Очень трудно написать что-нибудь о концерте, после которого ты выходишь на еле сгибающихся ногах, с совершенно не сгибающейся шеей, ощущением пустыни Сахары во рту и чувством полного удовлетворения, граничащим с опустошением. Хочется сказать только одно: «ВОТ ЭТО БЫЛ УГАР!!!»
Дядя Том Энджелриппер с его пивными песнями всегда был очень близок по духу русским металлистом. Безбашенное веселье, которым пронизаны все четыре его сольных альбома, способно поднять настроение даже совершенно трезвому человеку, а лучшего саундтрека для дружеской попойки и вовсе не придумаешь. И хотя Тому так и не удалось превзойти свой блистательный дебютник “Ein schoner Tag”, его концерты до сих пор представляют собой потрясающее по энергетике зрелище, чему ваш покорный слуга стал свидетелем год назад на фестивале Wacken Open Air. Там Том играл в компании с оркестром вакенских пожарников, и несмотря на то, что выступление началось в 10 утра, уже минут через 15 толпа была в состоянии совершеннейшего экстаза. Так что вопрос о посещении московского концерта Onkel Tom для меня не стоял, меня скорее интересовало, почему этого концерта пришлось ждать столько лет. Ведь даже при до невозможности перенасыщенном концертном графике Москвы в «Точку» набилось больше тысячи человек – по теперешним временам это очень серьезное достижение.
Для нас знакомство с группой началось на пару часов раньше, чем для зрителей, когда Том и его коллеги предстали перед журналистами на пресс-конференции. В принципе, я уже привык к тому, что западные музыканты оказываются очень дружелюбными и приятными в общении людьми, не стал исключением и этот коллектив. Музыканты с придыханием рассказывали о том, что новый альбом Onkel Tom станет лучшим немецкоязычным релизом в тяжелой музыке, что с ним группа займет место недавно распавшихся Boehse Onkelz, и что не за горами и новый альбом восхитительного проекта Desperados (в этой группе участвуют Том и его гитарист Алекс Крафт), который, по их словам, выйдет во всем мире будущей весной. В бурный восторг привел музыкантов вопрос о том, является ли «Энджелриппер» настоящей фамилией Тома. «О да, - сказал Том, - это старинная немецкая фамилия – мистер и миссис Энджелриппер!» Как выяснилось, с русскими металлическими группами Том совершенно не знаком, а трэш-метал считает единственным правильным металлическим стилем. По его словам, детский голос в песне “Immer wenn ich traurig bin” со второго сольника “Ein Tropfschen voller Gluck” принадлежит его дочери, которой на момент записи было шесть лет, а работу с Сабиной Классен на последнем альбоме Holy Moses он вообще объяснил очень просто: «Мы старые друзья, и когда меня попросили помочь, я не мог отказаться».
Пока Том и его музыканты готовились к выступлению, народ разогревала группа BeerMen Game. Не могу не признать профессионализм музыкантов – стебный панк-хардкор в их исполнении звучал очень мощно и чисто, для разогрева прямо-таки неприлично чисто. Но для меня лично интересность стебных команд напрямую зависит от наличия у них чувства меры и вкуса, с чем у BeerMen Game некоторые проблемы. И дело даже не в матерной лирике, а в том, что безвкусные шутки про мастурбацию и деда Мороза хороши однажды – поржал и забыл. И большинство песен коллектива я бы отнес именно к этой категории шуток.
Впрочем, через полчаса это не имело уже никакого значения. Да, пожалуй, уже ничего не имело значения, когда на сцене появился дядя Том. Никаких интро, никакого пафоса – музыканты просто вышли и начали играть, и зал взорвался даже не в ту же минуту, а в ту же секунду. С первого же трека в толпе начались танцы, слэм, трясение хаером, в общем, все атрибуты угарного металлического концерта. А когда вторым треком пошло одно из знаменитых «онкельтомовских» medley, и музыканты, и зрители поняли, что присутствуют на совершенно невероятном мероприятии. Причем на меня главное впечатление произвел даже не энергетический заряд, выдаваемый музыкантами, а их отношение к фэнам. Уже со второй песни стейдждайвинг приобрел массовый характер, но никто из музыкантов не напрягался по этому поводу, даже если им случайно мешали взять правильный аккорд или спеть правильную фразу. И как следствие, фэны вели себя очень мирно – выскочат на сцену, пожмут руки и обнимутся с музыкантами, и тут же прыгают обратно в зал, стараясь никому не мешать. Причем среди дайверов оказался даже фотограф с весьма внушительным объективом. Не знаю, остался ли после шоу жив его фотоаппарат, но сам он выглядел в полете со сцены фантастически довольным. Впрочем, на таком концерте именно так все и должно быть – я совершенно не представляю себе, как можно стоять спокойно под такие чумовые песни, как “Diebels Alt” (ода любимому сотру пива Тома), “Immer wenn ich traurig bin” (которая постепенно раскручивается от почти акустики до невероятно скоростного забоя), “Schnaps, das war sein letztes Wort” (подпевать этому алкогольному гимну по мере знания немецкого текста старался почти каждый в партере) или ураганная “Delirium” (название которой говорит само за себя).
«Я пьян, надеюсь, что и вы тоже!» - провозглашает со сцены Алекс Крафт. И правда, пили музыканты в сумасшедших количествах. По моим подсчетам, каждый из них за время пребывания на сцене выпил не меньше трех литров пива. Но при этом группа играла очень четко, слаженно и профессионально, не делая никаких грубых ошибок, насколько это было возможно при практически не прекращающемся стейдждайвинге. Отдельная похвала звукорежиссерам – звук был практически идеален даже без скидки на творившееся на сцене и в зале безумие. Что же касается публики, то да, зрители тоже пили в этот вечер очень много. В биллиардном зале на халяву раздавали виски, а «Невское» (самое дешевое пиво в баре) кончилось еще до того, как на сцену вышли BeerMen Game. Но НИ ОДНОГО упитого в усмерть субъекта, валяющегося во время концерта на полу или на лавке, я не видел. Хотя это и понятно – стоит попрыгать пару песен где-нибудь в середине партера, как весь хмель мгновенно улетучивается (проверенно на собственном опыте).
Еще одна отдельная похвала – за потрясающий сет-лист. За исключением “Sieben Tage” (мелодия именно из этой народной песни использована у Scooter в “How Much Is The Fish?”), все остальные мыслимые и немыслимые хиты были сыграны. Конечно, все ждали “Bon Scott hab’ ich noch live gesehen”, потрясающего medley с первого альбома, “Caramba, Caracho ein Whiskey”, “Der Teufel hat den Schnaps gemacht” и других жемчужин из репертуара Onkel Tom, но исполнение “Rattlesnake Shake” c дебютного альбома Desperados и кавера Удо Юргенса “Aber bitte mit Sahne” (лет 10 назад ее записывали Sodom, но живьем эта песня не исполнялась уже очень давно) стало очень и очень приятным сюрпризом. Чуть менее приятный сюрприз преподнесла аппаратура – то ли дайверы постарались, то ли противники пива наслали на гитарный усилитель Алекса Крафта порчу, но после исполнения последней из вышеупомянутых песен гитара из колонок исчезла надолго и всерьез. Пока Алекс с техниками решали эту проблему, остальные музыканты развлекали зал, как могли – раза два спели “Ein Prosit…”, затем басист и барабанщик вместе отыграли чуть ли не грайндкоровый номер секунд на 30, и когда Том уже собрался извиняться перед публикой за накладки, его голос вдруг заглушил пронзительный гитарный скрежет. И с новыми силами музыканты заиграли, а публика встретила, наверное, самый тяжелый трек Onkel Tom – “Kreuzberger Nachte”. «Это наша последняя песня», - сказал Том перед ее началом. «Он врет», - тут же заметил Алекс. Угадайте, кто был прав.
Не прошло и пары минут, как музыканты вернулись на сцену, и зазвучал еще один ударный хит с первого альбома – “Trink, trink, Bruderlein, trink”. Но то ли охране уже надоели дайверы, то ли они действительно были виноваты в поломке гитарного усилителя, но очередного вылезшего на сцену металлиста наши мордовороты стали спихивать в зал буквально пинками. Алекс тут же прервал концерт (хотя это была самая середина песни) и заявил в микрофон: «Если еще хоть одного нашего фэна будут бить, я не сыграю больше ни одного аккорда. Ни один наш фэн не будет избит до тех пор, пока я жив!» И пусть после этого еще хоть кто-нибудь скажет мне, что метал-музыканты на сцене не соображают, что творят, и что им плевать на происходящее в зале. Сколько бы ни выпили Алекс и Том, и в каком бы экстазе они не пребывали весь концерт («Если бы я мог остановить время, я бы остановил его сейчас!!!» - Алекс, «Fuck Germans, fuck America, you Russians are the best!”, “Peaz-da-to!!!» - Том), они тут же среагировали на поведение охраны и добились-таки своего. Далее охрана вела себя куда более корректно, хотя дайверов все-таки стало немного поменьше.
Итак, “Trink, trink, Bruderlein, trink” была доиграна до конца, а за ней без перерыва последовал еще один хит с первого альбома Onkel Tom – “In Munchen steht ein Hofbrauhaus”, опять-таки исполняемый на разные лады хором из тысячи глоток. После этого Том взял в руки бас, а техники поставили правый микрофон в положение, которое всем нам хорошо знакомо по концертам Motorhead. И действительно, “We are Motorhead, we are rock’n’roll” – сказал Том, подойдя к микрофону. «Похож на Лемми, правда?» - тут же съехидничал Алекс. Кстати, правда похож, и вокал Лемми в прозвучавшей далее “Ace Of Spades” воспроизводит очень близко к оригиналу. Исполненная версия практически не отличалась от того, как ее играют Sodom, но в общую атмосферу и стилистику концерта она вписалась просто идеально.
Далее последовал очередной уход за кулисы и очередное возвращение с еще тремя песнями, последней из которых стала так всеми ожидаемая “Es gibt kein Bier auf Hawaii”. Те, у кого еще остались силы, снова пускаются в пляс, ну а те, у кого их уже нет, просто стоят и наблюдают окончание совершенно потрясающего концерта. И когда наконец все заканчивается, Алекс рвет на гитаре струны, и музыканты под зверский фидбэк удаляются за кулисы, я понимаю, что я настолько счастлив, что не хочется уже вообще ничего – ни пива, ни еще пары песен, не хочется даже говорить. После концерта вся команда Darkside.ru несколько минут просто сидела в биллиардном зале и молча пила газировку. А когда мы все-таки немного пришли в себя, все сошлись во мнении, что не можем вспомнить ни одного концерта, который совмещал бы себе столь сильное воздействие на эмоциональном уровне и на уровне физическом. Были концерты не менее эмоциональные (например, Unheilig или Inkubus Sukkubus), были и не менее угарные (Exploited), но чтобы все и сразу – я такого вспомнить не могу.
Выражаем благодарность компании DMC за предоставленные аккредитации.
Текст: Роман Патрашов
Фото: Дмитрий "Ward" Куликов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).