Любители нестандартного блэка и полистиличной музыки с экстремальными элементами слишком долго ждали бельгийский коллектив, чтобы за время этого ожидания он чего-нибудь не утратил. Самая трудновосполнимая потеря – харизматичный вокалист Бардитус, которого вывела из строя основная (или одна из таковых, вспоминая и про овощные культуры) муза группы – алкоголь. Пока музыканты не посещали Россию, их стиль кардинально и от былого доминирования черных материй не осталось и следа; в наиболее поздних опытах это психоделия с вкраплениями блэка, а не наоборот. К самому туру по столицам нашей необъятной, бельгийцы понесли еще одну потерю — постоянный на протяжении вот уже декады басист также благополучно отвалился. Вселялась тревога, что Lugubrum могут не отдать должок за не услышанное ранее уже далекое блэкарское наследие и насытить сет сплошь более травоядным эксперименталом от 2015-го до наших дней. Неужели они не сыграют достаточно старья, которое и сделало им первоначальное имя? Реальность немало удивила и индикатором перемен можно считать как раз сессионного басиста команды Jim-а Dokter-а, наиболее известного по бухой ударке в дуэте Urfaust. Но об этом в свое время, а сначала по порядку.
Первым вышел экспериментальный сайд-проект культовых Black Death под названием Cthulhu, в котором черно-металлических условностей было минимум и темпы особо не разгонялись для более глубокого прочувствования материала: хотя тремольные волны и имели место быть, основу нетривиального текста составляли занимательные риффовые комбинации и особенно ритм-секция, где и басист выдавал неодноклеточные мотивы, а ударница чеканила околомилитаристские ритмы, полностью исключив из арсенала бластбит. Психоделическая подложка и лавкрафтовский видеоарт на заднике компенсировал отсутствие вокала. Материала было очень немного, он был суров, абстрактен и малоэмоционален, что в данном случае не минус, а явная творческая задача.
О вторых творцах вечера Cage Of Creation было известно что некоторые посетители концерта пришли именно на них. Визуально группа производила довольно дисгармоничное впечатление (больно разительно отличались друг от другу сами по себе и стилем музыканты), но встречают по одежке и не самые умные люди, а провожают по успешно отыгранному сету. К тому же для стиля, который исповедовали музыканты, эклектизм был оправдан: как смешивание небыстрого блэка с пост-панком, а выкриков с хоральным пением со славянским колоритом. Было видно невооруженным взглядом, что что группа не чурается современных интеллектуальных трендов. Их выступление было ощутимо длиннее, чем у первой группы и тянуло на конкуренцию гвоздю программы. Опустив первый приступ к открывающему шаманскими распевами трэку, в дальнейшем квартет из двух гитаристов-вокалистов, басиста и барабанщика себя не роняли, а умело сочетали рОковые формы и умеренные последствия блэка, порождая эмоциональный резонанс у аудитории. Это было наиболее актуальное искусство в этот вечер, особенно с учетом того, что бельгийцы упрямо гнут непопулярную линию, а их творчество, надо признать, очень уж на любителя. Любителей, к счастью, набралось прилично, до отказа "Цоколь 2.0" не заполнился, но это вроде и не черная попса… не будем упоминать эти имена всуе.
Lugubrum отстроились не сразу, но в конце концов добавили гитару на сцену и в зал и понеслось. Забавно, что самые неметальные по стилю люди (за исключением стороннего басиста) наваливали больше черного метала, чем обе предыдущие группы вместе взятые. Такой вот странный, но в принципе закономерный ход предприняли бельгийцы – хорошенько подогреть публику чернухой, ну и, в целом, дать хороший срез своего творчества 1995-2017. Финт ребят, мне кажется, был продиктован не столь заботой о русской публике, которая группу доселе живьем на своей земле не слыхала, сколь отсутствием Noctiz-а, который, на мой взгляд, весьма рукаст и его умения и навыки незаменимы в позднем джаз- и блюз-Lugubrum-е. Музыканты были вынуждены сделать ставку на материал попроще и позлее. Прозвучали треки с основных вех творческого пути команды: "Winterstones", "De totem", "De vette cuecken", "Albino de Congo", "Herval" и "Wakar Cartel". C альбома 1999 года (ах, юбилей!) прозвучало аж 3 жути. Не хватало таких интересностей, как "Tussen honden" или "Orakelsnoer" c последнего номерного альбома или хоть чего-нибудь (например, "El Arish" или хотя бы "Gaza") c ближневосточного наполеоновского. Но хватит ныть, не без VRDRBR-а из Urfaust (нарочито в майке Motörhead) группа уверенно давала металлическую мощу в древних фермерских хитах и более рок-н-ролльных поздних шлягерах. Если судить по немногочисленным видео выступлений европейских гостей, они не отличаются концертным угаром, однако хаеротрясный подход голландца, превосходно ужившийся с ранним их материалом, серьезно расшевелил и сцену, и партер. Квинтэссенция сельского и коричневого металла, запечатлевшаяся в стремительных бластовых прогонах и грязно-думовых замедлениях, в целом прокачала народ не хуже бойкого и свободного позднего творчества. Для группы, как я всегда говорю, идеален свободный вокалист, и это может быть только один человек, но Midgaars был в ударе и выдал все, на что способен и в категории сердитого крика бомжа, и в блэкарских извращениях, а в "De vette cuecken", одной из лучших песен вечера, он и вовсе затягивал патетические трели, возможно, аллюзируя на Urfaust. Если Бардитус в былые годы сосредоточенно стоял и выплевывал слова прямо в публику, то гитарист больше двигался и овоздушивал вокал, направляя свой голос вверх и особо близко к микрофонной стойке не приближаясь. Переходы от дисторшена к чистым гитарным проигрышам были, конечно, простите за тавтологию, не слишком чисты, но насколько возможны: здоровая крестьянская небрежность всегда отличала ребят, что в тру-периоде, что в джазе. Ударник Svein упрочил свое положение как техничного барабанщика с хорошей координацией в сбивках — ну так бластбит сегодня рубил исключительно он. Midgaars, как лицо группы и художественный визионер, был дружелюбен и неожиданно разговорчив с публикой, ну а язык поднятой в тостовом приветствии банки пива понимают все и всегда. Хотя, в случае с героями сегодняшнего вечера, пиво были лишь приятным бонусом, до ритуально-алкогольных медитаций Urfaust-а, которых я лично наблюдал в 2013 году, им по меньшей мере в живой версии далеко.
Бельгийцев принимали на ура как народных героев и ударников аграрного труда, толпа скандировала название группы и изредка "brown metal", а призывы "мочить" особенно удачно прозвучали перед самой джазовой вещью вечера "Kurlerha omugongo" :) Морковка мелькала в зале, а на заключительном трэке основной программы "Voos", в первой части которого тромбон Midgaars-а заменил его же гитарные риффы, затяжной нойзовый соляк в финале был сыгран именно с помощью оранжевой жительницы грядок. Триумф аграрности в Черном Искусстве, так сказать.
Музыкантов дважды вызывали на бис, и остается только пожалеть, что резерва на такой случай заготовлено не было, они просто повторили 2 припанкованных хита – "Het vuur van de meester" и "Kapitaalschuim", на второй из ряда снова возник милый слэмчик, признаки которого проскальзывали и на "Uri Noir" и на "De vette cuecken". Инициатором всего, в основном, был неуемный русскоговорящий колумбиец Фелиппе. Всего прозвучало более 10 трэков, что можно признать весьма неплохим результатом, ибо последние студийные опусы были на плюс/минус 30 минут, и ведь ничто не мешает им играть и концертные программы сходной продолжительности...
Закончилось мероприятие около 11 вечера, когда питерский дождь сменился на мокрый снег. Вечер был укомплектован сильными и разными коллективами, ни за один из который не было обидно, ну а Lugubrum показали именно культ морковки и дремучего блэк-метала – взрывно, что еще добавить... Но лично мне как воздуха не хватило материала зенита их креативного блэк-металла, периода условно 2004-2011. И черт с ним, с саксофоном и затяжными джемами с коллективом музыкантов побольше, но именно этот материал определяет группу как наиболее экстравагантное явление, выросшее из бескомпромиссной среды черного андеграунда. В этот раз они намного упростили и нивелировали свой феномен. Напрашивается теперь концерт с акцентом если не на средний период больших и грязных откровений, то на поздние психоделические опыты – без благодарности, думаю, бельгийцы снова не уедут.
Сет-лист:
1. Intro
2. Het vuur van de meester
3. Ratteknaeghen
4. Kurlerha omugongo
5. Kapitaalschuim
6. Aardmannen
7. Uri Noir
8. Midgets of Evil
9. De vette cuecken
10. Voos
Encore:
11. Het vuur van de meester
12. Kapitaalschuim
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).