В одной из сцен завораживающей кинокартины Паоло Соррентино «Последствия любви» главный герой вспоминает своего лучшего друга Дино, с которым не разговаривал уже двадцать лет. «Знаешь, это не похоже на дружбу», — резонно замечает его собеседник, и получает категоричное возражение: «Дино Джуффре – мой друг и точка. Мы останемся друзьями на всю жизнь». По схожей схеме развивается моя персональная история с высокочтимыми PARADISE LOST. Нет, двадцать лет – это, конечно, перебор, но с тех пор как я последний раз обращалась к их наследию минула пятилетка (то был концерт в лондонском Koko в 2015 году). Подобное невнимание никак не отменяет того факта что английский квинтет остается моей любимой группой, пусть и не единственной – но в случае с музыкальными коллективами полигамность изменой не считается. За годы, проведенные вне моего поля зрения, группа отметила тридцатилетие, дала множество концертов по всему свету, выпустила очередной отличный альбом «Medusa» (2017), почти закончила работу над следующим, шестнадцатым по счету, – его мы услышим буквально через пару месяцев. Иными словами, ничего в творческой жизни и карьере PARADISE LOST коренным образом не поменялось: одна из самых долгоиграющих и стабильных единиц в истории тяжелой музыки продолжает радовать поклонников плодотворной активностью и не собирается сбавлять обороты. К большому, надо сказать, успокоению фанатов – регулярных и не очень.
Paradise Lost, конечно, примечательны не только завидной жизнестойкостью. Они родоначальники металлических суб-жанров death doom и gothic metal; они послужили примером для других выдающихся команд, подхвативших их идеи; судьбоносный симбиоз творческих дарований талантливого композитора Грега Макинтоша и замечательного поэта Ника Холмса воплотился в десятках шедевральных композиций. Наконец, они бесстрашные экспериментаторы, создавшие поражающее разнообразием мультижанровое портфолио с амплитудой колебаний от беспробудного большегрузного металла до нежного воздушного синти-попа. Осознанное стремление искать новые музыкальные формы и формулы, не поддаваться стагнации и вырываться из зоны комфорта, какой бы уютной она ни была, само по себе достойно уважения. Меня же всегда восхищало неподражаемое умение британцев сохранить лицо, показать ледяную невозмутимость перед шквальным огнем критики, степенно и буднично доказать если не свою правоту, то абсолютное моральное право поступать согласно своему вдохновению. Умение держать оборону с уверенностью, которая, рано или поздно, перетягивала на их сторону слушателей, первоначально настроенных враждебно.
Вообще, аудитория группы никогда не отличалась особой лояльностью. Ругать PARADISE LOST по умолчанию принято за почти любой альбом PARADISE LOST. К счастью, это не сказывается на количестве желающих увидеть их живые выступления, при том что последние объективно заслуживают куда более жесткой оценки, нежели музыкальный материал англичан. Явка в клубе «Б1» вечером 14 февраля оказалась предсказуемо высоченной: уже ко времени выхода на сцену открывающей программу финской группы 2WOLVES, партер был заполнен довольно плотно. Забойщиков, вопреки названию, оказалось пятеро, и походили они не на волков, а на гораздо более корпулентных и тихоходных животных. К тому же они вовсе не напоминали хищников, скорее их жертв – иначе откуда взялись отметины волчьих когтей на спине их форменных рубашек? По роду деятельности косматые и бородатые мужчины своими светлыми и благодушными ликами выдают кроткий миролюбивый нрав. Крупными габаритами и молодецким рыком вокалиста не испугаешь никого – даже вашу чрезвычайно впечатлительную репортершу, заглянувшую на металл-концерт впервые за пять лет. Располагающие улыбки «волков» сменялись притворно-устрашающими гримасами либо скорбно-насупленными, дабы привести внешний облик музыкантов в соответствие со звуковым рядом. А играют 2Wolves вполне серьезный готик-дэт-дум узнаваемого финского образца, ординарный, но добротный. Ровная, дозированно эмоциональная музыка, что не захватывает дух, отбирая хлеб у протагонистов вечера, а неспешно подводит к их появлению. Уже в начале просмотра этого выступления довелось безмятежно выдохнуть и мысленно поблагодарить организаторов – впервые на моей памяти на российском шоу PL случился приличный разогрев, который заслужили мы, а главное – сами хэдлайнеры. Неудивительно что, едва ребята, взялись за инструменты, они стали объектом выражения самых теплых и дружественных чувств, и свои смурные баллады исполнили при завидном для саппорт-команды одобрении внимающей публики. Тематически комплементарная главным героям вечера музыка в правильном эмоциональном ключе и на должном уровне сценической презентации устроила всех. Были довольны и те, кто экстренно искал информацию о группе за секунды до ее выхода, и тех, кто пришел подготовленным и мог подпевать. Больше всех были довольны участники группы. Исходящее от них сияние становилось ярче с каждой сыгранной песней, по мере получения новой порции аплодисментов и одобрительных выкриков. Фронтмен «волчьей стаи» Икка Валконен, не жалея внутренних ресурсов, выдавал выразительный перфоманс, а в заочном вокальном поединке непроизвольно превзошел коллегу Холмса, успешно комбинируя качественный гроул со столь же крепким чистоголосием. Все испортило чрезмерное количество произнесенных извиняющимся тоном увещеваний в духе «мы скоро закончим и будут PARADISE LOST, еще две песни, еще одна и...». Классическая промашка разогревающих групп, которую лично я не выношу. Играя получасовой сет и делая это совершенно нестыдным образом, не стоит унижаться и вести себя как бедные родственники из убогой провинции, которых милосердно пустили погреться у камина в прихожей студеной зимней ночью. Не под градом же тухлых помидоров пришлось музицировать.
В перерыве зрителей развлекали звучащие из колонок TYPE O NEGATIVE и SISTERS OF MERCY – подходящая связка для погружения в эклектичную природу творчества группы, которая готовилась предстать перед публикой. Ровно в 21.00 зал потонул во тьме, в глубине сцены вспыхнул огненным заревом доселе едва заметный баннер с обложкой «Медузы», и под аккомпанемент атмосферного клавишного интро участники PL заняли свои позиции. Тут же, без пышных церемоний и раскачиваний грянула «Enchantment», открывающая композиция с самого успешного альбома группы «Draconian Times» (1995), наделенная всеми фирменными чертами, которые делают музыку прославленных британцев уникальной и привлекательной. Говорящее название несет в себе глубокий символизм: enchantment – стопроцентно меткий эпитет, характеризующий ваше состояние при соприкосновении с искусством PARADISE LOST. Очарование, колдовство, магнетизм – в каждой эпохе и на каждом диске; enchantment, который непроницаемым колпаком накрывает зал на старте сета и рассеивается с исчезновением музыкантов за кулисами. Или не рассеивается вовсе, а сопровождает вас домой и, может, преследует даже во сне.
При освещении лайвов PARADISE LOST всякий рецензент считает своим святым долгом предупредить потенциальных посетителей будущих концертов англичан: эти ребята – не звезды сцены, их шоу – всегда лотерея, качество выступления и степень отдачи – стандартно ниже ожиданий; короче – оставь надежду всяк сюда входящий и втихую уповай на призрачную удачу. Утверждения эти, в целом, справедливы, но, по моему мнению, неверно сфокусированы. Центральные претензии к музыкантам – недостаточная экспрессивность и подвижность – ставят меня в тупик. Уважаемые критики, ожидающие от достопочтенных уроженцев хмурого Йоркшира марафонских забегов, цирковых кульбитов, испепеляющих страстей, рваний и метаний: вы вообще их песни слышали? Неужели они об этом? Для меня краеугольным источником валидольного беспокойства в преддверии концертов PL является текущая вокальная форма Ника Холмса. Именно в ней секрет сценического успеха или провала команды. Если и существовала интрига, то по итогам пары отыгранных песен от нее и след простыл, а мои соображения об услышанном можно было описать заголовком другой прекрасной песни этого вечера – «No Hope In Sight». Все предпосылки были в наличии. Московский концерт венчал мини-тур группы по России, Белоруссии и Украине. Известно что лидер коллектива болезненно переносит гастрольную жизнь. Пять концертов за семь дней, путешествия в пространстве и времени между Минском и Новосибирском – плохие вводные данные для получения в конечной точке маршрута свежего и полного сил Ника. Он выглядел измотанным и едва дотянувшее до полутора часов шоу выстоял на морально-волевых. В результате вклад фронтмена в общий артистический перфоманс группы был еще скромнее обычного. Даже самобытного едкого юмора, полного самоиронии, москвичам не досталось. Ник ограничился протокольными высказываниями, чуть сложнее чем «Thank you». Почти весь сет он провел вцепившись в микрофонную стойку, порой служившую ему поддержкой и опорой в прямом смысле этого слова. А если случалось статичному вокалисту на минуту сойти с настоенной точки и пройтись по авансцене, одарив первые ряды скользящим взглядом и взмахом руки, это вызывало подобие катаклизма, приводя партер в дикое движение. Вообще аудитория на этом концерте подобралась неприхотливая и всецело способная заводить себя самостоятельно, не дожидаясь воспламеняющих пинков со сцены. Так, в числе прочих атрибутов металл-концертов, которые я заново для себя открыла, пришлось вспомнить методики борьбы за жизнь. Спасибо благородным джентльменам, которые телами своими прикрыли меня от беснующейся толпы, позволив писать теперь эти заметки в целости и сохранности!
Гораздо худший урон нанесли суммарной оценке выступления PARADISE LOST голосовые злоключения господина Холмса. Мое сердце преданной поклонницы который год уже обливается кровавыми слезами, наблюдая за его проблемами. Некогда гибкий и могучий голос, играючи подстраивавшийся под стилистические опыты соратников по команде, ныне напоминает бледную копию себя прежнего. Особенно пострадал чистый вокал: обрезанный и сверху и снизу диапазон заставляет солиста грубо закрывать концовки фраз, или же совать микрофон в толпу, предоставив ей задачу разбираться самой. Неспособность выводить красивейшие вокальные мелодии выливается в невнятные мелодекламации и квази-речитативы. Куда лучше обстоят дела с гроулом и харшем. Бросается в глаза насколько физически легче Нику даются партии, исполняемые экстремальным вокалом – не иначе как за счет грамотной щадящей техники. Часто используется не поддающийся классификации гибрид гроула и харша, чистого вокала и харша в авторской интерпретации Ника Холмса. Иногда звучит это интересно и продуманно, иногда – как жест отчаяния с целью вытянуть вокальный фрагмент любой ценой, на авось. По-настоящему классная работа была проделана, по моему суждению, лишь на «Blood And Chaos» и «Beneath Broken Earth». Прочие песни оказались подпорчены вокальными ошибками разной глубины и серьезности. Чтобы в таких условиях раскрыть смысловую подоплеку и эмоциональное содержание композиций и речи быть не могло – не до жиру. Разумно ли ждать кульбитов и актерской игры от персонажа, все невеликие силы бросающего на пение? Я живу верой что однажды превосходному вокалисту и профессионалу Нику Холмсу надоест такое бесчестье и он решительным усилием воли усадит себя в кресло врача-фониатора, а заодно - чего греха таить – педагога по вокалу. И тогда с этим, простите за выражение, «Forever Failure», будет, наконец, покончено.
Зато не подкачали остальные четверо. Ритм-гитарист Аарон Аэди, штатный массовик-затейник, оккупировавший правый край подмостков, энергично тряс лысой головой, заразительно улыбался и делал все возможное чтобы его банду в очередной раз не обвинили в безразличном флегматизме. Сдержанный басист Стивен Эдмондсон, схоронившийся в тени позади него, чувствовал себя свободным от нужды поддерживать спектакль, беззаботно доверившись активному одногруппнику. Впрочем, басисту негоже чересчур напрягаться. Грег Макинтош, мастермайнд PARADISE LOST контролировал левый край сцены. Его грузная фигура, дурацкая прическа и свирепый вид снискали наибольшее любопытство зрителей. Это стало очевидным еще на стадии заполнения зала так много людей торопилось занять место именно у левого сегмента сцены. Грег со своими богатыми физиогномическими реакциями и оголенными нервами притягивает тех, кому не хватает эмоций на концертах PARADISE LOST и с лихвой компенсирует их запросы. На его лице можно прочесть сокровенные воспоминания касательно проигрываемой композиции, отношения к ней, предистории и последствий. И чтение это увлекательнейшее, доложу я вам. И конечно, финский барабанщик Вальтери Вяйранен, будучи гораздо младше группы и годясь в сыновья остальным ее членам, вызывает трогательное умиление своей непосредственностью и энтузиазмом. Вливание молодой крови всегда действует на старожилов благоприятно, насыщая кислородом, прибавляя бодрости и сил, разгоняя застоявшийся организм.
Сет-лист, вместивший 17 эпизодов из многотомной музыкальной летописи PARADISE LOST, показал далеко не все разнообразие их творчества. Так, за бортом остались альбомы «Host» (1999), «Believe In Nothing» (2001), «Paradise Lost» (2005) и совсем дремучий дебютник. Но и того что сыграли хватило чтобы ни у кого в зале не возникло шанса заскучать и заподозрить британцев в критических самоповторах. Посторонний меломан наверняка пришел бы в растерянность, став мимолетным свидетелем того как «As I Die» и «Isolate», «Beneath Broken Earth» и «Say Just Words» исполняет одна и та же группа. Однако, прислушавшись к своим инстинктам и воображению, сообразил бы что склеивает, намертво сшивает и роднит полярно разные на слух треки: уникальная, считай запатентованная «парадайзовская» атмосфера, особое настроение и пресловутый enchantment – все это здесь. Десятилетия тонкой анатомической препарации меланхолии, трагедий, страхов, безумия, печали, депрессии и робкой надежды, воплощенные в идеальном песенном формате. По компоновке концертной программы позволю себе два принципиальных замечания: первое – он должен быть длиннее, второе – «Gothic» следует исключить. Слишком много в этой вещи вставок женского вокала, расположенных в стратегических местах, чтобы можно было пустить эти вставки минусом и соблюсти приличия. Когда в драматической развязке Ник молча застывает у микрофона, а отсутствующая в сценической реальности певица печально доводит песню до конца, становится жутко неловко. Поэтому – либо всюду искать локальную барышню, которая споет эти строчки вживую, либо заменить другим номером, благо выбор грандиозный.
«Say Just Words» провоцирует беспрецедентную бурю в зале не только потому что она в нашей подборке чемпионски высокотемповая и эмоционально раскаленная, а потому что эта песня – финальная. Уже не счесть сколько лет практически все свои вступления PARADISE LOST завершают ей. Значит, надо успеть извлечь максимум из последних мгновений шоу, выплеснуть сэкономленные силы, а если таковых не осталось – срочно выработать сколько требуется для ударной концовки. Последняя возможность для талантов и поклонников взаимно признаться в любви и обменяться комплиментами вербальными и энергетическими. В глазах «парадайзовцев» - сплав облегчения и светлой грусти в миг окончания тура, в глазах зрителей – горькое сожаление перед лицом томительного предвкушения следующей встречи. Она, вероятно, будет назначена в год тридцатипятилетия группы. Мое же свидание с непростительно долго игнорируемыми фаворитами продолжается и после заключительных аккордов «Say Just Words», даже после финиша подготовки репортажа. Дописывая эти слова, я запускаю дрожащие от нетерпения пальцы в благоухающие типографской краской скрипучие листы «No Celebration: The Official Story Of Paradise Lost» - долгожданной биографии легендарных артистов. Думаю, лежащие передо мной сотни страниц прогонят тоску ожидания пока не объявленного, но волнительно неизбежного рандеву с лучшими музыкальными друзьями.
Сет-лист 2 Wolves:
1. Strange Patterns
2. Unwritten Names
3. Tuhat Kertaa
4. Dreaming Beneath
5. The Fault Is Ours
Сет-лист Paradise Lost:
1. Enchantment
2. From the Gallows
3. Tragic Idol
4. Isolate
5. Blood and Chaos
6. Forever Failure
7. Requiem
8. Medusa
9. Erased
10. As I Die
11. Beneath Broken Earth
12. Embers Fire
13. Gothic
14. The Enemy
Бис:
15. No Hope in Sight
16. Faith Divides Us - Death Unites Us
17. Say Just Words
Выражаем благодарность MadStream Booking за предоставленные аккредитации.
Наугад
YNWA
Был с женой на их концерте в Новосибирске и у нас их престарелый звуковик дичайше загубил большую часть концерта.
Гитару Макинтоша вообще толком не слышно было. Я его соляки "у себя в голове" слушал. Холмс ещё норм был, относительно. Хохмил даже иногда.
Baldurs Tod
Altair21
MAX DE SADE
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).