция музыки. Тихие, но невероятно напряженные бдения под солнцем, которое никогда не заходит – пример душевной терапии и очищения через страдания. Тревога в дарк-фолк-роке или пост-роке разрешается мощным и традиционно косноязычным сладжем, и здесь это действительно пост-метал, внутренне тяжелая музыка, желающая быть свободной от ярлыков. Часто в ней возникают мотивы похоронного марша, переработанные у Neurosis в самобытную атмосферику. Мрачные гармонии коллектива давят, в их музыке, кажется, почти нет воздуха и красот просветления, но поэтому им не страшна и стерильность. Ан нет, просветление есть – это удивительно нежная лирическая партия скрипки в “Crawl Back in” – но нет злоупотребления. Предпочитая красоте внутреннюю мощь, вокалисты тянут изможденными голосами песню усталости, пропуская через себя которые взрослеет сам слушатель. Взрослеет, становится скупее в желаниях, но требовательнее к единственной глубине, на которой и сосредотачивается. Вряд ли много найдется альбомов, которые были бы настолько неисчерпаемыми на загадки и незнакомыми и после 10, и после 20 прослушиваний. Музыканты изо всех сил пытаются сдержать громкие проявления, и это у них получается, диск преимущественно интровертный, а прорыв вовне происходит, пожалуй, только в последнем трэке.... происходит и безжалостно заглушается. Переживая каждый раз мучительную и порою явно не выраженную эволюцию в композициях Neurosis вместе с самой группой, можно понять, насколько действенна бывает музыка как стимул к самокопанию.

От апокалиптического трип-хопа “Erode” к пост-апокалиптической “Stones from the Sky” американцы делятся сакральным, архетипическим, тем, что не поддается привычному анализу. Не вопреки, а скорее в соответствии с этим, в «A Sun That Never Sets», альбоме более личном, чем все остальные, и обособленным в дискографии группы больше, чем что бы то ни было, сохраняются элементы их глубоко индивидуального стиля, как-то: повсеместная эмбиентная поддержка музыки и ее ритуальный оттенок (функцию мантры выполняет целый трэк “From Where Its Roots Run”). Уже это всегда отличало и отличает Neurosis от остальных, да и беря в расчет самые простые формы Neurosis – трижды атмосферный сладж! Вспомним вторую половину “Falling Unknown”, это волнующее кровь приближение не совсем стройных голосов и не забудем мессий жанра, которые всегда придут и поднимут опустившееся знамя познания и которые единственные знают неисчерпаемые возможности той стилистики, в которой работают. И еще умеют вовремя и без расшаркиваний уйти (даже через самопринуждение – “Stones from the Sky”), а это тоже особый талант и бескорыстность.
Blackknot   3 дек 2016

The Meads of Asphodel

   2013   

Sonderkommando


 Avantgarde Black Metal
Sonderkommando
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
До поры до времени творчество The Meads Of Asphodel представляло собой религиозно-сатирический балаган. На своем крайнем альбоме британцы помрачнели, подзавязали с мифологией и троллингом религии (mission complete) и перекинулись на исторические, антропологически-националистические изыскания. Как формулировал лидер группы Метатрон, альбом о «бесчеловечности человечества», о самом большом проявлении геноцида в истории. Нетрудно вычислить, кому принадлежат слова в первых минутах альбома, можно догадаться, какая речевка замиксована в “Children Of The Sunwheel Banner (Part 1)” и, в конце концов, кто является главными героями «Sonderkommando». The Meads Of Asphodel продолжают быть взбалмошно-танцевальными и легкомысленными, но в их музыке появляется все больше темных неоклассических моментов, аристократического винтажа в духе A Forest Of Stars. Монти-Пайтона и след простыл, англичане и шутить стали меньше с изменением тематического фокуса (исключением является единственная инструменталка диска). Мрачное остервенение повсюду, эйфория повсеместно зловещая. Настроение мощно диктуется пафосом времени и идеологии, а также количеством жертв.

Неизбывные фишки группы – сырой гроул Метатрона, плеяда хоралов, воздушная мелодика, тщательная инкрустация музыкального повествования сэмплами, спокен-ворд – все на месте. Альбом еще длиннее предшествующего (70 минут), но наскучить не успевает. Британцы на последних двух дисках явно пребывают в зените своего творчества, не боятся изменений, но крепко держат в уме формулу успеха.

В «Sonderkommando» перед нами эффектный коллаж из могучих трэшевых, дэтовых, риффов, клавишно-гитарного декаданса, разбитных барабанов (не ска-блэк Фамина, но все же). Необычайный инструментальный драйв, разнообразие и остроумие – то, в чем ребятам нет равных в последнее время (думается, дело тут в творческом демократизме внутри группы). На просторах часа с небольшим настоящие тевтонские метал-гимны, исконно английский психоделический рок, водевильная электроника, разумно дозируемый растерянный авангард, танцевальные фольклорные пассажи и, наконец, в ряду этого венец экспериментальной находчивости – губная гармошка под качающие риффы в молотобойном номере “The Mussulmans Wander Through the Infernal Whirling Fires...” (хотя и саксофон в ряде мест альбома звучит не менее потрясающе). В немалой степени именно The Meads Of Asphodel суждено стать иллюстрацией парадокса, когда красивую, печальную, да что там – даже сентиментальную! – музыку делают саркастичные ублюдки. Не без привлечения дюжины гостей, надо сказать, но это уже мелочи. Новый барабанщик André Kjelbergvik Thung из сайд-проекта Джеймса Тейта Ebonillumini доказывает, что в большой творческой семье TMOA бесталанных ребят нет: в арсенале новоприбывшего рыжего куча всяких ударных фишек, так что бластбит, и то нечастый и непродолжительный, подается в крайних случаях. Метатрон написал достойные музыкальному воплощению геноцида, достоверные по пафосу и образности тексты с приличным охватом локаций (Treblinka, Sobibor, Babi Yar), средств уничтожения (Zyklon B) и, конечно, идеологических концептов (Aktion T4.). Что еще сказать? 5-й опус коллектива увлекательный, погружающий слушателя экскурс в особо мрачные страницы мировой истории с депрессивным послевкусием. Несколько новое лицо постоянно находящейся в поиске группы.
Blackknot   3 апр 2016

Solefald

   2015   

World Metal. Kosmopolis Sud


 Avantgarde Metal
World Metal. Kosmopolis Sud
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Магистры интеллектуальной музыкальной игры со слушателями возвращаются после разумного перерыва в 5 лет (EP в счет не берем) и наносят очередной сокрушительный удар по обыденности. Идя в ногу со временем, Solefald затрагивают глобализационные, интеграционные вопросы и создают метаязыковой альбом, который не только звучит, но и сам исследует механизмы сосуществования культур и эстетик, не забывая при этом быть высокоразвлекательным. Коллектив как всегда отличает универсализм во всем – в инструментах, вокалах – и это, помноженное на жанровую толерантность, позволяет им создать альбом-энциклопедию, или еще один путеводитель по возможностям авангардного метала. Банально, но стиль этого альбома так и тянет определить не иначе как solefald metal. Эту патетическую вязь голосов, мощный саунд эклектичных моментов, торжественную, окрыляющую атмосферу эксперимента не спутаешь больше со стилем никакой из групп. Норвежцы ваяют незаезженные риффы, остроумно пронизывают металическую канву электроникой, композиционно находчивы. «World Metal. Kosmopolis Sud» содержит массу ненавязчивых, но значимых элементов, которые в неповторимом синтезе и при чувстве меры и гарантируют успех альбома.

В “World Music with Black Edges” это прежде всего эйфорический транс-мотивичк и буйство перкуссии, в “The Germanic Entity” древнейший африканский инструмент калимба и современная, до тошноты экспериментальная электроника, в “Bububu Bad Beuys” племенная африканская перкуссия и (псевдо)этнические вокальные аллитерации под вдохновленный атмосферик-блэковый пассаж. Главный аромат свежего альбома – африканское инструментальное присутствие, для чего музыканты честно скатались в Танзанию. Под этими знаменами «мирового» охвата пролетает на одном дыхании первая триада трэков. Далее, исключительно захватывающе наблюдать, как с каждой песней, начиная с “Future Universal Histories”, краски сгущаются, появляются все более параноидальные мотивы, угрюмая декламация в духе Lifelover. А былой блэковый идеализм порушен вконец прогнившим постмодернизмом. В одном тексте Solefald увязывают историю, политику, культуру, субкультуру, ставят ссылки на вехи своего творчества, говорят о его эволюции и троллят блэк-метал – что они только не делают в отдельно взятой песне! И при этом лично я не считаю, что где-то они заигрываются, а гротеск криминален. Если позволителен он анархистскому упырю Фамину, то этим двум джентльменам обоснованные интеллектуально, а не одними эмоциями и патриотической удалью, шалости позволены и подавно. Конечно, Solefald тоже крепко держатся корней, не может не быть у этих музыкантов не только английского, французского, но и национального языка (приличные порции норвежского заканчивают каждую песню). Об отчизне скандинавы не забывают и в общем и в частности: в «Мировом метале» найдем и песню про печально известные события в Норвегии последних лет (“String the Bow of Sorrow”) и некое столичное вневременье (“Oslo Melancholy”)… Последней медитативной вещью дуэт парадоксально возвращается к концепту нордической меланхолии, словно и не было 45 минут современности, иронии, хаоса…

Не вопрос, как надергать из разных стилей выигрышные для общего целого фрагменты, не вопрос, какую кучу инструментов задействовать в новой вакханалии креатива, вопрос как сделать альбом цельным, гармоничным при всех крайностях и увлекательным. Solefald легко находят решение уже 20 лет, а два их последних альбома я бы назвал лучшими в их дискографии.
Blackknot   3 апр 2016

Lugubrum

   2004   

De vette cuecken


 Avantgarde Black Metal
De vette cuecken
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
А вот этот эпизод творчества Lugubrum я все-таки назову «Апокалипсис в деревенской избе». Трясутся стены, едет крыша, печка заявляет о своих правах. Бельгийцы концентрируют в своем фирменном стиле невиданную доселе даже у них болезненность и извращенность. Музыканты неизвестно как и непонятно откуда уловили обрывки чудом занесенного в глушь элитарного искусства вроде джаза и теперь то ли в шутку, то ли всерьез играют эклектичную музыку, предъявляя претензии на компетентность сразу в двух областях – грубой и утонченной. На выходе имеем некий первобытно-интеллектуальный блэк-метал, посвященный абстракциям упадка, где, однако, очевиден один из источников оного – алкоголь, а точнее – пиво, напиток, количество марок которого в Бельгии, по словам музыкантов, превосходит количество населения. Тематика этого альбома – еда, напитки и переваривание всего этого. Midgaars, сам художник и вообще человек искусства, указывает среди идейных влияний диска «De Vette Cuecken»
Питера Брейгеля старшего да и сама обложка апеллирует к его визуальному стилю.

Стиль Lugubrum неповторим: конец света в локальном масштабе достигается безумными воплями Бардитуса, донельзя непривычными риффами, невозмутимым и вносящим контрастный душ разума в этот бедлам басом ну и лихорадочными всплесками ударных. Midgaars балансирует в своей игре между экстремизмом и интеллигентностью, поэтому часто бельгийцы начинают звучать как-то деловито, невзирая на голошения одержимого градусом фронтмена. Гитарный саунд не удовлетворяется одной сыростью, он дребезжит, украшен скрежетами и прочим звуками едва ли гитарной природы – так, например, в гитарном строе во втором голосе почудится то писк комара, то жужжание мухи, такие узнаваемые и неприятные. Идеалы красоты переосмыслены в традициях диссонанса и нойза, в соло гитары вовсе не взмывают ввысь, но копошатся в зловонной жиже. Находимые нашими злодеями гармонии трудно предугадать, но они крайне логичны в мире Lugubrum, и эта железная логика (как, например, в случае с чахоточными кантри-проигрышами в “Dust Binst Drinken”) подчеркивается на уровне всех инструментов и не в последнюю очередь на уровне драмминга, совмещающего в себе качества конструктивности и нигилизма.

Но фермерам-отморозкам недостает спекуляций на традиционных экстрим-инструментах, и они привлекают в блэк банджо, саксофон (“De Vette Cuecken”, “Dust Binst Drinken”), в некотором смысле еще больше «очерняя» жанр. Сами эти экзотические солирования всегда на заднем плане, вплетаются в музыку как бы невзначай. Но в том, как проклевывается джаз сквозь ржавый блэк-дум, безусловно, есть свой шарм.

Исключительно опасны, помимо качества самого саунда, противоречия темпов в музыке группы: через каких-то пару секунд относительно уравновешенный ритм взрывается грязным бластбитом, на который наслаиваются похожие на галлюцинации гитарные художества.

Вдохновение для бельгийцев, несомненно, кроется в местах, отдаленных от цивилизации. Откровения упадка в деревенской среде – тема не настолько изъезженная, как депрессия и суицид в новых трендах, и, возможно, благодаря этому атмосферам Lugubrum и средствам их создания нет аналога даже среди плодов больной фантазии иных яростных радикалов от авангардного блэка. Апокалиптический, нетрадиционно нерелигиозный блэк поклоняется материальному – бутылке (впрочем, содержимое их не лишено не только крепости, но, держу пари, порою и букета). Всем бы выдавать такой неожиданный художественный продукт от столкновения с такими банальными материями. Видимо, эти попойки бывают очень изысканы, раз выливаются во что-то иное, чем припанкованная чернуха. Lugubrum в общем и целом свойственно делать техничный и атмосферный блэк, противопоставляя смердящему хаосу полновесные музыкальные фразы. Экспериментал благодаря сырости и прогрессив вопреки ей – разве это не прекрасно? На примере «De Vette Cuecken» отлично видно: когда бесконечные противоречия складываются в своеобразную гармонию – это и есть рождение если не шедевра, то уникального произведения.
Blackknot  30 окт 2015

Lugubrum

   2001   

Bruyne troon


 Black Metal
Bruyne troon
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Один из самых «сельских» альбомов данной экстраординарной группы, «Коричневый трон» доводит блэк до точки грайндкоровых нечистот и мерзостей. 70 минут уродливой музыки с трансгрессивными интерлюдиями слушаются словно маргинальный концерт на сельском сходе. В арсенале бельгийцев неистовый сырой блэк в дарктроновских традициях, грязные думовые дребезжащие замедления, мистический нойз… Lugubrum, группа контрастов и парадоксов, умеет делать материал скоростным и извращенно-неторопливым, танцевально-доступным и замогильно-обскурным. Задорные гитарные риффы, поддерживаемые банджо, так и тянут вас в пляс, с другой стороны околосладжевая тягучесть толкают накатить рюмку-другую за тленность бытия (мелодии навевают такую испепеляющую тоску, что задумываешься, все ли хорошо в хозяйстве ребят). Иногда песни строятся вокруг простодушного наигрывания какой-то незатейливой мелодии, а затем дисторшен и характерная ритм-секция оккультизируют сельскую идиллию. В тремольных запилах с бластбитом Midgaars сотоварищи ничуть не уступают учителям-норвежцам. Да и иные, менее традиционные для блэка, теxники бельгийцев весьма изобретательны и гипнотичны – уверяю, во многих композициях есть что послушать и невзначай удивиться легкости композиционного почерка группы.

Ударные экзерсисы Svein-а бодры и отчетливы при всей сырости, особенно сочно штампует бас-бочка. Ну а вокал… удивительная общность подачи у данного коллектива – кто бы ни каркал и хрипел в свежий деревенский воздух (а нынче это по преимуществу не Бардитус, а тот же гитарист коллектива), звучит это очень артистично и, конечно, не в меру перверсивно. Каждый раз сложно себе представить аудиторию адского музыкального варева в деревне, вообразить же сельскую изоляцию в полной мере как-то не получается. Наверное, Lugubrum в ряду других парадоксов, играют в баланс экстра- и интравертности.

Альбом двуxчастный, каждая часть (1-8 трэки – «Карлик», 9-16 трэки – «Навоз») открывается патетическим интро. Не беру на себя смелость уловить тонкости различий между звучанием двух разделов диска. Но при всяком рассмотрении нельзя обойти вниманием уникальный, с позволения сказать, вброс коллектива – «квакушный» блюз (“Holebeard Blues”). Здесь теплота и ламповость подачи доходят до предела, теперь остается только обдать слушателя холодным и зловещим эмбиентным аутро.

«Bruyne troon» – один из самых успешных опытов мрачного жанра в создании зримых, плотских, обоняемых, вонючих, акустических, давящих на уши образов. Часто вспоминают Ved Buens Ende, но авангардизм тех бесплотный, абстрактный, а наших героев – строго наоборот. Тут и хрюкание, и мычание и другие скатологические моменты. Все это окрашивает музыку в нужный цвет, грязнит звук еще и метафизически. Все свое творчество музыканты проводят деконструкцию блэк-метала, а это значит, что и слушателям, сочувствующим маргинальному искусству, не будет скучно.

Недостатком «Трона» является его музыкальная избыточность – целых 70 минут! На мой взгляд, вполне хватило бы 50-55: можно было бы убрать некоторые длинноты, тру-блэковые и не только…Но не разбрасываться и взвешивать каждую минуту эстетических нечистот – этому Midgaars и компания научатся только к следующему альбому.
Blackknot  30 окт 2015

Sigh

   2015   

Graveward


 Avantgarde Metal
Graveward
5/105/105/105/105/105/105/105/105/105/10
Пик деметализации Sigh пришелся на 2001-й год, последующие годы они стабильно следуют хэдбэнгерским традициям (исключением является, пожалуй, только эклектичный опус «In Somniphobia»). Юбилейный, десятый по счету, альбом коллектива предстает перед нами очень гитарным, рифф- и соло-ориентированным, одновременно современным и старомодным. С одной стороны, «Graveward», безусловно, ретро-альбом, где много гитарных штампов 80-х, шреда, гитарных завываний в соляках, типичной кавасимовской клавишной пурги а-ля олдскульный хоррор. Звучит все не в первый раз почти карикатурно, но ностальгия неизмеримо более сильное чувство, чем скепсис. С другой стороны, плотный и суховатый дэтовый риффинг с постоянными флажолетами ярко обозначает, что японцы в курсе текущего положения дел. Очевидно, дело в том, что старейший участник коллектива гитарист Shinichi Ishikawa после 22-х лет покинул ряды ориентальных метал-экспериментаторов, а на смену ему пришел мастермайнд уан-мэн-бэнда Kadenzza You Oshima и «омолодил» звучание в ритм-гитарной части. Едкий скрим Мираи – столь же несгибаемая доминанта, как и метатроновский рык у коллег по водевилям The Meads Of Asphodel – помаленьку навязает в зубах, так что сладковизжащие чистые вокалы вовремя врачуют некую экстремальную однообразность миролюбивым и душевным NWOBHM-ароматом. Всегдашним козырем в рукаве у Кавасимы является его синтезаторные оркестровки. Кажется, не снято столько японских оккультных ужастиков в 50-70-е, сколько у лидера Sigh вдохновенных саундтрэков к ним. Жаль только, композиционный метод Мираи сотоварищи стал в пределах альбома слишком уж хорошо угадываться: ломовой металический драйв первой половины композиции обязательно мутирует в среднетемповые симфо-манипуляции во второй половине. «Graveward» как типичный диск Sigh изобилует довольно запоминающимися местами. Проблема в том, что замечательны только частности – синтезаторная нюансировка и олдскульные полеты души, песенный костяк в целом скомкан, суетлив и блекл. По сути, хочется отметить только “The Casketburner”, где японцы миксуют изворотливый хэви с приджазованным арт-роком, заканчивая все кинематографичным симфо-металом, и средневековую по звучанию балладу “A Messenger from Tomorrow”, напоминающую “Gavotte Grim” 10-летней давности. Вот такое и хочется слышать от Sigh, а такое, как следующая композиция “Dwellers in Dream”, эдакий эстрадный краст-панк – как можно меньше.

В целом же группа новых высот не взяла и без этого альбома, честно говоря, могла бы и обойтись. Затянув пояса, могли бы обойтись без этого альбома и фанаты. На фоне того же «In Somniphobia», увы, явный и большой шаг назад. Самый слабый альбом, что я слышал у многоуважаемых японцев.
Blackknot   4 окт 2015

Nachtmystium

   2014   

The World We Left Behind


 Psychedelic Black Metal
The World We Left Behind
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Adult-oriented black metal Блейка Джадда вступил в финальную стадию. Подрастеряв музыкантов с предыдущих пластинок, он набрал новых, и Nachtmystium по-прежнему больше похож на one-man-band с сессионными музыкантами. Авторская индивидуалистская музыка, кажется, ведет за собой и личные тексты. Тон звучания, настроение музыки и лирика Азентриуса всегда создавала впечатление о каждом трэке, о каждом альбоме (начиная с переломного «Assassins: Black Meddle Pt. I») как о последнем, но на сей раз вроде бы без скидок перед нами прощальный и итоговый альбом. Чем славен «The World We Left Behind», так это компромиссным соседством металла и рока. Когда-то он легок и практически танцевален в минорном ключе, когда-то огрызается бластбитом и блэковым чесом… Неизменным остается хрип Джадда, другого вокала он не знает, да и зачем, он привык жалить харизмой, создавать гимны именно в этой манере.

Акмеистический стиль прощания прослеживается во всех манерах: от воздушного и потом металлически галопирующего интро и какого-то, простите, агрессивного дэнс-панка “Fireheart” до достаточно традиционного пространного блэка “Into the Endless Abyss” и космической баллады “Epitaph for a Dying Star”. Ничего новаторского, сверхтехничного в гитарных партиях нет, Джадд пришел к взрослой взвешенной и отточенной предсказуемости. Таковы и подчас бесхитростные, с упором на ритм, стучалки молодого Сэма Шройера, блэк-металл пополам с пост-панком – в общем, оно и правильно, неча в психоделе ритм-секции одеяло на себя перетягивать. Лид-гитара Джадда зато творит подлинные афоризмы экзистенциального блэка: тревожные пульсации “In the Abscense of Existence” и “On the Other Side”, ядовитые мелодические переливы “ Tear You Down”, роскошные классические спейс-роковые соло в заглавной композиции и финальном трэке. Ах да, о лирике, если мы уж заговорили об экзистенции, вернее ее сложностях. Пустоты, бездны, бессмысленности бытия, ожесточенная борьба за выживание и тихий, гармоничный уход. Последним номером Джадд убийственно напомнил баллады Петьки Тагтрена, этого Малдера от дэта, типа “Slippin' Away” – тот же мерный ритм, расслабленность и космические перспективы.

Теперь можно и уходить. Со сцены, в смысле. Уходить в глобальном смысле можно было бы в день релиза альбома.
Blackknot   4 окт 2015

Vehementer Nos

   2007   

Vehementer Nos


 Progressive Black Metal
Vehementer Nos
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Vehementer Nos – один из тех французских коллективов экспериментального жанра, которые еще не поставили выпуск альбомов на поток, и их первый диск, датируемый началом 2007-го года, так и остается пока единственным. И это, знаете ли, понятно. Больше всего этот self-titled похож на единичную вылазку, которую очень долго готовили (имеется информация, что до шести лет), и которая не так скоро получит продолжение. Многим прогрессивщикам от блэка стоит поучиться у этих французов эпическому развертыванию тем и предоставлению свободы самовыражения неоклассике, что они делают просто блестяще. Когда воинственный, а когда и более созидательный, философский, этот симбиоз блэка и дарка стоит определенно в стороне от пост-блэк-трендов последнего времени, в том числе и принятых во Франции. В Vehementer Nos борются между собой очень одухотворенное гитарное пиление с подобающей ударной поддержкой и акустическая меланхолия, понятное дело, неспешная. Так, спотыкающийся, захлебывающийся, эмоциональный блэк сдается темному дуэту гитары и виолончели в “Les Dévastés”; в “Seuls” мрачное неоклассическое вступление уступает тремольно-бластовому вихрю. Нередко две стихии проницают друг друга и органично сосуществуют. Гитарист мутит иступленные, отягощенные рефлексией черные панно (в моменты патетических взлетов мелодика напоминает ранних Deathspell Omega, но, конечно, с "лицом попроще"), воспринимая которую никак нельзя отделаться от пасмурных, дождливых ассоциаций; барабанщик точен и скор, а в небыстром темпе его игра тоже очень вариативна и насыщена. Не будет преувеличением сказать, что А.M. – это один из самых техничных барабанщиков в арт-формах блэк-метала. Основной вокал тяготеет к печальному гроулингу с редкими, но уместными кивками в сторону чистого пения, в целом голосовая работа синкретична, как и музыкальная начинка диска.

Есть в составе группы (как вы поняли, всего лишь дуэта), помимо приглашенных виолончелиста и скрипача, также контрабасист и флейтист. Наибольшей экономичностью отличаются партии флейты, лишь пару раз за диск она напоминает о себе резким и пронзительным голосом. Костяк же группы вообще, и в более широком контексте, парни не промах: барабанщик позже блестяще отстучал на «L'Ordure à l'état Pur» Peste Noire, гитарист занимался микшированием этой же работы и добавил великолепной виолончели в заключительную “La condi hu”. Совокупными силами Vehementer Nos смогли сделать альбом столь же академично-классическим, сколь же и выразительно блэковым. Компенсация затраченных на инструментальный экстрим сил медитативностью производится регулярно. Хотя в целом альбом этот после 2-го трэка больше не разгоняется. Да и не нужно это ему, ничем не мотивировано. Филигранная грусть вызывает желание после отчаянных битв присесть у камина с бокалом вина и почитать запылившийся томик какого-нибудь символиста.

“Seuls”, например, лучше других сбивает слушателя с толку и затягивает в бездну. И насколько умиротворяюще потом на несколько секунд под шум дождя и фортепианные проигрыши стихает гитара… Однако мелодические гитарные выкладки Engwar'а в электричестве, даже когда не агрессивны, крайне тревожны, и каких-то проблесков я вспомнить не могу. Финальной точкой альбома служит “Dans Le Flot”, в которой концентрация скорби и упадка достигает предельной отметки. Альбом лучше всего слушается в грозовую погоду, когда небо все заволокло тучами, но есть час неопределенности и тревожного ожидания. Недаром ведь навевающая такие ассоциации природа блэка Vehementer Nos как такового подчеркивается и сэмплами.

Итак, первый полноформатник этой группы – крайне эстетская работа. И, притом, очень монолитная. И хочется сказать им спасибо, что они взвешивали и продолжают взвешивать каждое слово. Молчание золото, даже когда ты профессионал. За скромное обаяние, заповедную магию и пугающую глубину атмосферы награждаю данный дебют пятибалльной оценкой.
Blackknot   8 апр 2015

Aryos

   2004   

Maître des dominations cérébrales


 Avantgarde Black Metal
Maître des dominations cérébrales
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Aryos начинают сигнальными словами «god» и «blasphemy» из монолога фильма Bride of Re-Animator (этот же пассаж открывает один из трэков штатовской дэт-группы Morpheus Descends) и вскоре уже играют за авангардное здравие и блэковый упокой под заголовком “Увертюра к Одержимости”. Обилие рояля, переносящего куда-то в начало века минувшего, чье глубокое и контрастное волнующее звучание замещает блэк как нельзя лучше, – стартовая площадка для извращений французов. Сразу же отмечаем приятную сырость и небрежность ударных. Aryos патриотично плюются на французском, и названия их композиций далеки от краткости, главным образом потому, что всегда уточняются в скобках. Блэк французов вполне безумен и лоу-фаен: ощутимо фетишизируется старинность – с чердаков и антресолей, в пыли и полуисправном состоянии. Порой возникает впечатление, что гитару и все остальное писали на диктофон. Но это лишь добавляет этому блэку дарктроновского лоска и дает право предаваться жанровым извращениям. Сочетание каркающего вокала и хоралов тоже воспринимается на ура. Клавишные дела Aryos старомодны, в духе саундтрэков к итальянским фильмам giallo семидесятых. Порнографические вздохи украшают эту приблэкованную круговерть, как и ритуальная перкуссия и оккультная декламация в последнем номере альбома. Наверное, именно такую музыку идейнее всего слушать на виниле… При этом, для этих французов очевидно, что никакого экстрим-метала без громкой ударки быть не может, поэтому и бочка, и малый барабан, и тома здорово бьют по ушам. Aryos экстремально креативны, но это, конечно, работает не на металическую тяжесть, скорее на психический диагноз группы. Как говорится, эдак они могут кого-нибудь за столом и вилкой ткнуть. Любопытно, что при всей ломанности и декадентской шизофреничности музыка довольно драйвовая, «качает» так сказать. К примерам этого феномена можно отнести крайне вкусную аудиоперверсию “La dernière phase de la dernière Pierre (Quatre Pentagrammes)”, где правит бал ломовой рифф а-ля дэтовый олдскул, а особенной находкой является ремикширование ребятами себя в пределах своего же трека: запуск темы в обратном воспроизведении.

Музыкой французы нас не пресыщают, ее в альбоме с полчаса, последний опус “Deuxième (Nouvelle Prière)” подходит под категорию «транс», имеющий преимущественно бытовую природу. Странно, что именно таких авангардно-блэковых альбомов выпускается крайне мало, но это с лихвой компенсируется радикальностью каждого конкретного экземпляра. Жаль, что альбом намного больше о форме, чем о содержании, которое поминутно ускользает от нас и в памяти большей частью не задерживается. Уж извините, заниматься тем хаосом, который запечатлели для нас Aryos, интереснее, чем слушать это самое запечатление.
Blackknot   7 апр 2015

Omnium Gatherum

   2011   

New World Shadows


 Melodic Death Metal
New World Shadows
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Вот бывают команды, которые с годами романтический пафос не теряют, а только приобретают, максимально приближайся к золотому веку чего-то, в данном случае – мелодик-дэта. Кажется, сейчас эти финны – это первые шведы, а «New World Shadows» – новый «The Gallery» или в меньшей степени «The Jester Race» – как бы то ни было, в обоих дисках отразилось идиллическое время расцвета. И раньше Omnium Gatherum успешно спекулировали на идеях и настроениях тех времен, когда трава бала зеленее, но это были лишь вылазки, и рамки заданного жанра музыканты не преодолевали. Здесь же это атмосферный мелодик-дэт с мироощущением арт-рока и из него черпающий. Гипотетической стерильности звучания здесь неоткуда взяться и не на что не повлиять, благо это коллектив неисчерпаемой свежести чувств. За что можно любить и уважать этот альбом? За триединство красоты, четкости и честности мелодий, наивную прямолинейность дэтовых риффов, воодушевляющие клавишные и органичный, зрелый вокал. Теперь совсем нет одномерных хитов, в каждой эффектной песне с бравадой ведущей мелодии есть место и время для самодостаточных лирических отступлений. И уже каждый трэк предстает как пучок созидательных мыслей, гипнотических эмоций, он и глобален как необъятная Вселенная, и локален как уютный домашний очаг. Все это нанизывается на металлический каркас поэтическим единством соло-гитар и клавиш, после этого вкус каждой композиции запомнится вам надолго, что по традиции редко бывает в случае с не раз упомянутым уже стилем. Omnium Gatherum же переносят и себя и слушателя в особые пространства и декларируют баланс, гармонию и меру, как, например, в исключительно примиряющем трэке “An Infinite Mind”, где от напористого ритма и нерва чистых гитар мы через аккуратные брейкдауны и соло под грувовый риффинг обращаемся к разреженному задумчивому инструменталу. Финны годами оттачивали вылазки в воздушный металл и посредством своего умеренно богатого инструментария и могут уже, кажется, фактически все. «New World Shadows», несмотря на все углубляющуюся атмосферику, типичный альбом этой группы: здесь вы найдете красочные и эффектные боевики “Ego” и “The Distance” и обязательный опус исключительно инструментальной природы “Watcher Of The Skies”… Но к ним добавились эпики по форме и по смыслу – первый и заключительный трэк и, не побоюсь этого определения, шедевр стиля – заглавная песня. В “New World Shadows” есть все составляющие, дефицитом которых часто грешит излюбленный стиль шведов и финнов: сильная дэт-основа, лиричность и пронзительность без потери мощи, атмосфера и, наконец, гимновость, обеспечиваемая в т.ч. духовным отцом прогресса в скандинавском мелодичном металле Дэном Свано (не говоря уже о гармонизации Markus-а Venhala, которая сражает наповал).

В общем и целом, пятый альбом группы принадлежит, на мой взгляд, к золотому фонду мелодик-дэта, не относится к периоду наивных первоначал, но демонстрирует достижение той же непосредственности и цельности.
Blackknot  29 мар 2015

The Meads of Asphodel

   2010   

The Murder of Jesus the Jew


 Avantgarde Black Metal
The Murder of Jesus the Jew
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Нет, это безобразие – оставить без внимания эту монументальную работу англичан, воистину триумф религиозной сатиры. А ведь это один из самых торжественно звучащих дисков авангардного метала, в каждой минуте которого сквозит опьянение творчеством. «The Murder of Jesus the Jew» – альбом громогласный, безмерно эпический и притом временами по содержанию совсем несерьезный, язвительный и подлый. Но форма, форма-то по-английски благородна. The Meads Of Asphodel играют карнавально резвый метал с воздушными соло-партиями. При этом оголтелый трэшевый и дэтовый риффинг довольно быстро сменяется лучезарными запилами, достаточно классическими и созидательными. Конечно, тут что угодно, но только не блэк – хотя в плане настроения и тематически хочется вспомнить такие бригады, как осуждающих иудохристианство боевиков Grand Belial’s Key, так и воинственных расистов Arghoslent. Самая мрачная и идейно ненавидящая песня – как раз плохо скрывающая свой антисемитский посыл “Jew Killer”, где молотобойные небыстрые ритм-гитары и депрессивная клавишная тема как нельзя лучше дополняют друг друга. Хотя в целом у TMOA все более легкомысленно и художественно – например, они не брезгают театральными приемами. Чего стоит хотя бы прерывающий собственно песню диалог в “Addicted to God” или совсем киношный катарсис в “Genesis of Death”. Из авангардных лоскутов сможем назвать симфонизм, психоделию, английский фолк, из смежных с обыденными материями обязательное участие отличнейшего женского вокала (“My Psychotic Sand Deity”). По-прежнему конек англичан – патетическая (когда чистая, когда нет) декламация под атмосферные клавиши, разрешающаяся, вернее взрывающаяся мажорным металом, похожим на фолковую его разновидность. Каждый раз возникает вопрос: либо смысл всего этого – отображение радости беззаботного кощунства, либо отражение светлого будущего без всякой там религиозной чепухи. Итак, гитарная работа по обыкновению искрящаяся, клавишные текстуры богаты и вездесущи, ныне покинувший коллектив барабанщик Urakbaramel поддерживает мракобесие задорными колотушками и интенсивными очередями бочек. Особенное спасибо за акустику (ее вообще в альбоме, как вы уже поняли, немало) а-ля фламенко под соусом из последнего – этот класснейший прием по-прежнему мало кто использует. Metatron же выплевывает текст с привычным для него энтузиазмом и патетикой. Что до идей и композиционных решений, то в песнях столько всего впечатляющего, что и не перечислить. Скажу лишь, что открывает целый новый мир для нас такая разная и эффектная финальная вещица “A canticle for the Lost amputees of Aelia Capitolina who have been trampled under the iron shod hooves of salivating hell rams and impaled on the shimmering tusks of salvation within the abandoned tabernacle of a bronze age myth”, начинающаяся и заканчивающаяся донельзя загадочными темами, а в середине штурмующая бастионы невиданного эпоса. Итак, после скромных предыдущих альбомов, где англичане не врубали всю громкость на полную и позволяли цветам музыки не добирать яркости, на «The Murder of Jesus the Jew» все наконец-то заиграло как надо.
Blackknot   9 окт 2014

The Chasm

   1998   

Deathcult for Eternity: The Triumph


 Death Metal
Deathcult for Eternity: The Triumph
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
The Chasm дарят нам на этом альбоме эталон эмоционального дэта в олдскульных традициях – воинственный, тревожный, печальный. «Deathcult for Eternity: The Triumph» предстает как один большой ратный подвиг. Прежде всего героика заключена в монументальных ритм-гитарах и пронзительных мелодических пассажах с удушающим тремоло. Содействует эпическому посылу и продолжительность композиций, вернее насыщенность их событиями, умеренная и естественная. Мексиканцы умело комбинируют дэт с трэшевыми и думовыми влияниями, на выходе получая душевный альбом, вбирающий в себя достижения 80-х и 90-х. Ну и, конечно, эффект был бы не тот без ортодоксального срыва гроула на патетические повизгивания – The Chasm не забывают о корнях. Итак, коллектив часто решает породнить милитаристский настрой с элегической грустью, причем иногда это происходит без снижения темпа. Впрочем, чаще музыканты вплетают свои чарующие мелодические орнаменты в моменты остепенения неуемного дэт-зверя. Например, в “A Portal to Nowhere” и в “Apocalypse” к удалым риффам присоединяются и мелодизированная электрика и сдержанные акустические обертоны в минорном ключе. Герои диска прежде всего, конечно, гитаристы и в первую голову лидер коллектива Daniel Corchado – гитарные дела дышат боевым остервенением, плотностью на пределе и обязательно вдохновением, не говоря уже о том, что они обладают явным благородством, магнетическим действием и превосходной запоминаемостью. Отличительной особенностью трэков является постепенное ускорение и иногда дублирование отдельного риффа в более быстром темпе. Солирующие партии от подчеркнуто аляповатых скоростных до умиротворяющих тихоходных исчерпывают экстрим-метал-парадигму: желать больше нечего. Как нельзя лучше вписывается в стиль группы и игра Антонио Леона – активный драмминг, когда надо оголтело-буйный, когда надо сосредоточенный, но всегда рабочий барабан, бочки и тома создают замечательный барабанный букет. Играя в классическом дэт-трэш стиле, он нечасто, но очень умело создает бластбитовые запруды (“I'm The Hateful Raven”, “No Mercy (Our Time Is Near)”).

Подытоживая, хочу сказать, латиноамериканцы создали не просто отличный, но знаковый, харизматичный и даже грандиозный альбом.
Blackknot  19 апр 2014

Gris

   2007   

Il Était Une Forêt


 Atmospheric Black Metal
Il Était Une Forêt
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Gris! В этом слове должно было к этому времени слиться многое для уха любителей красивого и безудержного в эмоциях депрессив-блэка. Скорее всего поэтому упрекать их в несоответствии десятилетиями складывающейся «черной» традиции неумно. Они совмещают в своем звучании кучу всего, но вместе с тем не принадлежат, кажется, ни одному стилю, кроме собственного. Безумные канадцы играют пост-блэк, начисто лишенный идеологического оскала, скоростных темпов и леденящей душу монотонности верных знамени как гитарных риффов, так и барабанных партий. Вместо этого в этом стиле есть мягкие неспешные темпы, пост-роковая аккуратность и неоклассическое очарование. И ко всему этому один из лучших вокалов, заставляющий слушателя холодеть, балансирующий на грани, наилучшим образом воплощающий больную эстетику. Великолепие формальное было сполна отражено до нас; это действительно калейдоскоп красиво и безудержно эмоционально звучащих инструментов, чуткость в выстраивании атмосферы и юношеский напор, с которым музыканты подходят к крещендо. Абсолютная эфирность металла-рока-фолка и элегантность ритм-секции не ослабевают и не дают отдыха ни на секунду, и это не шаблон, а буквально нашпигованная детекторами человеческих эмоций музыка. В Gris поражает продуманность гитарных гармоний и создающий впечатление абсолютной непринужденности многогранный драмминг: ловкость брейков, изящно перекликающееся железо и будоражащие внезапной мощью бас-бочки. Тело музыки коллектива стройно и красиво, но постоянно одолеваемо неврозами и агониями. Чахоточная природа вокала взрывается истерикой, словно в последнем движении души перед входом в пустоту, путь от нервной меланхолии до депрессивного психоза слишком короток. Обнаженные нервы “Veux-tu Danser?”, неторопливое меланхоличное развертывание темы по первости и вся жизнь, проносящаяся перед глазами в десяток секунд, в финале… – вот суммирование величия изящного дсбм-а канадцев.
Blackknot  24 фев 2014

Harvey Milk

   1994   

My Love Is Higher Than Your Assessment of What My Love Could Be


 Avantgarde Sludge Metal
My Love Is Higher Than Your Assessment of What My Love Could Be
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Harvey Milk – одни из пионеров сладжевых и стоунеровых извращений. Никакого утверждения мощи сладжа, его уверенности и убедительности здесь нет и в помине. Экспериментальность длинного альбома с длинным названием «My Love Is Higher Than Your Assessment of What My Love Could Be» заключается в сомнениях, нерешительности и недоговоренности. Американцы вполне оправдывают свое имя нетрадицонностью саунда методично растягивая трэки, но не столько за счет звучания, сколько за счет воздержания от него. Чувствуется, что им близки принципы musique concrete, что они вышли из сугубо американской музыки с ее аскетичностью и суровой душевностью. Ребята любят властвовать разделяя. Часто внимание слушателя приковывается к одиноко звучащему элементу, нежели к музыке как инструментальной целостности. Особенно наглядно это представлено в открывающем трэке: неопределенно звенит тарелка, добавляются удары по малому барабану и как-то не совсем верится, что ритм-секцию кто-то поддержит. Гитарная вязкость тоже грянет, но она дискретна, как и все остальное. Наконец, зачастую мученический, невнятный и амелодичный вокал тоже лишен предсказуемости, его бытие хаотично. Трэки очень контрастны: путь от минимализма до прогрессивности преодолевается в один прыжок. Harvey Milk не чураются эклектичности, смело соединяя грязный и массивный рок и гимновые песнопения под «Планеты» Густава Хольма в пределах одной композиции. Из той же серии неблизкое, но все же соседство умиротворенного природного эмбиента и кровожадных металических форм в “My Father's Life's Work”. Сосредоточенные в себе неспешные композиции вроде как и задают стиль всему альбому, но нельзя не заметить и диссонирующие с преобладающим околодумовым настроем темпы таких вещей, как “Merlin is Magic” и “Where the Bee Sucks, There Suck I”, где музыканты делают себя заложниками систематической пытки. Но визитной карточкой такого альбома, как этот, может стать все-таки лишь “F.S.T.P.”, больной эмоционально и инфицированный особым нойзом эпик. Изломанная структура призванных быть относительно плавными риффов – показатель того, что эти люди творят наперекор логике и адекватным ожиданиям. Приходится с полной уверенностью признать, что любителям здорового рока/метала тут ловить нечего: уши экспериментала лезут везде. Harvey Milk, судя по приемам, будучи авангардистами до мозга костей, непрерывно ищут гармонию. При этом намеренно избегают легких путей и надеются, что и соучастники выдержат этот томительный поиск. И ведь все-таки наличие сладжа, пусть и болезненного, многое выравнивает, он был и будет фундаментом. Но для этого коллектива он останется лишь одним из многих влияний, формирующих его уникальный стиль.

Подумать только, еще только 1994 год на дворе, а эти товарищи и Neurosis вовсю играют thinking man’s metal (знаменитый термин мистера Аарона Тернера) вместо сладжа, с неповторимыми атмосферами и без готовых ответов.
Blackknot   7 янв 2014

Om

   2005   

Variations on a Theme


 Stoner Doom Metal
Variations on a Theme
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Первый выпуск «Медитативного вестника» авторства дуэта Om содержит 45 минут гипнотического стоунера, пресловутые «Вариации на тему». На какую – об этом позже. Монотонные куплеты, ленивое, но достаточно динамичное ворочание бас-гитарных шестеренок и качовый драмминг с непременным фоном тарелок и не без обязательных пробежек – вот такой, казалось бы, скудный набор подарит вам необычное наслаждение. Немелодичное ворчание дисторшированного баса, поддерживаемое методичным боем крэша или райда и стуком бочки, неизбежно создают впечатление наличия неких рамок, в том числе географических границ медитации. Трэки не хочется называть песнями, ибо зачарованное проговаривание мантр – не самоцель, не средство создания смысла, а средство гипноза. Причем именно инструментальные пустоты между вокальными партиями являются центром притяжения внимания и позволяют связать воедино пространные строфы и продвинуться далее в выстраивании общей визуальной картины альбома. Текста на 22 минуты ни много и ни мало. Поэтическая заторможенность и довольно длинные периоды несколько обескураживают, хотя строфы нередко повторяются, что несколько дисциплинирует разгулявшееся воображение. Перед глазами встают: пылающий солнечный диск, птицы, горизонт… В сочетании с ленивой, словно изможденной солнцем музыкой это дает эффект расслабленности и естественно отстраненности от мира, его ритма. Средствами баса и ударных создается особая протовселенная, особое правремя. Om успешно вытесняет ритм окружающей слушателя жизни и устанавливает свой, в основном неспешный и ускоряющийся когда заблагорассудится музыкантам, как их подстегнет развитие темы. Ощущается, что достигнута конечная цель путешествия – свобода. Другие трэки покороче, не столь масштабны по эффекту, скорее домашни и представляют некую дополнительную рефлексию над основной темой. Но, думается, и так понятно, что и за счет одного первого трэка этот диск является программной работой и не только в стиле, но и пошире.
Blackknot   6 янв 2014

Altar of Plagues

   2011   

Mammal


 Post Black Metal
Mammal
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Второй альбом Altar Of Plagues показал, что ядреная смесь блэка и пост-рока все-таки жизнеспособна и сей синтетический стиль не столь упадочен, как может иногда показаться. Видимо, препарировать урбанизм и бороться за экологию блэкари нового времени не устанут никогда. Итак, «Mammal» взрывается вихреподобным блэком и затем дорефлексируется до чуть более созидательных, нервных пассажей. Названия трэков – что называется, отдельная песня. Эсхатологизм, стремление вернуться к первоэлементам, все это в целом – заявка на глобальность, которой не было ни у их учителей, ни у коллег. В текстах печальные поиски истины с неблагополучным исходом, но одухотворяющие в процессе (“I search for a greater meaning, and still I find nothing”).
Всепоглощающее тремоло, сотрясающий все скоростной бластинг, мученический скрим, неистовый накал эмоций в процессе развития композиций – все работает на ирландцев и ничего против. Повсеместно напряжение, одинаково выразительны и явная динамика, и мнимая статика. К этому можно добавить и плавный переход от трэка к трэку. Туннельный эмбиент и кристальные пост-рокообразные проигрыши в пустоте, с одной стороны, и интенсивная чернушная стена звука, с другой, полностью поглощают воображение. Но настоящий нерв и совесть AoP – Джонни Кинг и его экспансивные, упругие и хлесткие колотушки. Бласт-бит, логично перетекающий в сосредоточенный и мерный шаг ритма – индикатор удачно проведенного межжанрового синтеза: ни блэк-метал, ни пОстовые девиации не ущемлены в своих правах в «Mammal». Окромя мощи, хочется еще раз подчеркнуть гипно-возможности Altar Of Plagues. И тут кстати будет вспомнить третий трэк альбома “When the Sun Drowns in the Ocean”, скрещивающий архетипический плач и индустриальную атмосферу/ритмику и навеявший культовый фильм 1973-го года The Wicker Man.
Итак, второй полноформатник ирландцев зарекомендовал их как достойный ответ каскадному блэк-металу по ту сторону Атлантики, ответ этот размашист и не менее силен по своей эко-печали, чем опыты братьев Уиверов.
Blackknot   1 дек 2013

A Forest of Stars

   2010   

Opportunistic Thieves of Spring


 Psychedelic Black Metal
Opportunistic Thieves of Spring
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Мало блэка в Великобритании, но он удал. Мало его тру-, но зато тот, что есть, отличается качествами самобытности и прогрессивности. Таков и бренд вокально-инструментального ансамбля A Forest Of Stars – психоделический по сравнительно устоявшейся классификации и викторианский по неповторимой атмосферной начинке. Думается, что форма как минимум первой композиции англичан была запатентована каскадными блэкарями Волки в Тронном Зале: это монолитные дорожки под 10 минут с качественным гипнотическим бласт-битом, прерывающимся чередующимися сбивками на малом барабане и томах, и вкраплениями органичных акустических инструментов. Последние создают такие чопорные, невозмутимые и декадансные интерьеры, что Европа рубежа веков, а точнее Англия не выходит из головы до скончания альбома. Не чужды британцам и мистические зачины с вяло сочащимися гитарами, и утонченные антракты. Вокальные партии – не гроул и не скрим, а скорее исступленно кричащий чистый. Плюс к этому магический шепот и завораживающий чистый женский вокал в 5-й части. Печально или симптоматично, но прогрессивный блэк AFoS меньше всего интересен как блэк в своем агрессивном обличии.
Вдохновляют в музыке коллектива не гитары, а другие инструменты – четкий и насыщенный нюансами драмминг, обогащающая саунд перкуссия и непременный букет струнных и духовых: протяжная скрипка (которая часто деликатно нейтрализует грубость гитар), заповедная флейта, частички варгана и аккордеона. Опять же, что до скрипки, то на этом альбоме – пример, пожалуй, ее лучшего использования в пост-блэке. Тексты песен непросты, как случается у носителей языка, посему я как непереводчик ограничусь указанием на то, что они достойны неортодоксального блэк-метала. Композиции развиваются необычайно талантливо, музыканты копают глубоко. Такова хрупкая мелодия флейты, парящая над бласт-битом и последующие странствия гитары под перкуссию в “Chapter Two: Raven's Eye View”, чередование опустошенной клавишной темы и гитарно-ориентированной ее вариации, а также далекая воздушная скрипка, к которой присоединяются нагнетающие тревогу клавишные в “Chapter Three: Summertide's Approach” – как видите, всего удивительного, изобразительного и утонченного в музыке AFoS не перечесть. Альбом длинный и требует полного эстетического сопереживания, не для поверхностных прослушиваний на бегу. При этом он мягок и органично благороден, при своей экспериментальности не обнажает крайности эклектики, а сглаживает их духом примиряющей классики.
Таким образом, «Opportunistic Thieves of Spring» – редкий в наши дни самобытный альбом в призванном генерировать самобытности стиле. И наверняка самый «британский» альбом, насыщенный определенным историко-культурным колоритом, последних лет. Монолитность его вдохновляет, но она же являет его несколько скупым на идеи в отдельных эпизодах, что и является единственным недостатком диска.
Blackknot   1 дек 2013

Wall of the Eyeless

   2013   

Wimfolsfestta


 Progressive Death Metal
Wimfolsfestta
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
«Wimfolsfestta» от Wall Of The Eyeless – пример стабильного музыкального развития в приемлемые сроки. Музполотно дуэта стало более искусным, еще более насыщенным разнообразными элементами. Из жанровых они превратились в межжанровые, стали принадлежностью здесь и сейчас создаваемого стиля, оторвавшись от первоисточников. Ни одна из песен не остается тем, чем поначалу кажется – однозначности не ждите. Трэки без устали трансформируются, сменяется приличное количество тем. И все так же хорошо группа играет темпами, мастерски погружая то в медленный омут, то в скоростной. При этом материал, несмотря на обогащенность эволюционными процессами, остается логичным и гармоничным. Созидательный метал с торжественным звучанием, меланхоличные и лишь отчасти темные тремольные техники, техничное дэт-рубилово под бластовым соусом + неизменные рефлексивные проигрыши с чистым звуком – есть все, что душе угодно, но представлено дозировано, равномерно. Идет отбор музыкальных форм по соответствию их идейным/эмоциональным задачам. Говоря же несколько более прозаично и сухо, по отношению к дэту ощутимо усилились формальные блэк-металические мотивы, местами отчаянно прорывается атмосферный рок, качество звука выросло на несколько порядков (что, впрочем, и неудивительно, зная, с кем и где демка писалась). Одно неизменно и, по-видимому, неслучайно: по-прежнему начисто отсутствуют клавиши, за них отдувается гитара, предстающая в различных ипостасях.

Несколько слов к соотношению экстрима и мягкости… Естественно, мы не о наивных оппозициях «добро – зло», «мягко – тяжело», прогрессивный дэт уже 3-й десяток лет не об этом. Хотя во всех лучших экстремальных альбомах агрессия хоть сколько-то печальна. Так мы подошли к настроению, пронизывающему музыку и, что еще более страшно, – к мыслям, ее питающим. Не сказать чтобы «feelin’ good»-music, но она имеет относительно светлый вектор, благородство и целесообразность. Копаться в материальном бесполезно и неинтересно, WOTE занимает не зримая, а ментальная, психологическая реальность. Несложно за 2 демки распознать ключевой и сквозной образ творчества дуэта – глаза и собственно видение. Но это уводит нас опять же в плоскость работы сознания, а не топорной перцепции. Лирика определяет жанр коллектива как абстрактный дэт и даже местами нравоучительный. Тексты можно пересказать, но обычно не их смысл (благодаря символичности образов). Большая половина песен имеет лирических героев, лишь последний трэк безлично освещает философские коллизии. В целом можно сказать, что коллектив отказывается принять детерминизм и в общем-то считает, что все в наших руках, в частности, избавиться от того наносного и искусственного, что нам мешает и прийти к гармонии и постижению ценности жизни. Детали и нюансы – слушайте и читайте, а также смотрите (оформление отдает кафкианством, за угрюмым хаосом жизнь проходит незаметно, на что вероятно указывает образ часов). Из текстов еще хочется отметить поэтическое изображение зимнего одиночества, потерянности и невозможности найти то, что существовало в реальности, но осталось лишь в памяти (“The Longest Winter”). Хотя опять же символизм не только допускает, но и предполагает множественность интерпретаций.

SL по-прежнему оперирует приятным гроулом умеренной брутальности и не менее приятным чистым вокалом, который в сочетании с музыкой способен напомнить когда ранние альтернативные группы (80-е), а когда постдумовые опыты иных металистов (90-е). Касательно гитарной работы, она достаточно изобретательна и технична, что в сочетании со стилистической мобильностью обеспечивает впечатляющий результат. Соло, кстати, напомнили дэт-н-ролловые периоды творчества титанов Gorefest и Carcass, и это, конечно же, комплимент. Резко рванул вперед по сравнению с дебютом барабанщик группы Simon, который техничнее и экспрессивнее решает поставленные перед ним задачи: много цепляющих ритмо-моментов и удачных сбивок, впечатляющий бластбит – скучать не приходится. Лучшим трэком, на мой взгляд, является закрывающий “Piercing Mist” за счет исключительно вдохновляющего развития: напряжение в музыке то растет, приобретая разные формы, то спадает перед финальным разгоном.

Любопытно, что «Wimfolsfestta» слушается так же быстро и подходит к концу так же назаметно , как и «Through Emptiness». Думается, лишить прог-дэт некоей тяжеловесности структуры и не утратить при этом интересность – это как минимум один из показателей успешности конечного продукта. Об одном можно сказать с уверенностью – это настоящее произведение искусства, выросшее из дэта и сумевшее в очередной раз развернуться в формате демозаписи. Тут речь не о том, что такие вещи, как прогрессивный экстремальный метал в принципе редкость, а о том, что не все примеры настолько хороши и душеполезны. И, повторюсь, реализуют себя сполна в 4-х трэках. Итого, «Wimfolsfestta» – демозапись крайне высокого качества, отражающая немалую концептуальную зрелость коллектива. Если вы давно хотели породнить дэт-метал (и не только) с духовным поиском, то не проходите мимо.
Blackknot  20 май 2013

Supuration

   1994   

The Cube


 Progressive Death Metal
The Cube
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Уже в интро французы Supuration просят простить их и запомнить. Уверен, их рациональность мы запомним, в частности, прилежность гитарной работы и общую интеллектуальную сухость. Оригинальность этих ребят не является шокирующей – в основе прогресса все же оперирование традиционными плотно риффующими гитарами, сдержанными мелодиями и зачастую прямолинейным драммингом. Но методичность и напор, с которым они мучают слушателя отточенной мелодической конструкцией, как, например, в “The Accomplishment” или “4TX.31B”, плюс своевременные появления чистого вокала обеспечивают им особое место на карте старого дэта. Формально смысл первой работы – вовсе не в целостности и помноженности усилий музыкантов друг на друга, это альбом все-таки гитарных странностей и одновременно прелестей. Братья Loez пугают своей сыгранностью, их игра чужда вычурности и эпичности, но гитарные решения привлекают интимностью и иногда фатальной лиричностью (да, такое, знаете, бывает – когда отдельная мелодия делает вас немного несчастными). Концентрация мелодичности (мрачной) приходится именно на короткие трэки, пожалуй, за исключением первого. Дэтовый рык предельно типичен, шарм «Куба» составляют чистоголосые запевы, которые как раз и обеспечивают прорыв в эзотерику, которые как раз и окрашивают музыку артхаусными красками. Да и тексты, конечно, абстрактные донельзя. При этом забавно соотносить смысл с преобладающей формой подачи – использование гроулинга оправдано лишь стилем, но ни разу – содержанием лирики. А лирика – это, так сказать, наблюдения и размышления мертвеца за/над путем и судьбой своей души, в рамках которых абстрактные образы переплетаются с реальными картинами (матери, гроба). Нематериальная форма бытия все-таки освобождает от страданий, но куда дальше после смерти французы точно не знают. Риторическими вопросами повествование и заканчивается. Кошмарность всяческих пограничных стадий и неясных блужданий хорошо отражена музыкантами – не в воплях и иных вокальных экспрессиях, но исключительно инструментальными средствами (см. о гитарных странностях). Да и Thierry Berger стучит прилично, особенно если вести речь о его бас-бочках, которые намного вкуснее основного ударного блюда. И немного лирического... Под финал долгих прослушиваний сего альбома наткнулся я на видео студийного исполнения «Куба» в 2012 году. Благородство исполнения невыразимое, может, дело еще и в сепии, но материал стал казаться еще более сакральным…
Blackknot  31 мар 2013

Urfaust

   2010   

Der freiwillige Bettler


 Atmospheric Black Metal
Der freiwillige Bettler
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Много воды утекло со времен дебютного альбома. Urfaust пришли к идеалу прозрачной классики, не осложненной ни кошмарным авангардизмом, ни огромной бездной эмбиента. «Der freiwillige Bettler», пожалуй, стал самым доступным альбомом дуэта, если не считать песен со сплитов. Виной всему звук, уже совсем выхолощенный и профессиональный, но – чего не отнимешь – приобретший дополнительную мощь, прежде всего в направлении вокала и ритм-секции. Атмосферность нового Urfaust-а – по-прежнему угрюмая, но это не тоска подземелий, а скорее тоска открытых наземных пространств, поэтому и вдыхающий полный грудью инструментарий пышет здоровьем. IX в основном нивелировал неповторимые, утонченно театральные детали своего голоса, целиком вложившись в ровный эпос, силу вокала. Но мощные распевы не спешат придавать веры в жизнь, они сталкиваются со стеной эмбиент-блэковой апатии. Вместе с тем на альбоме неожиданно присутствует драйвовый боевой рок-н-ролл “Ein leeres Zauberspiel” с комически-командным вокалом (естественно, впору отмечать "нс-овость" группы). Но не спешим ликовать, так как следующий затем этюд тем мрачнее. Это почти принцип команды на новом диске: перемежать совсем упадочные композиции их чуть более жизнеутверждающими аналогами. Эмбиент сузил свою юрисдикцию, стал придавать музыке клаустрофобное звучание, вместо этого вокалы, гитары и чеканные маршевые ритмы VRDRBR сделали душу группы по-настоящему широкой, а тембры - героическими, как, например, в “Vom Gesicht und Rätsel”. И все-таки нужно пожурить музыкантов за некоторую однообразность в рамках диска. Здесь, например, на мой взгляд, остро недостает как минимум одной чисто эмбиентовой дорожки без вокала, что немного бы разрядило навязчивость патетики всех остальных номеров. Но Urfaust-таки стали заложниками своего максимализма… Конечно, на диске хватает мощных вещей (особенно крайние, первая и последняя), но все же самые лучшие темы коллектив разбазарил по сплитам и EP...
Blackknot   5 июн 2012

Nachtmystium

   2008   

Assassins: Black Meddle Part I


 Psychedelic Black Metal
Assassins: Black Meddle Part I
10/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/1010/10
Nachtmystium – еще одни отступники от блэка по идейным соображениям, пустившиеся в увлекательное путешествие по волнам своей памяти, чтобы изведать, насколько жизнеспособен бывший блэк с влияниями психоделических учителей. Кто главный ориентир, долго думать не приходится – достаточно взглянуть на название интро и затем вооушию убедиться, что да, это у американцев римейк песни той самой группы с альбома «Meddle», да и как данный альбом-то называется?! Электронно-галлюциногенная пульсация – первейший признак новаций группы. Их синтез героического металла с черными приметами и прогрессивного рока не заставляет краснеть, убиваясь по тому, как одна идейная экстремальная группа превратилась в трендовую, т.н. опен-майндовую. Их дело – правое, они продемонстрировали пронырливость и освежили в головах стандарты улетных трипов и меланхолии. Но между погружениями и заплывами, имеющими большей частью инструментальный характер, а точнее обычно до них, нам предстоит пережить пачку мощнейших боевиков, где нагнетающие гитары, бластбит и иступленный скримообразный вокал оформляются в единый волевой акт. Такова и более блэковая по мотивам “Assassins”, и “Your True Enemy”, и особая жемчужина “Ghosts of Grace”, приправленная захватывающими драм-кульбитами Тони Лауреано, не говоря уже о сильнейшей подаче основного ритма. Психоделичность на драйвовом материале выражается и в том атмосферном гитарном мотиве, который оформляется на скорости, и в усилении на определенном этапе туманных электронных эффектов (пик в “Assassins”), на рефлексивно окрашенном материале – то интровертными клавишами с шепотами, то пьянящими глубиной космоса соло-партиях, из которых единственно, по сути, и состоит песня. Отражающая последнюю позицию “Code Negative” является традиционным для таких дисков рубежом, после которого – да, после финала с голосовой полифонией, отсылающей к «The Dark Side of the Moon» – и блэк воспринимается только сквозь пелену наркотического дурмана, он даже становится настоящим печальным и созидательным арт-роком в трилогии “Seasick”.
В общем «Black Meddle» – этапный альбом очеловечивания и взросления блэк-металла и вливания в контекст рок-классики посредством психоделии на фоне частичной (и немалой) недееспособности прежних идеалов.
Blackknot   5 июн 2012

Rottrevore

   1993   

Iniquitious


 Death Metal
Iniquitious
8/108/108/108/108/108/108/108/108/108/10
Rottrevore с пособием «Как должен звучать дэт-метал» (навязывать то, о чем он должен быть, музыканты не рискуют). Не претендую на раскрытие загадки прелести этой группы, она заключается прежде всего в форме, оболочке музыки. Дело в том, что эти американцы идеально воплотили в жизнь формулу грувообильного дэта. Дэта, который каждую секунду оправдывает свое прозвание обрушивающимися на голову железобетонными риффами и крепкой ритм-секцией без излишеств. Работа низконастроенных гитар плавна и безмятежна в своей брутальности, так же и драмминг – следует неписанному закону слэма. Однако при всей своей любви к неспешному риффоположению, американцам не чужда человеческая суета в работе барабанщика и эпизодически – малочеловеческий бластбит. Rottrevore крайне скупы на мелодии, те немногие соляки, что есть, представляют собой скорее отмазку на скорую руку, в любом случае они как-то не соответствуют социальному пафосу лирики, не блещут душевностью через на этот раз высокочастотные визги. Однако даже их ничтожность каким-то образом работает не против, а на музыкантов, недосказанность оборачивается плюсом. Души их отданы ритму, на него они и ставят, частенько оголяя скелет музыки до свирепого рычания баса (особенно в начале трэков). Гитарист Крис Уебер, исполняющий также функцию вокалиста, глубок и грозен в своих экзерсисах, звериный оскал гнева на политические темы дается ему отлично. Эпитет, вынесенный в заглавие альбома, отражает состояние закона и справедливости, и, судя по всему, оно самое что ни нас есть плачевное. Отличная обложка возводит гниение Системы к проискам Рогатого – во всяком случае, в контексте нерелигиозной тематики альбома это довольно свежо. В текстах Rottrevore бичуют инициаторов экономического кризиса, отмечая вину обывателей в наивности и тупости, а правительства среди всего прочего – в информационном дефиците. …И подчеркивая связь экономики и политики, как истинные американцы, часто используют понятие «налогоплательщик». …А в “Disembodied” позволили себе отдохнуть на гор-тематике. Ну хватит, главное, что гитарный молот бьет без промаха и как сатира Маяковского способен сотрясти основы любого строя. Непритязательный, порою топорной, но сравнительно разнообразный и очень бронебойный для своего времени, «Iniquitous» обогатит любую коллекцию ломовым напором чем-то сродни не сформировавшемуся еще тогда слэмминг-бруталу.
Blackknot  29 апр 2012

Acrostichon

   1995   

Sentenced


 Progressive Death Metal
Sentenced
9/109/109/109/109/109/109/109/109/109/10
Пожалуй, Acrostichon для меня типичнейший пример «лучших групп 90-х, которых вы не слышали». Голландцы играют не то чтобы прогрессивный, но чрезвычайно умный дэт, со смекалкой, так сказать. Высокомобильный, с непременно интригующими сюжетными коллизиями. Acrostichon – это отменные олдскульные брейкдауны, плотный скоростной риффинг, меланхоличные замедления с вальяжной мелодикой. Acrostichon – это истовость рыка и крика вокалистки. Acrostichon – это даже и умелый переход к истинно блэковым техникам. И не в последнюю очередь плоть от плоти команды составляют соло-партии, которые со времен зрелого Carcass красили и будут красить любой дэт своей фантасмагоричностью (“Victims”, “Scarred”), позитивным дэт-н-ролловым драйвом (“Guilt”), а по большей части - и просто душевностью. Голландцы – великолепные музыканты, которые, впрочем, своей игрой не выставляются, а прежде всего строго блюдут канон. Поэтому дэт у Acrostichon прежде всего солидный и представительный, а уж только потом идут все недосказанности, манипуляции со структурой и прочие нехорошие вещи, коими славен техно/прог дэт.

Коринн ван дер Бранд – нетипичный гроулер, ее вокальные экзерсисы отсылают скорее уж к трэшу и, честно говоря, напоминают прихардкоренный рык Майка Ди Сальво, который появится на 2-х альбомах Cryptopsy. Что ни в коем разе не минус, напротив, сей факт демонстрирует освежающий эффект появления у дэта женского лица с большим состраданием по поводу живописуемых группой тем. Ведь, да… «Приговоренные». Однако концепция альбома вертится преимущественно вокруг самого актуального концепта – «реальность», а события проистекают во днях, а не в веках, следовательно абстракции сведены до минимума. А пиком злободневности для Acrostichon являются “Жертвы”, рассуждение о социальном зле наркомании. Вот так вот, повседневность и банальные внутренние демоны… И появление чистого голоса вокалистки (в первый раз) в “Forgotten” внезапно придало музыке голландцев такой упадочно-трагичный оттенок, который больше всего удавался диве Siouxsie в компании с Banshees. Еще раз стоит пожалеть о том, что столь нечасто европейские, не говоря уже об американских, деятели дэта вспоминают в своем творчество о живительном эликсире пост-панка. Но к нашим героям это относится в последнюю очередь: во-первых, они запилили пару отличных эпизодов в этом духе, во-вторых, их дэт сам по себе полноценен как никогда. Жирок, исходящий от гитар, скупые, но к месту мелодии – для традиционалистов, флажолеты – для гурманов, активно насилующий бас-бочки драммер (ди-бит в подарок) – итого, полный набор радостей. Да еще 1995-й год! У нас пик криминала, у них – почти криминальный пик изобретательного дэта.
Blackknot  21 апр 2012
<
1 ... 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 ... 34
>
/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом