Belphegor :
Мы давно научились иметь дело с идиотами
Недавно сорванный усилиями религиозных ханжей российский тур Belphegor продолжил крайне досадную тенденцию отмен концертов западных экстремальных групп. Более того, на этот раз все произошло в крайне оскорбительной форме, как для группы, так и для ее поклонников. Тем не менее, сами музыканты не склонны позиционировать себя как жертв. Именно по этой причине в нашем интервью с основателем, бессменным лидером и фронтменом Belphegor Хельмутом Ленером упомянутым событиям уделено не так уж много места. В конце концов, все желающие могут прочитать исчерпывающее заявление австрийцев по этому поводу на официальной странице группы в Facebook. Мы же постарались разнообразить наше общение, в попытке наиболее полно раскрыть философию группы, затронув максимально возможное количество тем в рамках отведенного нам времени. В результате интервью получилось весьма насыщенным, а местами и довольно провокационным. Здесь музыка, религия, смерть и похоть сложились в выразительную картину, болезненно манящую и пугающую одновременно. Всем поклонникам Belphegor посвящается…
>Давай начнем с недавних скандальных событий, связанных с отменой российского тура. Знал ли ты о том, что ранее в России усилиями православных экстремистов уже были отменены концерты Behemoth, Cannibal Corpse, Sodom, Marilyn Manson, Batushka? Был ли ты предупрежден об этом, и были ли у тебя опасения перед поездкой в Россию, что у Belphegor могут возникнуть аналогичные проблемы?
Мы не обращали внимания на предупреждения. Мы давно научились иметь дело с идиотами. Я знал, что у многих блэк- и дэт-металлических групп в последнее время были проблемы (в России), но мы все равно продолжали наш марш и не остановились даже после фиаско с отменой выступления в Санкт-Петербурге. Мы выстояли и отправились в Москву, надеясь на лучшее. Как выяснилось, надежда умерла в итоге.
После великолепного начала тура в Минске 18 апреля, в России Belphegor столкнулись с жестким противодействием и цензурой, в результате чего три концерта были отменены. Мы приносим извинения нашим российским поклонникам. Наш отряд попробовал все возможное для того, чтобы обеспечить шоу. Концерт в Санкт-Петербурге был отменен буквально за несколько часов до того, как Belphegor должны были по расписанию выйти на сцену 19 апреля. 20 апреля мы прибыли в Москву, надеясь на лучшее. От нас потребовали убрать уже вывешенный задник, а затем сказали, что сценические декорации, такие как скульптуры и кресты, запрещены и мне не разрешили исполнять вокальную партию в "Lucifer Incestus". Во время исполнения второй вещи звукорежиссер был принужден заглушить вокал до конца выступления из-за содержания текстов. Мы были взбешены всей этой ситуацией. Позже нас проинформировали, что мы не сможем выступить в Екатеринбурге (21-го апреля) и в Краснодаре (23-го апреля).
Планируешь ли ты однажды вернуться в Россию с концертами после всего произошедшего?
Да, Belphegor вернутся в Россию, мы сделаем все возможное, чтобы вновь отыграть классные шоу, поскольку мы уже гастролировали там несколько лет назад, до того как случилась это дерьмо! Мы не имеем ничего против метал-сообщества, и у нас всегда были замечательные поездки в Россию. В следующий раз мы лучше подготовимся к ограничениям и другому противодействию, с которыми столкнулись.
Была ли какая-то реакция у вас дома, в Австрии, в связи с тем, что произошло с группой в России?
Поклонники Belphegor со всего мира были на нашей стороне, проявив преданность и энтузиазм. Вместе мы выстоим против моралистов и тупиц.
Приходилось ли тебе раньше сталкиваться с подобными отменами и агрессивными действиями религиозных фанатиков?
У нас бывали похожие проблемы, что несколько раз привело к отмене выступлений в Германии несколько лет назад, и я также припоминаю отмену концерта в Сан-Паулу, но ничего сопоставимого с этим в полной мере. Мы привыкли к угрозам смерти, конфронтации и всему такому. Но мы не воспринимаем себя в качестве жертв, наоборот. Наличие многочисленных врагов в этом загнивающем христианском обществе является честью – это значит, что мы делаем что-то правильное.
Сказать по правде, учитывая специфику и провокационность текстов Belphegor, ты должен быть готов к агрессивной реакции со стороны религиозных институтов. Не кажется ли тебе, что подобное противодействие закономерно?
Конечно, мы ожидаем определенное противодействие. Мы не впервые подверглись преследованиям со стороны лицемерных моралистов. На каждого человека, который любит то, что мы делаем, найдется кто-то, кого это оскорбляет и кто ненавидит нас. Меня это устраивает.
В Белоруссии вам удалось отыграть концерт. Судя по отзывам, это было великолепное действо сродное ритуалу – настоящая церемония. Поэтому хочу спросить, что ты вкладываешь в понятие «идеальное выступление»? Насколько я понимаю, для тебя «концерт Belphegor» - это нечто большее, чем просто играть на сцене музыку?
Да, ритуал в Минске был великолепен! Наши живые выступления обладают той атмосферой и энергией, которую вы не получите, слушая запись. Я описал бы себя как атеиста, и некоторые из моих взглядов в большей степени нигилистические. Мы никогда, никогда не говорили, что являемся сатанинской или True Black Metal группой. Мы всегда нарезали брутальный Death Metal с яростными влияниями Black Metal, но никогда наоборот. Также, NWOBHM (New Wave of British Heavy Metal – авт.) оказывает большое влияние на то, как я создаю песни. Просто есть некоторые журналы, которые подают нас под таким ярлыком. В любом случае…, это экстремальная музыка для элиты.
У Belphegor весьма интенсивное и насыщенное звучание. У групп, которые так играют, на концертах часто возникают проблемы со звуком, который сливается в кашу. Как вы обычно справляетесь с этой проблемой? Есть ли у вас какие-то особые технические требования?
Это всегда зависит от оборудования – бэклайна или системы звукового оповещения и трансляции. Все мы люди, и некоторые шоу звучат лучше других. В первую очередь, основной задачей всегда является работа с наилучшим оборудованием из того, что у нас имеется на каждом шоу, цель - подарить аудитории особенный Ритуал... сочетание музыка/шоу, и то же касается звучания, конечно же!! Они (публика) поддерживают нас, приходя на наши выступления, поэтому заслуживают только самого лучшего.
Теперь расскажи, как продвигается работа над новым альбомом? Судя по недавно опубликованному видео “Totenkult – Exegesis of Deterioration”, ваша музыка стала более брутальной…
Да, наш самый брутальный и темный альбом находится в процессе создания. Мы близки к завершению этой стадии. Новый альбом будет спущен с привязи в апреле 2017! Мы сделали релиз живого репетиционного видео сырой версии трека “Totenkult – Exegesis of Deterioration”.
Никогда раньше я не писал и не записывался с таким низким строем гитары. Это брутальное, магическое и предельное зло. Именно то, чего мы и добивались. Мы с нетерпением ждем реакции наших поклонников на предстоящий релиз.
Ты часто называешь свою музыку «звуковыми коллажами». Знаешь, мне кажется, что это не самое удачное определение, так как подразумевает определенную искусственность – возникает образ какого-то конструктора. Тем не менее, каждый раз тебе удается записывать отменные альбомы!
В данном случае это подразумевает, что каждый инструмент и атмосферный эффект записаны так, чтобы слаженно идти друг с другом, как коллаж. Кажется, у меня иное, отличное от твоего представление о слове «коллаж». Плюс ко всему, меня на самом деле не волнует, что думают другие о нашем творческом выражении. Если им это нравится, то мы это высоко ценим, конечно же. Но, в конце концов, мы все это делаем для того, чтобы порадовать в первую очередь себя. Мы все время стараемся стать лучше, более интенсивными, повышать динамику и насыщенность во имя «дьявола» и распространяя миазмы по всему миру!!
Не кажется ли тебе, что многие группы в прямом смысле занимаются «коллажами», создавая музыку исключительно с помощью студийных технологий и компьютеров, сотни раз переписывая дубли и по кусочку собирая композиции в одно целое. Что скажешь?
Ладно, если тебе это угодно называть так, то конечно. Мы на самом деле пишем всю свою музыку по восходящей. Меня не волнует, что там кто-то другой делает. Я поддерживаю то, что мне нравится, и игнорирую все то, что не нравится. Я никогда не видел смысла тратить свою жизнь на дерьмо, которое меня не интересует. Я живу в своем собственном мире со своими собственным правилам, я не являюсь чьим-то последователем и не молюсь на скульптуру лицемерия, вот что я пытаюсь выразить.
Ну а как проходит творческий процесс сочинения и создания новых альбомов у Belphegor? Я имею в виду созидательный процесс в целом, а не только процесс работы над новым альбомом. Хочу узнать о твоей творческой философии, если угодно.
Я нахожу вдохновение повсюду, особенно во время своих путешествияй. Наш «репетиционный бункер» расположен в холодных горах Австрии. Естественные ландшафты просто ошеломляют и способствуют вдохновению. Что касается музыки, преимущественно я начинаю сочинять риффы в бункере поздней ночью. Я сова и предпочитаю спать, в то время как остальные люди бодрствуют, таким образом, мне не приходится иметь дело со всем их дерьмом. Счастливые артисты (когда жизнь прекрасна и все такое) не могут создавать темное искусство… ты должен быть сосредоточен на 100%. Только страдальцы могут создавать произведения искусства в тишине и изоляции. Поскольку я также отвечаю за вокал, я знаю, в каком направлении хочу двигаться. В репетиционной мы прорабатываем в деталях и проверяем все гитарные риффы, и оттачиваем до тех пор, пока не будем абсолютно довольны треком. Иногда это может занять месяц, порой и годы, а иногда мы бросаем песню и не используем ее.
Ранние альбомы Belphegor были более прямолинейными и сухими. Со временем ваша музыка стала насыщеннее, разнообразнее и более многоплановой. В связи с этим, не хочешь ли ты однажды записать в рамках Belphegor свой магнум-опус – концептуальную работу, которая вобрала бы в себя весь опыт и мастерство, которого ты достиг за эти годы?
Да. Здесь речь идет о том, что когда ты много практикуешься в игре на своем инструменте, чего я требую от каждого музыканта, который играет в Belphegor, в результате с годами становишься лучше.
Давай теперь вновь обратимся к философии. Мне кажется, что в каком-то смысле именно благодаря экстремальному металлу в последние 10-15 лет были разрушены некоторые табу. Как ты думаешь, подобный результат является прямой заслугой экстремальной музыки, или же посыл, заложенный в музыке, просто совпал с духом времени?
Мы всегда переступали границы своими текстами, оформлением и музыкой и разрушали табу. Все это чрезвычайно важно в искусстве. Такого рода музыка существует не для того, чтобы успокаивать людей… она полна огня и архаичного извержения.
Как и почему началась лично твоя война с религией? Каковы твои мотивы?
Я был очень молод, когда начал выступать против религии. Церковь обладает достаточно серьезным влиянием в Австрии, где я вырос и продолжаю жить сейчас. Религия в целом всегда была и продолжает оставаться опасной штукой. Все религии являют собой проблему вне независимости от того, где они возникли и где они исповедуются сегодня. Чрезвычайно важно, чтобы художники обладали свободой выражения. На протяжении всей истории религии и правительства во всем мире подвергали и продолжают подвергать цензуре творчество.
Чем для тебя является образ Дьявола – для тебя это конкретный персонаж, или просто метафора?
Я не сатанист. Я говорил это сотни раз. Пресса и СМИ часто пытаются навесить на нас ярлык Black Metal. Я не знаю, почему так происходит. Это просто неправильно. Наследием Belphegor всегда был и есть diabolical Death Metal. Не пойми меня неправильно, я ценю блэк, в основном группы родом из Скандинавии, но музыкально у Belphegor нет ничего общего с «ортодоксальным» блэком. Именно поэтому я называю наше звучание "Diabolical Death/Black Metal".
Как я уже говорил выше, я атеист. Сам по себе Дьявол является могущественной фигурой. Я использую в нашей лирике философию о Сатане/Люцифере – несущем свет, как о гордой, возвышенной, величественной фигуре, который противостоит любому влиянию. Соблазнитель, искуситель. Тот, кто сам принимает решения, идет собственным путем бунтаря, глумясь над массами. Свобода является наиболее важным жизненным аспектом.
Музыка Belphegor временами пронизана похотью и вожделением. Как ты считаешь (возможно у тебя был личный опыт), может ли похоть и сладострастие рождать новые идеи в музыке и быть частью творческого процесса?
Я всегда был и до сих пор остаюсь очарован самыми темными аспектами человеческой природы. Я в восторге от всего того, что отличается и является нонконформистским, а также от «злых»/богоборческих концепций. Это увлечение началось очень давно, когда я был ребенком, глядя на Винсента Прайса (американский актер, прославившийся выдающимся исполнением ролей в фильмах ужасов – прим. авт.) и весь этот стафф с Дракулой и Франкенштейном Бориса Карлоффа (легендарный британский актер первой половины ХХ века, фактически создавший классический образ Чудовища Франкенштейна – прим. авт.).
Я открыл для себя Маркиза де Сада где-то в 1996, и он здорово вдохновлял меня вплоть до середины «нулевых». Так что, мы объединили нашу богохульную идеологию с BDSM и садизмом, не думаю, что кто-то из экстремальных групп делал это до нас. В любом случае, кому-то это нравится, кому-то нет… В конце концов, мне наплевать, поскольку я всегда говорю, что мы делаем то, что хотим и когда хотим. Я мог бы написать книги о том, что я имел удовольствие увидеть и пережить в течение последних двух десятилетий.
Знаешь ли, мне кажется, что твоя музыка была бы отличным саундтреком для жесткой оргии!
Без комментариев!
Я знаю, что ты уважаешь порно и тебе очень нравятся некоторые актрисы – Дженна Джеймсон, например. Как ты считаешь, является ли порно искусством?
Я люблю хардкор порно, да… всегда любил и люблю до сих пор, нет смысла скрывать это как большинство людей, или чувствовать себя неловко из-за этого!!
Вообще, сама по себе тема наслаждения и женского тела созвучна древнему культу плодородия, познанию божественности через плоть и наслаждение. В древнем Шумере было даже такое понятие, как ритуальная/храмовая проституция, связанная с культом Иштар. В общем, я хочу сказать, что все это даже и не сатанизм с христианской точки зрения, а имеет намного более глубокие корни. Пытался ли ты задуматься об этом с такой точки зрения?
В конце концов, все искусство построено на страсти, удовольствии и похоти. Да, это имело значительное ритуальное воздействие. На протяжении веков люди практиковали безумные оргии – под открытым небом на природе, или укрываясь в церквях. Читая тонны книг, просто диву даешься, было бы занятно стать частью подобного архаического празднования, или хотя бы просто увидеть такую церемонию.
Насколько я знаю, однажды ты перенес тиф, вследствие чего, поддерживаемый только аппаратами, был практически мертв в течение шести часов, пока шла операция на открытом сердце. Расскажи подробнее об этом опыте, и как он повлиял на тебя и твои убеждения?
Несколько лет назад, будучи в Бразилии, я подхватил тиф. Интенсивная хирургия и последующее восстановление, через которое я прошел, превратило эту поездку в самую трудную, самую болезненную в моей жизни. Если ты подцепил эту хворь, ты не можешь даже самостоятельно сходить в чертов туалет, ты не знаешь, сможешь ли выжить и неделями боишься засыпать, потому что думаешь о том, что больше не откроешь глаза. Тогда многие аспекты жизни начинаешь видеть иначе, и становишься благодарным за те маленькие вещи, которые раньше ты воспринимал как должное.
Также, тот факт, что с годами я стал жестким алкоголиком, не особо посодействовал выздоровлению. В любом случае, это позволяет тебе по-новому взглянуть на жизнь, ты начинаешь ценить ее больше после того, как увяз так глубоко и вернулся обратно. Гитара, моя группа, музыка также во многом помогли мне вновь встать на ноги. Не пойми меня неправильно, я определенно не ощущаю себя новообращенным христианином, или что-то в этом роде, наоборот...
Что ж, давай закругляться. Спасибо тебе за развернутые ответы. Каким посланием ты хотел бы завершить это интервью?
Спасибо за предоставленное место. Это было отличное интервью. Также, спасибо всем, кто поддерживает нас, посещая наши живые Ритуалы, слушая нашу Музыку, и покупает наш мерч и пластинки. An honor – this horror!!
Выражаем благодарность Евгению Пилипенко за помощь в организации интервью