У жанра джей-рок есть сразу две интересные особенности: он почти целиком строится на заимствованиях с разных и непохожих музыкальных стилей, и направлен при этом на весьма узкую аудиторию. Особенно ярко это подмечаешь в нашей стране. Популярность японской анимации, в связке с которой идет почти вся японская поп-культура, дает группам из Японии достаточно весомый повод, чтобы вообще сюда приезжать. То есть пребывание в жестком культурном гетто всей этой сцене играет на руку: тут спрос у довольно широкой аудитории поддерживается нечастыми (навскидку, прошлогодний Мияви, два визита Gothika и Girugämesh) привозами подобных команд в Россию. Интересно так же, что более интересные японские коллективы к нам упорно не везут. Вспомнить тех же Mono с их шедевральным последним альбомом или лицо местного мат-рока, группу Toe. Однако даже такой искусственный дефицит джей-рока не дает права настолько завышать цены на входной билет. Столько в «Точке» не стоили даже самые уважаемые ветераны синтетики; такие цены больше подходят важному бритпопу, выступающему с концертом в «Б1». Но в противовес все же хочется морально оправдать организаторов за финансовые затраты. Здесь очень сознательным (а может и вынужденным) ходом выступает отказ от приглашения разогревающей команды. Так или иначе, но «джей-рока» у нас в стране нет и, кажется, не было. А приглашение ярких сценических коллективов (Systemshock вполне подошел бы) сторонних жанров выглядело ну очень притянутым.
Можно догадаться, что к девяти часам зал набился молодыми особами и сопровождающими их молодыми людьми, которые, извините, смотрелись только в качестве балласта. Окончательное соотношение к началу выступления было примерно десять к одному в пользу прекрасных дам. Притом никакой поддержки со стороны публики не было вообще — никого так и не угораздило хотя бы разок позвать группу. Оставалось только недоумевать по поводу подобранной фоновой музыки: биг-бит и поп-музыка 90-х удивляли не меньше, чем так и не снятый с новогодних праздников баннер с Дедом Морозом.
Но отсутствующее поведение буквально занавесом падает после появления музыкантов. Никакого «разогрева» не требовалось и подавно — девушки будто экономили силы, чтобы максимально тепло встретить японцев. Сбитый индустриальный ритм рвет пространство, оправдывая ту самую поп-музыку чуть раннее. Музыканты появляются очень сдержанно, приветствуя зал лишь парой скупых жестов. При этом солист обладает просто уникальной сценической артистичностью: не оттягивая на себя внимание, он ловко поддерживает нужное конкретной песне настроение или же, наоборот, напряжение. Он чаще пропускает и выражает через себя партии своих музыкантов; одновременно эмоционален, становясь на колени в особо экспрессивные моменты, и чрезвычайно скован — то есть просто неподвижно стоять для него тоже не проблема. Тацуо одновременно и с нами, и выше нас, он и друг, которых пожмет руку, и наставник, который обнимет учеников, пришедших слушать его.
Что звук «валится из рук» — никого не волнует, особенно когда беспощадно ломит тот самый бит, и приятно гремит тяжелый бас. Но это только начало с прагматичной функцией «поднять» публику. Дальнейшая программа вызывает уважение отказом от боевиков и металла: это разномастная стилизация от скоростного фанка и сочного душевного соула до медленных джазовых номеров, все с переложением в плоскость рока. Теперь все становится на свои места: гитара насыщенная, бас глубокий, а вступление бэк-вокала ощутимо и вообще имеет какой-то смысл.
В завершении официального сет-листа они играют нон-стоп чуть ли не три композиции разом и после очень жирной точки прощаются слишком коротким взмахом руки. Понятно, что это совершенно не конец, от чего «Аригато!» звучит неутомимо. И действительно, почти за час активной подачи со сцены группа совершенно не утомляет, а на музыкантов продолжаешь смотреть с тем же трепетом и обожанием. Строгим костюмам Mucc теперь предпочитают майки своего же мерча, которые почему-то смотрятся как цветная пижама. Теперь и раскованности кажется гораздо больше и какой-то близости к залу, которая странно образовалась за их отсутствие. Тацуо со второй попытки читает заранее приготовленную речь, самое важное в которой: «Мы вернемся». Вообще в московских клубах, кажется, уже давно не было слышно настолько бурных реакций на рядовое «Добрый вечер» и «Спасибо». На волне успеха, гитарист Мия смело заявляет, что он любит борщ, а басист признается в своей мечте о русской матрешке, которую, к слову, тут же и получает. Обмен культурными ценностями продолжается и после — солист коллектива к всеобщей радости регулярно примеряет на себе аксессуары фнаток.
Поэтому концерт доигрывается со странным ощущением родственности. Некие культурные границы и разница в менталитетах стерлись, и на сцене уже не японцы с их диким языком и обычаями, а вполне себе «наши» ребята. Даже интонации в песнях звучат ближе и роднее, и будто понимаешь лиричные посылы, не глядя на незнание языка. Тацуо замирает в своем фирменном патологически долгом поклоне — пример сумасшедшей выдержки, вызывающей восхищение.
Концерт Mucc — это замечательный пример того, как очень профильная группа может быть интересна широкому кругу слушателей. Стилизация и эклектичность жанра сейчас всех устраивает, поскольку только добавляет в зал необходимого дружелюбия. И именно поэтому обещание вернуться очень важно — посмотреть их выступление нужно обязательно, вне зависимости от жанровых рамок.
Сет-лист:
1../ Falling down
2. Zeroshiki
3. Chemical Parade
4. Fuzz
5. Corruption [堕落]
6. Ageha
7. Circus [サーカス]
8. I Am Computer
9. Polaris [ポラリス]
10. Hane [羽]
11. Yakusoku [約束]
12. Shoufu
13. Shiva
14. Howling
15. Lion [ライ|
Encore
16. Saishuu Ressha
17. Ranchuu
18. Freesia
19. Waza [業]
Выражаем благодарность The Motley Concerts за предоставленные аккредитации.
Текст: Николай Удинцев
Фото: Кира Нефедова
Me-and-Wimp
печалька((((((((((((
Tehhi
во-первых сразу хочется поправить и сказать, что скандировать имя команды публика начала еще за час до выхода музыкантов, и это факт, поэтому говорить о том, что публика никаким образом не поддерживала их - по меньшей мере странно.
во-вторых, Татсуро (а не Тацуо), ну в крайнем случае Тацуро - не был скован... согласна в том, что он пропускает партии через себя, но то, что некоторые песни вовсе не требуют движения - отнюдь не означает скованность вокалиста. По крайней мере, если вам довелось увидеть их прошлогодний концерт, то на нем Татсуро совершенно спокойно перемещался по сцене используя всю пластику, которая свойственна японцам. Я, например, еще ни разу до этого не видела, чтобы человек в мгновение взобрался на колонки, которые в то время стояли одна на другой, т.е. на высоту порядка двух метров и сел сверху на колонках в позе лотоса. И это Татсуро!
Ну и третий момент - на анкоре музыканты вышли не в своем мерче, а в подарках поклонников. О чем совершенно четко и ясно сами сказали.
И в-четвертых, "намного более интересные команды" - понятие всегда относительное. Лично для меня Мукк являются одной из тех групп, на которые я пойду всегда. Жаль только, что в Японии это не удалось сделать, потому что билеты раскупаются там моментально.
Николай, прошу прощения, если вдруг задела комментарием. Ваш отчет действительно очень хорош в плане передачи эмоциональной наполненности, просто хотелось скорректировать ряд моментов.
Krug
CDO
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).