Laibach. Название, знакомое каждому, кто хотя бы малость интересуется музыкальным жанром индастриал. За 30 лет творческой деятельности Laibach проделали огромный путь от индастриала как мы его понимаем (группа стояла у истоков жанра), через милитари-индастриал и дэнс-индастриал к электронике (последний на сегодня альбом группы — «Laibachkunstderfuge» — не что иное как электронная обработка «Искусства фуги» И. С. Баха). Если проследить творческий путь группы, то можно убедиться, что от музыки разрушающей Laibach, как и, к слову, их коллеги по индустриальному цеху Einsturzende Neubauten, пришли к музыке созидающей, при этом оставшись верными себе. По-прежнему каждое шоу — концептуально и отточено до мелочей, по-прежнему каждый их альбом — это манифест, просто форма выражения стала другая. И не стоит уже ждать того «Лайбаха», музыканты которого одеты в форму, лишь на первый взгляд похожую на фашистскую (хотя на самом деле, она даже не похожа), и который исполнял марши, стилистически подстроенные под «арийские». Этого ничего нет, исчез даже фирменный знак группы — чёрный крест, который теперь можно найти лишь на продающейся всевозможной атрибутике. По этой части Laibach щедры на ассортимент: в этот приезд зрителям предлагались, кроме привычных футболок, также повязка на руку и салфетки-слюнявчики. Естественно, с логотипом группы (хотя недосягаемая планка тут — презервативы с надписью «Achtung», продававшиеся в 2005 году на концерте в «Точке»). Нет, всё, что напоминает о «армейском» прошлом в сегодняшнем «Лайбахе» – это армейское галифе и сапоги на вокалисте Милане Фрасе.
«Лайбах» образца 2010 года — это электронная формация, где-то даже переходящая в трип-хоп. Из обширного репертуара группы исполняются вещи с трёх альбомов – «N.A.T.O.», «WAT» и «Volk». Если, конечно, речь не идёт о каких-либо специальных программах, типа «Volkswagner» с симфоническим оркестром или «Laibachkunstderfuge», где выступает электронный состав «Лайбаха» и без Фраса (исполняется материал с одноимённого альбома 2008 года). И если первая была разовым проектом, то со второй группа вот уже два года как время от времени выступает, благо, материал крайне интересный.
Однако в 2010 году группа отмечает юбилей — 25 лет со дня выхода своего первого альбома. Того самого, безымянного, с изображённым лишь чёрным крестом на обложке. Специально к юбилею группа переосмыслила и перезаписала материал с него — в скором будущем это всё выйдет под названием «Laibach Revisited». Собственно, так же называется и концертная программа, с которой словенцы приехали в Москву.
«Старый-новый» материал выдержан в духе «Лайбаха»-2010. Чтобы лучше всего понять, как это, советую послушать материал с альбома «Volk» и представить, что в номера добавлены индустриальные вкрапления из прошлого. К величайшему сожалению, вкрапления эти — лишь запрограммированные семплы и исходят из ноутбука. В общем, если не знать, какого рода музыку исполняет группа сегодня и ждать тех самых «Mi kujemo bodočnost» или «Država» в оригинальной обработке, можно сильно разочароваться. По всей видимости, многие именно по этой причине решили не ходить на концерт, так что ангар «Б1» был заполнен от силы наполовину, да и то заполнился он не сразу. Те же, кто пришёл, получили дозу «Лайбаха» сполна. Выбрав в качестве интро к концерту позывные радио «Маяк» и запись новости о полёте в космос Юрия Гагарина, Laibach немало удивили публику (хотя, судя по звучавшим перед концертом из динамиков советским песням, к чему-то такому стоило готовиться).
В первой части концерта были исполнены как раз ранние композиции группы, с первого альбома и альбома «Rekapitulacija 1980-84» в новой обработке. Стоит признать, что переработаны старые треки весьма основательно — распознать номера можно было только основательно вслушавшись в текст, либо распознав знакомые мелодические ходы (как, например, проигрыш в «Država», хоть и изменённый, но всё же похожий на оригинальный). Каждый номер непременно сопровождался видеорядом — на четырёх экранах можно было видеть то кадры из «Триумфа воли», то кадры родов, пущенных от конца к началу. При этом то и дело в экранах появлялись либо фразы, либо отдельные слова на английском или немецком. За видео-составляющую отвечала целая команда под неизменным руководством Ивана Новака, заседавшая в будке звукорежиссёра. Новак — один из основателей Laibach и, наряду с Фрасом, единственный постоянный участник коллектива. И пока Фрас выступает на сцене в качестве фронтмена, Новак рулит светом и видеорядом.
Отыграв старого материала на сорок минут, Laibach перешли к материалу с альбома «Volk». Материал альбома «Volk» – это, если кто не знает, не что иное, как гимны государств, обработанные и переосмысленные. В записи этот материал может показаться затянутым, но на концерте он раскрывается во всей красе. В этот вечер с «Волка» было исполнено четыре номера – «Америка», «Англия», «Турция» и «Франция». Остаётся пожалеть, что не был исполнен, пожалуй, лучший номер с альбома – «Израиль», но, видимо, группа руководствовалась какими-то своими мотивами — в концертах «Лайбаха» продумана, повторюсь, каждая деталь. Не было и «NSK», этакого «номера-мостика» от программы «Volk» к более ранним вещам — обычно на время этого номера группа удаляется за кулисы. В этот раз «Tanz Mit Laibach» прозвучал как гром среди ясного неба, ознаменовав тем самым третью, «танцевальную» часть концерта. В этой части традиционно исполняются композиции с «WAT» и «N.A.T.O.», на которые публика, опять же по традиции, реагирует особенно бурно. Всё именно так и было. Были те, кто танцевал (или маршировал?) под «Tanz Mit Laibach» и «Achtung!», да и «Alle Gegen Alle», в какой-то степени тоже к этому располагало. В этой части группа исполнила 6 номеров, закончив выступление композицией «God Is God» с альбома «Jesus Christ Superstars». Но понятно, что это был не конец. Все понимали, что будет исполнен, как минимум, еще один номер с «Volk» – «Россия». И действительно, первым бисовым номером прошла «Россия», припев которой – гимн России – был воодушевлённо пропет залом. А вторым (и последним) бисом стала «Словения», в финале которой на экранах замелькали названия славянских городов — Москвы, Екатеринбурга, Варшавы, Брно и других. Последним городом был Трбовле, родной город Laibach. После «Словении» группа вновь покинула сцену, но быстро вышла на поклон под звуки «Laibach Medley», нарезки из главных хитов группы. На экранах в это время шли финальные титры с указанием исполненных песен (с авторством каждой из них) и людей, участвовавших в подготовке шоу. Гениальный ход, до которого почему-то никто больше не додумался, а ведь это не что иное, как знак уважения. Как к публике, пришедшей на концерт, так к тем людям, которые концерт готовили — они-то всегда остаются в тени тех, кто выступает со сцены.
Чем хороши концерты Laibach — так это тем, что после них остаётся ощущение опустошённости. То есть ты понимаешь, что концерт был очень крутым, и ты получил колоссальный заряд энергии, но тебе необходимо несколько дней, чтобы всё полученное уложилось в голове. А когда всё уложится, обязательно захочется на концерт великих словенцев ещё раз. Это и есть искусство. Новое словенское искусство. Neue Slowenische Kunst. NSK.
Выражаем благодарность Клуб Б1MAXIMUM за предоставленные аккредитации.
CRUGER
Dr Wadson
И на Oomph не пойдут...
Mendor
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).