Финские меланхолики Swallow the Sun не сказать, что упускают Россию из своего концертного графика, но и частыми гостями их тоже назвать никак не получится. А вот сольного выступления у них до сих пор не было: первое появление случилось в городе Пушкин на летнем фестивале Rock Palace, который ныне является частью забытой истории, а второй раз Swallow the Sun заезжали в обе столицы как хэдлайнеры местных думовых сборищ с соответствующими названиями — Moscow Doom Festival и Petrodoom. И вот, наконец, целых восемь лет спустя — полноценный концерт-презентация свежей пластинки Songs From The North, масштабного трёхчастного творения, выполненного в совершенно разных жанрах. К сожалению, буквально за пару дней трагичная новость придала ещё больше минора и без того печальной музыке группы: из жизни ушла бэк-вокалистка, оформитель альбомов и фотограф Алия, жена основателя группы Юхи Райвио. По понятным причинам он остался в Финляндии, а вместо него на помощь музыкантам пришёл участник The Man Eating Tree и Poisonblack Янне Маркус, взявший на себя обязанности второго гитариста вместо скорбящего Юхи.
Открывали концерт красноярцы Deafknife, однако, по их поводу сказать нечего — единственное, что удалось услышать после входа в клуб это обращение к залу: «А последнюю песню мы не сыграем, потому что время закончилось». Впрочем, после опроса свидетелей более расторопных и успевших дойти до клуба после рабочего дня к появлению на сцене отечественной поддержки, оказалось, что группа была очень даже недурна и смотрелась на сцене вполне приятно, сумев впечатлить присутствующих. До появления Swallow the Sun оставалось минут пятнадцать-двадцать и их можно было потратить на воспоминания о прошлых выступлениях группы и поделиться со знакомыми ожиданиями от этого. Собственно, стоит немного затронуть их и здесь: дело в том, что так уж вышло, что оба раза видеть Swallow the Sun приходилось не в пределах Петербурга, да ещё и уходить прямо в разгаре шоу. Сперва в Пушкине, когда пришлось убегать с целью успеть на электричку до нашего северного городка, а затем в Москве, когда после фантастических Esoteric и Worship, чьи сеты намертво врезались в извилины, произошла какая-то накладка, финны опоздали, вышли едва ли не около полуночи, а в перспективе снова маячила цель добраться до Санкт-Петербурга, но на этот раз привязка ко времени отбытия локомотива была куда более жёсткой. Память об этом опыте восьмилетней давности оказалась не особенно приятной, да и последний альбом группы, как и пара его предшественников, не вызвал восторга, так что само мероприятие в принципе хотелось посетить скорее для галочки, нежели для удовольствия. Если раскрывать все карты, то придётся даже признаться в том, что первоначально вынашивался план повторить традицию и не дослушать до конца, пусть даже в этот раз в этом не были повинны никакие дорожные хлопоты.
На самом деле, самые впечатляющие концерты вовсе не те, что ждёшь долго и страстно, отсчитывая дни на календаре и ежечасно любуясь заранее приобретённым билетом, грезя о предстоящем восторге. Куда круче, когда несколько человек на сцене вдребезги разбивают возведённую заранее стену из предвзятости, приковывая к себе всё внимания и заставляя совершенно позабыть о том, как ещё десять минут тянул у гардероба фразу вроде: «Да ну, чего тут ловить, они же унылые и до конца точно не останусь». Когда разочарование от заранее подсмотренного сет-листа из-за отсутствия тех песен, которые хоть как-то находят отклик в душе из всего творчества сменяется восторгом от того, что изначально воспринимаемые как проигрышные и скучные вещи пробираются внутрь организма и активно щекочут те области мозга, что отвечают за восторг. И именно таким стал концерт двадцатого апреля, когда Swallow the Sun взяли и буквально с первых минут после выхода заранее застолбили себе почётное место в списке «лучшие в прошедшем году», до составления которого ещё полно времени.
Впечатляло всё: шикарный звук, чистый, читаемый, одновременно передающий тяжесть музыки и не заставляющий горевать о забытых дома берушах. Увы, неясно, кто был этот маг за звукорежиссёрским пультом, кто-то из местных шаманов или привезённый финский кудесник, но факт остаётся следующим — звук был одним из самых круто отстроенных за последнее время, даже при том, что все недавние концерты могли похвастать высшим качеством этого компонента. Под стать был и свет, который ясно давал понять, что или группа тщательно подходит к оформлению своих шоу, или просто волей случая среди местных техников нашёлся гений, который нутром ощущает музыку и визуализирует её средствами клубного освещения. Впрочем, в совпадения верится с трудом и версия о талантливой команде группы более правдоподобна. Даже жаль, что подобные случаи нельзя зафиксировать навечно, чтобы потом было во что тыкать лицом тех, кто при аналогичных условиях не самого шикарного концертного зала (не говоря уж о лучшем оснащении на иных площадках!) не повторяет подвиг этих беззвестных героев, превращая выступления порой самых уважаемых групп в отвратительную кашу из хренового звука и красного непроницаемого света.
Но вся безупречность технического исполнения меркнет перед тем, как группа выглядела на сцене. Ведь на первый взгляд их жанр явно не тот, где можно ожидать крутого экшена. Дум — достаточно интровертная музыка, так что стой Swallow the Sun столбом и зевай в микрофон о своей печальке никто бы не осудил, однако, и здесь пришлось удивляться. Да, Котамяки выглядит примерно так же, каким и запомнился в прошлые разы: майка-алкоголичка, дурацкая шапочка на голове. Разве что жиденькую козлиную бородку с лица вытеснила суровая и мужественная волосистая куща. Однако, он уже не воспринимался как эпигон Вилле Валло, как то было прежде. Из всей группы он был самым сдержанным, но буквально ощущалось, что он проживает те эмоции, о которых то рычит, то поёт своим приятным баритоном. С не меньшей самоотдачей играли и остальные музыканты, почти все, как один, побрившиеся наголо, среди которых единственными волосатыми «белыми» воронами смотрелись сессионщик Янне и недавнее приобретение группы — барабанщик Юусо. Музыка буквально материализовывалась на сцене и ощущалась как вполне осязаемый объект, как и энергия, которая хлестала в зал. То, что на студийном варианте Songs From The North, воспринималось как что-то унылое, сонное и невыразительное, живьём преобразилось в проникновенные гимны северной тоске.
И отдельно, разумеется, стоит сказать о самом тонком и трогательном моменте концерта. Пришло время для акустической программы и пришедшие поклонники достали заранее заготовленные портреты Алии в распечатанном виде, а кто-то использовал с той же целью экран смартфона. И когда среди печальных гитарных переборов с записи зазвучали её партии, честное слово, с трудом удалось удержаться от того, чтобы не прослезиться. Этот скорбный и одновременно светлый момент стал кульминацией, после которой Микко волнующимся голосом поблагодарил всех присутствующих за память и почтение к этой печальной главе в истории группы. Казалось бы, что на этом вообще можно завершать выступление, потому что ничего сильнее и пронзительней уже вряд ли случится, однако, даже в самые тяжёлые времена должна оставаться надежда. О ней и была одна из завершающих композиций — «Hope». И хотя лирика песни повествует скорее об отсутствии этого чувства, на самом деле, прозвучала она на удивление жизнеутверждающе и позитивно настолько, насколько это в принципе возможно в текущих обстоятельствах и стилистических рамках.
Финал концерта со «Swallow» в пике и выходом группы на поклон пришлось встречать, слившись с остальными в бурных рукоплесканиях. И мыслях о том, как великолепен был этот час с небольшим, за время которого группа успела продемонстрировать все стороны своего творчества — и угрюмый фьюнерал, и мягкую акустическую грусть, и практически дэтовые боевики, и приятный «девочковый почти готик». Всё это было гармонично, впечатляюще и совсем неожиданно. Ведь тогда, когда по плану Элвису пора было покидать здание, взор и слух были прикованы к сцене и оторваться не получалось. А уж с осознанием того, что группа приехала, несмотря на траур и нашла в себе силы выступить, лишённая своего вдохновителя и мастермайнда, к этому нежданному восторгу добавляется ещё и искреннее уважение.
Сет-лист:
1. 10 Silver Bullets
2. Rooms and Shadows
3. Hate, Lead the Way!
4. Cathedral Walls
5. Silence of the Womb
6. New Moon
7. Lost & Catatonic
8. Abandoned By The Light
Acoustic:
9. Pray for the Winds to Come
10. Songs From the North
Encore:
11. Hope
12. Swallow (Horror Pt. 1)
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
GodZillO
MAX DE SADE
Arseniy
Jok3r
Arseniy
Это была бэк-вокалистка группы и девушка её основателя. Который как раз из-за её смерти не приехал и за него играл замещающий гитарист. Портреты подняли на песнях, в которых с минуса звучал её вокал.
petrovvodkin
Arseniy
bjorn667
А, вспомнил про Pray For The Winds To Come, там её бэки были.
А по поводу концерта, прошёл по-домашнему уютно и тепло. Душевные ребята
Reptilian
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).