В прошлом декабре редакция нашего портала попросила меня набросать список лучших концертов истекавшего года. Глядя на результат, мне пришлось изрядно удивиться собственному выбору. Две трети представленных “призёров” совсем не могли похвастаться нетерпеливым ожиданием их шоу с моей стороны. А добрая половина артистов из перечня до 2011 года вообще не были замечены в каких-либо персональных топах близких к сердцу коллективов. Таким образом, я сделал для себя очевидный и довольно приятный вывод – чем старше я становлюсь, тем с большей охотой рискую и посещаю выступления уважаемых, но прежде не особенно интересных мне музыкантов. Разумеется, шансы так и остаться равнодушным к их творческим изыскам велики, но яркие эмоции, бушующие в душе в случае благоприятного исхода нежданных откровений, слишком приятны, чтобы не войти в искушение! Хотелось бы совершенно искренне порекомендовать уважаемым читателям (по мере возможности и с чувством меры, разумеется) также испытать на себе подобные “проверки на вшивость концертами”. Поверьте, вполне может оказаться, что группа, ранее вызывавшая лишь поверхностный интерес, окажется невероятно близкой именно Вам в рамках “живого” контакта с залом. Иногда, после столь благоприятного стечения обстоятельств, полной переоценке свежим взглядом подвергается вообще всё творческое наследие коллектива, прежде обходившее Вас стороной. Глубокое внутреннее удовлетворение настоящего музыкального маньяка (которых, среди нас, хотелось бы надеяться, полным-полно) в подобных случаях вполне сравнимо с яркими впечатлениями от открытия совершенно новых вкусностей, только что выкопанных из обширного музыкального компоста торрентов. К сожалению, и у этой монеты есть две стороны! Когда в студийном варианте группа очень привлекательна, любопытна, прослушивается неоднократно и с заметным удовольствием от процесса. А в реальности вся хрупкая магия рассыпается на части и наотрез отказывается работать. Увы, но именно подобная история случилась со мной на последнем московском концерте именитых и сверхпопулярных интеллектуалов от мира метала, Opeth.
Надо сказать, что за досадный прогул их предыдущего выступления в столице я корил себя очень долго. Впрочем, судя по отзывам товарищей, не проворонивших то памятное мероприятие, два шоу очень неслабо отличались друг от друга. Причём основным различием является забавный эпитет “мясной”. Удивляться не приходится – какие альбомы, такие и концерты. Всё-таки “Watershed” был довольно традиционной для группы работой, в меру тяжёлой, в меру мрачной. Пусть Opeth уже не радовал пуристов отсутствием контракта с мейджор-лейблом и продюсерской работой Фредрика Нордстрёма или Дэна Свано, но диск всё равно был очень неплохо принят как большинством критиков, так и фэнами коллектива. А вот сейчас… “Heritage”, как совершенно верно подметил сам Микаэль со сцены, получился пластинкой с беспринципным подходом в духе “love it or hate it”. Соответствующим образом обновилась и атмосфера шоу. Если верить описаниям вечера в “1Rock”’e двадцатого февраля 2009 года, то на месте были и отчаянный слэм, и безостановочный “бошкотряс”, и разлитое по полу пиво. Теперь же, три года спустя в клубе “Milk”, выступление шведов скорее ассоциируется с ром-колой в стаканчике, меланхоличным спокойствием и своеобразными попытками отдельных энтузиастов сбацать искусное пого под стремительно приближающийся кусочек в 7/8 . Впрочем, любители шумного угара всё-таки не ушли с концерта обделёнными, им просто пришлось стиснуть зубы и как следует перетерпеть! В вопросе построения сэта музыканты вообще поступили очень хитро – абсолютно все свежие песни были сгруппированы в первой половине выступления и разбавлялись только теми вещами постарше, что стилистически идеально вписывались в концепцию возвышенной задумчивости под мерное шуршание Хэммонда. Потому и печальная акустика в “Credence”, и тревожный King Crimson в “To Rid the Disease”, и эталон романтических страданий в “Face of Melinda” в эстетику своих соседей по программе вписались как влитые. И, к сожалению, попутно совершенно беззастенчиво доказали лично мне их полную творческую несостоятельность. И тут даже не идёт речь об оценке этой музыки мозгами. Просто когда со сцены звучит “there’s innocence torn from its maker” – по спине табуном бегут мурашки и хочется раствориться в музыкальном раю. Следом “Folklore” – мурашки в ужасе убегают куда-то в рукава, хочется растворится в толпе, поискать глазами знакомых, хоть как-то убить время пока со сцены не зазвучит что-то интересное и родное. Возможно, конечно, что через пару лет на меня снизойдет внезапное откровение, и я научусь получать совершенно искреннее музыкальное удовольствие от столь эклектичного набора трибьютов Rainbow, шведскому фолку и прогрессив року 70-ых. Но сейчас, увы… “Heritage” стал единственным альбомом Opeth, который я совершенно не понимаю. В конце концов, для вопросов утоления голода по интересному ретро-прогу из Швеции у нас давно есть Anekdoten и Beardfish. Впрочем, не будем отвлекаться!
Таким образом, бОльшая часть первой половины сэта ожидаемо прошла мимо меня. Я искренне надеялся, что в концертном исполнении новые вещи зацепят – этого не случилось. Скорее, они мешались под ногами и обдавали совершенно ненужным холодным душем после столь приятной теплоты истинных шедевров. Звук тоже не сильно поднимал настроение. В интернетах ведутся ярые споры о его качестве, что в очередной раз доказывает крайнюю нестабильность “Милка” в вопросах аудиофильского счастья. Лично за себя могу сказать совершенно чётко – саунд был вполне пристойным для этого зала в целом, но совершенно непристойным для команды, которая в нём нынче выступала. В данном вопросе мне почему-то не хочется идти ни на какие компромиссы – на концерте Opeth звук
должен быть близок к идеалу! Потому что при всём рёве, шуме и обманчивой брутальности их композиции безапелляционно требуют внимательного соблюдения динамики и правильного микса инструментов. Увы, здесь об этом речи не шло даже в “спокойной”, первой части выступления! На “The Devil’s Orchard” и “I Feel the Dark” по ушам немилосердно бил оглушительный фон от гитары Фредрика, который удалось прибрать только песне к третьей. А когда, казалось бы, с проблемами удалось справиться, грянула “металлическая” часть и наступил кромешный ад! Не поймите меня неправильно, для выступления практически любой другой группы я бы не применял столь критический термин. Но выступали Opeth и, уж простите за пафос, буквально на моих глазах погибали великолепные песни, потому что местный зал (звукач, кто угодно) оказались непригодны для справедливо завышенных нужд коллектива. Гроул безнадёжно тонул в рёве гитар, какие-либо слова (а, надо сказать, что гроул Окерфельдта всегда отличался невероятной чёткостью) представлялись совершенно неразличимыми. Басы, которые не сильно мешали ушам в тихих композициях, стали настоящим проклятием, поскольку превращали искусные барабанные рисунки Аксенрота в какую-то непрерывную хаотическую импровизацию. Честно говоря, у меня вообще создалось впечатление, что группа прогнала на саундчеке парочку новых песен и все настройки были в пресетах на правильное восприятие именно первой части шоу. Похоже, что к “брутальности” ни зал “Милка”, ни человек за пультом оказались не готовы. Невероятно обидно!
Невероятно обидно ещё и потому, что, в теории, этот концерт мог бы остаться в памяти как относительно удачный визит к сказке, если бы не проклятый звук. Ведь, как я уже упомянул, Opeth – настоящие хитрецы! Они не могу не понимать, что треть лиц, пришедших сейчас на их выступление, совершенно не заинтересованы слушать материал с “Heritage” вообще. Поэтому шведы проворачивают шикарный финт ушами – как следует усыпив невосприимчивых ко всяким пенсионерским рокам индивидов бесконечными синкопами и “интеллектуальным нытьём” (с), под конец они достают из загашника четыре беспроигрышных разрывных снаряда, которыми безжалостно торпедируют публику. Чтобы никто потом не посмел сказать “уже не торт!” на выходе из зала! Тут играет роль и неиссякаемая любовь народа к любому материалу с “Deliverance” и “Blackwater Park”. Тут играет роль и то, что финал всегда кажется ярче начала. Тут, в конце концов, играет роль и простейший математический расчёт – вышеупомянутые четыре вещи по удельному времени исполнения практически приблизились к предыдущим семи вместе взятым. Посему вряд ли кто уйдёт сейчас с концерта Opeth, жалуясь на недостаток гроула и дисторшена. Это всё при первом взгляде. А вот когда смотришь на подобное построение программы второй раз, появляются много любопытных мыслей. Например, что, при наличии живого воображения, не требуется особого труда представить, что шведам было в кайф играть акустику с прогом, а металлические шумелки и сопелки они запихали в конец шоу для отработки перед старыми фэнами давно наскучившего дежурного номера. Появляются мысли, что, возможно, было бы очень в тему составить вообще полностью “спокойную” программу, на которую, может быть, многие бы и не пошли, но зато она была бы артистически цельной и не вызывала у многих зрителей (в том числе и у меня) странное неудобство, возникшее в результате слишком резкого контраста между откровенно разными частями одного выступления. Всё-таки переход от “Folklore” к “Heir Apparent” вызвал сильнейший диссонанс не только по причине внезапно просевшего звука.
Ну а вообще (в идеале, так сказать!) – засунуть бы Opeth в “Крокус” и сделать бы ретроспективный тур в двух отделениях, где музыканты смогли бы вволю разгуляться на тему двух своих вечно противоборствующих ипостасей (металлической и проговой)! Эх, мечты, мечты! Тогда бы снялись все вопросы по поводу звука, по поводу адекватности контрастов, а также весьма интересный вопрос лично от меня – почему группа, у которой за плечами десять весьма популярных студийных альбомов, играет концерты продолжительностью в 85 минут? Точнее, за вычетом всех многочисленных баек и разговоров, вообще минут в семьдесят. Впрочем, байки и, правда, были прекрасны. Редко на каком концерте (а уж тем более на концерте серьёзных “проговых задротов”) можно увидеть настолько непосредственный контакт с залом. Микаэль и про свои музыкальные вкусы рассказал, и творчество Scorpions с благодарной русской публикой обсудил, и бедного Мендеса по поводу порно-каналов затроллил, и прекрасного кастомизированого Опет-Чебурашку в дар принял. А уж про пафосно обставленную демонстрацию Immortal’овской “crab walk” я вообще молчу – включайте ютуб, ищите выход на бис с “Deliverance” и наслаждайтесь! Вот примерно такая же непринуждённая атмосфера творческой встречи с читателями царила и на всём выступлении в целом. Поэтому, на самом деле, концерт ругать совсем не за что. Это было прекрасное мероприятие для (очень кстати, скудной) горстки преданных фэнов, который, как можно видеть, в большинстве своём, остались им довольны. Жаль только, что для меня Opeth оказались из того рода групп, что не терпят компромиссов. Компромиссов в виде хренового звука и неработающего в реальности сэта. Запустить, что ли, с горя “My Arms, Your Hearse”?
Сет-лист:
1.The Devil's Orchard
2.I Feel the Dark
3.Face of Melinda
4.Slither (Burning Chains (Jorn cover) during the break)
5.Credence
6.To Rid the Disease
7.Folklore
8.Heir Apparent
9.The Grand Conjuration
10.The Drapery Falls
Encore:
11.Deliverance
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
drew23
Пржде всего хочу отметить абсолютно идеальный звук - к очень большому удивлению, ведь для Милка такое в общем-то не характерно! Отчётливо было слышно каждый инструмент. Причём как на арт-роковых, так и на мясных вещах - где звук был по-настоящему жирным, таким, каким он и должен быть.
Очень хороший свет - который добавлял атмосферы во всё происходящее.
Количество публики было тоже хорошим. Хоть до аншлага было далеко, и зал можно было легко вместить ещё столько же народа - но пустоты совсем не ощущалось. Один из немногих концертов, где мне было очень комфортно. Да и поведение публики тоже (по большей части) было очень адекватным, группу очень хорошо принимали. Лишних или случайно зашедших людей - я не видел. Пришли те, кто действительно любит группу - и в том числе, за их последний альбом.
Микаэль в этот вечер был явно в очень хорошем настроении. Если честно, я представлял его немного иным, эдаким шведским неразговорчивым и меланхоличным Стивеном Уилсоном. Однако - было очень много общения и много шуток.
Сет-лист никаких неожиданностей не принес и был на 100% аналогичен нескольким предыдущим концертам. Конечно, хотелось бы услышать ещё много чего в этот вечер, ибо исполненного показалось слишком мало... Когда Микаэль объявил последнюю песню, я чуть не поперхнулся - "Как?? Уже???". Мне казалось, что прошло только полчаса, а не полтора...
Исполнение песен было идеальным - от многих песен я получил совершенно новые ощущения. Пик моего удовольствия вчера - это песни "Credence", "To Rid the Disease" и "Folklore". Я поймал себя на мысли, что нисколько бы не расстроился, если бы весь концерт до конца прошёл с таким же настроением, с такими же арт-роковыми композициями. Ибо - честно - когда началась "Heir Apparent", то далеко не сразу удалось перестроить своё настроение. Гроул Микаэля звучал великолепно - очень чётко и пугающе. Благодаря отличному уровню звука и света, в некоторых моментах даже становилось по-настоящему страшно...
Из забавных эпизодов вечера можно отметить:
- неудавшийся слэм, который закончился так же быстро, как и начался :D Никаких попыток возобновить его почему-то никто делать не стал
- Чебурашка, подаренный зрителями Микаэлю; до конца концерта он был хорошим дополнением к аскетичному убранству сцены
- парень, в перерывых между песнями орущий STORM CORROSION. Больше забавляла, конечно, реакция Микаэля на эти крики :D
- ну и, конечно, же шутки Микаэля, который был невероятно многословен вчера...
Жаль, что группа так и не вышла после концерта, хотя мы прождали её, наверное, больше получаса. Так что подписать ничего не удалось. Ну и - опять не досталось афиши... Если бы не эти два второстепенных минуса, то боюсь даже представить, что бы вчера со мной случилось, ибо переполнение положительными эмоциями тоже чревато :)
В общем, с лучшим концертом этого года я уже определился. Даже представить не могу, какой ещё концерт смог бы его затмить...
Starbreaker
Ну вот, кстати, с этим...
"абсолютно идеальный звук"
...и вот с этим...
"Лишних или случайно зашедших людей - я не видел. Пришли те, кто действительно любит группу - и в том числе, за их последний альбом."
... - это Вам повезло с местом.
drew23
aleks1987
По поводу слэма - группа всё же интеллектуальная, поэтому народ смекнул, что далее беситься смысла нет. Порадовались гроулу Микаэля - и успокоились)))
aleks1987
Mendor
Porcupine
LexMilan
Trishi
ну и вообще, концерт шикарный!
METAL87
graillyc
RinaAndRaven
Клуб нормальный (в отличие от их малого зала), звук... плюс - вообще не закладывало уши, минус - часть деталей, отлично слышных на записи, тут ушло в "кашу". В целом впечатление положительное. Свет - мне на него по большей части фиолетово, но с эффектом "кошмар эпилептика" (мигающий белый свет) всегда перебарщивают. Я не эпилептик, но меня от него подташнивает.
Народу действительно было не так много, что неудивительно, но народ колоритный. Много упитанных личностей с интересными бородами. Видела парня, похожего на Портного. =) Толпа была практически статична, но слушала очень внимательно. И гениальный десятисекундный слэм - проклятие на головы этим идиотам, они сместили меня с места, где было видно Окерфельдта! Хочу быть ростом два метра...
У Микаэля шикарный английский. Было понятно 80-90% того, что он говорил. Про шутки уже все сказали. Живой чистый вокал у него потрясающий, очень сильный, без малейшего напряжения заполняющий зал. Что до гроула... мне показалось, оставляет желать. Поначалу вообще было похоже на очень низкий харш, иногда переходящий в гроул. Захотелось переслушать Brave Murder Day. Потом он как-то распелся (разрычался?), и стало получше.
Ну и по материалу - мне были незнакомы Face Of Melinda, Credence и Deliverance. Первая очень понравилась, вторая показалась унылой донельзя, третья хороша. To Rid The Disease как была уны... меланхоличной опетовской балладой, так и осталась. Пресловутая Folklore - хорошая песня, только вот ее вторая часть настолько лучше ее первой части... но да, вживую она прекрасна (отметим живой бэк-вокал, что всегда приятно).
Visionaire
Сет-лист хороший, но далёк от идеала. Я не особо люблю Grand Conjuration, но вживую она, что называется, «качает». Credence действительно не совсем в кассу. Ждал The Drappery Falls, но в итоге толком не послушал. Вещи из последнего альбома, которые в оригинале не очень хочется слушать именно из-за звука, вживую звучат отлично. Сделай они звук хотя бы как в Watershed, от Heritage можно было бы больше удовольствия получить.
Вообще, концерт пролетел в мгновение ока. Не успели доиграть открывающую песню, как уже Deliverance зазвучала.
Впечатления от концерта двоякие: сет-лист и исполнение отличное, но звуком насладиться не удалось. Вот и думай теперь: сидеть на диване и слушать гул или стоять в толпе и прочувствовать всю мощь звука.
Особенно доставил мужик лет 60-ти, который сидел на барном стуле, махал башкой и свистел от удовольствия.
Насчёт шуток Майка: думаю, его шутки были рассчитаны на аудиторию, не знающую английский. В той же Северной Америке он говорит совсем другие вещи.
В прошлый их приезд они были уставшие, поэтому механически всё отыграли и ушли. На этот раз было душевнее, особенно момент с Чебурашкой понравился.
LexMilan
И второй момент. Я, если честно, не понимаю претензий к звуку в Милке. Сколько раз там был - никаких проблем. Да и смысл тратить целый абзац репортажа, а то и два, на обсуждение качества звука? Звук был хуже, чем на ДВД группы? Это логично. Там все обрабатывается.
В конце концов, это же концерт...Хороший звук - дома на качественной аудиоаппаратуре. У концертов же немного другое назначение.
Starbreaker
А что касается для другого - ну это у каждого по-своему. Некоторые вообще на концерты больше тусить ходят, чем на артистов смотреть. Для меня качество звука чрезвычайно важно.
drew23
Я был там на Dream Theater и на Blackmore's Night - и остался очень и очень доволен качеством звука.
Друзья же, которые бывали там на других выступлениях (в частности, Tori Amos) в один голос говорят, что звук там был ужасающ...
Starbreaker
На Тори, кстати, вообще не понимаю как мог быть ужасающий звук. Там же оба раза были полуакустически концерты. В первый раз Тори одна, второй со струнным квартетом, который, впрочем, действительно вывели слишком вперёд. Но это уж явно проблемы не зала. :)))
Ormur
METAL87
Starbreaker
Я почти уверен, что Микаэлю похрен на публику и сэт меняться не будет. Мне почему-то кажется, что он очень самодостаточная творческая личность, которой зрители нужны только постольку-поскольку. Ну там, счета оплатить и всё такое. И ещё он так забавно ухмылялся, когда кто-то орал из зала названия песен. Ну типа "ага, щаз, дождались!". :)))
Хотя это может быть только моё воображение.
Porcupine
поддерживаю полностью по поводу времени для бошкотрясения.
Вобще отзыв о концерте это чисто субъективное мнение, кому-то нравится, кому-то нет.
мне например этот концерт понравился больше, чем трехлетней давности.
aleks1987
Pushit
zeta
sanek_baa
skawoker
Ormur
Да, я с этим согласен, насчёт излишней самодостаточности. Я тоже это подметил в прошлый приезд в 1Rock. Но тогда хоть сет был человеческий.
LexMilan
специально пообщался с профессиональными звукорежиссёрами на тему звука в клубе. Увы, но придется вас огорчить. Такое большое помещение, как Milk, при том, что оно не обито звукопоглощающими материалами, никак не может влиять на качество звука. Вернее, человеческое ухо попросту не уловит физически эти изменения. Поэтому некая кашеобразность звука, которая могла наблюдаться в некоторых местах, особенно близко у сцены, это уже криворукость звукорежиссёра, но никак не проблемы зала. Если встать по центру, то есть, в той же плоскости, где располагается звукорежиссёр, всё было выстроено хорошо и чётко.
Starbreaker
Огорчить меня по какому поводу? Я, общаясь с людьми, получаю удовольствие от взаимного обмена мнениями. Радость или огорчение по мотивам "кто кого переспорил" мне как-то чужда. :))
По теме. Хороший звукорежиссёр с ясной головой в большинстве случаев сможет выстроить идеальный звук в любом помещении. "Но" только три - время, желание и средства. У каждого зала есть свои "исходные", от которых приходится прыгать. Дальше идут сплошные частные случаи, которые (в частном случае "Милка"), скорее, воспринимаются мной в нейтральном оттенке. Там бывало и нормально, там бывало и отвратно.
Так что если Вы о терминологии - то, в принципе, Вы правы. Всё зависит от звукорежиссёра. Если о реальности - то в специально построенном для этих целей концертном зале звук выстраивается значительно легче, быстрей и качественней для _любого_ зрителя, чем подобный процесс в бывшем ангаре по производству ракетного топлива.
Nocturnal_Stalker
LexMilan
огорчить - это не ради спора до хрипоты, просто слово для усиления оттенка возражения)) Тем лучше, что я вас не огорчил.
Более того, я рад, что нам хватило пары сообщений, чтобы прийти к общему знаменателю, избежав срача. Увы, это редкое явление для незнакомых людей в интернете, и каждый раз приятно, когда оба собеседника становятся после обмена мнениями чуточку умнее и образованнее.
Пользуясь случаем, хотел бы уточнить, какие клубы в Москве построены специально для концертов, а не на территории промзоны? Не считая Крокуса, который и то, если я не ошибаюсь, изначально строился как выставочный центр?
Starbreaker
Ох, хороший вопрос. Тут надо копать в историю. По-моему, со времён возникновения РФ в Москве ни один зал не строился под столь конкретную цель (постоянное проведение концертов), кроме "Крокуса", "Барвихи Лакшери Вилладж" и ММДМ. Два последних к рок-музыке не имеют практически никакого отношения.
А так всё "новое" располагается в переоборудованных цехах бывших заводов и сараев (для крупных чисел) или обычных подвалах ("Точка" R.I.P.). От СССР остались вполне добротные ДК, но в них давно уже не проводятся никакие рок-концерты ("Горбушка" R.I.P.).
Что же касается "Крокуса", концертный зал там располагается в совершенно отдельном корпусе, по соседству с выставочными павильнонами. И заточен он исключительно под нужды поклонников популярной музыки. Хотя я уверен что там и классика прекрасно звучит, безо всякого электричества.
LexMilan
Starbreaker
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).