Да после такого 21-е сентября впору признавать днём Норвегии в Петербурге. Первый приезд в Россию двух совершенно нетривиальных групп, у каждой из которых – особое неповторимое лицо и, к счастью, немного поклонников. Это обстоятельство делает их творчество, как бы это сказать лучше? Не «для избранных», конечно, это слишком пафосно. Скорее, для узкого круга любителей тяжелой музыки. Для очень узкого. А уж тот факт, что они выступают в один день на одной сцене, не давал повода усомниться в том, что надо бросать все дела и брать билет до Питера. Забегая вперед, отмечу, что я был далеко не единственным, кто рассудил так же: едва ли не половина из всех, пришедших на концерт, прибыли из Москвы. Это, бесспорно, плюс организаторам: привезти группы, на которые едут люди из Москвы в Петербург. Но тот факт, что «едва ли не половина из всех» - это пара десятков человек – минус организаторам. Местные парни позже рассказывали, что и пиар был слабоват, и выбор клуба не совсем понятен. Мол, огромная арена для «больших» концертов была тут не к месту, да и добираться не совсем удобно. То ли дело «Арктика», где накануне выступали при солидной посещаемости Saturnus. Тоже, кстати, далеко не мейнстрим. Ну, в общем, к началу выступления Vulture Industries в зале было человек 10. От стыда сгорела даже машина, припаркованная у входа в клуб. Причем сгорела в прямом смысле слова – возле нее разве что не фотографировались. О чем тут говорить, если было слышно гулкое зловещее эхом из гримерки. Это распевался вокалист Бьорнар. Фоновая музыка, кстати, отсутствовала. Бар пугал своей пустотой и отсутствием очередей. Секьюрити ушли ужинать. Редкие присутствующие озирались по сторонам. В этой зловещей тишине было заметно, да и слышно по диалогам: люди слабо представляли, что за группа выступит через несколько минут. А ведь Vulture Industries были ещё и в не самом лучшем положении – тур в поддержку нового альбома уже начался, а сам альбом The Tower, по сути, никто ещё не слышал. Ну, конечно, не считая тех великолепных треков, которые были выложены лейблом в Интернет для затравки. Мрачные, долгоиграющие зарисовки с текстами про некую таинственную мистическую башню уже успели привлечь внимание и получить достойные оценки от всех заинтересованных в их творчестве. Наверняка это будет их лучший альбом, казалось тогда. Оставалось только услышать, как они живьем. Редкий случай: музыканты появились на сцене перед ничтожной по численности аудиторией в полной тишине. Никакого интро, традиционного, казалось бы, для всех групп тяжелой направленности. Судя по лицам музыкантов, они были несколько расстроены увиденным в зале «аншлагом». И лишь одинокий возглас «Just play for us» немного снял напряжение. И понеслось. Казалось, что норвежцы играли персонально для того парня, который поддержал их, нарушив гнетущую тишину. Vulture начали с новой песни, которая постепенно плавно перетекла в The Tower с одноименного альбома. Это было просто потрясающе, начиная с чистейшего звука, который вывели им звукорежиссёры, и заканчивая шоу в исполнении вокалиста. Бьорн не просто пел. Это нельзя назвать пением. Он ревел, кричал, хрипел, декларировал, рыдал, молился, общался, изрыгал, извергал, и ещё много чего. Надо тут добавить, что все это он делал на фоне бесконечных перемещений по сцене, выдавая настоящие мини-спектакли в каждой песне. Ну, для сравнения, пожалуй, вспомню вокалиста Die Apokalyptischen Reiter. Представьте себе Фухса с небольшим количеством волос на голове, и с более выразительной мимикой. Да вообще он один из самых сильных и харизматичных фронтменов из всех, что мне доводилось видеть. Это вовсе не эмоции от понравившегося концерта, нет: репортаж в силу обстоятельств написан спустя почти три недели после выступления. Я абсолютно уверен в своем мнении, потому как к сложным многообразным партиям вокала претензий вообще не было. Он просто не лажал. При этом, повторюсь, в каждой песне выдумывал что-то, что заставляло опоздавших подтягиваться ближе к сцене, а тех, кто смотрел все с начала – на время забыть о Leprous, которые в это время спокойно готовились в своей гримерке. Многочисленные инструментальные проигрыши превращались в театр одного актера. В ходе одной из песен он куда-то пропал, а потом обнаружился позади зрителей на танцполе, выписывающим причудливые зигзаги. В другом случае он спрыгнул со сцены в зону безопасности, и пел перед фанатами на расстоянии вытянутой руки, а некоторые строки своих песен исполнял, буквально нападая на людей, своими гримасами вынуждая их чуть ли не шарахаться в сторону. Все это выглядело настолько нетривиально и «к месту», что не могло не вызвать у собравшихся хотя и сдержанной, но все же радости. Хотя, писали в прессе, что в этом году VI часть шоу проведут в формате некоего театрализованного представления с большим количеством реквизита и предметов, которые обычно на концертах не используются. Видимо, все это добро оставили на территории ЕС. Тем не менее, группу и без того хорошо приняли, поддерживали хлопками и «хэями», когда это было нужно, хотя текстов никто и не знал. Между тем, новые песни чередовались с треками альбомов 2007 и 2010-го годов. Все их, кстати, можно было приобрести недалеко от сцены: обе группы привезли родной мерч, включая новые CD и винилы, а также довольно большой выбор футболок. Всем этим добром торговала англоязычная девушка-норвежка, но особых проблем с общением не было. Всё-таки люди, слушающие тяжелую музыку, способны в большинстве своем сносно изъясняться на примитивном английском, и это хорошо.
Но даже все хорошее когда-то заканчивается, и вот, Vulture Industries объявили заключительную песню, сообщив, что пришла пора уступить место Leprous. Правда, в этот раз от разогрева совсем не было ощущения, что давно пора освобождать сцену. Да и не воспринимались они как разогрев. Хотелось ещё, например, так и не сыграли Grim Apparitions, одну из лучших песен Vulture. В любом случае, ещё пара лет таких выступлений, и пара столь же крутых альбомов, и будет неизвестно, кто кого разогревать начнет. Ну а пока одни норвежцы под аплодисменты и рукопожатия, ради которых Бьорн в десятый раз спрыгнул со сцены, постепенно скрылись, а на их место спустя несколько минут вышли другие норвежцы – совсем молодые парни с длинными челками. Это и были музыканты Leprous, которые с нордическим спокойствием, совершенно без эмоций настраивали свои инструменты. Leprous – одна из лучших групп на современной сцене. Это настоящие вундеркинды. Они уникальны и пока неповторимы. Единственный вопрос – настолько ли они хороши живьем, как и в записи. Видео европейских концертов и фестов с Youtube давали повод думать, что да, так же хороши. Не случайно сам Исан взял почти всю группу к себе в качестве live-музыкантов. Собственно, вокалист Лепрусов Эйнар Солберг является родным братом Исановой жены. Родственничком, в общем. Так вот и пропихивают своих везде в Европе. А если серьезно, то «Золотой голос Норвегии» обратил на себя внимание ещё в 2006-м году, когда выстрелил на эпическом выступлении Emperor в Ваккене в 2006-м году. Если кто не видел – посмотрите, не пожалеете. Но я всё же вернусь в 2013-й. Год, когда Солберг состриг свои подростковые дреды и оброс щетиной, а заодно записал один из самых крутых альбомов сезона – Coal. Так вот на концерте сложнейшие вокальные партии вроде The Cloak или The Valley звучали так же, как на альбоме. Это просто фантастика. Дело не только в потрясающем вокале самого Эйнара. Но и в том уровне взаимодействия, который показали музыканты во время их хоровых завываний, ставших уже фирменными. Повторюсь, всё, и вокальная, и инструментальная часть, звучало почти идеально, все вылизано, будто на DVD, ну разве что громковато было, из-за чего звук превращался в кашу на быстрых песнях. Хотя, может причина в том, что я стоял в первом ряду у сцены. В общем, после каждой песни аплодировал весь зал. Тут, конечно, сарказм, потому что в огромном зале было максимум 70 человек. Кто-то мог бы обвинить музыкантов в статичности. По сути, всё, что они делали – трясли своими длинными чёлками, а Эйнар в своём стиле ещё и топал ножками. Никаких особых эмоций или общения с залом не было. Но я лично к этому отношусь спокойно. Во-первых, музыкант должен в первую очередь хорошо играть, а не носиться по сцене, бешено тряся головой. Ну и во-вторых, всем с лихвой должно было хватить вокалиста Vulture Industries, который отработал за всех. Поэтому на Leprous большинство просто смотрели. Некоторые, разинув рты. Понятное дело, что упор в сет-листе был на песни с последнего альбома, но не обошлось и без хитов с двух предыдущих дисков. Лишь демо Aeolia обошли вниманием, хотя и там тоже есть достойные песни. Один из редких эпизодов, когда Эйнар что-то сказал зрителям, случился уже после выхода на бис. Люди скандировали White, White, намекая, что хотели бы именно эту песню. Эйнар удивился: «И почему везде хотят услышать на бис именно White?». Ну, трудно сказать. Хотя бы ради гитарного соло в начале или запоминающегося припева. Но нет. Была сыграна великолепная Passing, а завершился сет исполнением хаотичной Waste of Air. Стоит отметить, что на многих песнях, кроме, пожалуй, треков с последнего альбома, Солберг откровенно «берёг» голос. Начало тура, как-никак, и нередко там, где надо было взвизгнуть, он пел спокойным тоном, а где-то обрывал ноту раньше времени. Но в целом, конечно, учитывая его непростые партии, это картину не сильно портило. Это был один из лучших концертов года, вне всяких сомнений. Жалейте те, кто пропустил.
Моя любимая часть репортажей обычно связана с описанием места действия. Московские клубы дают массу поводов для того, чтобы про них написали пару абзацев негатива. Но здесь, в А2, все было достойно. Не считая, конечно, охранников, которые не давали пообщаться с музыкантами, буквально по одному выгоняя людей из зала, объясняя это тем, что «клуб закрывается, и нам хочется домой». Vulture Industries в это время подолгу общались с некоторыми фанатами, фотографировались, и, смотрели на секьюрити с нескрываемым удивлением. Они-то не привыкли к такому отношению. На этой почве уже начали было возникать словесные конфликты, но в итоге все обошлось. Успел выяснить кое-какие детали. В частности, если они когда-то доедут в Москву, то обязательно сыграют Grim Apparitions, а сам Бьорн в жизни совсем не такой сумасшедший, как на сцене. Напротив, немного даже флегматичный. Ну а Leprous так и не вышли к простым смертным. Или когда вышли, никого уже не обнаружили в фойе. Мне бы хотелось отдельно поблагодарить небольшую компанию местных парней и одного москвича, которые помогли добраться до метро, ибо ближайшая к клубу станция закрыта на ремонт.
Ну и, напоследок, поделюсь информацией, которой владею только на уровне слухов. Якобы концерт этот был, по сути, частной вечеринкой. Некий обеспеченный человек при помощи пачки шуршащих купюр попросил организаторов тура сделать небольшой крюк после выступлений на родине и в Швеции, и перед Прибалтикой заскочить на денек в культурную столицу. Оттого не было и Москвы в туре, никак она не вписывалась, оттого и промоушена в Питере почти не было, даже афиши у входа в клуб. Допускаю, что это всё чей-то трёп. Но если всё же правда, то хотелось бы обратиться к этому могущественному дяде: спасибо вам. И, раз уж вы можете такое дело организовать, то может, привезете в Питер ещё парочку норвежцев? Ihsahn того же или In Vain… А может, ради пары концертов удастся уговорить заново собраться The Kovenant или Green Carnation?
Сет-лист:
- Foe
- The Valley
- Chronic
- The Cloak
- Restless
- Dare You
- Thorn
- Forced Entry
- Coal
- Acquired Taste
- Echo
- Contaminate Me
Encore:
- Passing
- Waste of Air
Выражаем благодарность The Motley Concerts за предоставленные аккредитации.
Shredded Cunt
Gastur
drew23
И это в клубе, вмещающем несколько тысяч (А2 по размерам похож на московскую Arena Moscow).
Shredded Cunt
Pandem Light
Blindman
LexMilan
1. Lost Among Liars
2. The Tower
3. The Bolted Door
4. The Hound
5. This Cursed Flesh
6. Blood Don’t Elagabalus
7. A Path of Infamy
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).