Живые выступления Anathema… А ведь я уже почти забыл, что это за незабываемое ощущение! Что-то домашнее; уютное и тёплое, как любимый клетчатый плед. Что-то совершенно чуждое каких-либо стилистических рамок и, уж тем более, металлического угара. Что-то настолько интимное, что порой становится крайне неудобно сознавать, что рядом с тобой в некоей виртуальной “постели” с твоей “музыкальной любовью” внезапно очутились ещё несколько сотен совершенно незнакомых человек. Читатели, которые давно и успешно проживают в прагматичном мире суровых реалистов, сейчас, должно быть, недоумённо чешут затылок и думают, куда же их угораздило залезть – в ДаркСайдовский отчёт о концерте или на публичную исповедь? На самом деле, и туда, и туда. Поскольку сейчас я твёрдо намерен позволить себе дерзость – представить вашему вниманию репортаж с события, в котором не будет написано практически ничего про, собственно, само событие. Нет, ребятушки, только не в этот раз... Читайте далее про Элисов Куперов и Ледяных Ершей – там я вас, дорогие толстолобики, постараюсь не разочаровать. Там все желающие получат вожделенный, комфортно умещённый в традиционные пять абзацев, отстранённо-циничный взгляд со стороны премудрого пескаря на жалкие потуги уважаемых музыкантов впечатлить его рыбье величество. Но не сейчас… Сейчас я хочу хоть немного побыть самой обыкновенной селёдкой, так что обратимся мы к стихам, а не к прозе.
“И плоть несло, и дух опять
Штормил в девятибалльном танце -
От невозможности остаться
До невозможности унять.
И, видно, не забавы для -
По венам кровь против теченья.
Миг тормозов, развал-схожденье,
И снова - твердая земля.”
(c) Константин Юрьевич Арбенин
И хотя написаны эти строки совсем о другом, кхм, явлении, они не выходят у меня из головы сейчас, когда я пытаюсь оживить впечатления о том холодном ноябрьском вечере. Очень хотелось остаться и очень не хотелось уходить. Впрочем, в данном случае у всех столичных жителей, по собственному желанию давно преданных анафеме, определённо должен быть шанс всё повторить сначала и в следующем году, и в после следующем. Британцы любят нас, а мы любим британцев – as simple as that. Причём, с течением времени с этих регулярных мероприятий совершенно естественным образом выветрились все “лишние” люди – те, которым надо “Слиплесс!!”; те, которым надо slow-motion слэма и вселенской печали; те, которым надо просто отметиться на концерте легендарной группы. Думаю, смело можно сказать, что нынче московские “откровения” Anathema посещает исключительно узкий круг настоящих фэнов. Которые создают невероятно уютную атмосферу настоящего творческого вечера, позволяя исполнителям чуть ли не в полном составе гулять по залу перед выступлением и увлечённо смотреть “из народа” собственный разогрев. Никто им при этом и не пытается мешать – желающие подписать сувенир и сделать фото вместе на долгую память вежливо подходят в перерывах между песнями и не менее вежливо всё получают. Разумеется, в подобных “тепличных” условиях практически никто не бурчит по поводу исполнения свежих сочинений; практически никто не тыкается в бока, надравшись в хлам; практически никто не мешает неуместным подвыванием в ненужных местах. Сказать, что по такой публике скучаешь – значит, ничего не сказать вообще! Крайне редко удаётся настолько глубоко и удачно погрузиться в светлый мир чарующих мелодий! Чтобы за все два часа, никто, буквально ни один человек из всех многочисленных соседей, тебя нисколечко не отвлёк от самого
главного. Однако, именно так оно и вышло. Поэтому, хорошие мои, если вам хоть сколько-нибудь интересна музыка этого прекрасного коллектива – приходите к нам в следующий раз! Даю слово, с нами хорошо, а уж новым “приобщённым“ мы завсегда будем рады!
А теперь – выражаю большую человеческую благодарность Николаю Мокринскому! Без всяких шуток и приколов – огромное спасибо! Во многом благодаря тебе, Коля, я избавился от всякой обязанности писать “обычный” отчёт. Если кто-то из прозаиков хочет получить исчерпывающую информацию о том, как группа смотрелась и играла, какие особенности можно выделить и какие сравнения между этим и тремя предыдущими московскими концертами можно провести, что был за репертуар, что были за сюрпризы, что был за звук, что был за прекрасный норвежский разогрев, что был за “подставьте нужный факт” – милости прошу, его писательский труд удобно расположился чуть ниже! Николай подметил и достойно описал буквально
всё, заслуживающее вашего внимания. Что безошибочно выдает в нем действительно любящего эту музыку человека, который не поленился и создал рассказ от настоящего фэна для настоящих фэнов. Что же касается меня –притворяться не стоит, при всём уважении и любви к Anathema, подобных лавров мне не снискать. Как говорил наш вечногниющий Владимир Ильич – “мы пойдём другим путём!”. И расскажем читателям даже не о пресловутом концерте, а кое о чём гораздо более важном.
Вы знаете, я очень хорошо помню в каком расположении духа я шёл в “Милк” тем воскресеньем. Настроение это было не только не “концертным”, я бы даже сказал – не “уличным”. Вместо желания внимать музыке во мне присутствовало только твёрдое намерение тщательно изучать собственную внутреннюю тишину (“Inner Silence”, ага!), изо всех сил пытаясь найти в ней хоть какие-то звуковые колебания. Ну, знаете, чисто из естественного любопытства – должно же там было остаться хоть
что-то? Кроме того, последний альбом сабжа я практически не слушал. Разве что пару раз прокрутил на полном автомате ещё в прошлом году, безучастно забросив его в итоге на дальнюю полку – я не смог понять и уж тем более принять ослепительно светлое и на удивление воздушное содержимое этой пластинки. Остальное творческое наследие коллектива активному переслушиванию явно не подлежало – волей-неволей оно стало для меня слишком личным, слишком связанным с целых ворохом различных воспоминаний, да, в конце концов, слишком родным, близким и заученным наизусть, чтобы лишний раз тревожить барабанные перепонки. Таким образом, я не мог дать себе никакого вразумительного объяснения, зачем и с какой целью ноги сами несут меня к клубу. Оказалось, ответ был… Просто, как и всё
по-настоящему важное в жизни, он пришёл внезапно, наотмашь и сверху вниз. Я не знаю, что вынесли из этой музыкальной “избы” мои соседи по исповеди, но я оттуда вынес внутреннее “я”, которое хорошенько встряхнули, напоили чистой водицей и сопроводили в дальний путь-дорогу. Начиная с восхитившего своей искренностью Петера Карлсена и его чарующей “You Go Bird”, до зашкаливающей энергетики внезапной “Orion” – музыка этим вечером докапывалась до самых печёнок и оставляла не просто ворох неизгладимых впечатлений. Проще сказать, что она просто-напросто лечила. Каким образом я мог забыть, что выступления этих невероятных личностей каждый раз оборачиваются для меня чем-то большим, чем рок-концерт вообще? Как я мог думать о том, чтобы в очередной раз не прийти посмотреть на Дэни, с лёгкой улыбкой смачивающего пальцы слюной? На Винса, по-прежнему проживающего каждую песню, как будто его режут на сцене ножами? На очаровательную Ли, которой в кои-то веки стало
много? Не говоря уже о лишней возможности полностью раствориться в пространстве, в то время как в воздухе медленно, мучительно, но верно стремится к гибели хрупкая мелодия “Анжелики”… И, вы знаете, новые песни не только не выбивались из общего настроения, они внезапно понравились мне все до единой. Они дышали, прыгали и смеялись ничуть не хуже старых. Правда, к искомому альбому я всё ещё не решаюсь приблизиться вновь – ведь так хочется сохранить это прекрасное “живое” ощущение, не разрушая его “мёртвой” студией! Напоследок мне хочется сказать только одну вещь, которую сейчас вряд ли поймёт кто-то, кроме тех, кому действительно нужно это понять. Anathema для меня (тебя, её, нас) – это больше, чем просто британский триумвират, подражание Radiohead, и недо-думовое нытьё. Anathema – это состояние души. Поэтому сейчас мой любимый альбом – “Alternative 4”, который я, на самом деле, не слушаю, потому что мне слишком страшно к нему подходить. И этот концерт дал мне некоторую надежду, что когда-нибудь моим любимым альбомом станет заброшенный в пыль “We’re Here Because We’re Here”. Потому что именно на нём отражено то, что я сейчас не в силах принять, и то к чему нам всем
действительно стоит стремиться. Если Дэни смог пронести свой крест от написания “Regret” до написания “Everything” – значит, сможем и мы. Давайте стараться, ребятушки, и никогда не забывать, что “ангелы совсем рядом”. Оглянитесь…
Текст:
Starbreaker
В Москву внезапно пришли холода. Дубак взбудоражил общественность, и город притих в поисках теплых мест... Одним из таких мест шестого ноября было суждено стать клубу Milk, который готовился перенять эстафету у ныне закрытой Точки, - пустить на свою сцену британцев из Anathema, которые в четвертый раз приехали покорять столицу.
Надо сказать, удается им это на ура. От концерта к концерту группа умудряется, играя одни и те же вещи каждый раз в новой вариации, захватывать дыхание у разношерстной публики всех возрастов и интересов. Если вспомнить второй приезд группы в 2007-м году, - это был один из немногих концертов, где в зале можно было встретить будущее поколение металлюг дошкольного еще возраста. На этом же концерте было безумно много девушек, которые, судя по внешнему виду, собирались в клуб "Рай", но ошиблись адресом, - тем не менее подпевали многие песни и вполне себе трясли еще недавно аккуратно уложенным хайром.
Чуть выше я упомянул, что предыдущие три концерта группа играла в полуторатысячной Точке. Вместительность Milk в пару раз превосходит ТЧК, но «Анафеме» и такие залы Москвы вполне по плечу. Нельзя сказать, что клуб был забит до отказа, однако пустых пятен в зале почти не было, - пустовали только барные стойки, но в зале творилось такое... Нет, друзья, было не до бара.
Концерт начался сравнительно вовремя. Нет, не так. Концерт начался с образцовым примером опоздания. Ровно в 20.05 на сцену вышел Джейми, поприветствовал зал и представил публике норвежца Петтера Карлсена, который очень помогал группе с последними альбомами, спел на сольном альбоме дуэтом с Винсом и, по мнению Anathema, играет очень похожую музыку - в итоге он был приглашен в качестве разогрева в короткий тур по СНГ. Музыка и в самом деле похожа и звучанием, и настроением, только вот в процессе написания этого предложения я пытался вспомнить хоть одну ассоциативно похожу песню - не смог. Петтер почти без акцента сказал пару фраз по-русски (судя по Myspace артиста, он уже выступал в России сольно), отыграл пять очень красивых мелодичных песен, после каждой срывая такие бурные аплодисменты зала, какие разогревающие артисты на мой памяти не получали. Название он сказал только у одной песни - 'Spirits in Need'. Еще три были найдены мной на Myspace по памяти. Две из них - 'One of Those Days' и 'Even Dead Things Feel Your Love'. Последней в сете прозвучала заглавная песня дебютного альбома норвежца - 'You Go Bird'. Использовав горячо любимую Дэнни функцию гитарного процессора, музыкант записал для повторения гитарный проигрыш, научил зал петь фразу 'You Go Bird'. Из-за сцены вышел Джейми, выдал Петтеру видеокамеру, они вместе засняли публику, поющую доселе неизвестную песню, и норвежец покинул сцену. Началась небольшая пауза, по сцене забегали техники, и минут через 15 началось самое интересное...
Джейми, как всегда олицетворяющий спокойствие и прагматичность. Дэнни, как всегда в пиджаке и галстуке. Винсент, еще более эмоциональный, еще более активный. Джон, которого, к несчастью, почти не было видно из-за высоко поставленной ударной установки. Известный португальский человек-оркестр Дэниэль Кардосо, в этом туре выступающий в качестве клавишника. Позже появилась милая Ли - как сказал Винс, 'the one and only'. Группа, по замеченной моим спутником негласной традиции, начала концерт с открывашек альбома, исполнив подряд первые три трека с 'We're Here Because We're Here'. Как говорится, Остапа понесло (с). Винс летал по сцене как ошпаренный, жестикулировал, заводил публику, срывался в песнях на крик всегда, когда это позволяла мелодия, а также чуть ли не после каждой песни брал другую гитару. Через каждые две три песни признавался в любви к России, концертам, зрителям, а главное - к тому, что с русская публика понимает его, как никто другой. Периодически зал скандировал название группы, на что эмоций вокалиста вовсе не нашлось - он стоял с раскинутыми руками и открытым ртом, пытаясь понять, насколько, черт возьми, эти русские сходят с ума на концертах.
Дальше группа продолжила концерт блоком песен с альбома 'Judgement', сыграв 'Deep', 'Pitiless' и еще пару песен.
Надо заметить, группа некоторые композиции переделывала от студийной версии. Скажем, в 'A Natural Disaster' (которая, кстати, была объявлена как 'A Song from Lee to You') был приделан мужской вокал в некоторых местах, в конце песни добавили замедленное во много раз повторение припева. В некоторые песни вклинивались, кажется, импровизированные проигрыши в конце. Группа импровизировала прямо на сцене. Один раз дошло до того, что Винсент попросил для следующей песни неверную гитару, и с фразой 'I hope, the next one is 'One Last Goodbye' в сторону техника побежал менять еще раз.
Сет-лист удачно сочетал в себе признанные хиты группы, песни с последнего альбома (я не особо знаком с ним, но рискну предположить, что исполнены были почти все, если не все песни) и несколько сюрпризов. Во время небольшого перерыва к микрофону подошел Дэнни, рассказал (если я не ошибся с переводом), что в скором времени снова приедет в Москву, уже с другим проектом, и, взяв в руки акустическую гитару, исполнил в одиночку 'Are You There'. Затем вернулись остальные ребята, произошла небольшая заминка, и в результате на сцену позвали Петтера, чтобы тот в компании Anathema исполнил упомянутую в начале репортажа песню 'Built to Last', записанную вместе с Винсом. Кардосо отправили отдыхать еще, а за клавишные встал Дэнни.
Весь вечер, как и на всех прошлых концертах группы, в зале были слышны крики 'Sleepless', 'Angelica' и прочие подобные, на которые Винс сразу после первого такого крика ответил, что у группы есть гениальный план, и если следовать ему, то группа не может сейчас играть эти песни. Несмотря на это, обе песни были исполнены в самом конце концерта - разве что из Sleepless вырезали серию криков 'No grief, no pain, no misery, no sleepless nights', без которых атмосферности в песне поубавилось, хотя на хаосе в зале это не отразилось. Также на протяжении концерта была исполнена ударная серия с 'Alternative 4' из 'Empty', 'Lost Control' и 'Fragile Dreams', во время которой в зале даже образовался небольшой мошпит. Песней 'Flying' группа, как всегда, разрезала концерт на две части, оставив играть записанный сэмпл и покинув сцену.
Стоит сказать пару слов о звуке. На удивление, это был один из лучших в плане звука концертов, на которых я когда-либо бывал. Все было идеально слышно в любой точке зала, инструменты не заводились, не пропадали. В процессе замены гитар Винса ничего не сбивалось. Звукачам однозначная оценка «отлично».
Пожалуй, из привычного нам набора песен группа не сыграла 'A Dying Wish', 'Balance', 'Closer' и кавер на Pink Floyd - 'Comfortably Numb'. Отыграв весь свой более чем двухчасовой сет, группа удалилась. Часть людей потянулась к выходу, но большинство осталось скандировать стандартное 'We want more'. Группа вернулась на одну песню. Но зато какую... Ребята сказали, что вообще они не планировали больше выходить на сцену. Но публика в России настолько их впечатляет, в частности в этот вечер, что они решили преподнести сюрприз, которого от Anathema никто не ждал НИКОГДА. Позвольте представить, кавер на «Orion», написанную великим Клиффом Бертоном. Тут уж сорвало башню поголовно у всех зрителей, кто еще не собрался в гардероб. К сожалению, отыграли только первую половину песни (до басового соло), и, сорвав последнюю в этот вечер порцию аплодисментов, группа ушла собираться в гости к нашим соседям из Украины...
Из этого концерта можно сделать три вывода. Первый - Anathema'у в России любят, ой как горячо любят, и всегда рады видеть и слышать. Второй - несмотря на то, что первый и последний альбом у них - небо и земля, старые вещи исполняются в почти неузнаваемом виде, группа остается одной из главных формаций на британской сцене. Третий и главный - они вернутся в Москву через год. И это не предположение - это обещание Винсента тем двум с лишним тысячам счастливчиков, которые провели этот холодный вечер в теплой компании любимых музыкантов.
Текст: Николай Мокринский
Сет-лист:
1. Thin Air
2. Summernight Horizon
3. Dreaming Light
4. Everything
5. Deep
6. Pitiless
7. Forgotten Hopes
8. Destiny Is Dead
9. Angels Walk Among Us
10 .Presence
11. A Simple Mistake
12. Empty
13. Lost Control
14. Release
15. One Last Goodbye
16. Hope (Roy Harper cover)
17. Universal
18. Flying
19. Are You There? (Danny solo on acoustic guitar)
20. Pull the Brakes (Petter Carlsen cover) (with Petter Carlsen)
21. A Natural Disaster
22. Angelica
23. Sleepless
24. Fragile Dreams (Teasers from "South of Heaven"… more (Slayer) & "Shine On You Crazy Diamond" (Pink Floyd) as intro)
Encore:
25. Orion (Metallica cover) (Unplanned and unrehearsed)
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
trushoviza
Me-and-Wimp
Trisha Boring
Inessa
не без шероховатостей, но очень неплохо. прямо в стиле той самой Anathema : спокойненько, вдумчиво, обстоятельно))
Yumi
Видимо, после четырех посещенных концертов группы я уже начинаю думать подобным образом=)
Но вообще этой мой первый опыт отчета, который вышел за пределы уютной жежешечки. =)
zhigla
Eugene76
6 января в Питере (ГлавКлуб). 7 января в Москве (PlanB).
Defunct
Ржунимагу. Теперь на все концерты буду с коробкой сигар приходить.
trushoviza
vera_t
Насчет вышенаписанных жалоб на вентиляцию - по-моему все идеально было. Я стояла где-то в 4м ряду и вышла из зала совершенно сухая, вот уж не думала, что это возможно на таких концертах=) Обычно надо выжимать! Да и Винни был много суше обычного)
valtameri
LexMilan
Hard as a rock
WildDrive
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).