В 90-х Nightfall стояли у самых основ экстремального греческого метала и выпустили несколько ярких альбомов, которые сегодня с полным правом можно считать классикой греческой сцены. Но в отличие от куда более стабильных коллег в лице Rotting Christ и Septicflesh, биография Nightfall полна ухабов и извилистых поворотов. Группа не раз надолго пропадала из виду, чтобы вернуться с очередным сумрачным альбомом, а затем… вновь исчезнуть во тьме. Тем отраднее, что в последние несколько лет дела у Nightfall пошли на лад и, записав в 2021 году отличный альбом “At Night We Pray”, группа активно гастролирует и работает над новым материалом. Как мрачные грани сознания могут питать творчество, о борьбе с депрессией и о том, что сейчас происходит с группой, мне рассказал Эфтимис Карадимас – основатель и бессменный лидер Nightfall. Итак, вглядываемся во тьму.
>Привет, Эфтимис! Расскажи, пожалуйста, последние новости. Что сейчас происходит в тёмном царстве Nightfall?
Привет, дружище. Сейчас мы в процессе записи нашего нового альбома, чему очень рады.
Это отличная новость! И когда нам ждать альбом?
В 2024 году. Работа идёт полным ходом.
Насколько я могу судить, группа сейчас весьма активна и находится на подъёме. Кажется, всё происходящее в последние годы, в том числе и ковидная яма, сделали вас только сильнее?
В силу личных причин группа много лет была вдали от сцены, так что я вроде как привык к долгим перерывам. Трудности всегда оставляют после себя шрамы, но если мы можем найти приемлемые решения и сделать удачный выбор, это можно как-то пережить. Тем не менее, я не сторонник расхожей фразы: «то, что не убивает, делает тебя сильнее». Я знаю много случаев, когда проблемы решались слишком высокой ценой.
Многие музыканты сейчас жалуются на дороговизну туров. С какими сложностями тебе приходится сталкиваться в связи с этим?
С теми же, что и всем остальным. Цены нынче взлетели до небес, и мы ничего не можем с этим поделать, кроме как отыграть хорошее шоу везде, куда нас пригласили. Чтобы люди не пожалели времени и денег, потраченных на то, чтобы прийти на нас посмотреть.
Действительно, ты уделяешь заметное внимание театральности образа группы на сцене. Есть ли ещё какие-то идеи, которые тебе хотелось бы воплотить в плане развития имиджа, подачи?
Все деньги, которые мы получим от промоутера, будут потрачены на то, чтобы поднять уровень наших выступлений ещё выше. Этот театральный элемент очень важен. Наряду с музыкой это становится целостным опытом для зрителей. Люди стоят и смотрят на нас, как загипнотизированные львы. Это фантастика, потому что в такие моменты ты чувствуешь связь.
Сейчас у Nightfall очень интересный состав. Расскажи о каждом участнике, и как тебе удалось собрать всех вместе?
Мы крутая команда из четырёх человек. Играть с Фотисом, Костасом и Василики удивительно приятно. Фотиса (Фотис Бернардо – также играл в Septicflesh, Chaostar, Necromantia и др. – авт.) я знаю много лет. Он не сыграл на барабанах на нашем альбоме “Diva Futura” в 1999-м только потому, что в самый последний момент подвернулся кто-то другой. Так что играть сейчас вместе с ним – это как самоисполняющееся пророчество. Костас (The Slayerking, Nocta – авт.) – мой давний кореш ещё со времен альбома “Lyssa”, а Василики – первая женщина-музыкант среди всех, кто играл в Nightfall, и это классно. Мой подход к музыкантам в группе всегда был одинаковым – я всячески приветствую их вклад в музыку группы и обсуждаю все их идеи наравне со всеми остальными. Мой девиз: «Если мы хотим добиться успеха, это должен быть успех для всех; но если нам суждено пойти ко дну, то мы утонем вместе». Мы команда. Мне вовсе не по душе недавно возникшая тенденция, когда один или два основных участника нанимают сессионных музыкантов и называют это группой. Сольный исполнитель – это сольный исполнитель, дуэт – это дуэт, а группа – это группа, которая работает как единый коллектив. Всё должно проходить через коллективную дробилку группы, чтобы конечный результат стал результатом совместной работы всех музыкантов, а не одного или двух человек. Это и делает его особенным. Так что да, признание всех равными участниками очень важно, когда ты ведёшь группу. Такой у меня подход.
Между “Cassiopeia” и последним на сегодняшний момент альбомом “At Night We Pray” прошло 8 лет. С какими чувствами ты записывал альбом после столь долгого перерыва?
Было невероятно здорово вернуться в студию с новыми ребятами после долгого перерыва. Ты чувствуешь себя словно заново рожденным, и это добавляет свежести результату. Я люблю это ощущение.
Почему Nightfall распались в 2013 году, что пошло не так?
Такое случалось и раньше. Если посмотреть на историю группы, то условно можно насчитать 4 сезона – типа как в сериале от Netflix. И как-то так выходит, что все они приходятся на совершенно разные десятилетия, и каждый раз у нас другой лейбл и состав. Если бы мы были суперпопулярны как Metallica, думаю, нашлись бы любители теорий заговора, которые насочиняли бы сумасшедшие истории о том, почему это произошло.
Но возвращаясь к вопросу, дело в том, что я никогда не был тем музыкантом, который хотел бы часто что-то выпускать чисто ради бизнеса. Для меня искусство не является товаром, который можно запустить в производство и обеспечить стабильную производительность. Мы не машины. История, которую я хочу рассказать, послание, которое я каждый раз хочу передать, и то, как лучше всего это записать и подать – это такие вещи, которые требуют времени.
Вообще, как ты пишешь песни? Где истоки твоего желания творить?
Страдания и то, как мы, люди, справляемся с ними на протяжении многих лет – очень увлекательная тема. Мне повезло, что у меня есть эта группа, которая может превратить мои страдания в слова и музыку и поделиться ими с людьми, которые чувствуют то же самое.
Музыка, которую ты создаешь, для тебя это исцеление и терапия?
Для меня музыка это, прежде всего, духовная вещь.
Давай теперь подробно разберём “At Night We Pray”. Кажется, что в какой-то мере этот альбом возвращением к корням. И дело не только в музыке, ты даже вернул старый логотип Nightfall. Что это – переосмысление, или просто ностальгия?
И то, и другое. Сказав о ностальгии, ты напомнил мне припев из “Darkness Forever”:
“Aborted mission – Lost in space – All dead by nightfall
Holograms of demon hunters blow the lights out
Falling stars – Night disguised – Endless sea of wrath
Nostalgia of oneiric days – Knights of death swallow the seven rays”
(Примерный перевод:
«Миссия прервана – Ты потерян в космосе – С приходом ночи всё умирает.
Голограммы охотников на демонов гасят огни,
Падающие звезды – Ночной покров укрывает – Бесконечное море гнева.
Ностальгия онирических дней – Рыцари смерти поглощают семь лучей».
Ониризм – образный бред в виде галлюцинаций в просоночном состоянии, сновидение с ощущением абсолютной реальности его сюжета – авт.)
Расскажи, пожалуйста, о концепции “At Night We Pray”. Как долго ты вынашивал замысел альбома?
“At Night We Prey” рассказывает о депрессии. Я сам стал жертвой депрессии, но много лет отказывался это признать. Когда я с этим смирился, то решил поделиться своей историей с остальным миром. Я хотел вдохновить тех ребят, у которых могут быть такие же ощущения. Я призываю их открыться, принять это, обратиться за профессиональной помощью, тем самым обретя силу противостоять травле и общественному порицанию. Когда мы были молоды, то во всех бедах и прегрешениях винили общество, но теперь, став старше, мы пришли к пониманию, что всё в наших руках. Поэтому именно мы сейчас должны проложить для молодёжи путь к лучшему будущему. Эта история и легла в основу альбома “At Night We Prey”, и я очень горжусь им. Потому что этот альбом на 100% честен и служит куда более высокой цели, чем просто предлагает музыку, под которую можно потрясти башкой.
Вот как. То есть получается, что депрессия здесь используется не в обобщённом понимании и не в саморазрушительном контексте (как, например, в DSBM), а обозначена как конкретное явление и психологическая проблема?
Мы говорим о реальных вещах, а не о чувствах. Мне довелось узнать людей с психическими расстройствами, над которыми издевались и которых фактически загнали в изоляцию. Это люди, которые нуждались в помощи, но они остались одни. Отверженными. На “At Night We Prey” мы хотим привлечь внимание к этой части проблемы, её социальной составляющей, и потенциально убедить людей узнать об этом больше. Психические расстройства случаются и это естественная вещь. Но это ещё не конец света и определённо не стоит этого стыдиться. Ты ходишь к врачу и живёшь полноценной жизнью. Вот так всё просто. Но в то же время людям, страдающим от этого, так трудно это принять.
Такое произошло и со мной. И знаешь почему? Да потому что большинству людей плевать на других. Они просто сортируют людей, опираясь на стереотипы. Стереотипы о психических расстройствах очень стойкие. «Псих», «помешанный», «токсичный» – список таких негативных эпитетов можно продолжать и дальше. И это плохо как для общества в целом, так и для отдельно взятого человека. Вас могут так обозвать, и тогда вы окажетесь под ещё большим гнётом и негативной критикой.
В последнее время из Штатов пришла совершенно дурацкая тенденция, как избегать токсичных людей. Какие-то выдающие себя за гуру придурки считают правильным судить людей по настроению и изолировать их от остальных. Люди с психическими расстройствами борются с внутренними демонами и, конечно, у них не всегда получается быть милыми собеседниками. Но клеймить их как токсичных неприемлемо. Представьте, что вас отвергают и изолируют именно в тот момент, когда вам больше всего нужна поддержка окружающих. Это разрушает. Поэтому я рассказываю свою историю, чтобы вдохновить людей с психическими расстройствами встать на ноги, а всех остальных поддержать их.
Когда ты пришёл к пониманию, что сам страдаешь от депрессии?
Как я уже сказал, я не хотел признавать это в течение многих лет. Я не хотел верить, что это как-то влияет на меня. Я вырос в обществе, где люди просто считали, что человек либо нормальный, либо сумасшедший. Любые неочевидные проблемы считались надуманными или «девчачьими», если ты понимаешь, о чём я. Но пока ты испытываешь агрессивные перепады настроения, не имея возможности их контролировать, ты и сам становишься агрессивным. Качество твоей жизни снижается, и людям всё меньше нравится находиться рядом с тобой. Всё, тебя заклеймили. Принять своё состояние, открыться и обратиться за профессиональной помощью – единственный способ дать отпор. Оказаться в одиночестве в этой битве не получится. Так что давайте расскажем об этом всем.
Вообще слово депрессия в последние годы очень прочно вошло в лексикон большого количества людей. Кажется, что состояние разочарования и депрессии приобретает глобальный характер. По крайней мере, что касается «Западного мира».
Здесь надо понимать, что чувство разочарования или уныния – это совсем другая история. Мы же говорим о настоящей депрессии, а это клиническое состояние, вызванное биохимическими функциями мозга. Это состояние вне пределов мира чувств. Как и сломанную ногу, это нужно лечить. В последние годы неврология значительно продвинулась вперёд, поэтому мы всё больше читаем и слышим о депрессии и других психических расстройствах. Западные общества стали лучше осознавать ситуации, вызывающие агрессивную реакцию, и пытаются понять и контролировать такое поведение.
Но кажется этого всё равно мало. Одной рукой лечим, а другой сводим на нет все достижения. Сейчас мы ясно видим, как первобытные инстинкты, ярость и стереотипы в поведении опять всплывают на поверхность. Если соскрести тонкий налет «цивилизации», то под ним человек до сих пор стоит в пещере с факелом в руках. Мне всегда казалось, что цель человечества как вида – расти над собой, побеждая низкое начало. Но вся история говорит об обратном…
Ты правильно выразился: они действительно всплывают на поверхность. Примитивные инстинкты не могут умереть. Они прочно укоренились в самой сути нашего существования. Философия, религия, наука – все они стремятся свести к минимуму влияние животных инстинктов на наши действия. И в этом вся суть цивилизации.
Давай вернемся к Nightfall. “At Night We Pray” вышел на Season of Mist. Насколько комфортно ты себя чувствуешь на этом лейбле, планируешь ли продолжать с ними работу?
Французская культура в чём-то кажется весьма схожей с греческой. Благодаря Франции греческая метал-сцена стала известна всему миру. Именно альбом Nightfall “Parade into Centuries” и французский лейбл Holy Records, на котором тогда вышел этот альбом, официально распахнули ворота в 1991 году. И потом всё больше греческих групп стали подписывать контракты с французскими лейблами, что повлекло за собой знаменательные события. Так что да, быть с Season of Mist – это здорово. И наш новый альбом снова выйдет у них.
В этом году вышел сингл “Mean Machine” – кавер-версия на песню The Cramps. Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом релизе. В чем цель его выпуска, и почему ты выбрал именно этот кавер?
Это кавер, который мы сделали ещё в 90-х для японского издания альбома “Lesbian Show”. Один мой друг сказал мне, что его не найти в Интернете, поэтому мы и загрузили его. Тогда я выбрал эту песню, потому что она звучала как отчаянный крик человека, которого общество посчитало злодеем. Имеется в виду из-за стиля и внешности, а не из-за его поступков. И в итоге, обескураженный таким негативным отношением окружающих, он решил сыграть ту роль, которую ему отвели. Роль плохого парня. Я правда не знаю, несет ли оригинальная песня такое послание, но я интерпретировал её именно так. И поскольку в 80-е и 90-е годы примерно так общество и относилось к нам здесь, где я живу, из-за нашего имиджа, музыки, которую мы слушали, и всего того, что заставляло людей думать о нас негативно, я почувствовал с этим связь. Я помню, как многие из нас пытались доказать их неправоту, но некоторые приняли эту роль и испортили свою жизнь.
Какое для тебя главное разочарование, связанное с Nightfall, и какое высшее достижение?
Тот факт, что мы всё ещё здесь и людям небезразличны Nightfall – это достижение. Все те люди, с которыми я познакомился, пообщался и узнал их истории, благодаря этой группе, это для меня достижение. Я нисколько не разочарован в этой группе.
Как поживает твой проект The Slayerking?
О, спасибо, что спросил, Алекс (это я в миру – авт.). Я люблю оба наших альбома. Однако у The Slayerking нет обширной фанбазы для полноценной поддержки. А поскольку студийное время и живые выступления стоят очень недёшево, дела продвигаются медленно. Надеюсь, в ближайшие годы выйдет третий альбом.
Греческая сцена давно стала легендарной и обладает собственной уникальной атмосферой. Как думаешь, возможно ли однажды увидеть совместный тур или хотя бы фестиваль, участниками которого будут Nightfall, Rotting Christ, Septicflesh и Varathron?
Эта идея обсуждалась уже не раз, но всегда неофициально. Лично я на 100% за. Это было бы великолепно.
Спасибо, Эфтимис, что нашёл время ответить на мои вопросы! Возможно, придут лучшие времена, и мы сможем увидеться. Надеюсь, у всех нас есть хотя бы ещё один шанс… Что бы ты хотел сказать в завершение этого интервью?
Было приятно поговорить с тобой, Алекс. Я надеюсь, что ситуация в вашем регионе скоро успокоится, и люди снова будут жить в мире. Берегите своё физическое и ментальное здоровье и продвигайте миру величие России через искусство, в котором заключается великое наследие вашей страны. Я искренне желаю, чтобы этот кровопролитный конфликт с Украиной прекратился, и народы России и Украины вместе обрели мир. К тому же мы надеемся, что у нас будет возможность сыграть у вас. Сын нашего гитариста учит русский язык, и для него это была бы хорошая возможность потренироваться.