Скажу вам сразу, что Toy Dolls – моя самая любимая панк-группа в мире. К моему величайшему сожалению, я пропустил их концерт в «Горбушке» в 1997 году и с тех пор долго и безуспешно мечтал о том, что в один прекрасный день группа снова посетит Россию. И вот, наконец, этот прекрасный день настал – Toy Dolls дают единственный концерт в клубе «Апельсин». Но столь ли прекрасным получился этот день? Трудно ответить однозначно…
С самого начала концерт, что называется, не пошел. Оказавшись в клубе в восемь вечера, мы с удивлением обнаружили, что группа прямо сейчас дает пресс-конференцию, причем эта конференция должна закончиться буквально через пять минут. Правда, лучше б мы о ней вовсе не знали, поскольку ее посещение не добавило нам положительных эмоций. Мало того, что трое участников Toy Dolls – бессменный вокалист и гитарист Ольга, басист Том Губер и барабанщик Эмейзинг Мистер Данкан, присоединившийся к группе менее года назад – выглядели откровенно недовольными и даже несколько высокомерными, а на вопросы отвечали односложно и невпопад, так они еще и запретили на пресс-конференции фотосъемку. Такого на моей памяти не позволяла себе ни одна рок-звезда, независимо от ее масштаба. Даже у Deep Purple и Роджера Уотерса не возникало с этим никаких проблем, так что почему такое учудили панки, причем не какие-то желторотые выскочки, а люди, стоявшие чуть ли не у истоков этого движения, мне откровенно непонятно. Под конец некоторые присутствовавшие на мероприятии дамы все-таки уломали Ольгу на некоторое количество фотографий в обнимку, но у меня всякое желание фотографировать и фотографироваться уже пропало.
Дальше было еще веселее. Назначать концерт на 9 вечера – это уже достаточно неразумный ход, ведь масса зрителей приезжает в клуб из Подмосковья, и попасть домой в этот вечер им крайне проблематично. Toy Dolls, однако, сделали именно так, причем по непонятным причинам задержали выход на сцену еще на 50 минут от назначенного времени. При этом группа была в клубе, все оборудование ждало музыкантов на сцене, а в зале их ждали поклонники, которые забили помещение чуть ли не до отказа. Вокруг меня то и дело слышались далеко не политкорректные высказывания в адрес музыкантов, и зрителей можно понять – от английских панков меньше всего ждешь такого вот мегапафоса.
Когда стрелка часов перевалила за 21.45, я понял, что группе сейчас необходимо показать что-то уж совсем неординарное, чтобы я в них не разочаровался окончательно. И это, как ни удивительно, им практически удалось. Начало концерта было просто феерическим – звучит фонограмма знаменитейшего хита “The Final Countdown”, который на последнем альбоме Toy Dolls “Our Last Album?” переигран при помощи свистка для ловли уток, на сцену выбегают басист и барабанщик, а Ольга выпрыгивает из огромного ящика, полного конфетти. Звучит легендарная “Dig That Groove Baby” с одноименного дебютного альбома «кукол» 1983 года, и в зале мгновенно начинается такое… Нет, вы только не подумайте, что я никогда не видел моша и стейдждайвинга. Но ни на одном из трех московских концертов Exploited, ни на выступлениях Егора Летова и Гражданской Обороны, я не видел ничего подобного. Дайверы появлялись на сцене постоянно, иногда поодиночке, иногда группами по двое-трое, при этом явно горя желанием побрататься с музыкантами и совсем не стремясь обратно в публику. Какое-то время их пыталась остановить охрана «Апельсина», затем на край сцены выскочила тур-менеджер Toy Dolls, которая решила было вразумить толпу, кого-то вежливо, а кому-то показав средний палец, но в итоге пришлось прибегнуть к помощи двух дюжих ребят из туровой команды группы. Причем ребята отработали весь концерт на пять баллов – они крайне редко допускали дайверов к музыкантам и при этом сталкивали народ исключительно корректно, стараясь применять грубую силу по минимуму. А народ, поняв, что его на сцене никто не тронет, разошелся уже даже не на всю катушку, а вообще до беспредела. В зал прыгали не только панковского вида ребята, но и вполне цивильно одетые девушки, глядя на которых, я бы никогда не догадался, что они способны на такое экстремальное развлечение. А один товарищ умудрялся параллельно с дайвингом снимать концерт на видеокамеру! В общем, полное сумасшествие.
Что же сказать о самих музыкантах? Они тоже отработали на славу. Несмотря на то, что Ольга уже далеко не мальчик, да и его коллегам явно за 30, они рубились на сцене так, как редко позволяют себе даже двадцатилетние. Непрерывные прыжки, пробежки от одного края сцены, и при этом игра в сумасшедшем темпе, да еще столь виртуозная, что с ними не сравнится ни одна другая панковская команда. Где-то песен через пять Ольга спросил у зрителей: «Ну что, я еще не слишком стар для такой музыки?» Зал дружно взревел, давая понять, что еще далеко не стар.
Дальше стало еще угарнее – танец живота в исполнении басиста, появление Ольги на сцене в компании с исполинской надувной бутылкой шампанского во время исполнения “Lambrusco Kid”, акробатический номер Ольги и Тома, в ходе которого первый влез на шею второму, при этом оба не переставали играть. А игрались не только свои песни, но и классика. Причем классика в самом прямом смысле слова – «Токката» Баха, «Зал горного короля» Грига, «Танец с саблями» Хачатуряна. Представить себе эти произведения в панковской аранжировке более чем непросто, а уж сыграть их в таком виде и подавно невероятно, но музыканты справлялись с ними легко и непринужденно, как будто полжизни учились в консерваториях. Не подкачал и звук – слышно было все и в любой точке зала, а если кто-то и не попадал по струнам или нотам, то это не из-за неумения или невнимательности, а из-за очередного дайвера, который норовил или обняться с Ольгой, или пожать ему руку, а один молодой человек даже повязал Ольге на шею свой галстук.
А теперь о грустном – во-первых, огорчил сет-лист. Конечно, каждому не угодишь, и группа физически не может сыграть все любимые песни каждого из присутствующих. Но зная о том, что феноменальный диск “Absurd-Ditties” (1993) отношу к числу лучших работ Toy Dolls не только я, но и сам Ольга, я, как мне кажется, имел основания надеяться, что с него прозвучит несколько больше, чем две песни. Я не имею ничего против классики, такой как “I’ve Got Asthma”, “Lambrusco Kid” или “Yul Brinner Was A Skinhead”, но хотелось бы услышать и побольше песен из альбомов 90-х, ведь они ничем не уступают раннему периоду творчества группы.
Второй отрицательный момент – это продолжительность концерта. В первый раз группа попрощалась со зрителями уже через час после выхода на сцену. Потом были еще бисы (в том числе обязательная “Nellie The Elephant” с длинной импровизацией в середине), но для меня, который в полной мере «насладился» пресс-конференцией и почти час простоял без дела в ожидании музыкантов, этого было совсем мало. Я только-только избавился от негативных эмоций и начал наслаждаться музыкой, как шоу уже закончилось. Безусловно, долго играть такую музыку с такой отдачей крайне затруднительно, но для группы со столь солидным творческим багажом (11 студийных альбомов) один час 15 минут на сцене – это, извините, несерьезно.
Возможно, я просто слишком много ждал от этого концерта. Такое бывает часто – приходишь на концерт, ни на что особо не надеясь, а получаешь море совершенно сногсшибательных эмоций. А концерт, о котором мечтал всю свою жизнь, оказывается совсем не таким удивительным, каким ты его представлял. К тому же, если оценивать только само выступление группы без посторонних факторов, то поводов для расстройства не так уж много. Однако, как я уже неоднократно писал, концерт – это не только музыка из колонок, и все, что было в тот вечер помимо музыки из колонок, мне крайне не понравилось. К счастью, музыка в итоге пересилила, и баланс впечатлений все-таки склонился в положительную сторону, но совсем не настолько, насколько хотелось бы. Я ждал чуда, а получил просто хороший концерт. Стоит ли расстраиваться? Не знаю…
Выражаем благодарность Анне Гавриловой за предоставленные аккредитации.
Текст: Роман "Maniac" Патрашов
Фото: Наталья "Lynx" Хорина, Роман "Maniac" Патрашов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).