Причудливый дрищ-очкарик Стивен Уилсон, конечно, достоин если не вселенской любви, то, как минимум, уважения. Потому что количество альбомов около- и конкретно-проговой направленности, вышедшей из-под пера этого трудоголика, достигает немыслимых, поистине астрономических цифр. И если современным прообразом «битлз в одном лице» он явно не стал, то пафосные эпитеты типа «король прога» он уже вполне заслужил. Так как влияние этого одиозного персонажа на современную музыку хотя пока и не носит настолько уж явный характер, но, уверен, будет признано позже как бесспорное и безграничное.
Пожертвовав блестящим составом своей великолепной группы Porcupine Tree во славу своих нарциссистских сольных амбиций, господин Уилсон всё же продолжает набирать популярность и в новой ипостаси, охватывая с одной стороны чуть более авангардные, а с другой – чуть более коммерческие музыкальные формы. И, конечно же, немаловажное значение играет и его чутьё концептуалиста, благодаря которому он создаёт осмысленные произведения хоть и не пинкфлойдовского размаха, но всё же весьма креативные и достойные широкого интереса. А поддержать этот интерес к своему творчеству, конечно же, необходимо длинными турне, охватывающими максимальное количество стран, жители которых могут оценить живое воплощение маэстро в непосредственном визуальном контакте.
И, к счастью, Россия оказалась одной из тех стран, куда смог доехать Стивен со своей командой вечных сессионщиков, а лицезреть на его долгожданное шоу снова собралось внушительное количество поклонников, насчитывающее минимум тысячи три. Хотя, возможно, я значительно преуменьшаю этот и без того достойный показатель! И было ли народу больше в этот раз по сравнению с его прошлым сольным концертом на той же площадке в 2016-м году, судить трудно, но сетлист отличался весьма значительно – в этих двух выступлениях было лишь 8 общих трэков, 3 из которых принадлежат славному наследию бывшей группы Уилсона – Porcupine Tree.
Но, взяв все бразды творческого и финансового управления в свои руки, неутомимый Стивен сфокусировал внимание публики на своей персоне по максимуму, и даже свет в течение всего концерта был сделан таким образом, что центровой фигурой в любой момент казался именно он. А музыкантам, которых он частично сменил с момента прошлого приезда, была выделена скромная роль аккомпаниаторов, а также объектов дружеских подколов, которыми данное шоу удивительным образом изобиловало. Чего стоит только просьба Уилсона во время инструментальных фрагментов хлопать не в ритм, чтобы сбивать драммера с толку, как происходило в Японии, где люди, по словам «шефа», не умеют синхронизировать ладони и, собственно, рабочий барабан. «Зачем же портить своё собственное шоу»? – спросил он сам себя и ответил: «Это уже 144-й концерт в турне и мне уже всё равно».
Но демотивации и какой-либо видимой усталости на лице Стивена всё же замечено не было ни в один момент его впечатляющего двухчасового выступления. С новой причёской он выглядел даже ещё моложавее, чем в прошлый приезд, а в моменты тяжёлого риффинга не брезговал эпизодическим хэдбэнгигном, да и высокие ноты, по всей видимости, он всё-таки натренировался брать живьём довольно неплохо. За концерт он сменил несколько гитар и даже как минимум одну бас-гитару, при исполнении некоторых песен садился на принесённый помощником стул, также не раз переключался за клавишные, и в один такой момент (а именно в композиции «Vermillioncore») неожиданно надел капюшон и маску, на некоторое время войдя в некий причудливый образ.
Ну, а количество речей (в основном, юмористического плана), которыми одарил нас в этот раз этот музыкант и стэндап-комик-на-полставки, не поддавалось подсчёту, но требовало недюжинной памяти для дальнейшего изложения здесь, в виде развёрнутого и искренне-хвалебного отчёта. Прежде всего, приятным оказался комплимент России: «Это одно из немногих мест, где люди реально любят рок-музыку. Потому что иногда ты чувствуешь, как будто играешь на кладбище». И даже назвал пару «особо отличившихся» в плохом смысле стран, среди которых была Швейцария.
При этом он успел пожаловаться, что во время общения с современной молодёжью приходится объяснять, что такое электрогитара, так как в мэйнстриме исчезли гитарные соло. И тут же не без доли наигранной бравады заверил, что сейчас мы все станем свидетелями настоящего подвига – мол, он сыграет соло, не глядя на инструмент, как «настоящие рок-звёзды», а не современные музыканты, которые держат гитару очень высоко и выдают по тысяче нот в секунду, что «не сексуально». И хотя следующее за этим скромное соло восторга вызвать не могло, забавная речь, его предваряющая, сыграла свою развлекательную роль.
Также весьма продолжительной, но занимательной были его монологи перед провокационной диско-песней «Permanating», обращённые, как ни странно, к любителям тяжёлой стороны творчества Стивена. «Я замечаю на концертах много металлистов», подметил он. «Что ж, мне будет забавно увидеть, как под эту композицию качки в майках Pantera будут выдавать движения в духе Джона Травольты».
Далее он поделился не совсем приятным для него опытом, когда в Турции один металлист во время исполнения этой композиции отвернулся и стоял все три минуты спиной к сцене. «How pathetic» (как глупо»), не без доли раздражения резюмировал Уилсон. «Не бойтесь, как и все поп-песни, она длится всего три минуты, мучиться вам совсем немного», - заверил он всех тру-дайхард-металхэдов перед самым началом песни, вызвав, как мне кажется, лишь море ухмылок, полных если не одобрения, то понимания.
И хотя в той же речи он признался, что не особенно любит металл, так как «он весь кажется ему одинаковым», а металлические риффы у него присутствуют лишь иногда, это было больше похоже на лукавство, потому что тяжести в концерте Стивена было предостаточно – как и в горячо любимых трэках его прошлой группы Porcupine Tree, так и его сольные приджентованные опусы типа «Home Invasion» или вышеупомянутый «Vermillioncore».
Но, естественно, было и много лирики, а заключительной части сета он сыграл несколько песен в полу-акустике в одиночестве, без группы. Так или иначе, с музыкальной точки зрения новый концерт был выстроен безупречно, и мог порадовать всех – от любителей простых поп-рок песен, до фанатов всего тяжёлого и сложного, в том числе свежих прог-эпиков «Ancestral» и «Detonation» (первая из которых со временем лично мне полюбилась ещё больше, чем в момент её выпуска).
Да и вообще, сюрпризов в сетлисте было предостаточно. Лично для меня первую строчку в рейтинге приятных неожиданностей заняла абсолютно шизоидная и психоделичная, но драйвовая «The Creator Has A Mastertape», которой я уже смог насладиться на официальном DVD Стивена, и вот, теперь с огромной радостью лицезрел живьём! Также c неописуемым восторгом я воспринял возвращение ещё одной тяжёлой и сложной прог-пьесы из творческого багажа Porcupine Tree «Arriving Somewhere But Not Here». Обе с двух самых, по моему скромном мнению, сильных работ Уилсона за всю его длинную композиторскую историю. Ну, и «Ancestral», уже более свежее, но весьма цельное и хорошо продуманное произведение тоже произвело неизгладимое впечатление в концертном исполнении.
При этом снова на высоте была и визуальная составляющая шоу, которая не является для меня решающим фактором, но наверняка стала таковым для многих зрителей. Уже само начало шоу настроило на концептуальный лад мини-фильмом «Truth», заставляющий задуматься над практически рандомным сочетанием различных фотографий с надписями типа «любовь», «фэйк» и так далее. Помимо хорошего света на сцене и перменентно бомбардирующего причудливым видеорядом экрана за барабанной стойкой, несколько раз поднимался и опускался полупрозрачный натяжной экран перед сценой, образы на котором иногда очень удачно сочетались с теми, что транслировались на «заднике». Особенно трогательным было появление огромного изображения снова не доехавшей до нас певицы Нинет Тайеб, явившей своё незримое присутствие во время исполнения красивой баллады «Pariah».
Не обошлось без приколов и во время представления членов коллектива Стивена. «А это что за красотка? Это же наша басистка»! – подколол «шеф» своего согруппника, лишь в конце концерта распустившего свою косичку. И тут же получил достойный ответ: «А это моя девушка, Стефания Уилсон»! Удивительно, но юмор, сквозивший в данном концерте, не мешал восприятию преимущественно глубокой, умной и грустной музыки, а лишь доказывал, что многогранность личности мастермайнда, выражающаяся в его эклектичном творчестве, это и есть его главная заслуга.
И можно простить отдельные бледные песни последнего релиза, не особо вдохновившие и в живом исполнении, и ждать ещё не одного, а скорее даже десятка интересных альбомов, которые ещё лежат в загашнике и ждут своего завершения. Ведь Стивен говорил в одном из интервью, что на каждую минуту опубликованной музыки найдётся час ещё нереализованной. Так что, под сольной ли вывеской или в составе каких-либо групп и проектов, этот музыкант с большой буквы ещё долгое время будет продолжать нас радовать своим творчеством как студийным, так и концертным. По крайней мере, своим новым выступлением в Москве он меня ещё раз в этом убедил.
Сет-лист:
- Nowhere Now
- Pariah
- Home Invasion
- Regret #9
- The Creator Has a Mastertape (Porcupine Tree song)
- Refuge
- The Same Asylum as Before
- Ancestral
Set 2:
- Arriving Somewhere but Not Here (Porcupine Tree song)
- Permanating
- Song of I
- Lazarus(Porcupine Tree song)
- Detonation
- Heartattack in a Layby (Porcupine Tree song)
- Vermillioncore
- Sleep Together (Porcupine Tree song)
Encore:
- Even Less (Porcupine Tree song) (SW solo)
- Blackfield (Blackfield song) (acoustic SW and Adam only)
- The Sound of Muzak (Porcupine Tree song)
- The Raven That Refused to Sing
Выражаем благодарность ГлавClub за предоставленные аккредитации.
Текст: Дмитрий Dimebag Дасов
Фото: Маргарита Каррентс
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).