В 1999-м году в руки автора этих строк попал майский номер немецкого журнала Rock Hard. Тогда не было ни last.fm, ни Youtube, ни, по-моему, даже торрентов. Была только «Горбушка». А потому CD-диск с двумя десятками песен разных и, по большей части, неизвестных доселе групп, казался настоящей находкой. Один из треков был подписан следующим образом: In Flames – «Resin». И через несколько недель у меня уже были собраны все релизы группы на тот момент, а официальный сайт просматривался едва ли не ежедневно в надежде на то, что там появятся даты российских концертов. Тщетно. Шли годы, менялась жизнь, менялись и желания музыкантов IF. Стиль их игры также изменился, и очень существенно. Как и имидж: 30-летние мужики зачем-то стали выглядеть, как 16-летние подростки. Вследствие всего этого армия фанатов, хотя и сильно увеличилась, но заметно помолодела. Тем не менее, последний альбом группы, вышедший в этом году «Sounds of a Playground Fading», впечатление произвел вполне сносное. Более того, пожалуй, это лучшая работа группы с тех пор, как Андерс Фриден начал носить бороду. При этом глупо было надеяться услышать на концерте те самые песни, которые полюбились ещё до того, как весь прогрессивный мир подсел на mp3-формат, и в метро металлисты передвигались с массивными CD-плеерами в карманах. Но с другой стороны, не посетить концерт группы, которую в свое время заслушал до дыр, тоже было бы неправильно. Тем более, на первых их выступлениях побывать мне помешала любимая работа, но в этот раз преграды не нашлось даже в будний день. Вот такие смешанные чувства были у меня накануне третьего визита группы в Москву.
Так уж выходит, что несколько концертов, которые я посетил осенью, проходили в клубах, где ранее мне бывать не доводилось. Но если, к примеру, выступление Amorphis в ККЗ оставило не самые приятные эмоции (не из-за группы, а из-за площадки), то Arena Moscow, напротив, произвела самое приятное впечатление. Удобное расположение почти в центре города, адекватная охрана, просторный зал, где места без проблем хватило нескольким тысячам фанатов. Единственный вопрос вызвал гардеробщик, который попросил 50 рублей за номерок, при этом сказал, что ответственности за сохранность ценных вещей тут не несут. Тот самый вопрос задать не дали – состояние, близкое к аншлагу, беспрестанно давило в спину. Да и вспомнив, в какой стране живем, от идеи выяснять подробности работы данного подразделения клуба пришлось отказаться во имя здравого смысла. Тем более, повторюсь, в остальном Arena вызвала положительные эмоции, не считая, естественно, барного ценника. Но это, впрочем, традиционная «болезнь» всех наших развлекательных заведений: несоответствие цены и качества не просто очевидно, оно очевидно до смешного. Зато предприимчивые менеджеры в последние годы преуспевают в другом. Дополнительные услуги были представлены в расширенном объеме. Помимо точек с мерчандайзингом и уже традиционных миловидных девушек на выходе, предлагающих глянцевые фотографии музыкантов с автографами (действительно ли музыкантов, или это автографы самих девушек?), другая группировка представительниц прекрасного пола разгуливала по залу с фотоаппаратами. Девушки были крайне избирательны: предлагали сделать фото на память либо тем, кто в компании друзей, либо тем, кто навеселе. К трезвым не подходили вообще. Ну и правда, а смысл? Это бизнес. В любом случае, если кратко резюмировать мнение о клубе – это улучшенная копия «Б1 Максимум».
Впрочем, достаточно об околоконцертных делах. Само выступление In Flames не менее важно. Как я уже говорил выше, армия поклонников их творчества сильно помолодела. И в те времена, когда выходили альбомы «Whoracle» и «Colony», не говоря уж о более ранних, немалая часть присутствовавших в прямом смысле делала первые шаги в своей жизни. Прошло больше десяти лет, и боевики с легендарных альбомов давно отошли на второй план. Достаточно сказать, что из «старых» In Flames (у меня их карьера в шутку подразделяется на эпоху «до бороды Фридена» и «с бородой Фридена») исполнили только «Colony», «The Hive» и пару песен с альбома «Clayman» – «Swim» и традиционную «Only for the Weak». Однако пустить скупую мужскую слезу под их исполнение не удалось – скорее пришлось плеваться вследствие того, что группа и Андерс в частности, увы, совсем разучились исполнять старый материал. Ни тебе былых эмоций, ни злобы, ничего. Более того, вкупе с новым имиджем и манерой поведения Фридена, его потуги выглядели, откровенно говоря, жалко. В своей подростковой одежде и с бородой-лопатой он напоминал что-то среднее между бомжом из американского боевика и Волькой Костыльковым из известного эпизода фильма «Старик Хоттабыч». Да и сами музыканты исполняли песни как-то кашеобразно, и без души. Впрочем, вся эта критика касается только старых песен. Новые треки, особенно со свежего альбома – полная противоположность. Чистейший, чёткий звук, бодрая подача, энергетика, которая из музыкантов буквально пёрла. Начало концерта – где были песни исключительно с последнего альбома, настраивало на то, что так будет на протяжении всего сета. Как вы уже поняли – нет. IF в целом подтвердили мнение, что в студийном варианте они как музыканты куда более удобоваримы, нежели на концерте. Ни для кого, уже, наверное, не секрет, что Фриден попросту не умеет петь чистым голосом. Просто не умеет. Иначе он, как бы это помягче сказать, гораздо лучше бы исполнил прекрасные песни «Come Clarity» и «The Quiet Place», где нужно уметь красиво переходить с рычащего вокала на чистый и обратно. Яркий пример того, как это можно и нужно делать, год за годом показывает Томи Йоутсен, фронтмен Amorphis. Фридену же идеально подходит манера исполнения, к которой группа пришла на последнем альбоме – что-то среднее между гроулингом и скримингом. Именно по причине того, что Андерс, наконец, определился, как ему лучше петь, последний альбом и получил свою порцию восторженных отзывов. Восстановились баланс и гармония в общей звуковой массе, которую In Flames рождали в муках в первом десятилетии нового века. Для сравнения, послушайте, например, «All for Me» и ту же «The Quiet Place», благо далеко ходить не надо: ссылки на видео с концерта имеются на этой же странице. И почувствуйте разницу. Она явно в пользу новой песни.
Кстати, именно на новые песни и был сделан акцент в сет-листе группы. Оно и неудивительно, ведь актуальный европейский тур и призван нести в массы свежий материал: с «Sounds of a Playground Fading» было сыграно аж семь песен. При этом забыли сыграть мощную и эмоциональную «Enter Tragedy», которая лично у меня из всего альбома является главным фаворитом. Что удивительно, не было ни одной проходной песни. Все легко узнаваемы и, что называется, не лишние. Разве что «Take This Life» не в тему, но, опять же, у меня к ней исключительно личная антипатия. Многим нравится, наверное. Хотя я бы предпочел «Embody The Invisible». Наверное, эту мысль можно вынести и в качестве главного вывода после посещения концерта: классно, здорово, но всё-таки немного не то. Иначе я не ушел бы в гардероб с первыми аккордами заключительной песни. И, как выяснилось, правильно сделал: именно сотня людей, которые предвосхитили события, без давки забрали свои вещи и вышли из клуба. Буквально через пять минут всю многотысячную толпу закрыли охранники, и выпускали уже узенькими ручейками. Последние из них покинули Арену, наверное, уже после полуночи. Но, раз им понравилось, значит, оно того стоило. А я в то время, дома в наушниках уже слушал свою любимую «Resin» 1999-го года.
Сет-лист:
- Sounds of a Playground Fading
- Deliver Us
- All for Me
- Trigger
- Alias
- Colony
- Swim
- The Hive
- The Quiet Place
- Where the Dead Ships Dwell
- Fear Is the Weakness
- Come Clarity
- Ropes
- Darker Times
- Only for the Weak
- Delight and Angers
- Cloud Connected
- The Mirror's Truth
- Take This Life
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
Zabra Hexx
А концерт - ну, так, на 3+ был.
сергей нечаев
Ardensul
Bodich
INGWINE
Bellardini
G o r e
Bellardini
G o r e
Napalm
Bellardini
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).