Шотландский проект Saor стал интересным открытием последних лет. Музыка Saor это оригинальный микс атмосферного блэка и национальных мотивов, в котором отражается величие шотландских ландшафтов и эхо эпических битв былых эпох. Выпустив ряд мощных альбомов, Saor из сугубо студийного проекта стал полноценной концертной группой, достаточно убедительно передавая на сцене атмосферу студийных альбомов. Однако в творческом плане Saor по-прежнему остается творением одного человека – Энди Маршала, который, если речь не идет о концертах, практически в одиночку воплощает в жизнь все свои идеи. Ожидающийся 16 ноября московский концерт Saor стал отличным поводом пообщаться с Энди о его группе.
>Начнем с самой интересной новости. В августе на своей Facebook странице ты сообщил, что завершил демо для следующей записи Saor. Можно подробнее? Ты завершил работу над следующим полноформатным альбомом?
Да, это демо для будущего полноформатного альбома. Но я продолжаю записывать демо, так что в настоящее время я не смогу дать больше информации.
Как проходил процесс сочинения? Ты вновь отправился в семейную усадьбу на остров Скай, как в случае с альбомом “Forgotten Paths”?
У меня был творческий кризис, но он быстро прошел, как только я оказался среди величественных пейзажей острова Скай. Там я написал большую часть альбома и записал демо, когда вернулся домой.
Теперь давай поговорим о недавнем акустическом выступлении Saor в Антверпене. Как все прошло, и каковы твои впечатления от концерта? Это твой первый подобный опыт?
Перед выступлением мне пришлось понервничать, потому что раньше я никогда не играл на акустической гитаре на концертах. Но в итоге я получил от этого настоящее удовольствие. Сначала было слегка необычно, потому как все в зале очень тихо сидели на своих стульях, а до этого я видел на концертах только толпу, которая трусит своими бошками и орет. В дальнейшем я бы очень хотел сделать еще несколько акустических шоу – это гораздо менее напрягает, чем играть с группой в полном составе.
Концерт проходил в старинном здании церкви Святого Августина. Не странно ли играть музыку с таким суровым бэкграундом в помещении церкви?
На самом деле нет. Это красивое здание, и я действительно восхищаюсь архитектурой и атмосферой старых церквей. Это часть нашей истории, нравится вам это или нет.
Возможен ли в будущем акустический альбом Saor?
Сейчас я целиком сосредоточен на написании материала для следующего полноформатника, но в будущем я подумаю о возможности записи акустического альбома.
Летом ты выступил на фестивале “Fire In the Mountains” в Вайоминге, США. Расскажи об этом опыте.
Это действительно потрясающее место для такого фестиваля, и было немного сюрреалистично выступать в глуши Вайоминга, рядом с озерами и горами. Единственным недостатком были комары и жара!
Ты упомянул, что многие твои фэны из Северной Америки – потомки выходцев из Шотландии. В связи с этим, как ты оцениваешь потенциал американского музыкального рынка для Saor?
Мы полностью распродали ровно половину нашего первого североамериканского тура, так что, вероятно, это и будет ответом на твой вопрос.
Раньше ты говорил, что ненавидишь играть концерты, однако в последнее время Saor достаточно активная концертная группа. Что изменилось? Почему ты поменял свое мнение?
В первую очередь, мое мнение изменили остальные участники концертной группы. Я не особо люблю переезды, и на тот момент я был сыт по горло некомпетентными звукорежиссерами и плохо организованными шоу. За последние два года нам посчастливилось сыграть на удивительных и уникальных фестивалях по всему миру, так что, думаю, н
е все так плохо. Хотя я все же предпочитаю писать песни и записывать их.
В ноябре ты второй раз за год приедешь в Россию. Чем для тебя особенна Россия? Что тебе здесь понравилось, а что нет?
Мне нравится здешняя архитектура. И люди, которые приходили на наши концерты, выглядели очень дружелюбными и увлеченными. Я вырос и живу в холодном климате, поэтому местная погода мне идеально подходит.
Единственное, что мне здесь не нравится, так это жара в общественных зданиях и транспорте! Это безумие. В прошлом году у нас был ночной переезд на поезде из Санкт-Петербурга в Москву, и там не было кондиционера или чего-то такого, и было невероятно тепло. Довольно забавно, учитывая, какой мороз и снег были снаружи.
Недавно ты подписал контракт с лейблом Season of Mist. Как это стало возможным и что ты ждешь от этого сотрудничества?
Я встретил основателя Season of Mist Майкла Бербериана на украинском фестивале Metal East, и у нас с ним был долгий ночной разговор, во время которого мы выпили уйму пива. Мы обсудили все плюсы и минусы подписания на более крупный лейбл, и он убедил меня, что это правильный ход. Он (Майкл) души не чает в своих артистах и хочет самого лучшего для них. Так что не могу дождаться увидеть, что принесет мне будущее, как части ростера Season of Mist.
В начале года твои поклонники увидели впечатляющее видео “Bròn”. Как проходила работа над этим видео, и насколько глубоко ты был вовлечен в процесс его создания? Доволен ли ты результатом?
Режиссером этого видео была моя подруга Anaïs Mulgrew, и снято оно было ирландской компанией Single Cell Films. Я не был так уж сильно вовлечен в процесс, за исключением нескольких сцен. Я думаю, что это был успех, и все выглядит великолепно, учитывая, что у нас был очень скромный бюджет и ограниченное время для съемок.
Вообще можно сказать, что 2019 год стал важным годом для Saor. Как ты думаешь, стал ли альбом “Forgotten Paths” главной причиной этого? Или основную роль сыграл совокупный труд всех предыдущих лет?
Я думаю, что тут имеет место все вышеперечисленное и тот факт, что мы стали больше выступать.
Из твоих интервью я знаю, что вдохновляет музыку Saor. Но что вдохновило тебя стать музыкантом? Когда ты твердо решил стать музыкантом и почему?
Свою первую гитару я получил, когда был подростком, и тогда мне просто нравилось играть с моими друзьями в школе и создавать какую-то музыку дома. Ну а все остальное, вероятно, просто естественное продолжение этого.
Ты не очень любишь метал, но при этом говоришь, что много слушаешь классический рок. Оказывает ли на тебя влияние как на композитора классический рок?
Я бы не сказал, что так уж много слушаю классический рок. Мне нравится кое-что из него, но я просто привел его как пример других жанров, которые мне нравятся. На самом деле он не влияет на меня. Сейчас я опять слушаю метал, но уже не так много, как раньше, когда был подростком. В основном я придерживаюсь классических альбомов и не слушаю много новых метал-исполн
ителей, а предпочитаю исследовать другие жанры.
Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что где-то к середине 80-х рок-музыка перестала развиваться в художественном плане. Группы перестали исследовать новые возможности звука и формы музыкального выражения. Вся последующая эволюция рока и метала (за редким исключением) в основном шла по пути утяжеления музыки – чем громче и экстремальнее, тем лучше. Экстремальность стала самоцелью, а не художественным средством. Ты так не считаешь?
Ну, в 80-е и 90-е было несколько замечательных групп, которые экспериментировали со звучанием. Как мне кажется, более экстремальные и тяжелые группы являются просто естественным продолжением тех рок-групп 70-х в последующие годы.
Существуют ли какие-то особые условия, которые необходимы тебе для творчества?
Спокойная обстановка.
Saor всегда остается твоим личным проектом. Весь материал ты создаешь сам, но при этом пользуешься услугами сессионных музыкантов в студии и на концертах. Скажи, когда вы работаете вместе, есть ли чувство общности, или эти люди просто выполняют свою работу?
И то, и другое вместе. Они должны наслаждаться музыкой и уметь ее прочувствовать, но им также платят за то, что они выполняют свою работу. Я дружу с большинством сессионных музыкантов, с которыми работал, поэтому в некоторых отношениях появляется ощущение семьи.
Ты говорил, что природа и пейзажи вдохновляют тебя больше, чем собственно национальная культура. Но есть мнение, что на формирование культуры в первую очередь и влияет окружающая среда – климат, географическое положение. Скажу больше: я считаю, что страну, ее сущность, по-настоящему характеризуют не патриотическая пропаганда или какие-то политические идеи, а всего две вещи: дух (именно те ощущения, которые рождают окружающие ландшафты и природа) и быт людей. Который тоже во многом зависит от естественной среды обитания. Что скажешь?
А что тут сказать? Ты попал в самую точку.
Для тебя история является одним из основных источников вдохновения. Интересно, что именно шотландец Вальтер Скотт является основоположником такого жанра, как исторический роман. Роберт Стивенсон тоже был шотландцем и внес свой вклад в исторический роман и даже неоромантизм – это ощущение также присуще твоему творчеству. Мне кажется, в этом свете твоя тяга к истории вполне закономерна. В этом есть какая-то связь. Как шотландец на своем уровне ты продолжаешь делать то же, что и именитые шотландцы прошлого…
Я бы не стал относить себя к той же категории, что Вальтер Скотт и Р.Л. Стивенсон, но я понимаю, что ты имеешь в виду. Шотландцы от природы любопытные люди, и мы очень увлечены нашей историей.
Считаешь ли ты Saor эскапизмом?
Этого я и добиваюсь. Я чувствую, что для меня это эскапизм, и я надеюсь, когда люди поставят запись Saor, музыка сможет увести их от забот повседневной жизни.
Ты говоришь, что никогда серьезно не интересовался язычеством. С другой стороны, рассуждая о христианстве, ты утверждаешь, что тебе намного интереснее дохристианские языческие верования. Как это понимать?
Я думаю, что по сути все религии – отстой, но они интересны мне с исторической точки зрения. Язычество очень близко к природе, поэтому я и говорю, что меня оно интересует больше.
Веришь ли ты в судьбу?
Нет.
Какие черты своего характера ты считаешь самыми важными?
Хорошее чувство юмора. Не стоит ко всему относиться серьезно.
Согласно официальных данных, 43,7% населения Шотландии являются атеистами. Это правда? Как ты думаешь, с чем это связано?
Да, это, пожалуй, близко к названной цифре. Одна из причин в том, что Шотландия, особенно западное ее побережье, в течение сотен лет подвергалась религиозному насилию и фанатизму из-за конфликтов между протестантами и католиками. Я бы тоже отнес себя к атеистам, но я не люблю ярлыки, и мне не нравиться ассоциироваться с радикальными атеистами. Я предпочитаю считать себя «не исповедующим никакой религии».
У большинства Шотландия ассоциируется с килтом и кланами горцев. Но это лишь часть страны после разделения Шотландии в позднее средневековье на две культурные зоны – равнинную и горную части. Даже языки отличались. Сохранились ли следы этого деления сейчас, и как они отражаются в современной жизни?
Есть ощущение, что равнинная и горная части Шотландии сегодня более связаны, чем это было в прошлом. Вероятно, это связано с улучшением транспортного сообщения и современными технологиями. Большая часть равнинной части страны говорила на шотландском языке, а горной – на гэльском. Мало где до сих пор используют гэльский язык как основной, но в последние годы наблюдается определенный подъем.
Помимо килта, клетчатого узора и волынок, одним из менее известных символов Шотландии является традиционный шотландский нож – Скин ду. Сегодня этот предмет не утратил своего символического смысла? У тебя есть такой?
Единственный случай, когда еще можно увидеть один из них, это такое особое мероприятие, как свадьба. У меня самого его нет.
Ты являешься сторонником независимой Шотландии. Как ты относишься к Брекзиту? Что, по-твоему, ждет страну в связи с этим? Насколько мне известно, Шотландия является сторонником Евросоюза. Но без Шотландии теряется смысл Великобритании как королевства. Ведь само королевство Великобритания стало возможно только после союзного договора с Шотландией в 1707 году. Непростая ситуация.
Мне все равно. Выход из ЕС имеет свои преимущества и недостатки, но пока не ясно, выйдем ли мы оттуда вообще, время покажет. Шотландия в подавляющем большинстве проголосовала за то, чтобы остаться в составе ЕС, но как вы, наверное, уже знаете, наши голоса по большому счету не учитываются. Все под контролем элит, и наши голоса ничего не значат. Я думаю, что в следующем году у нас будет еще одно голосование за независимость Шотландии, но я не удивлюсь, если сторона «Да» снова проиграет.
Мне попадалась информация, что ты являешься потомком Роберта Брюса. Это правда?
Мое генеалогическое древо восходит к Роберту Брюсу через мою бабушку. Он мой 23-й прадед.
Это были все мои вопросы. Спасибо, что нашел время на них ответить. Будут ли какие-то пожелания в связи со скорым приездом в Россию?
Спасибо! Я с нетерпением жду возвращения в Россию и возможности выпить все ваше пиво! Увидимся через две недели.
Беседовал: Alias 6 ноя 2019
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом