Волшебные Faun – частые гости в России, уж очень полюбилась нашим слушателям захватывающая смесь фолка, средневековой музыки и современных танцевальных элементов с электроникой, которую исполняют музыканты. Не так давно мы уже беседовали с Faun о концепции группы, о средневековых инструментах и ярмарках – вы можете найти этот материал на нашем сайте. Полтора года спустя после самого первого интервью мы снова встретились с главным гуру по средневековым инструментам и идеологом группы – Oliver S. Tyr и повелителем электроники Niel Mitra, чтобы задать новую порцию вопросов о философии коллектива и работе Faun. Думаю, особенно интересно это может быть прочитать в преддверии российских концертов Faun, они пройдут 28 сентября в Санкт-Петербурге в Aurora Concert Hall и 29 сентября в Москве в RED club.
Что вам нравится больше – играть песни, сочинённые группой или переаранжированные народные песни?
Ниэль: В творчестве для нас нет границ. Иногда мы можем взять какую-то известную мелодию и сделать из неё песню. У нас часто проскакивают традиционные мотивы, и мне нравится всё, что мы делаем. И хотя чаще всего готовые композиции уже достаточно хороши, и их не хочется менять, бывает и наоборот – песня написана и вдруг рождается свежая идея, которая всё переворачивает с ног на голову.
Я заметила, что вы нередко перезаписываете одни и те же песни, но в других аранжировках. Так было с Andro II, которую вы записали второй раз для альбома “Von Den Elben”, а теперь это Alba II для последнего на сегодняшний день студийного альбома “Midgard”.
Ниэль: Причина в том, что сначала мы записываем песню в студии, потом играем её живьём и в итоге песня меняется. Появляются новые элементы, новые аранжировки. Иногда мы репетируем, и у кого-то возникает идея сделать что-то иначе. В итоге песня порой просто преображается, особенно «Alba». Мы стали играть на концертах эту песню в другой версии, и она нам очень понравилась. Настолько, что мы решили включить старую композицию в трек-лист нового альбома. Просто интересно записывать новые интерпретации своих же песен!
Что касается альбома «Eden», то главный хит там был «Hymn To Pan», а на последнем на сегодняшний день студийном релизе выделяется именно «Alba».
Ниэль: Я бы так не сказал. Просто эта песня лучше звучит живьём, поэтому мы часто играем её на концертах. Но в студии мы старались сделать так, чтобы каждая песня звучала уместно в контексте всего альбома. И хотя она вышла синглом и на неё снят клип, я бы не сказал, что это самая лучшая песня.
В общем, вы специально переписали старую песню для нового альбома...
Ниэль: Просто когда ты придумаешь какую-то композицию, тебе кажется, что она звучит интересно и свежо. И уже после записи ты играешь живьём и она начинает меняться. Именно так произошло с «Alba»
, которую на концертах мы играли намного быстрее оригинала. И в турне в поддержку альбома «Luna» мы выступали с одной прекрасной испанской певицей и флейтисткой. И с ней мы сделали очень красивую версию этой песни специально для этого тура. В итоге нам захотелось записать её в таком виде студийно, но на это не было времени, зато при записи нового альбома мы вернулись к этому вопросу.
По какой причине в группе нередко менялся состав?
Ниэль: Всё в жизни меняется. Меняется мышление, меняется мода, с годами меняются взгляды на многие вещи. И нам в итоге тоже захотелось перемен. Мы очень любим мелодичную фолк-музыку, также и с тяжёлыми гитарами, также налицо влияние современной музыки. И мы поняли, что настал момент попробовать что-то новенькое. И, мне кажется, всё получилось удачно. И мы нашли музыкантов, которые готовы были сотрудничать. И благодаря этому в группе сейчас поистине коллективное творчество. Это очень важно для нас.
То есть, каждый музыкант может принять участие в сочинении композиций и аранжировке, независимо от того сколько времени он находится в группе?
Ниэль: Конечно. Мы – не та группа, где один музыкант пишет музыку, а остальные – лишь подыгрывают. В Faun каждый предлагает свои идеи, и песни мы пишем всей группой. Бывает так, что кто-то предлагает готовую песню, а другие музыканты вносят свои идеи и уводят первоначальные темы в другое направление, а также могут замедлить или ускорить темп. Я думаю, что такой мозговой штурм даёт только преимущества. Хотя порой процесс затягивается.
Ты был в группе с самого начала?
Ниэль: Да, я был уже в почти самом первом составе. Я знал Фиону задолго до основания группы. Музыканты Faun играли акустику до моего прихода, а с моим приходом часто мне даже не приходилось выходить на сцену. Но это продолжалось недолго.
А как образовался нынешний состав? Как вы познакомились со всеми - с Оливером, Фионой и остальными?
Ниэль: Мы все из Мюнхена. Это достаточно крупный город по меркам Германии, но музыкальная сцена там развита не очен
ь хорошо. И, по сути, все знают друг друга. Все мы постоянно пересекались в различных клубах. В какой-то момент у меня был электронный проект, который начал «пробуксовывать», и в этот момент Фиона предложила мне смешать средневековую музыку с электронной. Мы так и сделали.
Ваши первые релизы были более фолковыми, традиционными, более акустическими. Но начиная с «Eden» вплоть до «Von Den Elben» звучание стало более модерновым.
Оливер: Мы всё время меняем звучание. Например, в последнее время мы впервые сотрудничали с разными продюсерами, точнее, с двумя командами продюсеров. Что-то нам понравилось, что-то – не очень. Потом мы снова сменили продюсеров. Мы всё время пробуем что-то новое, как в музыкальном, так и в текстовом плане. Например, «Buch Der Balladen» - акустический релиз, на «Eden» много музыки разных стран мира, «Midgard» - скорее фолковый альбом с тематикой о викингах. И все они звучат немного по-разному. Но также растёт наш опыт по использованию различных инструментов, по саунд-продакшну. И поэтому по звучанию «Midgard» нам нравится больше всего.
Насколько я знаю, Midgard – это наш мир, мир людей. Почему пришлось так долго ждать, пока вы обратите свой взор именно на людей?
Ниэль: Интересный вопрос! На самом деле, это просто красивое слово, которое имеет немецкие корни. Это слово времён викингов. Альбом «Midgard» - это взгляд на мир глазами викингов. Взгляд на природу, на богов, на мифологию. И название хорошо также тем, что это не только мир викингов, но и вообще человечество в целом.
Как вы думаете, насколько их взгляды в то время отличались от современных?
Ниэль: В то время процветал анимизм. Они думали, например, что гром – это не физическое явление, а деятельность богов. Что боги творят гром. И море тоже управляется богами. И они всегда вели себя скромно по отношению к природе. И именно эту скромность мы хотим передать в нашей музыке.
Вам не кажется, что ваше звучание стало более коммерческим по сравнению со временами «Eden» или «Von Den Elben»?
Оливер: Очень
важно понимать на какую аудиторию рассчитана музыка. На слушают фанаты фолка, готы, любители средневековой музыки, а также те, кто слушает различный мэйнстрим и даже поп-музыку. Очень важно угодить всем. Но, по сути, мы всё-таки фолковая группа. И для меня, и для остальных членов группы на «Midgard» - идеальное сочетание стилей. На «Von Den Elben» этого достигнуть не удалось, некоторыми композициями мы остались недовольны, поэтому мы сменили продюсера.
Ниэль: Также наступил момент, когда нам необходимо было открыть нашу музыку более широкой аудитории. У нас создалось впечатление, что нет смысла доносить наше послание тем, кто уже услышал его. Поэтому пришлось менять звучание, чтобы иными способами доносить свои мелодии людям, новым людям.
Есть ли у вас фэн-база за пределами Германии и России?
Ниэль: Да, есть.
Я слышала, вы играли в США.
Ниэль: Да, всего две недели назад мы играли в Штатах. Там очень хорошая публика. Мы знаем там несколько организаторов, которые устраивают фэнтэзи-фестивали и там собираются интересные люди. Забавно одетые, немного сумасбродные. Но также мы принимали участие в других фестивалях в США, посвящённым музыке разных стран, но там также выступали исполнители в стилях регги, гоа-транс. Для нас это был очень важный опыт, потому что эта публика неплохо поддерживала нас. На самом деле, мы играли во многих странах и все они немного отличаются. В основном, мы выступаем в Европе, хотя были даже в Бразилии.
Оливер, мне кажется, в последнее время ты стал петь немного по-другому?
Оливер: Может быть, я чему-то научился! (смеётся) Я никогда не учился этому специально и, видимо, в последнее время у меня стало получаться лучше. Или, наоборот, хуже – не мне судить! (смеётся) На самом деле, для меня главное – это рассказать свою историю в песне.
Как вы решаете, кто поёт ту или иную песню?
Оливер: На самом деле, всё зависит от сюжета песни. Некоторые лучше петь мужским вокалом, некоторые – женским. Иногда это важно, кто основной автор песни. И это ло
гично. Зависит от атмосферы, если это романтическая партия – она скорее женская.
Я слышала, что ваш сайд-проект Kaunan довольно успешен в Германии. Вы играли вместе с Wardruna?
Оливер: Да.
С какой целью вы создали этот проект? Вы хотите реализовать в его рамках какие-то идеи, которые не подходят для Faun?
Оливер: Очень хороший вопрос. На мой взгляд, это совсем другая музыка. В Faun, как мне кажется, нет места пианино. Так что, все его идеи мы откладываем для других проектов. В Kaunan мне пришлось глубже ознакомиться с традиционной шведской музыкой, а также французской – он меня научил всему, открыл мне старую шведскую и скандинавскую музыку. И уже через пару лет у нас была полноценная программа, потому что мы очень много играли вместе. А так как друзья узнали об этом проекте, нас стали приглашать на концерты. На становление проекта у нас ушло целых 9 лет. И в итоге было логично что-то записать студийно, в итоге мы записали первый релиз всего за 4 дня. Мы арендовали студию, включили аппаратуру – и понеслась!
Он по большей части инструментальный?
Оливер: Да, он почти весь инструментальный, вокала мало. И он очень сложный. Он понравится любителям навороченной музыки. Но почему нет? Мы делали его ради забавы, и если он понравится кому-то ещё, кроме нас, мы будем только рады.
Это концептуальный проект?
Оливер: Да, исключительно концептуальный. Он посвящён только старой нордической музыке, в том числе музыке викингов.
Ниэль, я слышала, что ты тоже запустил сольный проект. Расскажи о нём поподробнее.
Ниэль: На самом деле, пока всё лишь на начальном этапе. Хотя я планирую заняться им уже лет десять. По крайней мере, сейчас у меня есть друг, который меня подбадривает и торопит. Он пригласил меня сыграть на очень хороший фолк-готик-фестиваль в Литве. Я впервые играл в другой стране перед несколькими тысячами зрителей. Я нервничал, не знал как это всё будет звучать живьём, ведь там множество старинных инструментов,
которые нужно было специально обработать и засэмплировать. В итоге получилась не совсем акустика, хотя и инструментальная музыка. Но получился эдакий древний ритуал, не знаю как это ещё назвать. Я буду продолжать этот проект – посмотрим, как далеко я смогу зайти.
Я слышала, у тебя индийские корни?
Ниэль: Да.
Музыка Индии и её культура оказала на ваше творчество какое-то влияние?
Ниэль: Конечно. Мы используем много народных мелодий Индии в Faun, потому что я с детства изучал культуру этой страны. Но у меня своё понимание мелодики, поэтому я использую их порой довольно фриковым образом. (смеётся) То, что для других покажется дисгармоничным, для меня – то, что надо!
Как я понимаю, у вас бывают обычные концерты и акустические. Что вам нравится больше?
Оливер: Трудно сказать. Играть акустику очень приятно. На этих сетах сидячие места, обычно мы играем в церквях или мотелях, но в каждой стране это воспринимается по-разному. Это, по сути, традиционно-немецкие концерты, когда ты поёшь на немецком и рассказываешь какую-то историю. А электрический концерт – он более драйвовый, для того, чтобы люди любых национальностей танцевали, веселились. Но концерты на больших площадках, пожалуй, мы любим больше.
С каким альбомом вы впервые достигли успеха в Германии?
Ниэль: Мы очень довольны им, мы группа специфическая, необычная и готическая. Но настоящий успех пришёл с альбомом «Von Den Elben» на крупном мэйнстримовом лэйбле. Тогда о нас узнали во всём мире. В итоге мы смогли совмещать всё – и готику, и фолк, но при этом нравиться тем, кто предпочитаем музыкальный мэйнстрим. Мы не супер-популярная группа. Но нам удаётся издаваться на мэйнстримовом лэйбле, и при этом записывать уникальную музыку. У нас не совсем простой путь, но я доволен тем, что у нас есть творческая свобода. Я очень жду записи следующего альбома, потому что сейчас Лора открыла на себя много нового это будет отражено в музыке – она будет немного отличаться от предыдущего альбома. Нам не терпится открывать новые горизонты!
Беседовала: Ирина Иванова
Перевод: Дмитрий Дасов
Благодарим Delta Mekong Concerts и Infinity Concert за помощь в организации интервью
16 сен 2018
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).