Есть мнение, что многим группам, которые, скажем так, слегка запутались в дебрях своего творчества, помогают перемены. Состава или обстановки. В случае музыкальных групп примерами подобных коллизий может служить кардинальное изменение стиля, как в случае, например, In Flames или Anathema. Нравятся ли большинству подобные перемены, это уже вопрос другой, но факт остается фактом: группы именно после смены стиля вышли на новый уровень популярности, подняли планку своих амбиций, пусть даже ценой потери некоторой части фэнов, которые были с ними с самого начала. Есть и другой способ. У группы Cradle Of Filth ситуация несколько иная. Это явление на мировой сцене и группой-то нельзя было назвать. Это собрание музыкантов вокруг маленькой, худой, но удивительно харизматичной фигуры Дани Филта. Однако даже харизмы фронтмэна, начитанности и, как следствие, манеры писать мудреные тексты на шекспировском языке, в какой-то момент стало не хватать его детищу для регулярного выпуска запоминающихся альбомов. Да, они, примерно после Nymphetamine, по-прежнему отчаянно вцеплялись в слушателя качеством записи и уникальной манерой пения Дани, но в силу своей заурядности и, напротив, в силу отсутствия какой-либо энергетики, совершенно не откладывались в голове. Ну вот назовите мне с ходу хотя бы три песни с альбома Darkly, Darkly, Venus Aversa? Никак без подсказок? Вот и я не назову. Видимо, и сам Дани почувствовал неладное, и, надо отдать должное, наилучшим способом исправил ситуацию. А именно, разогнал к чертям собачьим почти весь состав, и набрал абсолютно новую команду, в основу которой встали бритоголовые чешские легионеры, Мартус и Ашок, соотественно, барабаны и соло-гитара, а также относительно молодые британцы за ритм- и бас-гитарами. Результат не заставил себя долго ждать: когда состав полностью укомплектовался, и его прекрасной частью стала клавишница Линдси, Cradle Of Filth в прошлом году выдали, без преувеличения, лучший альбом со времен Midian – Hammer Of The Witches.
Вообще-то в России и Беларуси они в этот раз катались в компании группы совершенно иного стиля – Xandria. Было бы неплохо, и в первую очередь, удобно увидеть их на одной сцене в один день, однако по каким-то причинам Москва и Питер, в отличие от остальных городов, были лишены такого удовольствия. Будьте любезны, заплатите за каждую группу по отдельности. Ок, но идти отдельно на новую, почти не знакомую Xandria, да ещё и после двух посещенных концертов с оригинальной вокалисткой, уже не хотелось. Эта группа для меня закончилась по совершенно личным причинам с уходом Лизы, и вряд ли способна была чем-то удивить. А вот новых Cradle Of Filth мне, к огромному удовольствию, довелось увидеть ещё прошлым летом в Германии, уже после выхода Hammer Of The Witches. Вывод был просто: идти ещё раз надо. Однако недостатком их выступления на Wacken, помимо ужасного звука, был ещё и тот факт, что с нового альбома они в той части тура играли только одну песню – Right Wing Of The Garden Triptych. В этот раз всё было совсем иначе, и изменения были только в лучшую сторону. Хотя стоп, один косяк всё же был. После впечатляющего шоу как-то совсем забылся тот факт, что группа вышла на сцену с более чем часовым опозданием. И это не было вызвано долгой и тщательной настройкой звука, как в недавней истории с Аббатом, например. Нет, уже к моменту запуска людей в клуб сцена была готова: декорации развешаны, чуть правее центра стояла барабанная установка, кстати, закрытая редкой для наших краёв инновационной пластиковой звукоизолирующей стеной. И лишь сам её (установки) властелин Мартус взволнованно бегал туда-сюда по клубу, решая какие-то вопросы с организаторами и даже с некоторыми зрителями. Невысокий бритоголовый дьяволенок сновал из угла в угол, что-то на ходу сообщая людям, с которыми он пересекался, и на редкие просьбы об автографе говорил, что времени нет, и ему ещё предстоит гримироваться. Однако заявленное время начала концерта уже подошло, а чех всё шастал по клубу ненакрашенный. Причем он делал это настолько шустро и внезапно, что мне так и не удалось, вспомнив несколько знакомых фраз на чешском, ввернуть их в диалог с барабанщиком. Время шло, толпа всё уплотнялась, и если поначалу стоять в нескольких метрах от сцены можно было с изрядной долей комфорта, то после 8 вечера это уже не выглядело хорошей идеей. Причем вперёд зачастую ломились двухметровые бугаи, которым, в общем-то, вовсе не обязательно лезть в первые ряды сквозь незаметные для них тела более низкорослых людей, чтобы разглядеть то, что ещё даже не началось. Однако и возражать им решались немногие. Томительность ожидания могло бы скрасить простое и короткое обращение организаторов со сцены. Ну казалось бы, что может быть проще: просто выйдите и скажите «не волнуйтесь, всё ок, но начало концерта откладывается на полчаса/час». Даже не надо говорить банальную фразу «по техническим причинам», никому эти причины не интересны, но люди хотя бы всё поняли и частично разбрелись бы на время. Но нет, ничего такого не произошло, и народ был вынужден больше часа тупо стоять и гадать, что происходит. И вот, наконец, примерно в 20:40, заиграло вступление, и всё началось, и мгновенно забылись грустные настроения публики, которая уже начала было посвистывать, устав от долгой и необъяснимой задержки. Крэдлы вышли под овации зала, к тому моменту уже прилично заполненного, несмотря на время года и выходной день. Размалёванные музыканты моментально завладели вниманием публики, и без лишних разговоров начали с классической Heavens Torn Asunder. Наконец-то из сета, по крайней мере, из его стартовой позиции, убрана горячо любимая мной, но совершенно не приспособленная для концертов Chtulhu Dawn. Речетатив этой песни, за которым сам Дани зачастую не поспевал, несколько раз уже портил впечатление от живого исполнения, а неизменные изъяны со звуком в начале концерта, когда звукорежиссёры ещё не до конца всё настроили, лишь добавляли минусов в раздел впечатлений. На этот раз всё было куда лучше. Heavens Torn Asunder – гораздо менее быстрая и менее агрессивная композиция, она больше мистического характера, и для начала сета подошла на удивление хорошо. Тем более, начать с неё был повод, так как скоро выходит переиздание классического альбома Dusk…And Her Embrace, которое было бодро анонсировано на официальных каналах группы. Далее последовала ещё одна старая песня – Cruelty Brought Thee Orchids с не менее классического релиза 1998-го года. Собственно, для меня с этой обложки голой леди в кровавой ванночке и началось в молодые годы знакомство с британцами. В день концерта я ещё не знал, что и этот альбом нынешним летом будет переиздан с какими-то, ранее неведомыми публике песнями. И в день, когда я писал этот репортаж, уже стало понятно, почему начало московского концерта было именно таким.
Стоя в первых рядах пару песен, пока это не стало невыносимым, успел приглядеться к музыкантам. С Дани всё понятно, как всегда, в каких-то лохмотьях, с замысловатым гримом на вечно молодом лице, неизменной манерой пения и прыжками на месте, будто во время школьной зарядки. Линдси наконец-то сняла свои нелепые рога, и в качестве головного убора на ней был красивый чёрный кокошник, от которого она тоже, впрочем, довольно быстро избавилась. Девушка за последние годы заметно постройнела, что не замедлило положительным образом сказаться на её эффектном имидже в коротком черном платье. Видно, что довольна собой и сама Линдси, несколько раз выходившая в центр сцены на поклон зрителям. Барабанщик Мартус был скрыт от большинства глаз установкой и той самой звукоизолирующей стеной, но я давно в курсе его агрессивной манеры игры и богатой мимики: на Wacken операторы это быстро заметили, и нередко показывали чеха крупным планом. Дани тогда в перерыве между песнями сказал примерно следующее: «Наш барабанщик Мартин в последнее время играет, как Зверь, его жена вот-вот должна подарить ему ребёнка, и это его очень вдохновляет». Видимо, вдохновение до сих пор не покинуло Мартина, и он был одним из лучших на сцене. Так что, мы с вами увидели ещё одно подтверждение того, что счастье – это дети. Но приз зрительских симпатий получил, пожалуй, самый неизвестный и молодой участник группы, гитарист Ричард Шоу. Он настолько натурально и временами даже смешно изображал всяких зомби и прочую нечисть, что приходилось следить за ним больше, чем за остальными, чтобы не пропустить ничего интересного. Он то замирал с безжизненным выражением лица, то начинал в бешеном темпе трясти головой, пару раз спускался со сцены к зрителям, в общем, жёг по полной, как говорится. При этом Рич всё вышеперечисленное делал с такой легкостью и беззаботностью, что не удивлюсь, если по каким-нибудь рейтингам и опросам он в Британии сейчас и вовсе лучший гитарист. Настоящий шоумен.
Сет в этот раз вряд ли мог вызвать серьезные претензии у кого-либо. Тут и классики было достаточно, вроде Lord Abortion и Malice Through The Looking Glass (которые вернулись в сет после длительного отсутствия), и новые песни в разумном количестве, и с невнятных альбомов, о которых говорилось выше, не играли практически ничего. Не было и той махровой классики с ранних альбомов, которая уже порядком поднадоела, её как раз и заменили песнями, которые не игрались регулярно более 10 лет. Ну в самом деле, смысл ходить на концерты несколько раз, чтобы слушать одни и те же песни? Отмечу, что в этот раз был отлично настроен вокал Линдси, и я получил, наконец, возможность, его услышать вживую. На уже упомянутом шоу на Wacken, к которому я невольно возвращаюсь раз за разом для сравнения, со звуком что-то намудрили, и бэк-вокала, считай, не было вообще. В этот раз было всё прекрасно, за что отдельное спасибо бригаде звукорежиссёров. Не прошло и часа, как исполнив песню с провокационным названием Gilded Cunt, группа удалилась. Но только для того, что немного перевести дух, за кулисами надеть на Дани чучело осьминога, очень смешное, и обрушить на достаточно бодрую в этот вечер публику новую порцию хитов. В первую очередь великолепная новая песня Yours Immortally, быстрая, агрессивная и запоминающаяся. Не удивлюсь, если она на долгие годы займёт прочное место в сет-листе группы, заменив ту же Chtulhu Dawn. Отменный трек, который задает тон всему великолепному альбому. Вслед за ней пришёл через девчонок залезать на плечи своим парням, потому что Филт объявил Nymphetamine. Красивая медленная песня, в которой публика получила отличную возможность подпевать в припеве, но почему-то сделала это очень вяло, видимо, от волнения. Девушки в зале, получившие возможность покрасоваться, остались довольны. Окончательно Cradle Of Filth добили зал исполнением обязательной программы – Her Ghost in the Fog и From the Cradle to Enslave. Первая была исполнена отлично, а вот во второй классике были косяки: Дани половину слов то ли не забыл, то ли рассчитывал, что все будут хором петь, но в целом было немало помарок тут, и это заметно, если переслушать песню на Youtube. Но несмотря ни на что, группу проводили овацией, и многие фэны потянулись было к выходу. Но сразу после ухода группы со сцены заиграло одно из стареньких интро Крэдлов – Creatures That Kissed in Cold Mirrors, мрачный, холодный инструментал, который вполне мог бы стать финалом, но нет. Группа вернулась и исполнила на бис ещё одну песню – Born in a Burial Gown, после чего уже британцы и чехи покинули сцену окончательно. Любопытный факт: в сетлистах из других городов в этой части концерта значилась ещё одна песня, The Principle of Evil Made Flesh, но в Москве её по непонятным причинам так и не сыграли. То странное чувство, когда Москве достаётся меньше, чем другим городам. Но, смею заверить, судя по довольным лицам окружающих, выступление Cradle Of Filth в этот раз порадовало многих, и люди расходились по домам, посетив один из лучших концертов нынешнего сезона.
Сетлист:
01. Humana Inspired to Nightmare (Intro)
02. Heaven Torn Asunder
03. Cruelty Brought Thee Orchids
04. Blackest Magick in Practice
05. Lord Abortion
06. Right Wing of the Garden Triptych
07. Malice Through the Looking Glass
08. Lilith Immaculate
09. Gilded Cunt
Encore:
10. Walpurgis Eve (Intro)
11. Yours Immortally…
12. Nymphetamine (Fix)
13. Her Ghost in the Fog
14. From the Cradle to Enslave
Encore 2:
15. Creatures That Kissed in Cold Mirrors (Intro)
16. Born in a Burial Gown
Выражаем благодарность JC Sound за предоставленные аккредитации.
Antireligios
E_X_I_L_E
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).