Прошло совсем немного времени с момента проведения знаменательного (и даже можно сказать, знакового), многим запомнившегося события – фестиваля Petrodoom 2007 (27.01.2007), о котором я подробно рассказывал ранее. И вот любителям дума и смежных жанров в нашем городе был представлен следующий концерт, который также должен был быть, согласно афише и пресс-релизу, выдержан в рамках соответствующего направления. Название мероприятия, как и в первом случае, имело в своем составе слово “Doom”, однако сам концерт проходил на другой площадке (на этот раз – в “Арктике”), а также презентовался другими организаторами (Blood Corp). К сожалению, первоначальная афиша концерта весьма отличалась от того действия, что было явлено слушателям в тот вечер, и объяснялось это заменами, причем как объявленными заранее, так и довольно неожиданными. Сыграли свою роль и некоторые стилистические несоответствия в музыке выступавших коллективов.
Я зашел в зал клуба в 16:40, что было, по моим ощущениям, весьма ранним временем, однако к тому времени концерт уже начался, и на сцене находилась первая команда, а именно Dih (такое написание названия было предложено в заявке). Из источника, близкого к группе (одной из их поклонниц – поверьте, есть и такие!), было, впрочем, установлено, что название должно записываться следующим образом: D.i.H., что, в свою очередь, является аббревиатурой от фразы Doomsday Is Here (если я правильно всё понял). Не останавливаясь более на деталях, связанных с названием группы, отмечу, что это было первым её выступлением, вызвавшим у пришедших к тому времени в “Арктику” зрителей, мягко говоря, недоумение и ощущение присутствия на концерте юношеской (точнее, девической, потому как группа состоит всего из трех девушек) самодеятельности. D.i.H., конечно, не играли дум, а представили то, что могли: непрофессиональную “игру”, вылившуюся в странный поток какого-то drone / industrial с элементами типичного нойза (вряд ли это было задумано, но, увы, так получилось). Удовольствие от подобного получали, пожалуй, только знакомые и подруги девушек-участниц, расположившиеся рядом со сценой. Десяти минут прослушивания D.i.H. (они закончили играть в 16:50) мне вполне хватило для составления мнения о них, и я подумал о том, как хорошо иногда бывает приходить не к самому началу концертов.
Второй выступавшей в тот день группой были Предтечи (17:05-17:25), о чём ясно свидетельствовали одинаковые футболки музыкантов (это, право, уже начинает становиться дурным тоном) с напечатанным на них названием коллектива. Будучи уверенными в том, что все присутствующие сумеют разобрать название на футболках (что было не так уж очевидно для некоторых), музыканты не представились. Не были они представлены и организаторами, хотя в афишах группа не значилась, и о замене (Предтечи заменяли не приехавших из Москвы по непонятной причине музыкантов Deceptive) подавляющее большинство пришедших попросту не знало. Вряд ли подобную замену можно бы было охарактеризовать как полноценную: Предтечи (равно как и первая группа) явно не вписывались в концепцию фестиваля, однако были призваны заменить опытную московскую дум/дэт команду. В целом, стиль группы Предтечи можно охарактеризовать как stoner / heavy metal с довольно странным (и местами неприятным) мужским вокалом, хаотичными, но в то же время пафосными партиями барабанов и пугающими текстами на русском языке. Пожалуй, единственное, что могло бы заинтересовать неискушенного слушателя в музыке Предтеч – неплохие (хотя и редкие) гитарные проигрыши. Группе позволили отыграть всего двадцать минут, чем музыканты, похоже, остались недовольны. Но для большинства слушателей времени, проведенного группой на сцене, опять же, было вполне достаточно для полного понимания ситуации.
Формация НИМФ (что, как и D.i.H., является сокращением и обозначает Новую Истерическую Маниакальную Философию), приехавшая к нам из Москвы, представила свою программу третьей по счёту (17:35-18:19). Перед началом выступления клавишник группы представил композицию (некую “Концепцию света”) в шести частях, заранее перечислив причудливые названия каждой из частей, так как общая программа далее исполнялась НИМФ без перерывов. “Золотой” состав группы распался из-за трагических обстоятельств около года назад, о чём также было упомянуто во вступлении. Музыканты были одеты в белые рубашки, а вокалистка – в светлое платье, что, в общем, соответствовало в целом немрачной музыке, исполняемой группой. Этот, несомненно, интересный коллектив исполняет музыку, находящуюся на стыке таких стилей, как drone, sludge, doom и dark ambient; тексты преимущественно русскоязычные. Вначале показалось, что клавишник по совместительству работает в качестве дирижера этого камерного коллектива, состоящего из пяти человек (женский вокал, клавиши/мужской вокал, гитара (выдвинутая во всех смыслах на передний план), бас, барабаны). Далее клавишник стал отбивать такт рукой, выполняя функцию метронома, а также показывал находящимся сзади него музыкантам, когда им следует вступать, что производило странное впечатление. Эту концептуальную формацию отличает женский (в основном, декламационный) вокал; также отметим использование вокалисткой нотных листов. Примерно в середине выступления клавишник остался на сцене в одиночестве и пытался представить некие “темные” музыкальные пейзажи публике, не особо, нужно заметить, внимательно слушавшей НИМФ и, по ощущениям, не воспринимавшей их серьезно. Москвичи также активно используют такой вокальный прием, как шепот (в основном, мужской), который может сопровождать несодержательный soundscape, создаваемый гитарой и клавишными инструментами. Было замечено, что группе НИМФ из зала не без интереса внимали музыканты питерской post-doom (скажем про их нынешний стиль вот так, неопределенно) команды Inter Arbores, чьи последние музыкальные достижения в определенной степени коррелируют с представленным на концерте материалом НИМФ. На мой взгляд, ненужный для их музыки гитарный перегруз нередко ясно ощущался в зале; первая часть выступления создавала впечатление какой-то неправильно собранной музыкальной мозаики. Отсутствие композиционного единства и развития подчеркивали не связанные между собой первые части составного произведения; правда, заключительные части “Концепции” были способны скорректировать это мнение. Цельного впечатления от, без сомнения, интересного выступления москвичей у меня, к сожалению, не осталось: по-настоящему интересные проигрыши и идеи были представлены уже ближе к концу выступления. Местами голос вокалистки (особенно при его повышении) казался мне несколько неприятным. Отмечу, что если бы музыкальная пьеса НИМФ развивалась в композиционном плане логически, то всё должно было бы закончиться death metal-образным фрагментом (примерно как на последнем альбоме англичан My Dying Bride), однако, такие достижения в построении программы, похоже, группе пока недоступны. Завершение выступления вокалист резюмировал следующими словами: “Спасибо. Это была группа НИМФ ровно год спустя своего распада”.
Следующая выступавшая команда – Symphonia Obscurum (18:37-19:23), также приехавшая к нам в город из столицы, представила несложный материал в жанре doom/death metal, без клавиш, но также с русскоязычными текстами. Из минусов сразу хотелось бы отметить однообразность этого материала и статичность музыкантов (5 человек: вокал, две гитары, бас, барабаны,- словом, классика) на сцене, что, в общем-то, частично можно списать на стиль. В то же время, иногда в музыке гостей встречались интересные гитарные партии. Громче же всего в зале звучали, как ни странно, барабаны. Песня “Новое божество” закончилась каким-то неожиданным thrashcore проигрышем, элементы core и даже stoner присутствовали и в следующих за ней композициях. Вторая часть выступления Symphonia Obscurum, по сути, не представляла собой чистый doom/death metal, а являла довольно странную музыкальную смесь (это подтверждали такие песни, как “Свет” и предшествующие ей). В композиции “Симфония тьмы” вокалист также сыграл на флейте в полуакустическом инструментальном вступлении, а затем использовал в том числе и чистый вокал. Эта композиция запомнилась больше других из собственного материала “Симфонии”, однако по-настоящему “расшевелить” публику музыкантом удалось только под конец своего выступления. Напоследок (или “на закуску”, по образному выражению вокалиста) был исполнен кавер на композицию “Sleeping Beauty” группы Tiamat, и в ней флейта уже показалась “забитой”. В целом же, выбор этой песни и её исполнение оказались достойным завершением сета Symphonia Obscurum.
Выступавший следом коллектив из Москвы Птица Рух (или The Crashdown Bird – замечательный “перевод” названия на английский язык, не правда ли?) также представил doom/death metal программу. Группа также состояла из пяти участников (гитара, гитара/лид-вокал, бас/бэк-вокал, клавишные (за них отвечала девушка), барабаны). Вокалист, как это ни странно, предстал перед публикой в футболке Onkel Tom; он и другие музыканты активно перемещались по сцене, менялись друг с другом местами, с удовольствием позировали фотографам. Что же касается музыки, то материал Птицы Рух представлял собой довольно традиционный дум/дэт с клавишами и исключительно мужским вокалом в исполнении двух участников, переменно сменявших друг друга (по этой причине указанное выше разделение вокала на лидирующий и бэк-вокал может показаться другим слушателям довольно условным). Качественная подача материала обеспечила группе теплый (насколько это было вообще возможно в тот вечер) прием публики, также этому способствовали и запоминающиеся композиции, такие как “Frustration” и “Shadow Of Total Contamination”. Вообще же, музыканты держались на сцене очень уверенно, и было видно, что у команды есть немалый опыт концертных выступлений. Некоторые композиции Птицы Рух были выдержаны в melodic death metal ключе, о чем, в частности, говорил быстрый темп композиций. В заключение своего выступления музыканты исполнили шутливую песню “Синий Василиск” с текстом на русском языке, а в музыкальном отношении содержавшую даже элементы хумппы, а в основе имевшую упомянутую выше melodic death структуру.
Шестыми по счету на сцену вышли музыканты местной группы Iraventus (20:33-21:17). Они стали единственной командой, которая смогла принять участие как в музыкальном марафоне Petrodoom 2007, так и в обозреваемом мероприятии, поставив тем самым своеобразный рекорд по участию в тематических дум-фестивалях. О выступлении Iraventus на Петродуме я подробно писал ранее; к сожалению, на этот раз, в отличие от концерта в “Орландине”, музыкантам откровенно не повезло со звуком: несмотря на достаточно длительную настройку, им не удалось добиться четкого и различимого звучания. Особенно это касалось клавиш (как в зале, так, похоже, и на сцене) и вокала, с которого попросту забыли или не сумели убрать ненужное и чрезмерное “эхо”. Несмотря на осознание проблемы со звуком, музыканты приложили при игре все усилия, чтобы скрасить этот негативный аспект. Они исполнили как вещи со своего сингла “Awake”, так проверенные временем песни, а также “относительно новую вещь” (если я правильно понял, рассказывающую про “гибель германских войск в лесах”). Музыканты Gardarika – группы-хедлайнера фестиваля, во время сета Iraventus находились прямо в зале, уже с подготовленными музыкальными инструментами и, по всей видимости, настраивались морально на свое выступление. Для Iraventus этот концерт, увы, не был лучшим; при исполнении последней композиции, за которой следовало уже ставшее традиционным для группы инструментальное outro, басист (и по совместительству вокалист) группы отложил свой инструмент в сторону и исполнил вокальную партию как свободный участник. Неудивительным было то, что общей звуковой картины отсутствие баса при этом отнюдь не испортило!
Гости из Украины (г. Запорожье) Gardarika, начавшие играть в 21:26, перед своим выступлением любезно предоставили мне промо-диск своего новейшего альбома “Волкодав” для рецензирования, что мы обязательно сделаем в будущем. Группа работает в стиле (pagan) doom/death metal, причем тексты песен написаны на русском языке. В ней четыре участника: лидер-гитарист, ритм-гитарист/вокалист, басист и барабанщик. Материал в основном среднетемповый, но иногда встречаются и исполненные в более быстром темпе отрывки. После исполнения первой композиции фронтмен поприветствовал публику и рассказал стихотворение на украинском языке (насколько я смог уловить, про воинов). С сожалением должен отметить, что к началу выступления прибывших издалека гостей в зале “Арктики” осталось до неприличия мало слушателей, впрочем, неактивных и малочисленных и до этого. Было обидно за старавшихся и подготовленных музыкантов Гардарики, достойных внимания и явно ожидавших его со стороны питерских меломанов (техник группы, приехавший вместе с ней, также выполнял функции фотографа и запечатлевал как музыкантов, так и оставшуюся в зале публику). Более всего из материала украинцев мне запомнилась эпическая длинная композиция “За спокойствие мира”.
В заключение отмечу, что прошедший фестиваль Winter Doom мог бы при определенных обстоятельствах стать достойным тематическим продолжением Петродума 2007. Однако, по разным причинам, в полной мере таковым он сделаться не смог, не выполнив миссию “чисто думового” мероприятия. Однако, в то же время, это не означает, что концерт не был достоин внимания вовсе. Остается пожелать организаторам сделать определенные выводы по итогам этого фестиваля и постараться проводить следующие события на более высоком уровне. Зная о грядущих мероприятиях, смею надеяться, что это вполне возможно.
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Текст: Александр “MindMasque” Баранов
Ernst Steinrig
S yvajeniem, Ernst.
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).