"Дуют ветры и меняются времена года, но лишь в конце всего двери могут быть открыты" — гласит табличка на дверях храма Баа в легендарной игре Might and Magic VI, с теплотой вспоминаемой многими любителями ретро. Мотив вечного возвращения, неизменного цикла бытия, разрыв которого предвещает страшные катаклизмы и великие изменения, пришел к нам из далеких глубин веков и прочно утвердился в современной культуре, возникая то тут, то там. Уроборос, мировой змей, пожирающий свой собственный хвост, является, пожалуй, одним из известнейших символов, указывающих на данный мотив и будоражащий умы творческих индивидуумов и прочих искателей истины. Древний и всеобъемлющий, как сама жизнь, он является по сути метафорой самого мироздания, каким его понимали наши задумчивые предки, пытавшиеся объяснить, то, что наблюдалось ими испокон веков. Использование подобной символики накладывает на творческую единицу определенную ответственность, говорит о некоторых даже амбициях и претензиях на понимание некоего "высшего знания". Наши недавние финские гости подобных амбиций определенно не лишены. Но обо всем по порядку.
"Monaclub" в который раз стал пристанищем смятенных душ, жаждущих прикоснуться во мраке ночи к Ритуалу. Здесь часто, на радость узкому кругу фанатов, выступают андеграундные (и не очень) блэковые команды и проводятся своеобразные мини-фестивали. Из более-менее известных имен в клубе гремели, к примеру, Nargaroth, Mgla, скоро приедут долгожданные Hypothermia. А не так давно известность данного заведения так и вовсе вышла за круги почитателей жанра, ведь именно на его подступах развернулась скандальная акция по отмене концерта не менее скандального проекта Batushka. В общем, место злачное и выступления тут проводятся весьма любопытные.
Вот и в прошлую субботу Monaclub радушно отворил двери перед желающими принять участие в ритуальном собрании, прошедшем под флагом авангардного блэк-метала. Среди выступающих значилось четыре команды: отечественные The Noctulians, Cage of Creation, VTTA, и финны Circle of Ouroborus. Последние были представлены хедлайнерами и вообще вызывали всяческий интерес, потому что, как часто бывает, при всей своей плодовитости, еще ни разу не выступали живьем. Поэтому их выступление стало главной интригой вечера. Но об этом позже.
Вышедшие на сцену первыми The Noctulians произвели весьма положительное впечатление своим мрачным, гнетущим думом, густо перемешенным с дроуном и психоделикой. Вязкое, тягучее варево, в котором варились синтезатор, три гитары, саксофон и ударные, обволакивало пространство словно ядовитая черная патока, которая забивалась в уши и легкие, давила на грудь и заползала за шиворот. Низкий звук гитар, на которых музыканты изредка играли смычками, ушераздирающие порой семплы и трубный глас саксофона создавали нездоровую, угнетающую, но весьма притягательную атмосферу. Эдакий адский психоделик, в котором трупы хиппарей, увешенных цветами прямо на глазах перегнивают и превращаются в черную, дымящуюся нефть, заползающую во все щели. Очень в тему было и совершенно фриковое видео с куклами, мутантами, барахлящими телевизорами, склоняющими людей к мастурбации, гигантскими извивающимися языками и всякими прочими вкусностями. Жаль только, что даже техника не выдержала подобной крутизны и стыдливо прикрылась синим экраном. А ведь было любопытно. Может, кто знает, что это за фильм такой? А The Noctulians наш однозначный респект. Печально только, что сет у них был коротковат.
Следующими покоряли клуб Cage of Creation, играющие экспериментальный блэк. Эти ребята тоже были весьма хороши. Разогнав немного густую черноту, запущенную в атмосферу предыдущей командой, музыканты добавили скорости и драйва в лучших традициях черного метала. Стиль у Cage of Creation своеобразный, далеко не прямолинейный. В их музыке активно используются и клавиши, чистый вокал, разнообразные диссонансы и нестандартные ритмические структуры. Очень было бы любопытно как следует послушать их творчество в студийном варианте. В толпе кто-то метко окрестил их "нашими Peste Noire", так скажем, не без оснований. Тенью именитых французов звучали "аккордеонные" клавиши и проскакивающие то тут, то там залихватские кабацкие ритмы. Да и общий безумный хаотичный настрой музыки CoC явно свидетельствует об их музыкальных предпочтениях. Кроме того, моменты чистого вокала живо напомнили других экспериментаторов от блэка, но уже из Германии туманной — Urfaust. Весьма и весьма талантливая команда.
Далее произошла небольшая рокировка, кто-то из участников Cage of Creation покинул сцену, гитарист\вокалист пересел за барабаны, второй гитарист занял место у микрофонной стойки, переоборудованный в импровизированный амвон с ароматическими палочками и прочими ритуальными принадлежностями: таким образом на пост заступил проект VTTA. Проект молодой, но уже достаточно известный в узких кругах и обладающий любопытной философией, с которой желающие могут познакомиться на соответствующих ресурсах. Данное выступление было, пожалуй, наиболее "ритуальным" за весь вечер, потому что импровизированные декорации, черные "хиджабы" с прорезями для глаз и благовония отлично работали на мистическую атмосферу. Выступление музыкантов в масках всегда придает концерту некой таинственности и мистики, пусть даже ты и знаешь, кто там под этой маской находится и обливается потом в три ручья. Потому что, а вдруг это он сначала был там под маской, а во время исполнения его место занял кто-то совсем другой, и этот другой собирается... Так. Отставить. Подобные мысли следует держать при себе и позволять каждому фантазировать то, что он хочет.
Музыкально VTTA походит на Cage of Creation, но с большей долей хаотичного безумия в мелодиях и неистовом скриме вокалиста. Композиции несутся диким потоком, увлекая за собой слушателей словно горная река несет мелкие щепки и швыряет их о скалы. В отличие от предыдущей команды, какими-то особенными фишками вроде клавиш (прежде всего за неучастием оных) VTTA не запомнились, зато в памяти прочно отложилось животное ощущение бурлившей хаотической энергии, потусторонних гармоний, извращенного, мощного ритма и вышибающего дух отчетливого баса. Толпа принимала проект очень радушно, и, надо сказать, есть за что. Это потрясающая по своей энергетике команда.
Но, к сожалению, ограниченные во времени рамки выступления не позволили VTTA долго владеть сценой, и им пришлось уступить ее главным гостям мероприятия. Дальше я вынужден отступить от своих правил и, что называется, "включив свой голос", предупредить о том, что все дальнейшее будет исключительно моим собственным мнением, и это мнение может расходиться со мнением редакции, организаторов и гостей концерта. Ну уж не обессудьте. Здесь можно говорить лишь в субъективном ключе.
Circle of Ouroborus ждали. Как уже говорилось выше, они были главной интригой вечера, потому что с предыдущими группами искушенный слушатель так или иначе уже был знаком, а финны выступали впервые. Посетителям концерта обещалась магия, священнодейство и торжество оккультного авангарда, что, само собой, привлекло немало любителей "нестандартного" блэка. "Немало" в данном случае величина относительная, это следует читать как "более пятидесяти человек". И затравка была хороша: треки в соцсетях, записи на ютубе, все это подогревало любопытство населения, его интерес к финской команде. Потому как музыка действительно необычная и по-своему любопытная.
Сюрпризы начались ещё до выхода музыкантов на сцену. Во время приготовления к выступлению уже стало понятно, что Circle of Ouroborus не собираются выступать в привычном формате: они решили обойтись без ритм-секции, ограничившись дуэтом вокалиста и гитариста вкупе с символическим барабаном на треноге. Что же, ничего из ряда вон выходящего в этом не было. Вполне закономерно, что авангардная команда не будет выступать по устоявшейся схеме, поэтому публика с интересом следила за босоногими музыкантами, готовившими место для волшебства. Известно немало примеров выступлений различных групп, на которых минимальными средствами удавалось добиться потрясающего эффекта. Здесь вспоминаются unplugged-концерты известных команд и разнообразные акты неофолк и дарк-сцены. Поэтому, глядя на поблескивающий в полумраке одинокий барабан и символ Уробороса, висящий на микрофонной стойке, гости с нетерпением и любопытством ждали сотворения чуда и фантастической атмосферы. Люди ждали, что вот-вот в зал проникнет магия, с неба сойдут языки пламени, в воздухе разольется сладчайший фимиам, и разом раскроются все мыслимые чакры. И вот, действо началось...
Но, к сожалению, вместо ожидаемой колдовской атмосферы в воздухе начало витать неприятное ощущение "не верю" прямиком от Станиславского. Гитара немилосердно жужжит, издавая монотонные аккорды, вокалист нараспев читает стихи, изредка постукивая в барабан, надо всем этим сгущается мгла, звук заполняет эфир и прожигает барабанные перепонки. Но "не верю", не верю, и все тут. Надо сказать, у многих на лицах уже ко второй песне начало читаться недоумение. Публика, подтянувшаяся было к началу выступления Circle of Ouroborus, постепенно начала редеть и растворяться во мраке ночи, но, подозреваю, отнюдь не благодаря мистическому воздействию игры музыкантов.
Можете меня ругать, называть маргиналом, филистером и филистимлянином, но я не почувствовал ожидаемой магии не на грамм. Я чувствовал себя как Наташа Ростова в театре, когда она смотрела на сцену, на всяческие эскапады и страсти актеров, и не могла взять в толк, что вообще происходит, и почему всех так прет. Но, поверьте, я в такой музыке не совсем профан и могу почувствовать, что атмосфера либо есть, либо её нет. Впрочем, в сети можно встретить и восторженные отзывы об этом выступлении. Пускай. Если это искренний восторг, а не желание показать себя умнее других, ища во всем Скрытый Смысл, или того хуже — банально оправдать трату денег на билет, то пусть так и будет; я готов буду признать себя тугоухим индивидом, недоразвитым духовно... Если кто-то получил от этого удовольствие, это уже все оправдывает. Ведь сколько людей, столько и мнений, кому-то, глядишь, и Metal Machine Music Лу Рида нравится, Лула пресловутая или творчество Егорушки Летова, с манерой которого, кстати, оное выступление финнов частенько сравнивают. Бог и время всем нам судья.
Впрочем, даже невзирая на разочарование от хедлайнера, нельзя сказать, что концерт прошёл плохо. Первые три команды показали очень высокий уровень, создали качественную, осязаемую атмосферу и действительно скрасили вечер. Подводя моральный итог недавнего мини-фестиваля, можно сказать, что мы в очередной раз убедились в том, что порой сокровища можно найти вовсе не там, где больше всего ожидаешь.
Благодарим концертное агентство Ritual booking за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).