На мой взгляд, один из главных секретов долголетия, крепкого здоровья и позитивного взгляда на происходящее вокруг прост, как и всё гениальное – человек просто должен чувствовать себя на своём месте. Получение искреннего удовольствия от того, чем занимаешься действительно способно творить чудеса! А уж если никто при этом не вставляет тебе палки в колёса и мерзкий внутренний голосок не напоминает о досадных компромиссах с собственной совестью – значит смело можно считать, что “жизнь-то налаживается!”, как говорилось в одном замечательном анекдоте. Поэтому недавнее посещение сольного выступления легендарного Джона Лорда, о котором сейчас и пойдёт речь, не столько потрясло меня как некий выдающийся концертно-зрительский опыт, как просто заставило совершенно искренне порадоваться за седовласого и безграничного уважаемого ветерана рок-музыки. Спустя буквально пару композиций от начала шоу, мой знакомый, сидевший рядом, наклонился поближе и произнёс те слова, которые, видимо, витали не только в наших головах, но и в головах у многих присутствовавших. Сказал же он буквально следующее: “Молодец, что ушёл! Посмотри, как радуется!”. И знаете – с этим было невозможно не согласится! Разумеется, это не вовсе не значит, что в последние годы своего пребывания в составе Deep Purple мистер Лорд совсем не получал удовольствия от бесконечной череды постоянных гастролей. Что тогда, что сейчас, как на сцене, так и вне её, мы видим безупречно профессионального английского джентльмена, который никогда не позволит себе дурно отзываться о коллегах или жаловаться на собственные невзгоды. Просто в этот вечер разница между “тем” и “этим” Джоном была заметна особенно ярко. В каждом движении, в каждом жесте, в хитром перемигивании глазами с музыкантами, в энергичном топтании ногой по полу – буквально во всём было заметно насколько классно заслуженный корифей жанра чувствует себя именно сейчас, на этакой импровизированной пенсии. Играя только то, что ему хочется, и играя это для людей, которым действительно интересен именно его концерт, его песни и его личность.
К сожалению, во всех плюсах всегда находятся и свои минусы. В частности, из предыдущего предложения о “правильных” слушателях, пришедших на этот концерт, вытекает весьма печальный, но неоспоримо логичный довод – людей, которые исправно покупают новые альбомы мистера Лорда и с удовольствием ходят на его выступления, в Москве очень мало. Если сравнить посещаемость совсем недавно отгремевшего в “Олимпийском” шоу самих Deep Purple, то условная доля тамошних зрителей, которые всё-таки соизволили зайти в этот апрельский вечер на огонёк к легендарному клавишнику, стремится к унылой пропорции в одну восемнадцатую. И это я ещё сильно округляю цифры – на прихворавшего Гиллана и Ко вполне могли прийти и все двадцать тысяч, всё-таки необъятные просторы внушительного спорткомплекса трудно поддаются точному анализу. А вот уютный сидячий зал “Крокус Сити Холла” – запросто! 20 апреля в нём собрались ну никак не больше тысячи человек. Правда организаторы успели предвидеть столь позорную посещаемость своего будущего мероприятия, и вообще не стали продавать билеты на балкон, оставив для зрителей усечённый вариант зала, с партером и амфитеатром. Но что даже и это скромное пространство будет заполнено от силы на две трети, я не мог предполагать даже в самых худших опасениях. Вообще, при невероятной российской популярности буквально всего, что имеет хоть какое-то отношение к магическим буквам DP; при огромной узнаваемости и уважении к личности Джона среди фэнов; при культовом статусе и благоговейном трепете по отношению к около-священным партиям “Хэммонда” на культовых пластинках; в конце концов, при наличии очень неплохо поставленной атаке простого обывателя рекламными щитами со светлым ликом маэстро – настолько серьезный провал зрительского успеха на этом концерте даже не то чтобы оставляет в недоумении, скорее вызывает чувство горечи. “За державу обидно!”. Обидно, что для всех этих тысяч и тысяч слушателей, мистер Лорд так навсегда и останется “классным органистом Дип Папл”, где он, при всём, как говорится, уважении, никогда не играл ведущую творческую роль. А все его оркестровые, блюзовые, да и, по большому счёту, любые другие музыкальные откровения, которые он пишет сам и от всего сердца, всем слабо уважаемым тру-советским рокерам глубоко фиолетовы. Или пурпурны, как кому нравится. Думаю, что решающим фактором здесь выступило не только практически полное отрицание Джоном рок музыки, как полноценной составляющей нового витка своего сольного плавания, в которое мистер Лорд отправился с выходом своего сольника “Pictured Within” в 1998 году. Как мне кажется, очень большую роль здесь сыграл предыдущий сольный концерт маэстро в Москве, в октябре 2009 года. Видимо, все желающие тогда уже успели увидеть героя своей молодости воочию и не слишком обрадовались от количества симфонических экзерсисов нежданно и без спроса влившихся к ним в уши. Помнится, приходилось видеть в интернетах отзывы о том мероприятии в духе: “Спал в первом отделении. Иногда просыпался во втором. Сыграли только три вещи Пёплов! Оркестр всё испортил. Лучше бы остался дома!”. Ну вот, пожалуй, единственным плюсом столь позорной посещаемости стал как раз факт, что все особо одарённые и, правда, остались дома. В зале собрались люди, которым
действительно интересен Джон, как творческая личность. Читай – никто не кричал “Смок он зе вотер давай!!”. Смех смехом, а я ведь с опаской ждал подобного и чуть ли не заранее готовился краснеть перед маэстро за местных олд-фагов, которые никогда не стесняются лишний раз продемонстрировать свою непроходимую тупость.
Вообще, краснеть за наших – к сожалению, очень частое явление для российских концертов любого рода. Не говоря уже о столь “хитрых” мероприятиях, когда поклонники хард-рока приходят на выступление сильно схожее, как по манере проведения, так и по общей атмосфере, с вечером в консерватории на Большой Никтитской. К счастью, в этот вечер всё прошло как по маслу. Практически все зрители с неподдельным интересом внимали прекрасной музыке, в которой в этот вечер не было недостатка. Да и вели себя исключительно подобающим образом – соблюдая тишину в симфонических произведениях и одобрительно хлопая и маша руками в более развязных роковых вещах. Тем более что место проведения было выбрано совершенно безошибочно – если обычно местные концертные залы могут только добавлять минусов в общую копилку впечатлений от посещённого мероприятия, то в случае с “Крокусом” это всегда одни сплошные плюсы. Не устану повторять, что для проведения качественных и не шибко “активных” роковых выступлений никакой реальной альтернативы этому прекрасному месту в Москве просто не существует. С входом и выходом публики здесь редко бывают какие-либо проблемы; в зале не приходится сидеть с коленями, вжатыми в спинки передних кресел; с самого последнего балконного ряда всё равно видно ровным счётом всё, что происходит на сцене, да и далеко не с самого далёкого расстояния – в общем, в “Крокусе” всегда приятно даже просто находится. Не говоря уже о практически перманентно идеальном для этого зала звуке, который на выступлении рок-бэнда с оркестром играл практически самую главную роль. И в этот раз местные мастера не подкачали – баланс между электрическими и акустическими инструментами был найден очень удачно, и в этом импровизированном “миксе” ничего не терялось и никто никого не заглушал. Оставалось только с удовольствием откинуться назад и ловить потоки прекрасной музыки от прекрасных исполнителей. Кстати, несколько слов и о них. В общем-то, по сравнению с предыдущим заездом Джона в Россию, мало что изменилось. Сам маэстро бОльшую часть выступления вновь провёл за несколько потрёпанным, но проверенным временем Stainway & Sons; периодически обращая свое внимание на тот самый внушительный “ящичек”, которому он, собственно, и обязан всей своей карьерой – ещё более потрёпанный и заслуженный “Хэммонд”. Прикреплённые к нему таблички с надписями “Time Machine” и “Back To The Future” говорили сами за себя. Как я уже и говорил, наблюдать за неповторимой мимикой и размеренными действиями мистера Лорда было одним сплошным удовольствием – человек, вот уже больше 40 лет практически живущий на сцене, всё ещё способен ловить кайф от сверкающих софитов и внимания публики! Вот он, с нотами в руке, степенно идёт, поправляя очки, от рояля к органу. Вот он, неспешно похлопывая ладошами в такт музыке, лично наведывается проверить хорошо ли себя чувствуют его музыканты. Настоящий английский лорд в действии, и совсем даже неважно, что никаких королевских знаков отличия наш Джон пока ещё не снискал. Не в титулах, всё-таки, счастье!
Счастье в этот вечер можно было также прочесть на лицах аккомпанирующего рок-бэнда, которые опять играли на большой сцене со своим кумиром. Как и в прошлый раз, в этом качестве выступили музыканты из венгерского трибьют-проекта Пёрпл Cry Free. За вычетом клавишника, естественно. Их игра совершенно не бросалась в глаза и пришлась к месту разве что как неплохой аккомпанемент. Что и неудивительно – от наследия обычной кавер-группы, которая вдруг попала в какой-никакой центр внимания, никуда не денешься. Хотя барабанщик Тамас Татай сумел-таки впечатлить меня умелой подачей довольно разнящихся подходом партий в двух отделениях программы – мне показалось, что он явно достоин лучшего места под солнцем, чем имеет в данный момент. Также “пошёл на повышение” и вокалист Аттила Шольц – помимо своего обычного поста за перкуссией, на этот раз ему доверили выйти на авансцену и спеть “Lazy”. Что он с готовностью и сделал, не обойдясь, правда, без запомнившегося многим забавного конфуза – бедного венгра просто забыли подсветить и он доблестно отпел бОльшую часть песни, стоя на сцене в темноте. Таким образом, мы стали свидетелями весьма забавного публичного унижения, почти что “for the great justice!”. Ну да ладно, ребятам можно даже и позавидовать – ведь большинство значительно более интересных кавер-бэндов так никогда и не выбираются за пределы местных клубов. Зато проблем со светом не возникло у двух штатных певцов, которые, впрочем, опять были теми же самыми личностями из октября 2009 года. Очаровательная полька Касия Ласка очень достойно и чувственно исполнила две лирические “женские” баллады “Wait A While” и “The Sun Will Shine Again”, ничуть не уступив ни Сэм Браун, ни Анни-Фрид Лингстад, спевших их в оригинале. А вот валлиец Стив Бальсамо меня серьёзно разочаровал – если в задумчивой, полной светлой грусти, “Pictured Within” он ещё звучал более-менее терпимо (хоть и без необходимого надрыва), то яркую энергетику “Pictures Of Home” он просто убил на корню своим сладеньким баритоном. Финальные три композиции с вокальной точки зрения тоже, увы, не особо понравились – непонятное решение петь их все дуэтом привели разве что к замечательной иллюстрации старой русской пословицы про погоню за двумя зайцами. Жаль, что Джон её, видимо, никогда не слышал.
Ну а в качестве хоть какого-то отличия от предыдущих гастролей мистера Лорда в России на сцене присутствовали другие классические музыканты – в этот раз это был симфонический оркестр Москвы “Русская Филармония”, под управлением Фабио Мастранжело, известного пианиста и дирижёра итальянского происхождения, который довольно давно работает в России. К этому коллективу не может возникнуть никаких претензий – они работали как единый, идеально слаженный механизм, точно воспроизводя созданные Джоном партии. Включавшие, в частности, крайне любопытные и добавившие красок в старые знакомые вещи свежие симфонические аранжировки для “Perfect Strangers” и уже упомянутой “Pictures Of Home”. Также, рядом с музыкантами Cry Free, можно было заметить ещё одно “новшество” этого концерта – приглашённую англо-немецкую скрипачку Энн Фиби, которая уже сделала себе имя, переиграв со многими уважаемыми рок-ветеранами, среди которых в этот раз оказался и маэстро Лорд. К сожалению, особого места для её привычного экспрессивного солирования в концерте не нашлось. Но даже просто смотреть на Энн в действии мне всегда было очень приятно, не стал исключением и этот вечер. Ну и, наконец, умеренное различие представляла, собственно, программа. Умеренное – потому что, в общем-то, она стала чуть ли не тем же самым октябрьским сэтом двухгодичной давности. За исключением того, что в первой части выступления прозвучал не весьма спорный в своёй творческой состоятельности “Concerto For Group And Orchestra”, а, на мой взгляд, самая интересная сольная работа Джона за всю его карьеру – сюита псевдо-барочных танцев “Sarabande”, впервые увидевшая свет в качестве сольного альбома в 1976 году. Это монументальное произведение, великолепно стилизованное под “старину”, но одновременно с тем нашпигованное вполне современными рок-инструментами, в своё время вызвало у меня неподдельное восхищение. Посему восторгу просто не было предела, когда в этот вечер я услышал его во всей красе и полном объеме. И тревожная грусть в “Aria”, и приджазованная нежность в “Pavane”, и волнующий боевой клич в “Gigue”, и почти свингующая страсть в заглавной части – всё это звучало живо и ярко, пробивало до самого нутра. Может быть поэтому вторая часть концерта, с сольными номерами маэстро и набором классических вещей Deep Purple (с обязательным оргазмическим “Child In Time” в финале), так и не произвела должного впечатления. Признаюсь – я, в основном, шёл на “Sarabande”, её я и получил сполна. Так что концерт, несомненно, удался! Можно, конечно, сейчас, в заключение, придраться к недостаточно убедительной игре венгров, к крайне странному распределению вокала, к неисполнению некоторых весьма интересных клавишных партий из оригинала “Сарабанды”. Но заострять внимание на этом совсем не хочется. Главное – я был одним из немногих, кто лишний раз дал понять этому выдающемуся музыканту, что его собственная музыка вполне способна вызвать интерес и собрать хоть какое-то количество поклонников. Пусть нас мало, но зато мы в тельняшках! Пропустили Лорда? Вам должно быть стыдно.
Сет-лист:
The Sarabande Suite
- Fantasia
- Sarabande
- Aria
- Gigue
- Bourée
- Pavane
- Caprice
- Finale
- Pictures of Home (Deep Purple cover)
- The Sun Will Shine Again
- The Telemann Experiment
- Pictured Within
- Lazy (Deep Purple cover)
- Wait A While
- Perfect Strangers (Deep Purple cover)
- Soldier of Fortune (Deep Purple cover)
- Child in Time (Deep Purple cover)
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.
METAL87
Dirty Trip
Ты им самим это скажи, поржут)
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).