Ну наконец-то. Наконец-то эти норвежцы донесли пять своих точек до российской столицы. Ждать приезда супер-мега-модерн-прогрессивщиков Leprous пришлось миллион лет. Когда-то давно, слушая на просторах интернета легендарное выступление моих любимых Emperor на Wacken-2006, куда я тогда, обычный студент, только мечтал поехать, сразу обратил внимание на молодого паренька за клавишами. Интернет же помог идентифицировать его, как Эйнара Сольберга, родного брата жены Исана. У паренька с обалденным голосом уже тогда была своя группа, выпустившая пару альбомов с причудливыми русскому уху названиями. В итоге оба они, особенно Tall Poppy Syndrome, в этом самом ухе засели очень и очень надолго. За ними вскоре последовали и более прогрессивные, экспериментальные и зрелые альбомы Bilateral и Coal. Тогда стало понятно, что это уже не одна из самых перспективных, а одна из самых топовых групп на современной сцене прогрессива, да и целого ряда смежных стилей. Внезапно тогда стало известно, что Leprous выступят в Питере, и только там, да еще и в компании других норвежских фриков Vulture Industries. Естественно, я там был. Но концерт выдался странным. Поговаривали, что группы в Россию выписал не профессиональный промоутер, а простой, но очень обеспеченный питерский гражданин, возжелавший послушать эти коллективы в своем городе. Иначе как еще объяснить полное отсутствие промоушена данного гига, максимум 100 зрителей в зале (в огромном клубе на пару-тройку тысяч мест), половина из которых специально ради этого гига приехала на уикенд из Москвы, и единственного загадочного мужчину в вип-зоне на втором ярусе. Ну, это ладно, даже если и правда, так хорошо же. Но вот, с тех пор, обе группы выпустили еще по два альбома, и, наконец, ранней осенью 2017-го Leprous объявили расписание мощного европейского тура, правда, уже не в компании с Vulture Industries, что вообще было бы сказкой, а в компании мне доселе неизвестных исландцев Agent Fresco. Стилистически это даже логичнее, так как именно эти две группы сейчас соревнуются, у кого самый слащавый вокал на современной сцене.
Выступление было назначено в «Вольте», от которой уже потихоньку начали отвыкать в последнее время. Все реже и реже там концерты групп, которые мне реально интересны. А по слухам, скоро там вообще не будет концертов, потому что начнут строить очередной элитный жилой комплекс. Ну правильно, не пропадать же такому куску земли практически на границе с центром Москвы. У клуба людей практически не было, все к моему приходу были внутри. Оказывается, в последние дни перед концертом к двум группам добавили еще третью, коей стала московская банда Adaen. Увы, но из-за основной работы застать их не получилось: зашел в клуб одновременно с окончанием их последней песни. Удалось узнать лишь, что выступали они около получаса, стилистически были похожи на хэдлайнеров, и «в целом ничего так». Кстати, несмотря на традиционную для разогрева слабую поддержку, людей в зал уже поднабилось приличное количество. В который раз убеждаюсь, что формат, когда в один гиг вкладывают как минимум два зарубежных коллектива – это лучший на сегодня формат клубных концертов. В Европе уже давно это поняли, и поодиночке там практически никто и не выступает. Не пойдут люди в кризисные для всех годы в n-ный раз на одну и ту же группу, выступающую в гордом одиночестве, максимум при поддержке локальных команд. А вот на 2-3 хэдлайнеров за вечер – пойдут. Даже если по-настоящему любят только одного из них, а посмотреть на две остальные группы, на которые не пошел бы, выступай они отдельно – за милую душу, из чистого любопытства, ибо включено в цену. К счастью, эта тенденция постепенно приходит и к нам. В прошлом году выступали Hate и Fleshgod Apocalypse, затем на одной сцене были Soilwork, Kreator и Sepultura, это первое, что пришло на ум. Примеров таких мини-фестов было гораздо больше, и это здорово. Так держать, товарищи организаторы.
Итак, про Agent Fresco. Поначалу показались мне скучноватыми и нудными, но к середине сета раскочегарились, и местами вокалист даже выдавал что-то из скрима. Исландцы поначалу выглядели очень уж манерно, флегматично и пассивно, но ситуацию буквально вытягивали два сценических явления – прическа барабанщика и голос фронтмена. Тут вообще не придраться – мужчина виртуозно владеет своим голосом. Такая манера пения может нравиться, может не нравиться, но отрицать, что он делает это круто – просто глупо. Шикарный вокал. Музыка, конечно, если разобрать ее до косточек, не сильно-то и отличается от музыки Leprous, может, чуть меньше внимания гитарам, но в целом стилистически они сейчас, после выхода Malina от Leprous, очень и очень похожи. Кстати, тут кроется важное различие в подходах к туру у этих групп. Leprous отправились покорять Европу с только что вышедшим альбомом, вышеупомянутой «Малиной». В то время как последний на сегодня альбом Agent Fresco увидел свет уже достаточно давно, а новый пока, как я понял, только на стадии продакшена. Но одну песню с будущего релиза исландцы все-таки сыграли. Вообще, фронтмен под конец сета растаял от довольно теплого приема (меня лично удивило, что было множество людей, которые очевидно пришли в большей степени ради AF), и стал очень приветливым, общительным, начал рассказывать личное и трогательное, например, про своего отца, недавно умершего от рака, и посвящал песни всем, кому только можно. А ближе к концу сета и вовсе спрыгнул в зал и начал там разгуливать и распевать одну из песен, приводя в щенячий восторг многочисленных представительниц прекрасного пола. Вообще, в зале было столько девушек, что я в какой-то момент поймал себя на мысли, что сегодня выступают очень «женские» группы. Да что там далеко ходить, среди моих знакомых, встреченных в зале, были исключительно девушки. Хотя, многие приходили парами, в общем, это был не совсем типичный метал-концерт. Agent Fresco в итоге отыграли около часа, всего 12 песен, что даже оставило не слишком довольными некоторых из тех, кто пришел ради этой группы, и, видимо, рассчитывал на два равнозначных сета. Но нет, все было оговорено заранее.
Теперь о Leprous, ради которых пришел я. Как уже было сказано выше, Leprous в Москве открывали свой европейский тур, и это прекрасно. Нередко у нас туры завершаются, и группы прибывают уже порядком уставшие, измотанные, и с остатками былой роскоши по части мерча. Тут обратная ситуация, которая больше всего ценна непредсказуемостью сетлиста. Нельзя с уверенностью сказать, что будет исполнено, что нет. Но точно ясно было одно: основной акцент на альбом Malina, акцент в целом на позднее творчество, и довольно робкая надежда на 2-4 песни из ранних альбомов, хотя в случае с Leprous они не такие уж и ранние. Увы, надежды не оправдались, но сюрпризы были. И первый – уже на первых секундах концерта. В этот тур Leprous взяли с собой некоего виолончелиста, которого представили в своем Инстаграме в день концерта, выложив его фото из самолета в обнимку с любимым инструментом. Кто это – трудно сказать, но, судя по внешности, не тот, кто принимал участие в записи последнего альбома. В общем, этот заросший мужчина сел посреди сцены и начал настраивать свою виолончель, и делал это достаточно долго. Настолько, что многие не уловили момента, как настройка плавно перетекла в интро. Под которое на сцену вышли норвежцы, из которых больше всего ожиданий и надежд я возлагал на вокалиста и барабанщика. Оба они – и Эйнар, и Борд – одни из лучших на современной сцене, и для группы, считаю, большая удача, что им удалось заманить себе в состав такого фантастического ударника. Ну, в общем, понеслась. Первый тур и новый альбом подразумевают, что некоторые песни исполняются вообще впервые в истории. Так и было – Москва увидела сразу несколько дебютов. Bonneville (которая мне, откровенно говоря, не сильно понравилась). Captive, Illuminate, Malina и Mirage тоже исполнили вживую впервые. Примечательно, и это выяснилось позже, что сетлисты от города к городу отличались, и довольно значительно. Питеру достались еще 1 или 2 песни с нового альбома, не исполненные в Москве, в Питере также сыграли The Cloak, не сыгранную в Москве, а я ведь ее очень ждал. Но жаловаться в таких условиях бессмысленно, тут уж кому как повезет. Хорошее решение, я считаю. Когда везде и всегда одинаковые сеты – это не айс. Вот в Москве, например. Шикарно иcполнили полную версию Stuck, которая, напротив, сейчас у меня едва ли не любимая у Leprous. Там, кстати, и виолончель себя прекрасно проявила в финальной части этой песни. Вокал Сольберга – просто на грани фантастики и ЗА гранью человеческих возможностей. Впрочем, тот факт, что Эйнар все-таки человек, а не пришелец из космоса, выяснилось довольно банальным способом, и еще в Питере несколько лет назад. Идентичная ситуация. Начав просто с волшебного исполнения сложнейших партий, ближе к концу сета Эйнар откровенно устал, вокал его подсел, упростился по диапазону, да и с концентрацией начали возникать проблемы: несколько раз он попросту забывал строки в песнях, или же путал их местами. Ну, спишем все это на сложность и уникальность песен Leprous. Но, не считая этого прискорбного факта, и того, что из старинного была исполнена только Forced Entry, концерт вполне можно считать удачным, и даже одним из лучших в году, думаю, в Топ-10 он у меня войдет, хотя впереди до конца декабря еще довольно много интересного. Обязательная (но не для Питера) Slave, услышать которую живьем тоже было одной из задач вечера, эта песня в буквальном смысле пробирается к слушателю куда-то под кожу, и изнутри воздействует на самые глубинные точки подсознания. А когда доходит дело до припева, тут уж и случается то, что можно прекрасно описать английским термином eargasm, который мне нравится в последнее время. Группа в итоге держала зал в напряжении до последней песни, которой, к радости старых фэнов, все-таки стала Forced Entry. Ну, хоть что-то, конечно, без Tall Poppy Syndrome, но надежда на песни с этого альбома была скорее наивной, чем реалистичной. Даже интересно, хоть в одном городе они сыграют что-то из этого альбома? Буду отслеживать. Итак, к плюсам отнесу звук, качество игры самих музыкантов, достойную публику и общее впечатление от гига, в рамках которого Москву навестили два качественных бэнда. Из недостатков – холодность, отстраненность музыкантов в общении с публикой, за исключением, пожалуй, драммера, ну и скорее субъективные впечатления от сетлиста. Борд когда вышел (кстати, единственный из Leprous) в зал после концерта, и, окруженный фанатками, спросил их, какая песня им больше всего нравится. В ответ он услышал много вариантов, среди которых был и «Вы ее сегодня не сыграли». Да, пожалуй, вполне логично, что не было ни Passing, ни Phantom Pain, ни White, ни даже Painful Detour. Группа уплыла вглубь океана своей новой, не менее великолепной музыки, и явно намерена дрейфовать именно в этих просторах, что тоже по-своему прекрасно.
Сет-лист Agent Fresco
01. Anemoi
02. He Is Listening
03. Howls
04. Pyre
05. Wait for Me
06. Unknown new song
07. See Hell
08. Angst
09. Bemoan
10. Dark Water
11. Eyes of a Cloud Catcher
12. The Autumn Red
Сет-лист Leprous
01. Bonneville
02. Stuck
03. The Valley
04. The Flood
05. From the Flame
06. Captive
07. Illuminate
08. Rewind
09. Slave
10. Malina
Encore:
11. The Price
12. Mirage
13. Forced Entry
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
Текст: Ash Statue
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).