Организаторы ежегодного фестиваля тёмной электронной музыки Synthetic Snow регулярно экспериментируют с форматом мероприятия. Три года назад фестиваль продлили на два дня, объединив выступления сразу нескольких знаковых групп: De/Vision, Covenant, In Strict Confidence и других. Год назад хэдлайнером выбрали российскую группу The Matrixx и попробовали параллельное выступление коллективов в двух залах. Если первое решение показалось, мягко говоря, сомнительным, то второе, можно назвать удачным. Всё-таки при такой разношёрстности исполнителей всегда приятно иметь возможность слушать группу того направления, которое больше нравится. Ну и для организаторов это очевидный плюс — придёт больше поклонников разных команд. Как результат, формат двух концертных площадок был взят за основу следующего фестиваля.
Synthetic Snow 2015 года — это постоянная беготня от одной сцены к другой. Если с большим залом клуба «Театр» посетители московских концертов хорошо знакомы, то наличие малого где-то неподалёку от туалетов для многих стало открытием. Выглядит он как подвальный банкетный зал какого-то провинциального ДК: маленькое помещение без окон, низкий полоток, узенькая сцена и серьёзные деревянные столы по периметру. Решение запихнуть в этот закуток западные коллективы кажется сомнительным, одно хорошо — звук там оказался на удивление качественным.
Первым зарубежным коллективом, ступившим на сцену «Театра», стал дуэт Nina. Кто это такие до анонса мероприятия в нашей стране практически никто не знал. В том числе Google. Поэтому было интересно понять, почему именно этого исполнителя организаторы Synthetic Snow решили поставить на разогрев. Вопрос этот так и остался открытым. На фоне ванильного логотипа и светящихся гирлянд не сцену вышла девушка обычной внешности и молодой перкуссонист в качестве поддержки. В карнавальных масках. Больше они ничем не удивили. Вся музыка Nina — традиционный поп под синтезатор с непримечательным женским вокалом и парой запоминающихся композиций. Подобного уровня электронику можно услышать в вечернем кафе на каком-нибудь летнем курорте — простенько, со вкусом, но не более. Однозначно, кому-то этот незатейливый электропоп пришёлся по душе. Другая же часть аудитории, предпочитающая музыку посерьёзнее, отправилась в малый зал, где начала своё выступление датская группа Private Pact.
Private Pact можно назвать главным открытием вечера — о них мало кто знал, но многих они приятно удивили. Если в записи датчане звучат как довольно традиционный атмосферный готик-рок, то концертное выступление было больше похоже на злой и депрессивные пост-панк в духе Joy Division: вгоняющие в транс ритмичные композиции, грубый мужской вокал, глухой ритм, мрачные и изобретательные тексты, облик пролетарских инженеров — растрёпанные волосы, заправленные в чёрные штаны рубашки, усталый и помятый вид. Дух индустриального андеграунда чувствовался во всем. Способствовала ему особенная атмосфера малого зала со своей духотой, теснотой и бедным освещением. В результате этого неожиданного сочетания оторваться от просушивания группы было невозможно — настолько выдержанным и эффектным получилось выступление.
Пока Private Pact завершали своё выступление, на главную сцену вышел дуэт Solar Fake. На электронный проект Свена Фридриха, вокалиста Zeraphine и культовых Dreadful Shadows, зал набился битком, и сложилось впечатление, что именно на него пришла чуть ли не половина публики. По оглушительный женский визг на сцену вышел Свен Фридрих и его партнёр по Dreadful Shadows Андре Феллер, и под мощный танцевальный ритм началось выступление. Стоит сразу сказать, что второй московский концерт Solar Fake мало чем отличался от первого, кроме наличия композиций с новых альбомов. Узнаваемый вокал Свена, много фонограммы, мало работы с залом. На исполнительском уровне Solar Fake снова смотрелись слабо — всё-таки Свен довольно посредственный концертный певец, и его профессионализм проявляется только на немногочисленных агрессивных номерах, где нужно эффектно кричать: например, на Parasites или завершающей My Spaces. Единственный плюс — в основу выступления легли по большей части танцевальные бодрые номера — и, если не вслушиваться в незатейливую депрессивную лирику, могут неслабо расшевелить зал. Что-что, а ритмы у Solar Fake отличные.
После Solar Fake на сцену вышел самый агрессивный исполнитель вечера—Faderhead. Гамбургский герой альтернативных танцполов Сами решил не экспериментировать, а просто привез программу, состоящую из лучших хитов за весь период творчества, прямо заявив, что на фестивалях нет времени для болтовни и раскачки. Dirtygrrrls/Dirtybois, Electrosluts Extraordinaire, The Way To Fuck God, Dancers, Swedish (в нашем случае Russian) Models and Cocaine, Zig Zag Machinery, Fistful Of Fuck You, Destroy Improve Rebuild, Stand Up, TZDV — только проверенные немецкими чартами боевики. Важное достоинство живых выступлений Faderhead заключается в искренности и открытости простого парня Сами (на досуге почитайте его «телеги за жизнь» на Facebook-странице проекта). Он отлично уметь работать залом: напоминает, что экране крутятся тексты песен, чтобы все могли подпевать, отслеживают реакцию аудитории, а в паузках между композициями подрабатывает стэнд-ап комиком. То перед Fistful Of Fuck You расскажет, как качал мышцу, чтобы соответствовать своему виртуальному образу, а в конце концерта, допив бутылку водки заявит, что выступление кончается не потому что времени отведено мало, а потому что стеклотара опустела.
Пока Faderhead зажигал большой зал, в малом на сцену вышел итальянский дуэт Babylonia, переживший трансформацию после трагической гибели одного из участников. Несмотря на грустный подтекст нового альбома, именно выступление Babylonia можно назвать самым позитивным, профессиональным и артистичным моментом вечера — но не имеющим ничего общего с тёмной сценой. Макс Гуинта предстал перед публикой невероятно талантливым классическим вокалистом. Он харизматчен, умеет двигаться на сцене не хуже Штеффена из De/Vision, прислушивается к просьбам аудитории, постоянно улыбается и поражает профессиональными вокальными способностями, сочетая гаммы разных эмоций. Результат — выступление Babylonia стало самым многогранным: сложные и медленные артистичные композиции перемешивались с танцевальными хитами, грусть с энергией, танцы с меланхолией. Закончилось выступление Babylonia тремя главными хитами — I Breath, By My Side, Myself Into Myself. Оторваться от выступления итальянцев было настолько сложно, что многие пропустили выход на большую сцену хэдлайнера фестиваля.
In Strict Confidence нельзя назвать редким гостем столицы, но выступление на Synthetic Snow можно назвать особенным. В этот раз Деннис Остерманн приехал в Москву без готических одежд, живых инструментов и девушек в латексе. Два музыканта, футболка, шапка и специальная программа, состоящая из ранних электро-индастриальных записей, в которых нет почти ничего от готик-рокового звучания последних альбомов. Никаких цитирований Пушкина и песен в жанре фэнтези. Только энергичный бит, без соплей и атмосферных отступлений. Разумеется, большая часть публики с этой частью творчества In Strict Confidence оказалась незнакома, но, несмотря на возникшую некую скованность аудитории, выступление удалось. Деннис Остерманн в очередной раз смог создать неповторимую мрачную атмосферу, а звукоинженеры сделали максимум, чтобы она окутала зал. Ранний In Strict Confidence звучал очень мощно и мрачно, а отличные видеоинсталляции усиливали эффект погружения. Публика бурно среагировала, пожалуй, только пару раз — когда на экране появились кадры знаменитого клипа Heal Me и когда зазвучал хит Kiss Your Shadow. Да и те были исполнены не столько в лиричном ключе, сколько в агрессивном. В общем, необычная программа для любителей бодрого электро-индастриала и самых преданных поклонников In Strict Confidence.
Подводя итог, хочется отметить главный тренд Synthetic Snow — больше групп, меньше музыкантов. Nina, Solar Fake, In Strict Confidence, Faderhead, Babylonia — почти все исполнители вышли на сцену как дуэты: харизматичный известный лидер и клавишник на поддержке фонограммы. Минимум живого звука. Даже Faderhead, концерты которого обычного походят на бодрые рэп-фестивали с какими-то странным ребятами по сцене, ограничился одним помощником. И тут нужно решать что важнее: количество исполнителей или качество исполнения. Отсутствие живых ударных и гитар — однозначный минус. Но, с другой стороны, существуют ли другие форматы, в которых к нам смогут доехать не собирающие полные московские залы Faderhead или Babylonia?
Выражаем благодарность Russian Synth Community за предоставленные аккредитации.
Текст: Александр Киселев
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).