Tiamat : Нам еще есть, что дать людям!


Чуть меньше недели осталось до возвращения легендарных Tiamat в Россию. Само собой, в преддверии грядущего турне мы никак не могли упустить возможность пообщаться с бессменным лидером шведской команды Johan Edlund’ом. Разговор, чудом состоявшийся вопреки всем неурядицам и переносам, получился очень личным и содержательным. Помимо обсуждения насущных вопросов о предстоящих шоу и новом альбоме, нам удалось побеседовать на более отвлеченные темы, связанные с лирикой, источниками вдохновения, символизмом и философией в творчестве гениального шведа. Johan поделился с нами своими планами на будущее, воспоминаниями о прошлом и радостной (впервые за столько лет!) картиной настоящего. Конечно, музыкальное наследие Tiamat порождает сотни эмоций и тысячи вопросов, которые невозможно осветить в рамках небольшого интервью, но мы надеемся, что данная беседа сможет приоткрыть завесу тайны, хоть на йоту приблизив читателя к пониманию внутреннего мира музыканта, и даст возможность увидеть его таким, каким он видит себя сам.

>
Добрый вечер!

Здравствуй.

Я рад, что у нас все-таки получилось поговорить. Спасибо большое, что нашли время для интервью. Для меня это глубоко личный момент, потому что музыка Tiamat всегда очень много значила для меня, как и для тысяч других поклонников группы.

Первое, о чем хотелось бы спросить, это о возвращении Tiamat. Мы все очень расстроились, когда узнали о том, что вы решили покинуть группу. Я читал, что причиной стали какие-то личные и печальные обстоятельства. Но мы все верили и надеялись, что вы вернётесь, потому что никто на самом деле не мог представить себе, что Tiamat больше не будет. Что же подвигло вас вернуться в музыку?


Уже прошло два года с того момента, мы отыграли достаточно концертов, и ещё немало у нас впереди. А тогда [перед объявлением об уходе] меня очень раздражала текущая ситуация в музыкальной индустрии, особенно несколько моментов вроде полного отсутствия какой-либо поддержки от кого бы то ни было из тех людей, с которыми мы работали. У меня было ощущение, что меня все бросили и оставили одного. Мне приходилось быть лидером группы не только на сцене, но и вне её. Внезапно я остался один на один со всем этим. А вокруг было по-прежнему много людей, все с какими-то жалобами и претензями. И я подумал - да пошло оно все! Мне это надоело до чёртиков. Сейчас нам как-то удалось решить эти проблемы. По крайней мере, основные члены команды понимают, что хотят двигаться в одном направлении, что они готовы бороться за жизнь этой группы.

И это здорово! Такие группы должны жить.

Да. Я слышал несколько новых коллективов и пришёл к выводу, что мы нужны миру. Прискорбно, но это так. (Смеётся) Хотя, конечно, я шучу. Пускай они делают то, что делают. Но мы ещё не закончили. Нам ещё есть, что дать людям.

Значит, в данный момент вы работаете над новым альбомом?

Скажем так, мы пишем материал. Я не могу сказать, что мы непосредственно работаем над новым альбомом, но мы действительно заняты созданием песен. Мы собираем идеи и не только внутри самой группы. Я, например, много всего написал вместе с Томасом, нашим бывшим гитаристом, с которым я вместе рос, и с которым работал над вещами с Astral Sleep, Clouds и даже Wildhoney. И, хотя на Wildhoney он уже не играл, Томас продолжал оставаться нашим соавтором, на Missionary, например. Нам очень классно вместе работается. И, на мой взгляд, мы создаем очень хорошие вещи. Мы креативны, полны идей и обладаем необходимой энергией, чтобы играть и сочинять музыку. То есть, все на месте. У нас нет такого уровня поддержки, к которому мы привыкли в девяностые, когда мы работали с крупной звукозаписывающей компанией, продвигающей нас – все эти продюсеры, большие студии и так далее. Но я думаю, мы справимся. Интуиция мне подсказывает, что все будет хорошо.

Конечно, очень сложно говорить об определенном "стиле" Tiamat, потому что все ваши альбомы разные, но может быть есть какие-то зацепки насчёт того, в каком духе будет выдержан новый диск?

Я даже не знаю. Мы очень открытые люди, с широкими взглядами, для нас это никогда не имело особенного значения, мы не рассматриваем свою музыку, пользуясь подобными понятиями как «стиль». Мы имеем то, что есть. Главное, что это должно быть хорошо. Мне кажется, что хорошо - лучше, чем плохо. Меня не волнует "стиль"...

Понимаю. С вашей музыкой это действительно работает, потому что она вся разная и хорошая… Итак, у вас скоро намечаются концерты в Москве и Санкт-Петербурге, есть ли уже какие-то планы, связанные с этими шоу? Какие-то сюрпризы в сет-листе, новые песни?

Все еще в стадии обсуждения. Мы постоянно переписываемся друг с другом. Каждый из наших музыкантов до этого уже играл с Tiamat. И сейчас у нас очень-очень хорошие музыканты. Первоклассные! Мне порой даже немного неловко от того, что приходится играть с такой потрясающей поддержкой. Но это ещё и очень комфортно, и я стараюсь допускать их до важных решений в группе. Например, прошу помочь мне и Ларсу, ударнику в составлении сет-листа. Так что, посмотрим. Кроме того, мы прислушиваемся к фэнам. Я постоянно спрашиваю людей в сети, что бы они хотели услышать? По крайней мере, можно принять их мнение во внимание. Это, конечно, не значит, что нужно однозначно делать то, что они просят, но, по крайней мере, иметь это в виду.

Многие из наших поклонников хотели бы, например, услышать что-то с Judas Christ или Skeleton. Хотя они не считаются, так скажем, самыми классическими и популярными, но у нас их очень любят.

Хорошо, я запомню и учту это.

Спасибо. Как вы сказали, в составе группы произошли некоторые изменения...

Так происходит уже давно. На самом деле у нас никогда не было стабильного состава, если ты вернёшься назад и посмотришь на все изменения в нашей группе, кто в ней играл, ты убедишься в этом.

Но сейчас вы полностью довольны своей командой?

Абсолютно! Абсолютно доволен. И все музыканты жаждут работать, все полны энергии, они очень ждут поездки в Россию, а также на Украину и Беларусь. Мы очень к этому стремимся. И мы все очень хорошие друзья, мы ладим друг с другом. Если кто-то говорит, «мне это не нравится, мне кажется, это не сработает», мы всегда это обсуждаем. У нас нет никаких сложностей в команде, мы просто хотим хорошо и весело проводить время. Мы можем повеселиться и до шоу и после него, но особенно для нас важно то время, которое мы проводим на сцене. Этого мы особенно ждём.

Если говорить о сочинительстве, есть ли у вас планы по созданию второго альбома Lucyfire?

Да, были. Я много работал над материалом для Lucyfire, у нас были свои песни и так далее. И, на самом деле, некоторые вещи оказались весьма подходящими для Tiamat. Например, на последнем альбоме есть песня Thunder and Lightning.


Да, Thunder and Lightning.

На самом деле она была написана для Lucyfire. Я записал демо, и мы подумали, что эта песня хорошо зазвучит и в Tiamat. И она там оказалась. И если мы будем делать ещё один альбом Tiamat, мы можем «украсть» некоторый материал из моих старых наработок для Lucyfire. И это, естественно, уменьшит шансы на появление нового альбома Lucyfire, потому что материал будет использован для Tiamat. Конечно, мы немного изменим аранжировку. Сейчас столько возможностей! Любую песню можно превратить в death metal или балладу, все зависит от оркестровок и аранжировки.

Говоря о последнем альбоме, многие люди до сих пор пытаются понять, что значит 384. Вы можете раскрыть этот секрет?

Ммм. Если быть честным, я могу рассказать об этом, но я не делаю этого публично. Это нечто, что должно звучать с глазу на глаз, при личном общении. Если я встречу кого-то в России, в Москве, например, и мы сядем поговорить, он или она спросят меня об этом, я объясню.

Я понимаю. Это личное.

Не хочу показаться заносчивым, но я не хочу выкладывать официальное объяснение в онлайн или выдавать в интервью, но каждый, кто спросит меня лично, получит объяснение.

Ясно. Может быть, у меня будет шанс поговорить с вами лично.

Да, это будет здорово. Ты же будешь на концерте?

Да, конечно! Я, как только услышал о готовящемся шоу, сразу купил билет.

Классно. Это очень хорошо.

А обложка? Какая идея стоит за обложкой Scarred People?

На меня во многом повлияло творчество Алистера Кроули. В течение многих-многих лет. Кроули был тем, кто брал лучшее из разных культур и религий, из разных тайных обществ. Он использовал много символов и прочего, и создал в итоге что-то своё. И это нечто, что я уже использовал на альбоме Prey, на Prey даже в большей степени. Мне кажется, это очень интересная тема. Потому что нельзя просто сказать, эта религия отстой, а вот эта - единственно верная, или, что вообще все религии - отстой или что-то вроде этого. Или делать выбор между религией и наукой. На мой взгляд, не следует все так упрощать. Я думаю, что все может сосуществовать в гармонии, и религия может быть в гармонии с наукой, также как и разные религии могут жить в гармонии друг с другом, если мы просто перестанем быть глупцами и не будем превратно понимать идею религии. Это довольно трудно, я понимаю, но я хотел привнести как можно больше этого понимания в обложку альбома, которая сделана на основе греческой православной иконы, что, я полагаю, может быть довольно близко и вам, потому что она очень похожа на русские иконы.

Да, верно. Очень похожа.

И я это сделал не для того, чтобы как-то принизить или посмеяться над этим, а потому что я сам живу по соседству с православной церковью, и я много об этом знаю. Мои друзья принадлежат к ней. На самом деле я живу на церковной земле. На земле, которая принадлежит православной церкви, рядом с её кладбищем. Мне кажется, это интересно. Я не думаю, что какая-либо из религий была создана с целью развязывать войны. Я не верю в это.

Верования - это нечто особенное, и вера это тоже что-то особенное. Мне кажется, через сотню лет мы посмеёмся над всем этим. И, я думаю, вера и наука станут гораздо ближе друг к другу, когда мы поймём, что жизнь состоит не только из материального, но, может, вера в то, что мы не можем потрогать, тоже может быть материальным. Просто мы не можем это понять, потому что не можем к нему прикоснуться. Так, думаю, пора сменить тему (смеётся)

Я понимаю. Это очень интересно, потому что каким-то образом приоткрывает идеи ваших песен, то, что вы хотели в них выразить.

Вообще, если говорить о ваших текстах, они часто довольно сложные и поэтичные. И в связи с этим мой следующий вопрос: где и как вы научились писать такие сильные тексты? Потому что, например, на альбоме Deeper Kind of Slumber присутствует самая настоящая поэзия.


Я просто стараюсь быть собой. Я не пытаюсь скрыться за каким-то барьером или стеной, я не пытаюсь казаться круче, быть кем-то другим. Я знаю, кто я есть, и кем я не являюсь. Я хочу преодолеть путь от идеи до бумаги, а затем до диска, до песни. Я хочу, чтобы этот путь был настолько коротким, насколько это возможно. И я не хочу, нет, я не позволю ничему постороннему вклиниться в это. Будь это лейбл или другие люди вокруг меня, кто бы то ни было. Я не пытаюсь никого впечатлить. Других музыкантов, девушек, кого-то ещё. Моя свобода художника не то, чем можно торговаться. Мне кажется, поэтому иногда результат моего творчества выходит довольно неплохим. И хочу сказать, что я действительно горжусь некоторыми вещами, которые я создал, и я знаю, что они вышли хорошо. Особенно с точки зрения лирики.

Принимая во внимание, что Tiamat всегда разный, можно ли как-то определить, какое "воплощение" Tiamat на альбоме может называться истинным Tiamat, таким, каким он должен быть?

Нет. Я до сих пор надеюсь, что мы создадим такой альбом. Совершенный альбом. У нас есть идеи, рабочие идеи. Идеи для одного обычного альбома и одного двойного альбома, который будет концептуальным. У нас много соображений на этот счёт. Мы постоянно обсуждаем это в группе в течение многих лет. И это хорошие идеи.

Но если я вернусь, скажем, в прошлое… Я могу сказать - о, это было действительно классно. Этот альбом получился потрясным, и этот тоже. Но я не могу сказать, что у меня есть любимый диск, если ты спрашиваешь про это.

Раз мы поговорили о любимых работах, есть ли у вас какие-то сожаления, например, о принятых решениях в вашей карьере?

Нет. Нету таких. Я думаю, что все неудачные решения, которые принимались во имя Tiamat, принимались не группой, а какими-то другими силами вокруг нас. И я не должен их называть, потому что они сделали и много хорошего. Так что я не на что не жалуюсь. Но были некоторые стороны, которые, так скажем, совершали ошибки, на мой взгляд.

И снова об источниках вдохновения. Однажды вы говорили, что альбом Skeleton Skeletron был во многом вдохновлен произведениями Хэмингуэя, были ли какие-то ещё литературные источники, которые повлияли на ваши работы?

Да. Ты совершенно прав, Skeleton действительно был сильно вдохновлен Хэмингуэем, но даже не столько его книгами. На нем была песня To Have and Have Not, названная в честь моего любимого романа Хэмингуэя. Но, помимо этого, меня всегда оскорбляло то, что когда я читал о нем, например, его биографии, и в них писатель изображался эдаким мачо, который занимался всякой фигней, был алкоголиком, любил подраться в барах и тому подобное. Но сквозь его произведения я видел его как очень понимающего и глубоко чувствующего человека. И я сам сталкивался с большим количеством критики, которую я считал несправедливой. Я не мог смириться с ней. Я говорил, пожалуйста, критикуйте меня за то, что я делаю неправильно, но не критикуйте напрасно, без веской причины. Поэтому я использовал образ Хэмингуэя для того, чтобы показать, как это может быть. Как люди могут решать за тебя, кто ты такой. И это, вероятнее, самая главная идея, а Хэмингуэй стал неким инструментом для её раскрытия, потому что он мой любимый писатель.

Мы нередко обращались к литературным источникам, произведениям Алистера Кроули, Олдоса Хаксли. Мы сейчас работаем над новой песней, посвящённой Оскару Уайльду. Она про то, что мы возвращаем его к жизни только ради того, чтобы снова убить, потому что мы ненавидим этого писателя. (Смеётся). Это все может казаться таким простым с определённого ракурса, но мы свободны делать то, что мы хотим. Мы свободные души, свободные музыканты.

То есть, вы утверждаете, что поступаете в своём творчестве так, как считаете нужным. Это правильно. Я говорил со многими музыкантами, и иногда, когда я спрашиваю про их клипы или обложки дисков, они говорят, что это были не их решения, это был лейбл, который говорил им делать то или другое. Для меня это довольно странно, потому что смысл, стоящий за каждой песней должен быть заложен именно группой, а не кем-то ещё.

Да, конечно. Если я не могу решать все сам, ухожу из комнаты. И мне все равно. И даже если мне самому придётся оплатить обратный рейс домой, потому что я не выполнил условия контракта; пусть так и будет. Я никогда не поступлюсь своими чувствами и своей вовлечённостью в процесс создания. Это единственное, что у меня осталось. И все это не ради того, чтобы разбогатеть, или ради славы. Я знаю, что мы пользуемся определенными вниманием, что мы продавали альбомы, выступали по всему миру, и все прочее. И это замечательно. Мне очень радостно слышать, что наши песни значат кое-что для людей, это потрясающе. Но когда дело касается моего места в творчестве, я могу тут же развернуться и уйти, если мне что-то не нравится. И не важно, даже если мне придётся неделю спать с бездомными. Знаешь, я действительно желаю страдать ради искусства, больше, чем кто-либо, кого я встречал. А я встречал много известных музыкантов в своей жизни.

Ещё у меня есть любопытный вопрос про песню Deeper Kind of Slumber. Многие люди до сих пор сомневаются, какое настроение у этой песни, какие чувства она должна пробуждать у слушателя...

Имеешь в виду заглавную песню?

Да. Какое у неё настроение? Она грустная или в ней наоборот есть какое-то ощущение гармонии и света?

Сказать по правде, я её не слушал уже очень давно. Мне жаль, но я не могу ответить на этот вопрос, потому что я просто не помню. Знаешь, ты меня заинтересовал. Думаю, сегодня ночью я её послушаю на Youtube, например. А сейчас я не могу дать на это хорошего ответа. Может быть, я расскажу об этом, когда мы приедем в Москву. (Смеётся) постараюсь разобраться к этому времени.

Что касается этого ощущения мира и гармонии. Ваши песни всегда очень личные, они полны чувств и эмоций, часто они довольно грустные, есть мрачные, в которых явно чувствуется тьма, но есть и ряд песен полных внутреннего света и покоя. В чем состоит ваше понимание гармонии и мира? Потому что, мне кажется, что каждый художник, так или иначе, стремится этой гармонии достичь.

Я не знаю, но бывают в жизни определённые ситуации, в которых ты чувствуешь, что можешь дышать. Когда ты можешь немного отдохнуть. Это могут быть совсем краткие, незначительные моменты в жизни, когда ты садишься и думаешь: хорошо, вот сейчас я оплатил свои счета, сделал все телефонные звонки, которые должен был сделать, я присел ненадолго, и у меня есть этот час в покое. Просто в тишине. Но есть и более серьёзные темы, такие как политика, замешанная с религией, и любовь, и наркотическая зависимость, и наркотическая зависимость, связанная с любовью, и наоборот. Я имею в виду, влюблён ли ты в наркотики или ты одурманен любовью. И все такие вещи. Это становится очень сложным. И иногда в таких ситуациях я использую юмор, как некий клапан. Нам всем сейчас нужно немного юмора, как в Thunder and Lightning. With black boots of leather. Through rain and stormy weather. Это все не так серьёзно. Это чтобы немного скрасить действительность.

Да, я думаю, это была основная идея Lucyfire. Потому что он был очень ироничным. Самоироничным даже.

Абсолютно. Мне было нужно это. Определённо нужно. Но в нем все равно есть смысл. В Mistress of the Night, которая очень похожа на Thunder and Lightning или в других песнях на Lucyfire, типа Automatic. В них отражено много того, что происходило в моей жизни тогда. Тогда я ходил на готические вечеринки почти каждый день в Германии, в Гамбурге, в Берлине, в Дортмунде, где угодно. В Дюссельдорфе. В Эссенбохуме. И я смотрел на людей, потому что я сам не танцую, но я люблю смотреть на то, как танцуют другие. И они танцевали, словно убегая от чего-то. Будто говоря - это наше место здесь, это наше время. И мне казалось, что это прекрасно. Каждому живому человеку это нужно. Они могут почувствовать себя прекрасно на мгновение. Танцевать под этими стробоскопами и диско-шарами среди тумана. И это было прекрасно. Смотреть на это. Потому что наконец-то можно отдохнуть, вздохнуть спокойно. Всем придётся идти на работу в понедельник, но прямо сейчас это вечер субботы, и мы можем делать все, что захотим. И красота этого момента невероятна, я думаю.

Я слышал, что вы запустили некий краудфандинговый арт-проект. Он был успешен?

(С сожалением) мне нужно уделять ему больше внимания... Поживем-увидим.

Многие фанаты хотели бы побольше узнать о процессе создания песен. Бывает ли так, что песня просто рождается из какой-то мелодии, которую вы подбираете на гитаре?

Да, по большей части так обычно и бывало все эти годы. Либо с риффа, либо с последовательности аккордов. Но в последнее время чаще я начинаю с лирики. Мне нравится, что обычно все это получается почти одновременно: ты сидишь с гитарой на коленях, рядом лежит бумага, в руках ручка, и ты витаешь в поисках идей. Но я уже написал так много песен, что начал задумываться, как я могу делать это по-другому? Я пытаюсь изменить порядок вещей. Смотреть на это с другого угла. Я изучаю других авторов песен и группы, которые пишут песни совсем иначе, но не для того, чтобы копировать или что-то вроде того, но чтобы посмотреть, как я могу начать думать иным образом. И я научился этому. Поэтому сейчас мы очень креативны. Мы занимаемся созданием песен, и сейчас в моем телефоне есть тексты, которые, на мой взгляд, на вес золота. И я ими горжусь, поверь мне. Я думаю, что я написал самые лучшие в мире тексты, и я не собираюсь себя оправдывать. Но сейчас я перехожу на следующую ступень. По крайней мере, я так это ощущаю. И если люди это не почувствуют, для меня не так важно. Но это - движущая сила, которая заставляет меня идти вперёд. Это действительно интересно, когда ты понимаешь, что раньше ты думал, что все должно быть сделано одним способом, но оно может работать и по-другому.

Я бы очень хотел побыстрее услышать новые работы. Это очень интригует.

Услышишь, непременно.

Что же, я не буду больше занимать ваше время, потому что мы уже вышли за положенные тридцать минут...

Ну, похоже, это я занимаю твоё время, (смеётся) ты же спешишь на самолёт.

Нет, просто на самом деле есть столько вопросов. Но, как говорит один мой знакомый, все самое главное артист говорит в своих произведениях, а слова часто слишком неуклюжи, чтобы все объяснить.

(Смеётся) вероятно он прав насчёт этого. Но, если захочешь, мы можем устроить вторую часть, когда будем в Москве.

Да, это было бы здорово, потому что, я слышал, вы будете принимать участие в автограф-сессии, и я там, само собой, буду.

Когда мы в туре, мы готовы ко всему. Мы не из тех парней, даже если мы становимся старше, которые пойдут в отель и скажут: нам нужно поспать. Даже если дорога была нелегкая. Мы приезжаем для людей. Я всегда говорю: мы готовы на все: встречи с фанатами, автограф-сессии, все, что угодно.

Это отлично. Потому что, вспоминая прошлый концерт в Москве, там все было как-то сложно и сумбурно. Может, были какие-то проблемы с организацией. Были смешанные чувства насчёт всего этого, шоу было замечательное, но организация хромала.

Да. Но, знаешь, мы это не всегда видим. Но мы стараемся, чтобы все было как можно лучше для всех. Для каждого, кто покупает билет. Неважно, удастся ли нам поспать на полтора часа дольше, если кто-то хочет подписать диск. Поспать мы сможем, когда вернёмся в Швецию.

И мой последний вопрос: последний альбом в вашем проигрывателе?

Так. Подожди-ка... Это был... Думаю, The Harvest от Neil Young.

Хороший выбор!

Спасибо вам большое за интервью, было очень здорово пообщаться. И огромная благодарность за вашу музыку, потому что она вдохновляла и вдохновляет меня, и тысячи других фанатов.

Пожалуйста.

До встречи в Москве тогда?

Да, увидимся в Москве. Удачного полёта, береги себя!

Беседовал: Ярослав Селезнев-Елецкий (Nerferoth Juventino)

Благодарим SPIKA CONCERT AGENCY и Ольгу Овсянникову за помощь в организации интервью.
11 сен 2016
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом