Evergrey :
К трапу российского самолёта на лошади...
Любое интервью с EVERGREY – это наглядное свидетельство того, что эти музыканты действительно, как и сами признаются в этом, пишут музыку и тексты о самих себе. Лидер группы Том Энглунд – приятный, но трудный собеседник. Обычно во время беседы швед остается сдержанным и немногословным, хотя отмечу, что при этом он обладает своеобразным шармом и чувством юмора. Автор мрачноватого, немного заковыристого, но при этом захватывающего слух материала, видимо и должен быть именно таким. Сложно предугадать, на что конкретно у Тома появится желание ответить подробнее. Тем не менее, несколько предметов, поднятых в рамках этой беседы, вызвали у мастера печального образа и оживление, и улыбку. В итоге, у нас получился достаточно компактный и интересный материал, в котором нашлось место разговорам и о новом альбоме EVERGREY, и о других проектах шведского музыканта SILENT SKYIES и REDEMPTION, и просто о жизни.
>Привет! Как бы вы сравнили новый альбом «Escape Of The Phoenix» с предыдущим? Можно ли сказать, что он тоже мрачный, но в нём больше оптимизма?
- Абсолютно согласен! Он достаточно мрачный, как и все альбомы Evergrey, но в нём больше позитивной энергетики. Я бы не сказал, что он совсем уж мажорный, но мы использовали несколько новых гармоний, благодаря которым он звучит не то, чтобы более жизнерадостно, но, я бы сказал, более бодро.
Судя по вашим постам в соцсетях, вы переживали личный кризис, но некоторое время назад у вас была красивая свадьба. Повлияло ли происходящее на музыку на новом альбоме?
- На самом деле, все личные проблемы я пережил на предыдущих трёх альбомах. Возможно, именно поэтому «Escape Of The Phoenix» звучит более позитивно. Это всё тот же стопроцентный Evergrey, но с новым настроением.
Я слышала мнение, что шведы вообще крайне депрессивны по своей природе. И хотя я не согласна с этим, каково ваше мнение на этот счёт?
- Я абсолютно не согласен. Скорее всего, нас путают с финнами!
Есть такое же мнение по поводу русских. Что мы лечим депрессию водкой.
- А мы пивом. Поэтому у нас много общего. Хотя водка и пиво – это не одно и то же! (смеётся)
Говорят, что большинство музыкантов предпочитают виски…
- В свои самые алкогольные годы я предпочитал всё, от чего можно опьянеть. Мне было всё равно, что пить.
В вашем недавнем интервью Флор Янсен вы рассказали о своём опыте социального работника и помощи больным раком. Как вы приняли решение получить подобное образование?
- В 2010-11-х годах я почувствовал, что музыка не даёт мне всего, в чём я нуждаюсь. И я почувствовал необходимость найти что-то важнее музыки, потому что в тот момент она меня реально угнетала. Продолжая свою карьеру, я 5,5-6 лет учился на социального психолога. И если музыкальный бизнес рухнет, то я снова вернусь на эту работу.
Чему вас научил опыт общения с больными? Отразилось ли это на вашей музыке?
- Я многому научился. Прежде всего, тому, что нужно ценить жизнь. Ничто не должно восприниматься как должное. Нужно понимать, что для тебя важно и не размениваться по мелочам. Я видел собственными глазами, как люди умирали в расцвете сил. И это изменило мой взгляд на жизнь.
В настоящее время человечество столкнулось с глобальной проблемой, которая кардинально изменила всю нашу жизнь. Как вы думаете, какие выводы мы должны вынести из этой ситуации?
- История человечества показывает, что в любые времена люди не утрачивали инстинкт самосохранения и проявляли стойкость, оперативно реагируя на любые вызовы. Они всегда проявляли смекалку для преодоления любых проблем. Именно это я и наблюдаю вокруг, а также и сам стараюсь приспособиться к новым реалиям. Быть музыкантом в наше время непросто, поэтому мне приходится часто выступать в роли приглашенного вокалиста в ряде групп из разных стран, чтобы хоть что-то зарабатывать.
До подписания контракта с AFM Records вы выпустили четыре альбома на Inside Out, которые позже были переизданы на новом лейбле. Расскажите, как сложилось ваше сотрудничество?
- После Inside Out мы ещё выпустили два альбома на SPV. Скажу прямо: владелец Inside Out – самый конченый мерзавец, которого я встречал в жизни. Второе место занимает владелец SPV. AFM – это уже третий по счёту немецкий лейбл, и с ними пока никаких проблем. Но наш контракт заканчивается, и когда дело дойдёт до следующего альбома, мы подумаем, стоит ли нам оставаться на AFM или попытать удачу где-то ещё.
В данный момент на AFM подписано множество шведских групп. Как вы думаете, почему в Швеции нет лейбла подобного уровня?
- Надо сказать, что в Швеции вообще много музыки, от попсы до металла. Здесь, как говорится, хорошая почва для творчества. Это богатая страна, и многие могут позволить себе покупать дорогие инструменты. Государство поддерживает творческую деятельность. И в итоге музыка наравне с машинами – это один из, пожалуй, трёх главных экспортных товаров. Но и налоги здесь довольно высокие. Видимо, совокупность этих факторов и даёт ответ на ваш вопрос – почему шведские группы попадают на лейблы других стран.
Кстати, один из главных стриминг-сервисов современности Spotify был основан именно в Швеции. Как вы относитесь к цифровым платформам, которые стали самым популярным видом потребления музыкальной продукции в последнее время?
- Это объективная реальность, к которой все музыканты вынуждены приспосабливаться. Я и сам предпочитаю цифровые платформы, потому что это очень удобно. Хотя я не согласен с их экономической политикой, но, похоже, ситуация меняется. Youtube, например, который зарабатывает на нашей музыке, должен платить больше. Людей можно понять – им хочется иметь всю любимую музыку в одном месте. Но как музыкант и композитор, который не получает ни единого евро за миллионные просмотры на youtube, я не могу с этим согласиться.
Хотя в Швеции не такие строгие ограничения в связи с коронавирусом, как в других европейских странах, есть ли у вас возможность организовывать встречи группы, как часто вы репетируете?
В настоящее время встречаться всей группой нецелесообразно. Во-первых, это риск для здоровья. Плюс, у нас не планируется никаких туров вплоть до октября. И я не уверен, что даже в октябре мы начнём концертировать. Пока мы не думаем о репетициях в их привычном виде. Будем ждать, когда ситуация изменится.
Но в прошлом году вам удалось организовать одно онлайн-выступление?
- Да, всего одно. Оно планируется к выпуску на blue ray, скорее всего, в августе.
Но некоторому количеству зрителей всё же было разрешено присутствовать?
- Их было всего 50 человек.
Как всё прошло? Планируете ли вы повторить нечто подобное?
- У меня было очень странное ощущение. Я бы предпочёл «нормальные» концерты, где ты чувствуешь контакт с публикой в обычных концертных залах. Ради этого я и стал музыкантом. Когда ты получаешь моментальный отклик у своих поклонников – это настоящее волшебство. Мне не терпится снова вернуться к традиционным живым выступлениям.
В данный момент вы выпустили два сингла с нового альбома. Как на них отреагировали поклонники?
- Прекрасно! Это самые тёплые отзывы, которые мы имели честь получать за 26 лет нашей музыкальной карьеры. Комментарии и просмотры последних клипов вселяют в нас большой оптимизм.
Российские фанаты уже заметили и оценили самолёт нашего производства в клипе!
- Да, он выглядит классно.
Как вообще пришла идея снять его в клипе?
- Мы связались с одним владельцем аэропорта, и он предложил нам снять этот самолёт как бэкграунд для клипа. Он уже очень пожилой человек, ему лет 75. Нам понравился результат, и мы использовали его даже на промо-фотографиях.
Не кажется ли вам, что российская авиакомпания должна вам денег?
- Я думаю, что мне все должны денег! (смеётся) А у российской авиакомпании теперь есть отличный рекламный ролик, это факт.
Это ведь частный самолёт, так?
- Да, и очень старый и раритетный.
Также в клипе присутствует лошадь. Вы умеете ездить верхом?
- Я могу сесть в седло, но не более того. Кстати, мы сделали фотографию, где я на лошади. Я, лошадь и российский самолёт.
Многие шутят, что вы на лошади добрались до самолёта.
- Да, я тоже всем говорил, что прискакал на лошади к трапу самолёта. (смеётся)
«Escape Of The Phoenix» - не концептуальный альбом?
- Нет, это сборник из одиннадцати песен, которые не связаны друг с другом.
И какие композиции наиболее интересные в плане текстов?
- Честно говоря, на альбоме нет ни одной интересной песни, потому что все они про меня. (смеётся) А если серьёзно, то скорее всего фанаты должны оценить «Dandelion Cipher», где рассказывается о личном росте и о том, кем я стал. «Forever Outsider» и «Eternal Nocturnal» также хорошо описывают мой взгляд на мир и моё место в нём. Если раньше я писал тексты с позиции отчаяния и печали, то сейчас – скорее с сильной позиции, потому что я горжусь тем, чего достиг, преодолев все преграды на своём пути.
Многие музыканты стараются подчеркнуть, что пишут тексты об абстрактных героях, а вы же наоборот, повествуете о себе. Вы не чувствуете дискомфорт, раскрывая свою душу буквально всему миру?
- Нет. Я делаю это уже 26 лет и чувствую себя прекрасно. Я считаю, что одна из главных проблем сегодня – это то, что мы не говорим о реальных вещах, которые с нами происходят. Мы все что-то обсуждаем в соцсетях, пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете, даже когда чувствуем себя хреново. Об этом, кстати, повествует третий трек на новом альбоме, который так и называется «Stories». Повторюсь - я не боюсь рассказывать о своих личных переживаниях.
>Так или иначе, это хороший способ самовыражения, когда ты в словесной форме передаёшь наболевшее.
- Конечно! Я считаю, что это настоящий дар – уметь формулировать смысл одновременно в словесном и музыкальном выражении. Я всегда писал для себя. Меня никогда не беспокоила реакция посторонних людей. Но мне очень повезло, что мои стихи близки многим людям, хотя я писал не для них. Как я убедился с годами, многим они очень помогают. И это прекрасно! Но я продолжаю писать для самого себя, иначе бы это было лицемерием.
Кроме музыки, у вас нет других доходов?
- Нет. Одно время я работал в больнице в промежутках между турами, но сейчас у меня столько музыкальных проектов, что на что-то другое уже не остаётся времени. Конечно, я мог бы совмещать две работы и находить между ними баланс, но в данный момент в моей жизни есть только музыка и ничего больше.
Расскажите о вашем новом проекте Silent Skies. Насколько он важен для вас?
- Очень важен! Я уже лет десять мечтал о подобном проекте. И весь материал был готов уже года три назад, поэтому для нас это уже пройденный этап, а новых песен хватит ещё на два альбома! Главное – не пересытить наших слушателей, а выпускать музыку постепенно.
Планируете вы выступать живьём с Silent Skies?
- Да, обязательно! Это одна из самых важных задумок, которые я хотел бы реализовать, когда эта чёртова пандемия сойдёт на нет.
Какова ваша роль в Redemption?
- Я просто певец в этой группе. Я не сильно вовлечён в процесс сочинения, хотя я написал пару вокальных мелодий на альбоме «Long Night’s Journey Into Day». Для меня это хорошая возможность сконцентрироваться только на одной ипостаси моей музыкальной деятельности. Мы с Ником Ван Дайком старые приятели, и мне очень приятно работать с ним.
Где вам комфортнее – в Redemption, где вам не нужно за всё отвечать, или в вашей основной группе Evergrey?
- Конечно же, Evergrey – это стопроцентно моё детище. И поэтому, я думаю, оно всегда будет в приоритете.
Вы же познакомились с Викрамом Шанкаром до Redemption?
- Именно я и привёл его туда. Мы занимаемся Silent Skies уже года четыре, и когда меня пригласили в Redemption, я сказал Нику, что я работаю с классным клавишником, который был бы очень уместен в составе его группы.
Судя по всему, он очень хорошо знает и любит классическую музыку. Каково же его отношение к металлу?
- На самом деле он настоящий металхед! Я написал ему после того, как увидел его кавер-версию песни Evergrey на youtube. Так мы с ним и познакомились.
Как вы пишете с ним музыку и тексты в рамках этого проекта?
- Мы записываем свои идеи и пересылаем друг другу файлы по Интернету. Иногда что-то обсуждаем в режиме онлайн. Для записи альбома он специально прилетал в Швецию. Возможно, в следующий раз я прилечу к нему в Америку, посмотрим.
Ваши последние проекты, где вы участвовали как гостевой вокалист?
- Одним из них я занимаюсь прямо сейчас. Его мутит некий чувак под псевдонимом Макс, и я не знаю, хочет ли он раскрывать моё гостевой участие. На этой неделе я участвовал в трёх проектах как гость. У меня всегда полно работы, и это здорово!
Мы на самом деле, не так много говорили о новом альбоме Evergrey… Расскажите о заглавном треке, в котором повествуется о Фениксе, который не хотел возрождаться?
- Это отражение жизни многих людей, и моей собственной в том числе. Порой ты чувствуешь, что погряз в рутине, что тебе остро нужно что-то новое. Ты словно прикован к этому миру оковами, которые не можешь разбить. Или что ты застрял в четырёх стенах. В этом случае тебе просто надо выйти. И это всё можно сравнить с Фениксом, который протестует против своей участи.
Три причины купить новый альбом Evergrey?
- «Escape Of The Phoenix» интересный, а также мрачный, но в интригующем смысле. Он заставит вас задуматься и погрузиться с головой в мир музыки.
Спасибо за приятную беседу! И под конец, скажите пару слов российским фанатам Evergrey.
- Свяжитесь с местными промоутерами и скажите, что вы хотите видеть Evergrey! Мы с удовольствием приедем в вашу страну, в которой мы были всего один раз, да и то очень давно. Время пришло!