«Клубными» днями в Хельсинки по праву считаются пятница и суббота – очереди перед барами в 60 человек и больше в эти дни мало кого удивляют. Тем не менее, два самых знаменитых клуба в городе, да и, возможно, во всей стране открыты далеко не каждый уик-энд. “Tavastia” и “Nosturi” функционируют преимущественно как концертные площадки.
В субботу 16 сентября толпа около индустриального клуба “Nosturi” (фин. “подъемный кран”) начала собираться не в привычные 11 вечера, а уже в 8. Готы, расты, этнические и языческие персонажи рассматривали вывешенные на дверях рекламные плакаты концерта Amorphis и 45 Degree Woman. К огромному расстройству тех, кто не позаботился о приобретении билетов заранее, на этот раз в очереди не было ни одного желающего отдать вожделенный кусок картона за сумму, в 4-5 раз превышающую оригинальную. Впрочем, билеты были распроданы еще за неделю до шоу.
Фанаты, которым явно не светило попасть на концерт, бросали жадные взгляды на ярко освещенные окна второго этажа клуба, где гротескной тенью время от времени мелькал вокалист Amorphis Томи Йоутсен. Двери открылись ровно в 9, за полтора часа до выступления 45 Degree Woman, многообещающей метал-команды из Хельсинки. Продюсер их дебютного альбома, Хиили Хиилесмаа, уже работал с Sentenced, HIM и Apocalyptica.
Пока народ еще не спешил к сцене, не слишком быстро заполнялся и верхний ярус клуба, где расположена барная зона и наиболее выгодные зрительные места для тех, кто не хотел бы оказаться в центре слэма на танцполе. То и дело в поле зрения попадали девушки, молодые люди и трансвеститы с дредами по колено. Возможно, поэтому мало кто обратил внимание на Томи Йоутсена, который добрые полчаса мило беседовал с барменом около одной из стоек.
45 Degree Woman начали свое выступление с видеозаставки ковбойской тематики с типичным западно-техасским водевильным мотивом. Честно говоря, мне это доставило несколько неприятных минут – перспектива слушать металл по-техасски в течение часа не очень то радовала. К счастью, звучание изменилось, как только участники группы появились на сцене – гроулинг, тяжелые гитарные риффы и довольно жесткая лирика на английском языке. Что не совсем обычно, больше всего внимания к себе привлекал барабанщик Кари «Корак» Реини, как я позже узнала, создатель и идейный вдохновитель команды. На мой взгляд, он оказался куда более харизматичным, чем вокалист
Микко Виман.
Во время получасового перерыва перед выступлением Amorphis в “Nosturi” стало действительно жарко. Казалось, что лимит площадки в 800-1000 человек уже исчерпан, но почти половина слушателей разбрелась по коридорам и закоулкам клуба и теперь направилась в основной зал. Было невозможно пошевелить рукой не только на танцполе и в барзоне, но и на лестницах, в проходе на бэкстейдж и коротких коридорах, которые имели хоть какой-то выход к сцене.
Ровно в 23.30 началось действо. Все сливки реакции публики снял барабанщик Йан Рехбергер, впрочем, при появлении на сцене Томи Коивусаари и Томи Йоутсена у фанатов открылось второе дыхание. Свое выступление группа начала с психоделическо-романтичной “Leaves Scar” с последнего альбома “Eclipse”. Зал встретил группу на ура. Сразу обозначился и единственный недостаток всего выступления – из-за густого дыма в сочетании со световыми эффектами сцена просматривалась максимум на пять шагов вглубь, по крайней мере, с танцпола и нижнего яруса площадки. Время от времени из-за колонок появлялся Томи Коивусаари или Эса Холопайнен, но большую часть времени были видны только их нечеткие силуэты. Сантери Каллио и Йан Рехбергер из-за обильных спецэффектов были практически все выступление скрыты от глаз публики. Впрочем, особого расстройства со стороны зала я по этому поводу не заметила – вокалист, путающийся в собственных дредах, с молотом Тора на шее и, подобно тому же Тору, грозно потрясающий микрофоном аки молотом, приковал к себе взгляды как к этому времени достаточно пропитых металлистов за 30, так и впечатлительных 18-летних девушек.
Обстановка все больше накалялась, и напряжение в зале чуть спало только на время исполнения акустической “My Kantele”. Amorphis крайне удачно составили сет-лист выступления – залу как раз нужно было услышать что-то умиротворяющее и успокаивающее, а то некоторые девушки от восторга уже начали падать в обморок. Впрочем, времени на то, чтобы прийти в себя, у них было мало – после “Alone” впервые за историю группы в Финляндии вживую прозвучала песня “Brother Moon”. Мне до сих пор не понятно, как по законам физики Томи Йоутсен при такой скорости вращения дредами не взлетел под потолок клуба на манер вертолета.
Хиты следовали один за другим, и обстановка в зале уже мало напоминала индустриальный клуб – публика на шаманский манер зажигала под восточные напевы вкупе с жестким death-metal, и вечеринку явно из душного клуба следовало перенести к огромному костру на берегу моря во время праздника Солнцестояния. Ощущение языческого действа еще сильнее усилилось во время исполнения “Perkele (God Of Fire)”, основанной на национальном эпосе Калевала. Теперь дым и оранжевые софиты играли на руку группе – создался потрясающий эффект адского пламени, из которого то появлялся, то снова исчезал Томи Йоутсен, сам в этот момент похожий на бога Огня. Пожалуй, полностью ощутить себя богом ему удалось во время исполнения “The Castaway” – у клуба сорвало крышу. Причем как в буквальном, так и переносном смысле – над выполненной из металлических балок хартаграммой, висящей на потолке, открылся люк, сквозь который можно увидеть усыпанное звездами ночное небо.
После “The Castaway” группа удалилась за кулисы, предварительно расшвыряв в первые ряды барабанные палочки и медиаторы. Конечно, было сразу понятно, что своих кумиров зал просто так не отпустит. Когда топот ног, крики “We want more!”, свист и вопли ‘Tomi!!!” не возымели должного действия, понеслись уже ругательства и даже угрозы. Неизвестно, что для Amorphis имело большее значение, но они почти сразу вновь появились на сцене и исполнили на бис еще 3 песни.
Напоследок остается сказать, что по субботам в Хельсинки принято гулять до 4 утра, и большинство людей, пришедших на концерт, явно собирались продолжить свой праздник жизни где-то в другом месте. Тем не менее, даже если они и не смогли выстоять очередь из 60 человек в ближайший бар, потрясающий заряд энергии в этот вечер им явно был обеспечен.
Сет-лист:
- Intro
- Leaves Scar
- Against Widows
- Into Hiding
- Day Of Your Beliefs
- My Kantele
- Alone
- Brother Moon
- On Rich And Poor
- Under a Soil And A Black Stone
- Perkele (God Of Fire)
- Sign From The North Side
- The Way
- Goddess Of A Sad Man
- The Smoke
- The Castaway
Бис:
- House Of Sleep
- Drowned Maid
- Summers End
Выражаем благодарность Spinefarm Records и Jouni Markkanen за предоставленную аккредитацию.
Текст: Яна Б.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).