Возможность лично наблюдать рост группы от четверых финнов с виолончелями до пальцегнутых ребят с ротацией во всех утюгах даже нашей необъятной, не то чтобы уникальна, но, скажем так, любопытна. Конечно, это про Apocalyptica — казалось бы, не так давно состоялся их дебютный петербургский концерт, где они представляли исключительно чужой материал — а теперь уж за их плечами несколько самосочинёных лонгплеев. К чему бы это сдувание пыли минувших лет? А вот к чему: местом нынешнего концерта был избран ДК им. Ленсовета, где финны уже гостевали. И интересным, конечно, образом поменялся их взгляд на площадку: интересующиеся темой и владеющие, в том числе, навыками прогулок по социальным сетям, могли найти аккурат перед концертом нелицеприятные отзывы tech crew о выступательной локации на соответствующих фейсбучных страницах. И чёрт его знает, что виновато в данном случае — то, что тогда ещё веб пребывал в состоянии один.нуль и никаких твитбуков не существовало, или же увеличившиеся за годы групповые аппетит и требования. Ну, с залом-то ладно — его и правда грех не обдать лишний раз грязюкой, а вот на количественность человеков в зале грешить было нельзя: публика была всякая, от обильно волосатой до умеренно лысеющей, от стара и до млада. Упруго набившийся зал пульсировал и пчелино гудел — до старта оставалось полчаса, а терпеть многим уже было невмочь.
Раздражающее на многих рок-концертах свойство домокультурной площадки театральничать — медленно сводить до темноты люстровый свет — в данном случае оказалось вполне уместным, благо по понятным причинам выступление отдавало значительным академическим выхлопом. И тут как раз произошло резкое разделение публики на два лагеря. Первый, поняв, что сейчас-таки выйдут любимцы, привычно растопырил козы и взревел — рокъ! Второй недовольно зашикал — дайте, дескать, послушать чарующих музык. И будто ради того, чтобы подразнить обе половины, Apocalyptica начала с композиций, вполне приходящихся по вкусу и тем и другим. Вот, например, зонг про Квазимоду — достаточно медленный, чтобы расчувствоваться и вслушаться в виолончельные стоны, но имеющий вместе с тем тот нерв, который ценит мохнатая субкультура. Троица на авансцене самозабвенно возюкала смычками, но куда больше внимания привлекал барабанщик, восседавший под помпезным задником (отменная картина, которой, к сожалению, недодали света, и рассмотреть её нормально удалось уже на финишной прямой) и поначалу всколыхнувший мысль „А не Майк ли то Террана?” — разве так много ударников с белобрысым стоячим могавком, долбящих с соответственным драйвом? Но то оказался не Майк, а финское дарование (но, что забавно, тёзка на суомкий манер — Микко), игрой которого можно было заслушаться как из-за её выдающейся ценности, так и потому, что в некоторых частях зала кроме неё ничего и не читалось — при подключённом овердрайве все виолончели смешивались в поскрёбывание мочалом по стеклу. И удивительно потому прозвучала „боевиковая” часть — финны как следует вжарили, выдав народу железа в виде „Master of Puppets”, но без нужного „дж-дж”, который Apocalyptica давно уж навострились извлекать из инструментов; „хруп-хруп” — вот тот максимум, что можно было услышать. Зато с визуализацией всё оказалось в порядке — видали ли вы, как человек таскает по всей сцене полноформатную виолончель, да ещё наяривает волосяные вертолёты при том (разумеется, умудряясь не без успеха и с долженствующей ровностью на ней играть)? Раз нет — не бывали вы на Apocalyptica, потому что именно так и подаёт себя ансамбль.
Несмотря на очевидную схожесть выступлений Apocalyptica в целом, в рамках единичного концерта разнообразие потрясающее. Вот потешили сердца филармонических меломанов; вот сочная хитовая косточка для тех, кто горлопанил припев про кукловода так, что финны разулыбались и жестами предложили продолжить louder than now. Но контрастный музыкальный душ — отнюдь не единственное, что квартет может предложить зрителю. Как всем известно, с некоторых пор Apocalyptica отошла от полностью инструментального материала к более лёгким для восприятия альтернативнороковым шлягерам с вокалом. Зная заранее программу по заботливо слитому хельсинкскому сет-листу, было интересно — как же финны поступят с аж тремя номерами, оснащёнными гостевым вокалом Типе Джонсона, — не повезут ведь его с собой по всей России (хотя чего было гадать — прошлый концерт тоже был отмечен вокалированием главного ленинградского ковбоя)? Однако, как выяснилось, очень даже и повезут: Типе объявился как раз после воздания должному Metallica, тут же компенсировав своё недолгое пребывание в рамках концерта активной работой с залом. На петербуржцев посыпались рассказы о том, как лично он рад пребывать здесь, и каким удивительным экспириенсом для вокально-инструментальных стало путешествие на российской гордости, произведённой немцами — паровозе „Аллегро”. Кажется, он действительно потряс финна — тот упомянул и о его собственной крутости, и, в том числе, привлекательности тамошнего буфета. Бедный, наверное, он и не чаял, при всей русофильности, какие поезда гоняют у нас в города, которым не повезло быть столицей, а ведь, пожалуй, знакомство с ними ещё ждало его впереди. И, видимо, буфетные просторы будоражили Типе так, что отпел он отнюдь не так бодро, как говорил — но отсутствие драйва до некоторого момента было присуще всей группе сразу, кроме заводного барабанщика. Имевшие удовольствие посетить Apocalyptica в рамках летних фестивалей в Финляндии и прочей Европе ахали и вздыхали, описывая подкашивающиеся ноги и смятое виолончельным напором тело. Для россиян финны оставили лишь ровное выступление, в котором даже помянутые забеги по сцене с виолончелями отдавали механистичностью.
Отпев своё, Типе удалился со сцены до поры биса, и остальные музыканты последовали за ним, оставив Пертту Кивилаксо владеть залом в одиночестве. И тот завладел, начав самую консервативно-филармоническую часть концерта. В помещении повисла тишина, которую изредка разбавляли неуверенные посвисты одобрения — трудно же понять, что делать рокеру: махать-таки козой, или всё-таки ещё нельзя? — которые срезались недовольными шиканьями. По окончании играемой „Quutamo”, был явлен ещё один шоу-кунштюк: пока Пертту заставлял свой инструмент жалобно плакать в тиши, ирокезистый Микко успел взобраться на технический балкон, повесив на брюхо большой барабан. Десяток секунд длилось его выступление на верхотуре, после чего внимание вновь следовало переключить на сцену — там как раз собрались оставшееся струнное трио, чтобы продолжить свои classical-опыты. „Sacra”, пожалуй, была драматической кульминацией всего концерта — подгулявший звук наконец вернулся на своё законное место, дав возможность внимательно расслушать тройной союз — не Ростроповичи, конечно, но передышку академизмом организовали отлично. Ну а перед тем, как вновь жечь рокенроллом, Топпинен, становящийся всё более разговорчивым, похвастался Миккой, о котором в рамках данного текста уже так много: мол, наш мальчик талантлив, и не только палочками махать умеет, но и смычок держать обучен. Мальчик и вправду оказался талантлив: выстроившийся на авансцене виолончельный квартет живо извлёк из памяти времена, когда именно так Apocalyptica и выглядела — без ритм-поддержки, в относительной статике… Но на дальнейшие воспоминания времени уже не хватило — пришла пора для выхода из задумчиво-мечтательного состояния, и выбор песни для этой цели оказался крайне удачным: „Nothing Else Matters”, автора которой не следует представлять лишний раз, при своём спокойном нутре вполне способна расшевелить заскучавший зал — как же, хит, истёрший пальцы начинающих гитаристов и радиодинамики.
И тут произошло чудо, почти библейский миракль: воскрешение полумёртвых — Apocalyptica приободрились до крайней степени, и теперь все их телодвижения казались не заученными приёмчиками, без которых стыдно выползать на сцену, а живой реакцией на собственную музыку. Может, виной тому некая доза алкоголя — Пертту и Эйкка излучали ту энергию, что приобретает человек, накативший стограммулю — но финальный блок основной программы пролетел как на духу. В нём смешалась и сепультуровская „Симфония разрушения”, и металликовская „Найти и уничтожить”, ну и свои спид-металлические „Fisheye” с „Last Hope” прозвучали чуть ли не круче заслуженных седых номеров. Ну а потом, как это обычно бывает: группа скрывается за кулисами, и зал делает вид, словно бы он удивлён преждевременному финалу, вызывая кумиров назад. Apocalyptica уходила два раза, но зато и сыграла в рамках обоих бисов не одну–две песни, а вовсе и четыре, включая измочаленный отрывок из „Пер Гюнта”, отбив прощание соответствующей моменту „Farewell”. Что ж, достойное заключение для концерта, который вспыхнул так, как надо, лишь в оставшейся трети, вместо того, чтобы жарить и испепелять с самого начала. Так что и благодарность группе будет купированной в соответственных частях: …бо!
Сет-лист:
- On the Rooftop With Quasimodo
- 2010
- Grace
- Master of Puppets (Metallica cover)
- End Of Me (with Tipe Johnson)
- I'm Not Jesus (with Tipe Johnson)
- Quutamo
- Sacra
- Beautiful (Mikko Siren on cello)
- Nothing Else Matters (Metallica cover)
- Last Hope
- Fisheye
- Seek & Destroy (Metallica cover)
- Inquisition Symphony (Sepultura cover)
Encore:
- At the Gates of Manala
- I Don't Care (with Tipe Johnson)
- Hall of the Mountain King
Encore 2:
- Farewell
Выражаем благодарность NCA за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).