The Morningside : Музыка осени


Наш слушатель при выборе музыки чаще склоняется к западному исполнителю, ссылаясь на качество. При этом, он, видимо, даже не знает, что и у нас есть такие группы, которые не уступают в качестве заграничным коллективам, к тому же они не теряют своего лица и остаются оригинальными. К таким относится и The Morningside - в 2007 году они выпустили свой первый альбом, который высоко оценили не только любители такого не слишком популярного у нас стиля, как Doom Metal, но и просто те, кто любит качественную музыку. В преддверии уже второго релиза нам удалось побеседовать с одним из основателей группы, а по совместительству и гитаристом/вокалистом The Morningside, Игорем Никитиным.

>Как давно вы начали заниматься музыкой? что вас вдохновило и как вы пришли к тому, что сейчас называется The Morningside.

Это довольно-таки долгая история. Музыкой я начал заниматься где-то весной 1990 года, будучи школьником. Сначала я какое-то время играл на барабанах в панковской группе местного значения, она называлась "Суперполигон". Параллельно я стал учиться играть на гитаре, за гитару я взялся осенью того же 1990 года. В 1991 году я записал свою первую демо-запись, а в следующем году, в конце лета, я познакомился с гитаристом Максом Фадеевым, и мы решили организовать совместный проект, который сначала назывался Morningside Cemetery, но потом мы сократили название, и проект стал называться Morningside. В 1994 году мы записали первое демо. Мы с Максом долгое время пытались найти барабанщика и басиста, но ничего не получилось, и зимой 1995 году мы решили закрыть проект.

Потом я очень долгое время играл на гитаре в московском инди-проекте Piterpen, для которого я же писал песни. Там же играл на басу Илья Егорычев, нынешний басист Ольви, Chronica и The Morningside. Весной 2005 года мы с Ильёй решили уйти из Piterpen и организовать свой проект. Я написал несколько песен в стиле, близком к thrash metal, но в результате ко мне в руки случайно попала кассета с первым демо Morningside 1994 года, и я решил восстановить работу над этой музыкой, она показалась мне очень интересной. На кассете были две песни, древние, изначальные версии песен “The Wind” и “The Trees”. Осенью 2006 года я сделал новые аранжировки, была написана песня “The Shadows Of The Past”, и мы с Ильёй приступили к записи. Это был долгий процесс. Когда шла запись, к нашему проекту присоединился гитарист Сергей Челядинов, мой старый знакомый. Чуть позже, весной 2007, к проекту присоединился барабанщик Влад Зайчиков, который в силу возникших разногласий и его загруженности в других группах, осенью покинул коллектив. На его место пришёл барабанщик Борис Сергеев. Таким образом и получилось то, что называется The Morningside.

The Morningside. Почему вы назвали группу именно так?

С названием всё было очень просто. Как-то мы с Максом сидели у меня, пили пиво и смотрели старый фильм ужасов "Фантазм". В этом фильме события развиваются в городе Монингсайд, а начинается всё, естественно, на кладбище. Вот я и предложил ему назвать группу "Кладбище Монингсайд". Ну а потом мы сократили название. В 2005 году я решил назвать группу The Morningside, добавив артикль "the", чтобы название вызывало ассоциации с некой утренней стороной, с началом нового дня, с чем-то позитивным и светлым, но при этом было бы созвучно со старым названием этого проекта. Ведь первые две песни на дебютном альбоме были написаны очень давно, хотя тогда всё это звучало несколько иначе...

Действительно, название соответствует настроению материала. Не могу не спросить - в интернете часто идут споры о выбранном вами жанре. Также вас часто сравнивают с ранними Katatonia или Agalloch. Как вы относитесь к этим спорам и как бы сами определили свой жанр?

В принципе, я мог предполагать, что такие разговоры будут. Мне, кстати, очень понравилось творчество Agalloch, мне посоветовал их послушать Сергей Терентьев, директор издающего нас лейбла Solitude Productions, а до этого я их не слышал. Что касается раннего творчества группы Katatonia - не буду отрицать того, что альбом “Dance Of December Souls” оказал на меня огромное влияние в своё время. Именно в 2005 году я вспомнил о существовании этой группы, послушал их новые альбомы и мне стало немного обидно от того, что такую музыку, какую играли в начале 90-х те же Katatonia, Crematory и Tiamat, сейчас играют очень немногие команды, этот стиль забыт, так мне показалось тогда. Именно это и стало одной из причин, по которой я принялся делать материал, звучащий именно так, а не как-то иначе. Мне просто захотелось, чтобы было продолжение, какое-то развитие, музыка-то хорошая. Тогда я считал, что это doom, хотя сейчас я, конечно, понимаю, что никакой это не doom и даже, пожалуй, не doom-death. Скорее всего, это некая помесь death-metal и post-metal. Хотя, честно говоря, мне всегда было всё равно, как называется жанр, в котором мы играем. Остальным участникам группы – тоже. Я поднимал этот вопрос. Главное не в том, как называется стиль. Главное то, что что-то продолжает делаться.

Согласен. Главное - музыка, а не ярлыки.

Да вопрос стиля - давнишняя «заморочка». Я где-то слышал такой термин - melancholic metal.

Какие группы вас вдохновляют сейчас?

В первую очередь это The Cure. Это мой любимый коллектив, он является таковым уже очень давно. Ещё - Isis, Neurosis, God Is An Astronaut, Bad Sector. Ну и, конечно же, Radiohead. Из того, что я услышал совсем недавно - Ordog. Мы совсем недавно играли на фестивале Wings Of Doom 5, где я их и услышал. Очень понравилось - не знал, что такая угрюмая музыка, как funeral-doom, может нести настолько сильный заряд позитива.

Расскажите об оформлении на первом альбоме. Там ведь изображён Измайловский парк? Почему выбрали именно это место?

Да, это именно Измайловский парк. С этим местом у меня связано множество воспоминаний, я очень люблю гулять там и фотографировать его. Так же я могу сказать и то, что в большинстве своём музыкальные идеи меня посещали и продолжают посещать во время этих прогулок, можно сказать, что я хожу туда за вдохновением. И вообще - это очень красивый парк. Да, и ещё - там практически ничего не меняется уже много лет, сколько я помню этот парк, а я очень люблю такие не меняющиеся места, где нет никакого «новодела» - как он выглядел в 80-х годах, примерно так же он выглядит и сейчас. Когда пришло время делать обложку и буклет, я стал просматривать фотографии, сделанные мной в парке, и выбрал именно этот кадр, потому что там, в принципе, есть всё, что нужно: ветер, деревья... Ну и тени прошлого естественно, хотя у каждого они свои, но песни-то на альбоме мои, вот я и подумал, пусть будет парк. И не такой уж плохой кадр, мне кажется, что он хорошо отражает настроение музыки на пластинке. Да и вообще, этот снимок мне просто нравится.

Готовится к выходу второй альбом. Что вы можете о нём рассказать? Концепция, лирика... Чего нам ждать?

На втором альбоме будет в основном материал, написанный нами во время записи дебютного альбома. Хотя стилистически он всё-таки будет слегка отличаться от дебютника - на второй пластинке всё будет несколько жёстче. Что касается лирики на этой пластинки, могу сказать одно - она... разнообразная. В некоторых песнях тексты по мотивам одной мистической повести Рэя Брэдбери, эта повесть называется "Надвигается гроза", в оригинале - "Something wicked this way comes". Эта повесть о людях осени, которые появляются в небольшом городке Гринтаун, после чего там начинают происходить всевозможные немыслимые вещи. В принципе тексты песен связаны между собой этой общей темой.

Интересно. Уже послушал на вашем сайте превью некоторых песен - впечатляет. Когда ждать релиз?

Предварительная дата выхода пластинки - 15 мая. Вообще с записью было очень много проблем. В силу некоторых обстоятельств, я могу записываться только дома, так вот, у меня два раза "умирали" жёсткие диски, на которых хранилась запись. Один раз мне даже пришлось заново записывать весь материал, второй раз мне удалось восстановить информацию... Все эти события стали причиной того, что альбом не вышел зимой прошлого года, а выйдет только в мае. Сейчас над записью работает Илья, басист и по совместительству звукорежиссёр.

Да, знаю, что вы записывали и первый альбом дома. Как же вы смогли достигнуть такого отличного звука?

Звучание - это заслуга Ильи. Он очень давно занимается звукорежиссурой и у него есть достаточно большой опыт в этом деле. Когда начиналась запись, он объяснил мне, как именно нужно записываться, чтобы потом с этим материалом можно было работать. Я, естественно, последовал его советам, результат превзошёл все мои ожидания, на дебютной пластинке звук именно такой, каким я хотел его слышать.

Как часто вы выступаете на сцене? Расскажите, как прошло первое выступление.

Выступаем мы не так уж и часто, но и не сказать, что очень редко. Хотелось бы играть почаще. У меня очень небольшой опыт выступать, являясь не только гитаристом, но и вокалистом. Из-за этого я чувствую себя несколько скованно, но, я думаю, со временем это пройдёт. Первое выступление... Это было ужасно (смеётся). Был один светлый момент, когда в 1997 году мы предприняли очередную попытку восстановить Монингсайд и даже нашли басиста и барабанщика, отрепетировали несколько песен и в результате нам предложили выступить в клубе, который находился в том же доме, где была репетиционная точка. Мы должны были играть почему-то в самом конце фестиваля, самыми последними, словно мы – хедлайнеры. Но про нас на тот момент вообще никто не знал и я надеялся, что все эти люди, которые пришли в этот клуб, уйдут к моменту нашего выхода на сцену (смеётся). Но тогда получилось всё с точностью до "наоборот" и когда мы вышли на сцену, народа в зале было максимальное количество. Ну и... на трясущихся ногах, с мокрыми ладонями... До середины первой песни мне казалось, что у меня сейчас случится инфаркт. Я очень волновался, очень сильно. Хотя сыграли мы в принципе без лажи в тот вечер, Но степень мандража была настолько высокой, что я это событие, скорей всего, никогда не забуду. Это было просто ужасно. Зато тогда “The Wind” впервые прозвучал живьём. Правда потом этот состав развалился, барабанщику наскучило играть doom и он покинул Монингсайд в пользу каких-то блэкеров. В этом составе первый концерт мы сыграли весной 2007 года. Не было ничего выдающегося, сыграли, как на репетиции. Народу было очень мало, это была какая-то среда, или четверг, в общем, совсем не "клубный" день. Было скучно.

Тем не менее, всегда слышу только позитивные отзывы о ваших концертах. Очень надеюсь, что смогу как-нибудь попасть к вам на концерт. Естественно, мы стараемся подходить к вопросу живой игры не спустя рукава, к тому же уровень остальных участников группы достаточно высокий. Илья у нас фронтменствует . У него хорошо получается, по крайней мере лучше, чем это получилось бы у меня - это раз. А два - присутствует некий момент ломки стереотипов - ведёт выступление басист, а поёт гитарист. Получается забавно.

Как вы смотрите на нашу отечественную металл-сцену? Есть ли группы, которые вам нравятся?

О, да таких групп полно. Мне очень нравится творчество Voiceless Void, Янтарные Слёзы, Wine From Tears, Летаргия, Во Скорбях, Forest Stream. Список может быть очень большим. Только одно обстоятельство удручает: на мой взгляд, гранды отечественной металл-сцены. Их творчество, как мне кажется, оставляет желать лучшего. Я иногда слушаю какие-то их песни, просто так, ради интереса, и мне почему-то кажется, что они какие-то неискренние, всё это похоже на какой-то обман, вот странное дело, вроде бы есть группы старые, известные, а материал - вот такой... в то же время можно взять, да послушать какой-нибудь относительно свежий альбом каких-нибудь Iron Maiden - совсем другое дело... В общем, моё мнение относительно нашей металл-сцены, она хороша, когда речь идёт о том, что называется андеграунд. Но чем дальше от него - тем всё становится более скучным и менее правдивым.

У вас на официальном сайте можно прослушать новый трек, которого не будет на новом релизе. Инструментал, где слушателю необходимо самому читать текст. Расскажите пожалуйста об этой идее подробнее.

На самом деле это трек для третьего релиза, над которым я сейчас работаю в полную силу. Это будет концептуальная пластинка, мы «зарелизим» её, думается, где-то в сентябре 2010 года, к этой осени не успеем точно - там много работы, материал ещё не весь готов - одну песню нужно делать "с нуля" и ещё одну надо серьёзно дорабатывать, да и тексты готовы не все... Конкретно эта вещь, “He Tried To Remember”, в принципе является инструменталом, но когда я начал её делать (а это было достаточно давно, около полутора лет назад), то по задумке, должен был быть речитатив в середине - я хотел просто прочесть этот текст и всё. Но когда дело дошло до дела, и я принялся записывать голос, то понял, что меня категорически не устраивает тембр моего голоса, мы с гитаристом Сергеем стали думать, что делать, я частенько слушал эту песню и читал про себя текст, пытаясь представить себе, какой голос я хотел бы там услышать и в результате понял, что лучше всего - когда никакого голоса там нет вообще. И идеальное решение - просто читать текст про себя. Тогда я подумал, а почему нет? Пусть слушатель также, как я, прочитает текст про себя. Зачем-то же нужны эти тексты, напечатанные в буклете. Ведь кто-то же их читает. Почему бы не совместить прослушивание с прочтением текста? Просто нужно об этом как-то проинформировать людей, вот я и выложил этот трек с текстом на нашем сайте. Пусть всё это повисит там какое-то время.

Кстати, как вы относитесь к проблеме нелегального распространения ваших релизов в интернете. Существуют две противоположные точки зрения - по одной это наносит ущерб музыкантам, по другой - наоборот, только способствует росту их популярности.

Нам это приносит только пользу, понятное дело. Мы не относимся к той категории музыкантов, которые говорят так: "Мы будем только продавать наши песни, мы против бесплатного распространения нашей музыки в сети, мы хотим получить деньги за свою работу". С одной стороны, такая позиция является очень логичной. А с другой стороны... Возвращаясь к теме андеграунда, я могу сказать следующее: для нас, как для музыкантов, которые пишут и играют музыку для людей, чрезвычайно важно тем или иным способом донести до слушателей наши песни. Поэтому, когда я вижу на очередном торрент-сайте наш релиз, я не расстраиваюсь, не бегу жаловаться и говорить, чтобы это срочно убрали, наоборот, я считаю, что это очень хорошо, это значит, что эти мои песни услышит кто-то ещё и есть определённая надежда на то, что кому-то ещё понравится эта музыка, а важнее этого для меня нет ничего, я же не "в стол" пишу, а для людей. Так что тут выбор простой: либо будет расширяться аудитория, либо будут деньги на пиво. (Смеётся). Я выбрал первое.

Да, кстати, к этой осени будет готов материал для сингла, на его тему у нас планы такие: мы его запишем, но не понесём на лейбл, а выложим на нашем сайте, вместе с макетом полиграфии, я сейчас думаю, как бы его можно было оформить, чтобы можно было на любом принтере распечатать обложку, чтобы это смог сделать каждый желающий, и при этом это будет "родная" пластинка проекта The Morningside. Да, сингл будет называться "TreeLogia", там будет всего три песни –первая “The Trees”, вторая и третья части.

Согласен. Но я лично диск купил.

Ну, знаешь... Это же нельзя скачать из сети. Там буклет, обложка, полиграфия. Нет, я-то рассматриваю это, как определённую возможность расширения аудитории. Нас ведь не так много людей слышало, кто-то думает, а ну-ка, что это у нас тут за Монингсайд такой? Дай-ка я послушаю... И качает и слушает, вот я о чём. А вообще я люблю пластинки. Сам покупаю «родные» пластинки групп, которые слушаю. Потому что это очень приятно - что-то осязаемое и красивое, не просто цифры на жестком диске.

Чем вы занимаетесь помимо музыки?

Я по образованию архитектор-недоучка. Ушёл из московского архитектурного института с последнего курса - не вынес. Долгое время работал по профилю, но сейчас мне это надоело и я решил устроить себе длинный отпуск за собственный счёт. Пока что отдыхаю. Но в мае я выхожу на работу. Сергей Челядинов - начальник отдела в организации, занимающейся всевозможными видами связи - интернет, телефон и всё прочее. Илья Егорычев - специалист по компьютерам "Макинтош" и не только. Борис Сергеев - востоковед. Но сейчас, насколько я знаю, он тоже отдыхает и иногда работает звукорежиссёром в каком-то театре.

Спасибо за интервью. Было интересно общаться с вами, Игорь. В заключение - что вы можете сказать читалелям Darkside.ru?

Интересный вопрос. Что я могу им сказать... Даже не знаю. Скорее всего, я хотел бы пожелать им побольше хорошей музыки - ведь именно она создаёт настроение, а это очень важно, это гораздо больше, чем может казаться на первый взгляд.

Спасибо за интервью. Очень понравились вопросы - адекватные, иногда - нестандартные.

Беседовал: Maks
Вопросы также составлял: EP!C
16 май 2009
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом