Десятилетний юбилей первого покорения Москвы Петером Хеппнером – отличный повод посетить его очередной концерт и задуматься за что мы так любим этого великолепного музыканта. Впрочем, искать причины и оправдывать совершенную необходимость своего присутствия на этом празднике чистого искусства излишне – необязательно быть фанатом электронной музыки или немецкого языка – достаточно просто тяги к прекрасному. Таковую созерцание живого выступления Peter Heppner & Band удовлетворяет в избытке, даже если потребность в прекрасном у вас базовая, а не на верхушке пирамиды. Сам Петер являет собой редкий пример музыканта, преуспевшего и на темной сцене, и в мире массово-популярных радиостанций и общенациональных хит-парадов. Более чем тридцатилетняя карьера вокалиста пестрит именами и названиями проектов, которые он украсил своим пением и талантом: от легендарного synthpop-дуэта Wolfsheim до сольного творчества через галерею коллабораций с артистами разной степени известности (JOACHIM WITT, SCHILLER, PAUL VAN DYK, CAMOUFLAGE, GOETHES ERBEN). В Германии Петер имеет особый статус, позволяющий ему привлекать внимание журналистов центральных телеканалов (не раз приходилось находить репортажи и интервью, повествующие о выходе нового альбома, съемках клипов и прочих новостях музыканта). Осенью прошлого года, после шестилетнего перерыва, вызванного болезнью сердца, Петер порадовал поклонников сразу двумя новыми альбомами: одновременно вышли лиричный «Confessions & Doubts» и танцевальный «TanzZwang». Разноплановость нового песенного материала предвещала насыщенное выступление, построенное на контрастах и частых сменах ритма, настроения, энергетики. Так оно и вышло.
Качество и профессионализм всегда были первостепенными приоритетами Петера Хеппнера как живого исполнителя. На сцену он выходит с полноценным концертным составом (клавишник, ударник, гитарист) подавая поучительный пример того как следует презентовать электронную музыку. Музыканты занимают свои места, фронтмен водружает на пюпитр толстенную папку с текстами песен, встает напротив микрофонной стойки и более не трогается с места, в то время как ваши глаза надежно фиксируются в одной точке – на его лице и отвести их куда-то в сторону не возникает ни возможности, ни желания. Для того чтобы цепко держать аудиторию в сетях своего внимания, Петеру не требуется ежеминутно упражняться в провокациях, режиссуре, дрессировке и прочих дикостях. Хватает и того чтобы выйти и спеть, а уж публика в долгу не останется. Цирковые выкрутасы оставим тем артистам, которые ради маскировки огрехов своей музыки, дефицита таланта и исполнительских умений вынуждены прибегать к любым трюкам лишь бы спасти шоу. Наш герой к таковым не относится и имеет полное право оставаться образцом академизма в электронной музыке.
Концерт открывает типично «хеппнеровская» баллада «Unloveable» – плавная интродукция, вслед за которой ураганом проносится бодрящий боевик «Alleinesein» (в сольном творчестве Петера эта песня аналогична «Once In A Lifetime» Wolfsheim). Самое время рассмотреть вокалиста и порадоваться тому что, несмотря на полностью поседевшую голову и углубившиеся морщины, Петер остается замечательно красивым мужчиной с одухотворенным лицом, лучистыми глазами и внутренним светом, придающим спокойную мягкость чертам, манерам и движениям. Все в этом человеке гармонично, естественно: эмоции – подлинные, драматизм – без приставки «мело», вокальные партии - сродни актерским монологам, с полным погружением в текст и вовлечением слушателей. Скромность и тихое достоинство, с которыми он принимает комплименты. Наконец, голос, применительно к которому эпитет «узнаваемый» вовсе не затасканное клише, а слово строго описательное. Благозвучный, мелодичный, обладающий нешуточным терапевтическим эффектом: когда со цены доносится «Sedate yourself / Forget your pain…Sedate yourself / Until you're numb» - ослушаться этой установки просто невозможно. Этот голос выделяется даже на фоне выдающихся synth-pop-вокалистов, а ведь жанр заведомо подразумевает наличие голосов, находящихся в самом приятном для человеческого уха диапазоне, наделенных богатым, красиво окрашенным тембром, округлостью, затейливыми мелизмами, а главное – способностью не надоедать, не вызывать у слуха и мозга усталости и желания переключиться на нечто иное. Вот и с Петером так – хочется, чтобы его пение не заканчивалось, чтобы концерт никогда не заканчивался, благо песен, которые хочется услышать, неимоверно много.
Другим неоспоримым плюсом немецкого маэстро является абсолютная, прямо-таки пугающая, схожесть живого вокала со студийными записями. Если на других лайв-перфомансах порой приходится жестоко разочаровываться и недоумевать относительно сценического бессилия любимых певцов, то здесь – никаких неприятных сюрпризов. Инструментальные партии могут прозвучать слегка непривычно, какие-то песни предстают в новых аранжировках, но вокальная стабильность Хеппнера незыблема. Высший пилотаж! Пожалуй, единственной ошибкой стало расположение в сет-листе «Once In A Lifetime», которая своим беспощадным ритмом доставила Петеру немало усилий, непосредственно перед проигрываемым нон-стоп блоком танцевальных хитов («Just One Word», «All Is Shadow», «Sedate Yourself» и «…Und Ich Tanz»). Идеально исполненная «вольфсхаймовская» нетленка аукнулась певцу сбитым дыханием, которое привело к потере нескольких строк «Just One Word», зато концептуально все сложилось здорово: на сцене – статичный солидный фронтмен, слегка притоптывающий ножкой, в зале – дискотека и ликующие люди. Никто их не заводит, не подгоняет, а они все пляшут и пляшут, а затем с блаженной полуулыбкой зажмуриваются от удовольствия как довольные котята или пускают слезу умиления. И есть от чего! Публика у Петера всегда под стать ему самому: интеллигентная и качественная. Не последнюю роль в этом играет личная магия музыканта и его дар облагораживать все к чему он прикасается, будь то музыка или же люди. Искренняя поддержка, настоящее веселье и разлитая в воздухе доброжелательность. Никто не докучает соседям, не стремится переорать артиста, голос подают сугубо в тему: так, когда Петер с щемящей горечью выводит рефрен «You Don’t Love Me», из зала следует убедительное опровержение: «We love you!».
Примечательно, что новые композиции, впервые представленные на суд москвичам и составившие основу сет-листа, принимались с не меньшим восторгом чем хиты, давно вошедшие в историю. Петер легко мог себе позволить забыть тщательно оберегаемую папку с текстами песен дома: народ пришел блестяще подготовленным и на всякую песню (старую или новую, англо– или немецкоязычную) нашлась бы батарея суфлеров. Такая лояльность не могла остаться без награды в виде «хеппнеровской» классики: во второй половине сета и двух традиционных выходах на «бис» прозвучали «The Sparrows And The Nightingales», «Kein Zuruck» «Kunstlische Welten», «I Feel You», «Wir Sind Wir». Особо отмечу впечатляющую вторую совместную работу с Иоахимом Виттом «Was Bleibt?», которой наверняка суждено войти в золотой фонд Хеппнера и остаться в концертном листе на долгие годы. Вокальная задача, стоявшая перед Петером, была архисложной, ведь голос Витта не только намного ниже, но и обладает ярко выраженным темным тембром, сочностью и тяжеловесной густотой, сымитировать которые Петеру не под силу. С другой стороны, не включить такую мощную композицию в концертную программу было бы преступлением. Вот и пришлось Петеру петь не своим голосом неудобную партию. К чести нашего героя, он сделал все от себя зависящее чтобы достойно выйти из положения, так что провальным это исполнение не назвал бы и самый суровый критик. В свою очередь, первая совместная работа двух патриархов немецкой синти-сцены, торжественно-гимноподобная «Die Flut», дается Петеру куда как успешнее: сказывается многолетняя практика и верно найденный вокальный подход, позволяющий сглаживать несхожесть голосов.
«Nothing ends» жизнеутверждающе декларирует Хеппнер в одном из своих премьерных треков – и пусть он окажется прав. Пусть не заканчиваются регулярные визиты этого неординарного вокалиста и композитора в Россию, не иссякает его способность создавать песни, которые мгновенно западают в сердце и гарантировано трогают даже непосвященных (проверьте на своих знакомых!), пусть его уникальный голос минует разрушительная сила времени. Хороших исполнителей много, отличных тоже хватает, но столь правдоподобного ощущения крыльев за спиной и душевного полета, как после встречи с Петером Хеппнером, не оставляет, пожалуй, ни один другой концерт.
Сет-лист:
- Unloveable
- Alleinesein
- Meine Welt
- You Don’t Love Me
- Once Again
- Good Things Break
- Once In A Lifetime
- Just One Word
- All Is Shadow
- Sedate Yourself
- …Und Ich Tanz
- The Sparrows And The Nightingales
- Fremd In Diesem Land
- Viele Shone Stunden
- Nothing Ends
- Was Bleibt?
- Standing Tall
- I Feel You
- Wir Sind Wir
- Die Flut
Encore I:
- Herz
- Kunstliche Welten
Encore II:
- Kein Zuruck
- Das Geht Vorbei
Выражаем благодарность Russian Synth Community за предоставленные аккредитации.
Текст: Gerda Lore
Фото: Маргарита Каррентс
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).