Длиннющая очередь на вход – неотъемлемый атрибут любого аншлагового концерта в клубе «Точка». В ней можно легко простоять и час, и полтора, если на пару десятков минут не рассчитать время подхода к клубу. Нам, к счастью, повезло, и столько стоять не пришлось, но время подумать и вспомнить прошлое все-таки было…
Очень хорошо помню, как 12 лет назад, в конце августа 1994 года, ко мне в руки попала кассета с альбомом Helloween “Master Of The Rings”, и как моему удивлению не было предела, когда я обнаружил, что вместо уже привычного Михаэля Киске вокалистом на альбоме значился некий Энди Дерис. Смена певца всегда проходит болезненно, но мало кто тогда представлял, что “Master Of The Rings” разделит историю группы на два периода – до Энди и с приходом Энди. Как ни крути, именно он все эти годы олицетворял собой Helloween, и от того, любите ли вы голос Энди, в значительной степени зависит восприятие сегодняшних концертов Helloween. И пускай группа до сих пор продолжает исполнять старые песни, с вокалом Энди они звучат совершенно по-другому. Хорошо или нет – это уже другой вопрос…
Лично я к Энди отношусь очень положительно, а диск “The Dark Ride” считаю вершиной творчества группы, поэтому перспектива увидеть группу уже в пятый раз показалась мне очень соблазнительной, даже несмотря на то, что я прекрасно представлял себе, что такое аншлаг в клубе «Точка». Но когда я вошел в зал, действительность превзошла мои самые ужасные ожидания. Впрочем, Helloween никогда не везло с концертами в России. Их первое московское выступление состоялось весной 2001 года в уже ставшем притчей во язцыех зале ЦСКА и запомнилось преимущественно присутствием на входе конной (!!!) милиции и настолько ужасным качеством звука, что музыканты сами себя не слышали на сцене и пару раз сбивались. Второй раз группа посетила Москву осенью 2003 года, выступив в «Лужниках» на фестивале RokFest, но учитывая тот факт, что перед выходом на сцену Helloween мне пришлось посмотреть кем-то злостно испорченный сет Masterplan и кошмарную англоязычную программу Арии (см. подробный отчет в архивах нашего сайта), адекватно воспринять программу «тыковок», к тому же, урезанную до 55 минут и с опять-таки далеким от идеала звуком, мне также не удалось.
Сейчас на дворе октябрь 2006 года, и группа снова играет в условиях, далеких от идеала. Первое, что мне бросилось в глаза в зале – это огромных размеров порталы, которые не помещались на сцене и поэтому были размещены прямо на полу по диагонали от углов сцены до самых колонн. Разумеется, угол обзора сцены они очень сокращали, а звук позади порталов я даже не буду пытаться описать. Таким образом, насладиться концертом можно было только в том случае, если встать на довольно небольшом пространстве прямо напротив сцены, но к тому времени, как мы проникли внутрь помещения, это пространство было забито народом просто до отказа. Впрочем, к началу концерта до отказа было забито уже все, что можно – и весь партер (даже в тех местах, где ничего не видно и почти ничего не слышно), весь второй этаж (куда особенно ушлые зрители проникали за небольшую мзду охране), все возможные лестницы и даже третий этаж, на котором зрители оккупировали все имеющиеся в наличии стулья. Они влезли бы и на столы, но этого, даже за мзду, охрана не позволяла. В общем, если кто до сих пор ужасается по поводу аншлага на прошлогоднем концерте Lake Of Tears, лучше забудьте о своих претензиях. В этот раз в «Точке» все было гораздо хуже.
И ладно, если бы благодаря вышеупомянутым порталам Helloween добились какого-то неземного звука. Так ведь нет – их аппаратура, похоже, была рассчитана на площадку размеров, как минимум, Малой Спортивной Арены «Лужников», а в «Точке» была совершенно неуместной. То есть, было очень громко. Барабаны и бас было слышно просто превосходно. А вот гитары всю дорогу шли где-то на заднем плане, и если в сольных кусках их вполне можно было разобрать, то основные мелодии (причем как в партере, так и на третьем этаже) постоянно заглушались грохотом барабанов. Вокал было слышно более-менее. Но сам вокалист оказался в этот день отнюдь не на высоте. Бесспорно, Энди Дерис – потрясающий шоумен, и в «Точке» он в очередной раз с блеском доказал все свои таланты на этом поприще. Было и хоровое пение вместе с залом, и небезуспешные попытки объяснить суть каждой песни с помощью жестов, и множество других его коронных приколов. Однако главная обязанность вокалиста – это адекватное воспроизведение вокальных партий, а с ними Энди справлялся далеко не всегда. Я не стану оценивать, насколько современные трактовки “Future World” и “Halloween” отличаются от студийных записей с участием Михаэля Киске, потому что, как мне кажется, манеры пения этих двух певцов кардинально отличаются друг от друга. Но огрехи в исполнении современного материала на разницу тембров и манер не спишешь, поэтому могу сказать совершенно точно, что половину нужных нот в “Mr. Torture” Энди просто не вытянул. Боюсь, что это был просто не его день – на всех предыдущих концертах Helloween, на которых я побывал, Энди пел на порядок лучше.
В ситуации, когда лицо группы выглядит, скажем так, не идеально, его, по идее, должны прикрывать другие участники. И они, конечно, пытались, но если вы хоть раз видели на сцене Михаэля Вайката, то знаете, что особой активности от него ждать сложно. Маркус Гросскопф и Саша Герстнер вели себя более живо, но если сравнивать это выступление с концертом на «Рокфесте», то воздействие длительных турне на музыкантов становится более чем очевидным. Музыкантов, конечно, можно понять – они не роботы, а турне длится уже год. Возможно, в связи с этим, а может быть, в связи со скромными размерами зала, свое роскошное шоу, которым так восторгались посетившие концерты Helloween в течение этого года, группа в Москве не показала. Из программы вылетели и барабанная дуэль Дани Лебле и Маркуса Гросскопфа, и гитарная дуэль Дани и Саши Герстнера, и два замечательных эпика “Occasion Avenue” и “Keeper Of The Seven Keys”. Это, конечно, печально, но даже тот сет-лист, который был исполнен в Москве, ооказался настолько хорош, что это, пожалуй, единственный аспект концерта, к которому у меня нет претензий. Группа добилась практически идеального баланса старых песен и новых, боевиков (“Power”, “Eagle Fly Free”) и медленных вещей (“If I Could Fly”, “A Tale That Wasn’t Right”), общепринятых хитов (“Future World”, “Dr. Stein”) и неожиданных, но тоже очень классных композиций (вышеупомянутая “A Tale…”). Главным сюрпризом стало исполнение “Mr. Torture” с моего любимого диска “The Dark Ride” – эта песня авторства давно покинувшего Helloween барабанщика Ули Кюша, как мне казалось, уже навсегда улетучилась из сет-листов группы. А если учесть, что сразу после нее прозвучали “If I Could Fly”, “Power” и “Future World”, то вряд ли будет преувеличением, если я скажу, что концовка основного сета вышла у Helloween просто феерической.
Не менее мощным получился и выход на бис – часть зрителей, опасаясь давки на выходе, рванула в гардероб сразу после ухода группы со сцены, и благодаря этому в партере освободилось немного места и стало возможно дышать. Так что когда прозвучали первые аккорды “Mrs. God”, толпа перед сценой принялась отрываться с удвоенной силой, а уж когда Helloween заиграли “I Want Out”, тут уж с ума посходили даже те, кто стоял на месте весь концерт. Еще один бис – и снова классический хит, на этот раз “Dr. Stein”, и снова полное безумие в зале, в ходе которого забываешь и про очереди на вход, и про чудовищную тесноту, и про плохой звук, и про все остальное. Вот оно, счастье – пусть на несколько минут, но зато на всю катушку!
…В очереди в раздевалку у меня снова было время подумать. И я пришел к выводу, что теоретически концерт мог быть очень хорошим, но проводить его в «Точке» - решение не из лучших. Это очень хороший клуб, но он катастрофически мал для коллектива такого ранга. Конечно, скоропостижное закрытие ДК Горбунова очень сильно спутало промоутерам карты, но если бы Helloween играли в зале «Дружба», и билеты стоили не 1400 рублей, а, скажем, 800, группе вполне по силам было бы собрать столько же народу, сколько пришло в январе на Gamma Ray. И тогда никто бы не жаловался на то, что весь концерт он стоял на одной ноге и видел сцену лишь изредка, или на то, что из всех инструментов он слышал лишь барабаны и бас. К тому же, среди моих знакомых число людей, которые хотели бы пойти на концерт, но не смогли заплатить за него такую астрономическую цену, переваливает за десяток, а ведь я знаю далеко не всех поклонников тяжелой музыки в Москве и ее окрестностях. К сожалению, промоутеры решили не рисковать. Что ж, это их право. Но лично я уже потерял надежду хотя бы раз в жизни посетить нормальный концерт Helloween. В следующий раз на их выступление в «Точке» я вряд ли соглашусь выбраться…
Сет-лист:
- King For A 1,000 Years
- Eagle Fly Free
- Hell Was Made In Heaven
- Halloween
- A Tale That Wasn’t Right
- Drum solo
- Mr. Torture
- If I Could Fly
- Power
- Guitar solo (Sascha)
- Future World
Бис 1:
- Mrs. God
- I Want Out
Бис 2:
- Dr. Stein
- Light The Universe (outro)
Выражаем благодарность SPIKA Merchandising за предоставленные аккредитации.
Текст и фото: Роман "Maniac" Патрашов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).