Рыцари Тевтонского Ордена Могилокопателей во главе с нестареющим Крисом Болтендалем, вне зависимости от тенденций в моде, изменений состава, от релиза к релизу напролом гонят своих коней через поля и леса heavy metal, пренебрегая поиском альтернативных путей и иных дорог. Если их земляки и коллеги, к примеру, Helloween или Edguy, добавляют в свою музыку современное звучание, а то и вовсе уходят в сторону классического рока, то Grave Digger из года в год стабильно штампует одинаковые альбомы с заезженной до дыр концепцией, с предсказуемыми музыкальными ходами, не способными удивить избалованного сегодняшним разнообразием слушателя. Хотя, от этой группы никто ничего, пожалуй, и не ждет. Да и нужно ли "Диггерам" делать что-то другое? Ведь стилистическая стабильность, наряду с голосом Криса - единственные визитные карточки коллектива на протяжение многих лет, и именно они удерживают группу на плаву. Эксперимент далекого прошлого забыт и прощен, и в наши дни никто не обвинит Grave Digger в измене жанру или коммерческой продажности. Поэтому, если дать незнакомому с творчеством группы человеку послушать целиком дискографию, где поменять местами последний релиз "Clash Of The Gods", например, с вышедшим девять лет назад "Rheingold", - то скорее всего этот слушатель подвоха и не заметит. А поскольку фэн-база у группы остаётся солидной, то остановимся на версии, что стилистическое постоянство для Grave Digger - скорее плюс. А вот постоянство в наличии вереницы локальных разогревающих команд на последних московских концертах не назвать иначе, как минусом.
Те же Helloween возят с собой в качестве суппорта (ну или специальных гостей - как кому удобнее) не менее значимые группы, тем самым обеспечивая мероприятию и лучшую посещаемость, и лояльность поклонников. А вот Grave Digger - группа не менее легендарная, играет всегда при поддержке трёх, а то и четырёх локальных групп. Конечно, сколько людей, столько и мнений, но, допустим, для вечера выходного дня концерт продолжительностью плюс-минус полтора часа - коротковат, особенно если посещение такового является кульминацией вечера. Хороший разогрев в лице одной сильной команды, схожей с хэдлайнерами по стилю, никому не повредит… даже при намерении послушать исключительно хэдлайнеров. И никто не станет спорить: вероятность того, что большая часть гостей концерта отважится на подвиг явиться к заявленным 17.00, в субботу, да ещё и 23 февраля при наличии трёх суппортирующих групп - весьма мизерна. Собственно, так всё и случилось.
Открывала вечер группа Авентайл. Вроде, в клубной тусовке это название встречается не редко, однако для разогрева европейской легенды этот коллектив подготовился совсем неосновательно. Конечно, можно сделать скидку на то, что едва заполненные первые три ряда партера и несколько человек в зале подальше от сцены совсем не стимулируют на "взрывное" выступление, но если группа заявилась на разогрев, то марку держать надо. Как бы критично не относилась публика к разогревающим коллективам - шанс "зацепить" кого-то всё-таки есть, иначе зачем вообще вставать на разогрев? В общем, после очень вялой подачи материала в совокупности с полным отсутствием работы с залом, в голове осталось только то, что Авентайл играет нечто Kreator-о подобное, кавер на песню про Москву ("Лучший город земли") Муслима Магомаева у Браво получилось сыграть гораздо лучше, а трек под названием "Освенцим", со слов вокалиста/гитариста коллектива, обязательно должен передать радостный "привет гостям из солнечной Германии". Хорошо, что самих гостей в клубе на тот момент, скорее всего, не было. Ну а про вечно хреновый звук в КЗ «Москва» было сказано уже неоднократно и много, и этот концерт исключением не стал - пострадал и суппорт, и хэдлайнер.
Чёрный Рассвет, выступавшие следующим номером, как сначала показалось, должны были смотреться куда бодрее. Уже во время настройки вокалист принялся активно общаться с залом, а наличие в группе смычкового инструмента давало надежду на оригинальное и интересное выступление. Но с первых аккордов, стало ясно, что для такой сцены Чёрному Рассвету нужно ещё очень долго и упорно работать. Пусть группа и существует немало, и концертов дала прилично, смотрятся они уж совсем "по-юношески". Поют ребята про Орду, Робин-Гуда и Наполеона, причисляют себя к heavy metal, но их музыка, помноженная на манеру исполнения и тембр вокалиста, ассоциируется скорее со слегка утяжеленной помесью «Сектора Газа» и «Леприконсов». И больше сказать о выступлении Чёрного Рассвета нечего.
Вокруг третей и последней разогревающей группы Amalgama ходит немало противоречивых слухов, однако они были единственными, кто выглядел достойно на одной сцене с Grave Digger, особенно учитывая, что народу прибавилась весьма ощутимо, и греть "Диггеров" Амальгаме приходится не впервой. Более того, в зале присутствовало некоторое количество людей, которым творчество Amalgama было знакомо, и даже находились персонажи в атрибутике коллектива, скандирующие названия песен, что дополнительно придало колорита самому выступлению. Пусть совокупный имидж группы весьма нелеп, но на сцене музыканты и смотрятся уверенно, и применяют свои таланты правильно и по назначению. Играли Amalgama быстро, мелодично, даже хитово. А работа гитариста, очень похожего на помолодевшего Михаеля Вейката, только в шляпе, достойна лишь похвалы. Так что функцию разогрева Amalgama выполнила, и раскачать зал им удалось, но для большинства зрителей заслугой тому были кавер-версии на Manowar и Iron Maiden.
Хочется обратить внимание на весьма быструю и не утомительную перенастройку как разогревающих групп, так и самих "Могилокопателей". Ждать по полчаса между сетами не приходилось, концерт закончился в районе половины одиннадцатого, и нестись сломя голову на последнюю электричку никому не пришлось. Но вернемся к главной теме.
Как оказалось - основная масса народа уже подтянулась в клуб к выступлению Amalgama, так что в итоге клуб заполнился чуть больше чем наполовину. Поэтому, всем желающим посетить гальюн или обновить порцию пива, не пришлось долго простаивать в очередях, даже при столь малом антракте. И вот свет погас, сцену затянули клубы дыма, а из динамиков зазвучало вступление "Charon" с последнего альбома Grave Digger. А это означало, что сами музыканты вот-вот появятся на сцене. Как водится, самым первым своё место занял Стефан Арнольд, потом Йенс Бекер и Аксель Ритт. И самым последним, под бурные овации толпы, появился сам Крис. Сначала показалось, что группа приехала вчетвером, однако, после смены положение в зале, в дальнем углу нашелся и пятый участник - клавишник Ханс Питер Катценбург, появление которого на сцене, из-за выключенного освещения и его тёмного наряда Риппера, осталось незамеченным.
Судя по всему, Grave Digger всё-таки были не в курсе о количестве разогревающих команд, хотя в любом случае начинать концерт среднетемповой композицией - не самое удачное решение. Многие группы и вовсе пренебрегают "открывашками" последних альбомов и заряжают в первую очередь проверенные хиты, гарантированно способные завести толпу. Так что заглавная "Clash of the Gods", несмотря на бурную радость толпы, протекала подобно тягучему мёду с ложки: вроде вот уже она - вкуснятина, но ощутить вкус в полной мере можно только, когда весь мёд перекочует в рот. Поменяй группа местами заглавную песню с последующим скоростным боевиком "Death Angel & the Grave Digger", завязка выступления "Диггеров" была бы более фееричной. Хотя харизмы Крису не занимать, и он в любых ситуациях сумеет завладеть расположением зала, а его детская улыбка не может оставить равнодушным даже самого уставшего слушателя. И уже приевшееся "спасибо" - воспринимается гораздо позитивнее, чем у многих других коллективов, пытающихся говорить со сцены по-русски. Плюс, всегда приятно, когда группа работает с залом и даёт возможность попеть самостоятельно, что Крис и продемонстрировал перед «Ballad of a Hangman». Зал свои глотки не щадил, и сами музыканты были довольны. Кстати, о музыкантах. Много дискуссий велось с момента прихода в группу гитариста Акселя Ритта, о манере его игры и о том, что нужно во что бы то ни стало вернуть в группу Манни Шмидта. Сразу вспоминается ситуация с приходом Виктора Смольского в Rage. Сначала - полный негатив, мол, "фу, что за белорус такой ещё?"; но вскоре Витя стал любимцем публики, чуть ли не больше самого Пиви Вагнера. Пусть Ритт и играет иначе, но называть его плохим и неподходящим для группы гитаристом никак нельзя. Аксель очень органично вписался и в олд-скульный внешний вид группы, и на сцене он ведет себя поактивнее толстячка Манни. Вдобавок, он хороший друг Криса, имеющего своё виденье ситуации в группе и взгляд на её творческое развитие. Так что разговоры о камбэке Шмидта или смене гитариста так и останутся разговорами. Жалко только, что новый гитарист не привнес в звучание группы ничего нового, и конвейер остался работать в том же режиме. Тут опять хочется упомянуть о пресловутой стабильности. Пусть все концерты Grave Digger и проходят с полной отдачей коллектива, несут в себе сумасшедшею энергетику, и толпой вслед за Крисом подхватывается каждая строчка, но всё время не покидает ощущение дежавю, что всё это уже было. К тому же, сет-лист никаких особенных сюрпризов не принес, за исключением наличия в составе столь модного нынче medley песен "The Reaper" и "Baphomet". Вот прозвучали бы они целиком - праздник бы точно состоялся, а так вполне себе стандартный набор: сначала пробежались по последним релизам, потом, как всегда, "Excalibur", "Knights of the Cross", "The Dark of the Sun" и, естественно, "Rebellion". Бис тоже оказался обычным - и "Yesterday" получите, и "Heavy Metal Breakdown". Куда же без них? Зато на завершающей песне народ, до этого только приветствовавший группу козами и хэдбенгингом, неожиданно проснулся и устроил слэм, но вполне себе мирный. Аксель даже оголился по пояс. Видимо, предчувствовал назревающий слэм и исходившую от него жару. Вообще, однозначно сказать, был ли этот концерт лучше или хуже предыдущего визита группы, сложно. Но что он был хорошим - можно сказать наверняка. Атмосфера выступлений Grave Digger и подобных групп всегда наделяет изрядной толикой позитива и располагает к хорошему настроению. Даже если без особых сюрпризов исполняются пусть и заезженные, но проверенные временем песни, даже если в зале, как в этот раз, народу совсем немного, это только придает концерту любимой группы домашнюю атмосферу, и даже слэмящийся народ не мешает. Но всё же немного грустно от того, что через пару лет "Могилокопатели" обязательно выпустят очередной такой же альбом и непременно приедут с туром в Россию, а мы опять услышим те же самые песни почти в том же порядке плюс несколько свежих композиций. Ведь стабильность - штука двоякая. Может, когда-нибудь Grave Digger и устроят ещё один эксклюзивный концерт, как это было в 2010-ом году с "Tunes Of War" на фестивале Wacken 2010 и сыграют какой-нибудь альбом целиком с кучей приглашенных гостей из других не менее легендарных групп, и в этот раз будет "Excalibur" или "Knights of the Cross". Однако, скорее всего, российские поклонники смогут увидеть такое шоу только на Youtube или DVD.
Сет-лист:
1.Charon (Fährmann des Todes)
2.Clash of the Gods
3.Death Angel & the Grave Digger Play Video
4.Hammer of the Scots
5.Ballad of a Hangman
6.The House
7.Killing Time
8.Medusa
9.Excalibur
10.The Reaper / We Wanna Rock You / Baphomet / Twilight of the Gods
11.Knights of the Cross
12.The Round Table (Forever)
13.The Dark of the Sun
14.Home at Last
15.Rebellion (The Clans Are Marching)
Encore:
16.Yesterday
17.Highland Farewell
18.Heavy Metal Breakdown
Выражаем благодарность Алексею Морозову за предоставленные аккредитации.
RECEPTORR
lost_in_revery
2. интро и первая песня на своем месте.
И ещё была сыграна какая-то песня, которую в живую не исполняли давно или совсем о чём Крис сказал. Какая не помню - не знаток творчества этого коллектива, но концерты нравятся. В остальном солидарен с отчетом.
Nakedman
resetius
resetius
Nakedman
Лажи у Ритта немного, не гони почём зря, но его шреддерские запилы в классических соляках слушаются ну совсем не к месту. Тут Манни бержнее обращался в наследием Лулиса. И да, нафиг Шмидта (как гитарист он, конечно, отличный, но вот композиторство (хотя на 2001 и 2003 было немало проблесков) явно не его конёк; ну или банально Болтендаль не давал ему развернуться), лучше бы Крис помирился с Уве давно, но, видимо, не судьба.
Blindman
Nakedman
resetius
Blindman
Nakedman
Creepshow
сергей нечаев
Blindman
Nakedman
Hate и Black Death таки портят впечатление.
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).