|
Куда ушли те времена?
|
Волна трэша, захлестнувшая весь мир во второй половине 1980-х, породила несметное количество талантливых групп, но, как всегда, лишь небольшой части из них было суждено остаться на плаву. О тех временах можно писать книги, потому что та эпоха просто напичкана интереснейшими фактами, которые, по большей части, остаются неизвестны очень многим современным почитателям тяжелой музыки, так как печатные «зины» не особо долговечны, а Интернета тогда еще не было. Немцы Baphomet были одними из тех, кому не повезло. Они все время чуть-чуть запаздывали, выпустили несколько меньше, чем могли, и не оставили после себя почти ничего (попробуйте найти хоть что-то о них в «сети», и вы поймете, про что мы говорим), кроме трех превосходных студийных альбомов, вышедших в начале 90-х годов...
|
Когда ты последний раз давал интервью о Baphomet?
О Baphomet, наверное, году в 1994.
О, Боже, 11 лет назад! Что ты подумал, когда кто-то, да еще и из России, связался с тобой по поводу такого интервью?
Да я просто глазам своим поверить не мог, это было что-то невероятное! И вот именно поэтому это настолько прикольно и воодушевляюще! (Смеется). Я даже предположить не мог, что кто-то в России вообще знает про нашу группу. Когда мы выпускали альбомы в начале 90-х, между нашими странами все еще был "железный занавес", и, соответственно, никаких деловых отношений с Россией не было. Не то, что сегодня, когда все наши релизы лицензируются для выпуска в вашей стране, и их может купить любой желающий. А вот в начале 90-х о таком и не мечтали. Я действительно не мог предположить, что кто-то в России мог знать о существовании Baphomet! (Хихикает).
Давай начнем, пожалуй, с парочки тривиальных вопросов. Расскажи немного о себе - где ты родился, есть ли у тебя братья или сестры? Когда ты начал слушать хэви-метал?
Ну, родился я в местечке под названием Битигхайм, маленьком городке под Штутгартом. У меня есть брат, он на два года меня моложе. Сейчас я живу в другом маленьком городке недалеко от моего родного Битигхайма, так что я, можно сказать, вернулся домой, да и мои родители живут неподалеку. Когда я начала слушать метал? О, господи, да я был совсем маленьким... лет 12-13 мне было, когда я впервые услышал Uriah Heep и подобные группы. Первые же альбомы, которые я приобрел, а точнее, переписал, были Motorhead и первый диск Iron Maiden. Это был, скорее всего, 1977 год.
Когда был основан Baphomet? Играл ли ты или остальные участники группы в других коллективах до момента основания Baphomet?
Достаточно сложно ответить точно, когда была основана группа, ибо я просто уже не вспомню. Мы записали первое демо и выпустили наши первые майки в 1988 году. У меня сохранилась одна из маек, а так бы я и эту дату забыл. Если мне не изменяет память, группа была основана в 1987 году, и, насколько мне известно, никто из нас нигде не играл до Baphomet.
А где вы познакомились?
В самом начале помимо вокала на мне еще была игра на гитаре, но играл я не очень, с этим не сложилось, так что забудьте про это. (Дружный смех). Но я ходил учиться играть на гитаре в музыкальную школу, и именно там я познакомился с нашим будущим басистом. Его нет ни на одном из наших альбомов или демо, но это он был первым нашим басистом. Не помню, как точно - либо в той же школе, либо через моих родителей - я познакомился с нашим ударником, Мануэлем Райхертом, а он, в свою очередь, знал будущего гитариста, Гернота Керрера. Состав группы оставался неизменным до самого конца, за исключением басиста и второго гитариста, который был у нас какое-то время.
А как получилось, что ты встал за микрофонную стойку?
(Смеется). Судя по всему, потому что никто больше не претендовал на это место! Да нет, на самом деле, я всегда хотел петь, и у меня в группе было меньше всего дел. (Смеется). Не знаю, так карты легли. Не помню точно, как так вышло, но все почему-то и представить себе не могли, чтобы кто-то другой пел, а точнее, кричал.
А ты брал уроки вокала или занимался сам? Может, делал какие-то упражнения?
Нет, ничего такого. Я думаю, иногда это отчетливо слышно на записях. (Смеется).
Да, но твой вокал очень легко отличим от любого другого вокалиста, ведь у тебя был такой злобный голос…
Да, звучат наши альбомы, конечно, по-особенному, тут я согласен с вами. Когда я сейчас слушаю наши диски, мне становится не по себе от того, как странно Герхард Магин, наш продюсер, записал мои вокальные партии. Особенно это справедливо в отношении второго альбома, "Latest Jesus" (1992), где отчетливо слышно каждое мое дыхание. Он выставил на микрофоне такую чувствительность, что звук получился очень странный. До сего дня я не могу понять, зачем он это сделал, но результат действительно звучит очень оригинально.
А кому пришла в голову идея взять для группы такое антиклерикальное название?
Здесь все просто донельзя. Группе нужно было название, и тогда каждый из нас придумал четыре, пять, шесть вариантов дома, принес их на репетицию, и все решилось путем обычного демократического голосования. Название Baphomet набрало больше всего голосов. Если мне не изменяет память, это была идея Гернота, и, если честно, он ее позаимствовал у название одной из песен Angelwitch. У него был сборник, то самый легендарный "Metal For Muthas". В то время металлические альбомы выпускались нечасто, и это был один из самых первых сборников в истории метал-сцены. Там и была песня Angelwitch под названием "Baphomet", и я думаю, именно там он это слово и увидел. Если честно, вначале мы особо и не имели представления, что это вообще означает. (Дружный смех). Но нам было наплевать, так как звучало название отлично, и это было настоящее металлическое имя, так что мы его с удовольствием взяли.
У вас, кстати, когда-нибудь были проблемы с другими группами с тем же названием?
Да, было дело. В начале была также и американская команда Baphomet. Они выпустили один или два альбома, которые были очень грайндовыми и очень быстрыми, но в Германии название Baphomet было официально закреплено за нами. Вы можете пойти в мэрию и зарегистрировать свой бизнес, и вот таким образом мы зарегистрировали название Baphomet. Приходится заплатить достаточно ощутимые деньги, но зато потом права на название принадлежат тебе. Мы закрепили за собой наше название в Германии, а Германия была самым важным рынком для металла, и поэтому, когда альбом американского Baphomet был выпущен в Германии, мы могли легко выкинуть его с рынка. Мы так никогда не поступали, но, видимо, кто-то сообщил эту информацию их лейблу, а лейбл сказал музыкантам, и ребята поменяли название на Banished.
Хорошо, а как у вас обстояли дела с церковью - не было ли проблем из-за такого богохульного названия?
Нет, ничего подобного. У нас почти не было антирелигиозных текстов, и мы не продавали диски многомиллионными тиражами, так что никто не обращал на нас внимания. Чтобы с тобой такое произошло в Германии, нужно играть намного тяжелее и иметь намного более выраженную сатанинскую идеологию.
Сколько у вас было демо до выхода первого альбома?
Два - первое трехпесенное демо и второе "No Answers", на котором, если я не ошибаюсь, было четыре трека. Первое демо вышло в 1988 году, а второе, по-моему, в 1989. Но все эти песни можно найти на первом альбоме, кроме одного интро или аутро, не помню уже точно. Если честно, мы никогда не могли похвастаться особой плодовитостью, уж больно ленивыми мы были, и у нас всегда возникали проблемы с написанием достаточного количества материала для альбома. (Смеется).
А кто придумал логотип?
Наш ударник Мануэль. Вид логотипа немного эволюционировал по сравнению с первоначальным вариантом, но когда мы записали первый альбом, человек, который делал оформление альбома, так ужасно изменил вид логотипа, что нам пришлось вернуться к самому первому варианту, который был не совсем таким же. Короче говоря, логотип почти не изменился с самого первого до последнего дня. Мануэль нарисовал логотип в школе на уроках - учиться не хотел, сидел и рисовал логотип. (Дружный смех).
Ваш первый альбом "No Answers" (1991) был первым релизом Massacre Records. Как у вас возникла мысль основать собственный лейбл? Неужели не было предложений от других компаний?
История с лейблом немного длинновата, но очень любопытна. Я рассылал наше второе демо всюду, куда мог. Я ходил в крупные компании, но никто не хотел заключать с нами договор. Я постоянно звонил Йоргу Хакеру из Intercord, в то время он был боссом Intercord, а теперь он один из руководителей большого европейского лейбла. Он не соглашался встретится лично, но я продолжал "обрывать" ему телефон, и вот в конце концов он не выдержал и пригласил меня к нему послушать наш материал. Запись ему понравилась. Он сказал: "Очень хорошо, только вот музыка достаточно тяжелая, и на Intercord я это выпустить не смогу, мы занимаемся поп-музыкой. Но я найду для тебя лейбл". Готового альбома у нас не было, только лишь демо, так что нам нужен был продюсер. И Йорг посоветовал Торстена Хартманна, который сейчас является президентом и владельцем Massacre Records. Йорг позвонил ему и сказал: "Слушай, Торстен, у меня тут есть группа, ребята очень хороши, но выпустить их на Intercord я не могу, потому что они играют слишком тяжелую музыку. Может быть, ты их спродюсируешь, а потом мы найдем способ выпустить альбом". Торстен понятия не имел о металле, но мы ему купили кучу разных дисков, и он сказал: "Хорошо, я возьмусь за это! Я буду вашим продюсером". Такое впечатление, что запись альбома тянулась вечно, и вот когда уже вроде бы все было готово, Йорг решил продать его Rising Sun Records. Однако, по каким-то причинам лейбл никак не мог принять решение. И вот как-то сидим мы дома у Торстена, и Йорг говорит: "Слушайте, нам нужен лейбл, наш собственный лейбл!". Первой нашей реакцией было: "Какой, к чертовой матери, лейбл? Мы не знаем ни хрена о том, как работает лейбл! Просто не имеем ни малейшего понятия". Но мы тогда хорошенько "приняли на грудь" и через какое-то время уже придумали название лейбла - Massacre Records. Йорг из Intercord занялся нашей дистрибуцией. Вот так, собственно, все и началось. Но с момента начала записи альбома до того, как он вышел, прошло больше двух лет. И в этом-то и была основная наша проблема - мы всегда чуть-чуть не поспевали за вкусами публики, то есть, когда на подъеме был дэт-метал, мы играли трэш. Если бы наш альбом вышел на пару лет раньше, он бы появился одновременно с первым альбомом Morgoth, но мы все время опаздывали. Тем не менее, с этого началась история Massacre Records. Когда вышел наш первый альбом, лейбла, по сути, не было, не было промоушна, ничего не было, кроме дистрибуции через Intercord. Никто ничего не знал о том, что нужно делать, и лишь когда я завершил работу в качестве социального работника - я туда пошел, чтобы не служить в армии - я начал работать в компании Торстена и, можно сказать, начал делать лейбл. Первый альбом Baphomet распространялся только в Германии. Помню, я дал два интервью, мы напечатали рекламу в двух журналах, и все.
А на каких носителях был выпущен "No Answers"? Это был винил, кассета или компакт-диск?
Это был винил и CD, который в то время только начинал появляться. У меня до сих пор хранится то виниловое издание.
А расскажи еще про Торстена. Чем он занимался до того, как ты познакомился с ним, и вы начали работать над созданием Massacre Records?
У него был свой музыкальный магазин в городке неподалеку от того места, где сейчас находится наш офис, он также продавал много дисках на всяких рекорд-конвенциях. В то время он сам начал выпускать диски, которые сейчас называют не иначе, как бутлегами. Но в то время эти концертные записи не рассматривались, как бутлеги, потому что ни один закон не запрещал их производство. Было запрещено ставить на обложку оригинальный логотип и использовать фотографии группы, но на этом ограничения заканчивались, то есть, можно было делать все остальное, что еще могло прийти в голову. Компания Торстена называлась MCM, и они выпустили ОЧЕНЬ много концертных дисков, да и к тому же, покупали диски у других таких же компаний. Этот бизнес процветал почти 10 лет до тех пор, пока Европейский суд полностью не закрыл эту дыру в законодательстве. И вот когда продавать концертные записи стало незаконно, кормить весь персонал MCM пришлось Massacre Records. (Смеется).
Торстен также участвовал в разработке оформления ваших альбомов…
Да, было дело. Оформление первого альбома сделал художник, работавший в то время на Century Media, но нам никогда не нравилась его работа. Если уж быть совсем честным, с самого первого дня, как мы увидели оформление, мы просто ненавидели его. По мне, так оно просто ужасно. Первый вариант был еще хуже, ну просто ни в какие ворота, но Торстен уже заплатил этому горе-художнику, так что у нас не было выбора.
А еще Торстен играл на клавишных на всех трех альбомах, написал некоторые интро к песням и т.д. Это была его идея, или же вы ему говорили что-то типа: "Слушай, ты можешь для нас кое-что написать?"
На самом деле, это была идея Торстена и Герхарда, нашего продюсера. Сейчас уже точно не вспомню, кто за этим стоит. Вообще, было много подобных интересных моментов. Первый альбом записывался совсем не так, как наши последующие релизы, да и современные альбомы вообще. Обычно все происходит так - группа садится в студию на пару недель, записывает альбом и разъезжается по домам. Но у нас вначале творился просто ад, потому как у всех была нормальная работа, и мы могли сидеть в студии только на выходных. Помимо этого, студия была далеко не такой, в какой мы работали потом, она располагалась в саду, у нее была низкая крыша, и летом с нас стекало по 10 ручьев пота. (Дружный смех). Вентиляции там не было вообще, мы работали по 14 часов в сутки, а Торстену еще нужно было продюсировать альбом. Я помню, как в один из уикэндов он просто сорвался, он был совершенно опустошен, потому что процесс записи был ужасно изматывающим и совсем не профессиональным. Но Торстен, надо отдать ему должное, всегда был с нами и довел-таки свою работу до конца.
Такая ситуация была характерна только для первого альбома, или же вы так работали и над последующими альбомами?
Звукорежиссером на всех трех наших альбомах был Герхард. Уже при записи второго у него появилась нормальная студия, что уже само по себе было круто. Когда мы записывали "Trust", мы уже привыкли к работе в студии, но нам приходилось экономить деньги, так что весь альбом был сделан за 10 дней, включая сведение. Помню, как-то сижу я в офисе, работаю, и вдруг звонит телефон: "Привет, мы закончили запись гитар, так что бегом сюда, и давай записывать вокал!" (Дружный смех). У меня ушло на запись полтора дня, и сведение было готово еще через 2 дня. Да, это были настоящие металлические деньки! (Хихикает).
В буклете к "No Answers" написано, что за все партии баса несет ответственность Марек Феликс из Poltergeist, но ведь у вас же был свой басист Ханси Бибер. Расскажи поподробнее, почему так получилось.
Ханси стал членом группы уже после того, как альбом был готов, а Марек сыграл все партии баса в студии. Если честно, я его никогда не видел и не знаю, кто он. Торстен работал над альбомом вместе с Герхардом, и мы просто не знали, что они воспользовались его услугами. Этот парень просто как-то пришел в студию, записал все партии и ушел. А Ханси присоединился к группе, когда все уже было записано, но к тому моменту, когда альбом был выпущен, он уже был полноценным участником группы на протяжении года. Готовый альбом пролежал на полке так долго! Так что Ханси не записывал партии баса для "No Answers". Кроме того, когда мы только начинали запись диска, у нас был второй гитарист, но через три или четыре дня Торстен сказал: "Э-э-э, парень не так хорошо играет, как хотелось бы, так что мы обойдемся без него". В общем, нам пришлось с ним распрощаться. Он был нашим хорошим другом, но, как говорится, "не срослось".
Один из нас недавно разговаривал со Шмиром из Destruction и спросил его о том, какое отношение он имеет к Baphomet, ведь вы его упоминаете в списке благодарностей на дисках. И он сказал, что в свое время вы его звали на роль басиста, и он сам хотел было присоединиться, но был полностью загружен со своим проектом Headhunter…
Да, скорее всего, так и было! Я уже и забыл про эту историю, потому как не я этим занимался. Торстен, Йорг или кто-то еще, скорее всего, разговаривали с ним, но так как у него не было времени, все записал парень из Poltergeist. Все могло быть именно так. Я лично никогда его не благодарил, и мне всегда было интересно, что делает его имя в списке благодарностей. (Дружный смех).
Но ведь его участие могло бы сделать вас намного популярнее в Германии…
Да, это точно. Если бы мы тогда были поумнее, мы бы подождали, пока у него будет время, но что было, то было. Нам вообще повезло, что хоть кого-то нашли для записи баса. Мы вообще мало чего тогда понимали! (Смеется).
Большинство текстов первого альбома касаются тем, которые вы развивали на последующих альбомах - социальные проблемы, личные отношения, но с другой стороны, у вас была песня "Elm Street" про Фредди Крюгера…
Точно. Лирика первого альбома - это самые обычные металлические тексты о лжи, ужасе, войне, страхе и прочих подобных вещах. Сами тесты были очень старыми, мы просто взяли то, что использовали на демо, а это были вообще первые тексты моего авторства. Более поздние альбомы получились несколько другими. На мой взгляд, тексты на втором альбоме намного лучше, да и сам альбом мне нравится куда больше. Проблемы с текстами обычно появлялись в студии, когда Торстен говорил: "Знаешь, некоторые слова не ложатся на музыку!". Так что мне приходилось переписывать тексты прямо в студии, чтобы они "лучше пелись". Для одной из песен мне вообще пришлось переписать весь текст за 10 минут, но я уже не вспомню сейчас, что за песня это была. Во время записи первого альбома была похожая проблема - мне приходилось полностью переписывать много текстов, и зачастую они превращались в полную чушь.
Всю музыку для Baphomet писал Гернот?
Да, Гернот придумал все рифы. Кстати, никто никогда не называл его так, с самого первого дня у него была кличка Ингви. (Дружный смех). Он приносил рифы, мы делали из них песни, и я писал тексты. Естественно, остальные участники группы принимали участие в написании материала, но не такое ощутимое, как я и Ингви. Причина же того, что только мы вдвоем указаны как авторы, достаточно тривиальна: для того, чтобы получить деньги от GEMA (немецкая организация, контролирующая продажи и авторские отчисления музыкантам - прим. ред.), нужно стать ее членом, а это стоит определенных денег, и мы подумали: "Хм, если только двое из нас заплатят вступительный взнос, мы немного сэкономим". (Хихикает).
Давай теперь перейдем ко второму альбому "Latest Jesus". У него очень интересное оформление, в котором используются кремлевские звезды и Распутин. Что вы хотели сказать таким оформлением?
Обложка связана с заглавной песней "Latest Jesus", а ее смысл заключается в том, что люди слепо следуют за своими идолами, и им даже не требуются какие-то доказательства правдивости того, во что они верят. Но слишком рискованно было помещать на обложку личностей вроде Гитлера или Сталина, и Торстен предложил именно тот коллаж, который впоследствии оказался в буклете. Он увидел его в каком-то фото-журнале и подумал: "О, это очень интересно и необычно, и отлично вписывается в нашу концепцию, да и у других групп нет ничего похожего!" И мы его использовали.
Уж коли мы коснулись темы оформления дисков, скажи что символизируют пауки в оформлении третьего альбома "Trust" (1994)? А на разворотах буклета изображены черепа, покрытые паутиной - вы хотели этим сказать, что людям надо быть поосторожнее с теми, кому доверяешь?
Картинка получилась крайне нечеткой. Но вот история создания буклета весьма веселая. Альбом называется "Trust", а пауки, изображенные в буклете, - это "черные вдовы". После того, как женская особь этого вида пауков производит на свет потомство, она убивает мужскую особь, и именно в этом заключалось наше послание слушателю. Если бы вы видели оригинальную картинку, предназначавшуюся для обложки, вы все бы поняли, но тогда были другие времена, и мы не располагали тем оборудованием, которое есть в наличии сегодня. На заднем плане той картинки было изображено голубое небо и паутина, а на переднем - сам паук. Но Торстен сказал: "Это голубое небо выглядит прямо как на каком-нибудь поп-альбоме, нельзя его использовать!" (Дружный смех). Так что нам пришлось перевести картинку в негатив, и, к сожалению, после этого уже не разберешь, что эти пауки - "черные вдовы". Сегодня можно просто подложить другой фон на компьютере, и все! (Смеется). Но в то время таких технологий не было, и нам пришлось использовать негатив.
Ты рассказал нам про необычный способ записи вокала. А вот бас и гитара, их тоже записывали не так, как это обычно делается в студии?
Да нет, я бы так не сказал. Все делалось так же, как и при записи любых других артистов Massacre Records, которых продюсировал Герхард. Мы писались, как все - сначала ударные, потом бас, затем гитары и в самом конце вокал. Ничего уж такого особенного. Я не большой специалист в студийной работе, но, мне кажется, альбомы были записаны, как и большинство других релизов.
Мы спросили не просто так. Гитара Гернота звучит по-особенному, у него был свой характерный звук, и твой вокал в сочетании с его гитарой - это именно то, что отличает Baphomet от любой другой группы…
Тут все дело в его гитарных примочках и эффектах, которыми он пользовался, это не заслуга студии или продюсера. Гернот всегда так звучал. Да и по большому счету, если сегодня послушать наши записи, становится очевидно - и мы всегда это знали - что нам нужен был второй гитарист. Нам он был необходим, но мы так и не нашли подходящую кандидатуру. (Хихикает). Второй гитарист сделал бы звук намного более "мясистым". Да, вы правы, звучание Ингви было действительно особенным, но, наверное, нам не хватало тяжести. У нас было слишком много странных гитарных партий, а под такие вещи нужна качественная ритм-гитарная "подкладка". Но, как не крути, это я сейчас знаю, а не тогда...
На "Latest Jesus" есть кавер-версия песни "Lethal Tendencies" культовой американской группы Hallows Eve. Ни один из нас никогда бы и не догадался, что это кавер-версия, если бы не слышали оригинал. Почему ваш выбор пал именно на эту песню? И зачем нужно было ставить кавер вторым треком на диск?
Не помню уже, почему мы так сделали. Может быть, потому что нам очень нравилось, как она звучит. Этот трек очень хорошо принимался фэнами на концертах, хотя мы и не играли его в точности так, как он звучит на альбоме. Мы всегда играли попурри из песен Hallows Eve - "Lethal Tendencies", "Death And Insanity" и еще одну, название которой я не могу вспомнить. Народу оно очень нравилось. И знаете что? Несколько недель назад я впервые увидел Hallows Eve "живьем", это было на фестивале "Keep It True", и они звучали ну просто отвратительно! Вокалист Ян Андерсон уже не с ними, и петь пытались басист и гитарист, а они не пели до этого целых 10 лет. (Говорит голосом Мики Мауса) "Включите мой микрофон!" Это было ужасно, самое большое разочарование за всю мою жизнь. Наконец-то я побывал на их концерте, и тут на тебе…
А в общем и целом, как ты относишься ко всем этим недавним реюнионам мастодонтов трэша - Death Angel, Destruction, Heathen, Hirax?
Я не думаю, что в этом есть какой-то смысл. Все сейчас воссоединяются, и если честно, это очень скучно. Почти все записи, которые они делают сейчас, не могут сравниться с теми старыми "добрыми" дисками, которые они выпустили в 80-е или 90-е годы. И если уж совсем быть честным, мне все это не по душе. А Hirax всегда были немного странными, и мне всегда было интересно, кто их слушает… В конце концов, группы сами должны понимать, что нужно делать, а что нет, но мне эти воссоединения не нравятся.
Погоди, а как же Exodus? Они, наверное, одни из немногих, кто сделал действительно хороший альбом после воссоединения…
О да, тут я не могу не согласиться! И к великому сожалению, он не вышел на Massacre! (Смеется). Exodus были отличной группой, и последний альбом тоже очень хорош, но я все равно считаю, что старые диски лучше.
Помимо вышеупомянутого тобой попурри из песен Hallows Eve, исполняли ли вы "живьем" еще какие-нибудь кавера?
Да, мы исполняли "Procreation Of The Wicked" Celtic Frost, потому что ее очень просто играть. (Хохочет). Было ли еще что-то? (Пауза). Прикола ради, мы еще сделали кавер на песню Roxette …
Кстати, а вы много выступали? Вы в основном были "разогревом" или хэдлайнерами?
В первые годы существования группы мы практически не выступали, потому что у нас не было менеджмента, мы не знали, что и как нужно делать, к тому же, все еще и работали. Нет, выступали мы редко. Но потом я познакомился с одним швейцарцем, который некоторое время был нашем менеджером, и соответственно, в то время мы постоянно играли в Швейцарии. Мы выступали с очень странными группами перед абсолютно не теми людьми. Я помню один концерт с Mucky Pup, который был полным провалом, все в зале нас просто ненавидели. В Швейцарии мы достаточно часто играли с моими друзьями Messiah, а так же с парочкой других команд, которые в то время были подписаны на Massacre - Babylon Sad, Sickening Gore, все потому, что у всех был один менеджер. У нас также был один-единственный за всю карьеру большой тур - в Европе мы разогревали Cannibal Corpse. Возможно, это было не совсем то, что нужно, хотя, с другой стороны, такой тур лучше, чем ничего. Мы были недостаточно экстремальными, и бОльшая часть публики на концертах нас терпеть не могла. Конечно, была парочка концертов, которые прошли просто на "ура!", но были и такие, когда мы не нравились абсолютно никому. Cannibal Corpse играли стопроцентный прямолинейный дэт-метал, как и Sinister, вторая разогревающая команда, а мы были уж слишком притрэшованными. Это был 1992 год, и у меня до сих пор есть майка с того тура. Но чтобы я ни говорил, было весело, мы побывали везде, даже в Польше.
А когда состоялся последний концерт Baphomet?
Ой… (Пауза). Сейчас я уже и не вспомню. Должно быть, он был в 1994 году, когда уже вышел "Trust", и мы играли на фестивалях Massacre в Людвигсбурге и Бремене. Скорее всего, это и были наши последние концерты. Когда я покинул коллектив, ребята больше ни разу не выступили.
Судя по твоим словам, Baphomet почти никогда не играл перед правильной аудиторией. А кто, по твоему мнению, могли бы быть самыми подходящими для вас партнерами по туру?
Трэшевые коллективы, например, Exodus или Metallica. (Смеется). Не знаю, какие-нибудь другие трэшеры, но не дэт-метал группы. Мы играли более мелодичную и слишком необычную музыку для рядовых фэнов дэта. В то время все захлестнула дэт-металлическая волна, а наши альбомы звучали достаточно старомодно и несколько странно. А так мы бы с удовольстием поиграли с любыми трэшевыми коллективами - с Megadeth, Exodus, Nasty Savage, например, было бы просто отлично.
Вы могли бы поехать в тур, например, с Kreator…
Ну, это бы стоило очень много денег, и у Massacre Records не было таких хороших связей в то время. Я очень сомневаюсь, чтобы Торстен заплатил 10.000 или 20.000 марок за такой тур для группы, которая продает 3.000 или 5.000 пластинок. Он бы на это не пошел.
У Baphomet был достаточно стабильный состав. Вы были хорошими друзьями, которым нравилось заниматься общим делом, или вас можно назвать, скорее, коллегами, которые работали вместе только ради музыки?
Я бы сказал, что мы были хорошими друзьями. Нас можно было разделить на старый Baphomet - Ингви и меня, потому как мы были намного старше остальных, и, соответственно, молодой Baphomet - Мануэля и Ханси. Я дружил с Гернотом уже очень давно. Помню, как мы сидели вместе дома и слушали все те первые метал-альбомы. Такое впечатление, что я знал его вечно. Я всегда заезжал за ним, и мы ехали на репетиции, потому как у него никогда не было машины. Да, и водительских прав у него не было, и я почти уверен, что нет до сих пор. У Мануэля были другие друзья, он был намного моложе нас, но я все равно назвал бы нас друзьями. Хотя, как это часто бывает, со временем наши пути разошлись. Помню, как во время тура в 1992 году, мы все еще крепко дружили. Мы постоянно гоняли в футбол, ходили в бары после репетиций, и так далее.
Тексты Baphomet достаточно необычны для трэш/дэт-металлической сцены, их очень интересно слушать и читать. Например, "Latest Jesus" насквозь пропитан политикой, тогда как в "Trust" речь чаще идет об отношениях между людьми. Ты сначала писал тексты на немецком? И помимо упомянутой тобой необходимости переписывать заново достаточно много слов в студии, расскажи, как проходил процесс создания текстов.
Нет, я никогда не писал тексты на немецком, я всегда неплохо говорил по-английски. Я очень много выучил во время прослушивания металлических дисков и чтения текстов, это и были мои лучшие "учебники". (Смеется). Тексты я писал дома, во время репетиций я пел что-то вроде "ля-ля-ля", просто чтобы вокальная мелодия подходила для данной песни, а потом уже дома я записывал слова, которые приходили мне в голову, или же писал про то, что меня в тот момент особенно волновало. Я помню, что каждый раз, когда я ехал в студию, я писал тексты на больших листах бумаги и клал их перед собой, чтобы не думать о них во время пения. Петь легче, когда читаешь текст по бумажке, и все так делают. Оззи всегда так читает, потому как запомнить слова он уже не в состоянии. (Хохочет).
У вас была песня "State Of Censorship" ("государство цензуры"), в которой, как мы поняли, речь идет о Германии…
Вы абсолютно правы.
С тех пор в твоей стране что-нибудь изменилось?
Нет, я бы не сказал. На нашем лейбле подписана немецкая группа Eisregen, и их альбомы запрещены к продаже в Германии, чего я вообще не понимаю, это прямо ребячество какое-то. Я вам расскажу, как обстоят дела в Германии. У нас есть государственный департамент, куда люди, например, родители, могут написать: "Мой сын слушает такую-то группу, а они поклоняются дьяволу" и т.д. Департамент должен проверить этот запрос и решить, нужно ли запретить распространение дисков данной группы или нет. Сейчас я намного старше и не воспринимаю все это слишком серьезно, но песня была написана под впечатлением от поиска фильмов, которые были запрещены к продаже. С тех пор ничего особенно не изменилось. Вообще, вся эта система выглядит очень странно, потому как в других странах, например, в Австрии, Швейцарии, Голландии, да везде вокруг Германии, любой может везде купить эти вещи, а в Германии они запрещены. Например, знаете фильмы серии "Evil Dead"? Так вот, они запрещены к распространению, их тут просто не найти. Продается только идиотская версия, адаптированная для детей до 16 лет, в которой вырезана половина фильма. Что же касается американских мульти-зонных DVD, мне их достал парень из нашей компании, а где он их взял, я вообще без понятия. И таких примеров полно - возьмем тот же ранний альбом Cannibal Corpse. У меня есть майка "Butchered At Birth", как раз с того тура, где мы их разогревали, и ее запрещено продавать. Я помню, что у босса компании Intercord, который занимался дистрибуцией продукции Metal Blade, где тогда были подписаны Cannibal Corpse, из-за этого были проблемы с крупными магазинами по всей Германии. То же самое сейчас и с Eisregen. Они почти не могут выступать, потому как у них уже вышло пять альбомов, включая совсем свежий, и они запрещены, они просто не могут исполнять песни с этих альбомов. Но они могут пересечь через границу, отъехать на пять километров и играть все, что захотят.
Ну а кроме Eisregen, сталкивались ли другие группы Massacre Records с проблемой цензуры?
Нет, никогда.
Отлично! Но давай все-таки вернемся к Baphomet. Судя по информации в буклете одного из дисков, у вас был фэн-клуб. Сколько поклонников было у группы?
Ух ты, без понятия! Парень, который занимался этим, Кай Бекофф, был нашим техником и продавал наш мерчендайз, а еще он тогда писал для журнала "Heavy, Oder Was?!". Я его уже сто лет не видел и не знаю, чем он сейчас занимается. Даже представить себе не могу, сколько человек входило в наш фэн-клуб, вполне возможно, что один, а может быть, и 500. Я его никогда об этом не спрашивал, но мне понравился вопрос! (Смеется).
Уж коли мы коснулись коммерческой стороны группы, какой альбом Baphomet был наиболее успешным с этой точки зрения?
"Trust". Было продано 5.500 копий, тогда как два других разошлись тиражом примерно по 3.000 копий каждый. Забавно, что "Trust" был первым альбомом, который мы издали в Штатах, и там было продано 2.000 дисков. Помню, что наш американский офис работал ну просто из рук вон плохо, они там вообще ничего не делали, и вот однажды мы получаем большой груз обратно из США. Короче говоря, на склад вернулась бОльшая часть всех тиражей всех альбомов, кроме одного, и ко всеобщему удивлению, это был "Trust". (Смеется). Я просто глазам своим поверить не мог. "Почему нет Baphomet? - поинтересовался я у них, - все вернулись, а этот нет". Оказалось, что все было продано.
Мы знаем только один ваш видеоклип - на песню "Mind The Doubt". Кто был его режиссером? Его показывали по телевидению - на VIVA или в Headbanger's Ball?
Да, показывали. VIVA на тот момент еще не было в природе, но существовала еще парочка телепрограмм, например, на канале Tele 5 была метал-программа. Я до сих пор общаюсь с парнем, который снял это видео, его зовут Того, и на протяжении очень долгого времени он записывал все, что показывалось по музыкальным каналам 24 часа в сутки. После этого он иногда садился и просматривал свои записи, и он клялся, что наш клип показали раз восемь-девять. Сам я его никогда по телевизору не видел, но он показывал мне те свои записи, и ощущение было очень приятным.
А кто придумал сюжет клипа?
Тот же парень, что и снял его. Прочитав текст, он сказал: "Ну что, у вас тут есть маленькая история". Весь клип был снят за пять или шесть часов. Помните, там есть момент, когда я пою и хожу около грузовика? Так вот, мне пришлось ходить около этого чертового грузовика часами! (Смеется). "Так! Иди! Нет, не годится! Иди снова! Опять не то! Иди обратно! Снимаем!" А все остальные сидели и потягивали пивко. (Хохочет). Было весело.
Были ли у вас другие видеоклипы?
Нет, к сожалению, это наш единственный клип. У нас есть записи с нескольких "живых" выступлений на фестивалях Massacre, в том числе полный 40-минутный концерт с приличным звуком, но он так никогда нигде и не вышел. Думаю, кассета с его записью до сих пор сохранилась, может быть, даже у меня на чердаке. (Хихикает). Хороший был концерт. Мы играли в клубе "Rockfabrik" в Людвигсбурге. И в тот вечер у нас была "правильная" злоба и отличный настрой, так что шоу действительно удалось.
В общем и целом, существует ли какой-нибудь неизданный материал Baphomet?
Нет, вообще ничего.
А почему вы не издали ни одного мини-альбома или, например, концертника?
Мы никогда об этом не думали. Наши обычные альбомы не особо хорошо продавались, так что не имело смысла издавать концертный диск. Да, и возможностей записать его у нас особо не было.
Расскажи, что произошло после выхода "Trust". Ты сказал, что ушел из группы. Как это произошло? В чем была проблема?
На то было несколько причин. Основная, как мне кажется, заключалась в том, что меня начало потихоньку раздражать отсутствие успеха. К тому времени я уже какое-то время "поварился" в бизнесе и видел, что нужно было делать, чтобы альбомы хорошо продавались. Но остальные участники группы не разделяли мою точку зрения. Да, конечно, они были музыкантами, тогда как я уже был бизнесменом. (Смеется). Я им говорил: "Ребята, нам нужно больше драйва, меньше соло, меньше странных гитарных партий, нужно писать прямолинейные песни, добавить немного хардкора." На то время как раз пришелся расцвет хардкора, Biohazard были очень популярны. Но мои коллеги не хотели идти таким путем, они вообще ничего не хотели. Они сказали: "Нет, так мы играть не будем и точка." Мне все наскучило, мы вообще никуда не двигались. С другой стороны, было очевидно, что они устали от меня, потому как я постоянно предлагал делать что-то новое, другое, и в конце концов они подумали: "В общем, мы могли бы обойтись и без него". Все закончилось тем, что без меня они не сыграли ни единого концерта, уж не говоря о том, чтобы попытаться найти нового вокалиста. А объясняется это просто - я делал все, я налаживал и поддерживал все контакты, вел переговоры с менеджерами, и так далее, а они не делали ничего, кроме игры на музыкальных инструментах. Я их сильно не виню, потому как в тот момент группа перестала быть для меня интересной, я хотел развиваться в другом направлении, добиться большего успеха, стать более коммерческими, а они были против, так что "машина" перестала работать.
Ты сейчас общаешься с бывшими коллегами по группе?
Нет, если честно, вообще не общаюсь. Прикольно, но я до сих пор дружу с Тео, одним из наших первых басистов, который играл на демо, а потом создал свой собственный коллектив Ivanhoe, где до сих пор играет, и именно поэтому он так никогда и не присоединился к Baphomet. У нас много общих дел, и он постоянно говорит о том что надо бы создать трэш-металлический проект вместе с хорошим ударником, который играет с нами вместе в футбол. Он все твердит мне: "Слушай, ты просто обязан поорать в этой группе, а Ингви будет играть на гитаре! Давай!" Смех смехом, но чем черт не шутит! Может быть, однажды мы попробуем. Что же до остальных, я с ними больше не общаюсь. Не имею ни малейшего представления, чем занимается сейчас Ханси. Знаю, что Мануэль преподает физкультуру, но под конец мои отношения с ним были очень накалены из-за его девушки, а он все еще с ней, так что… Я иногда встречаю Гернота в городе, мы болтаем минут пять и расходимся. Вот такие дела.
После того, как ты ушел из Baphomet, твоя музыкальная карьера закончилась? Или же ты попробовал создать еще какую-нибудь группу или проект?
Нет, такого желания не было. Я был полностью поглощен работой на Massacre Records, у меня в жизни было достаточно музыки и, как и сейчас, я еще играл в футбол. Если честно, я всегда предпочитал футбол. Я всегда хотел стать футболистом, а не певцом, но я принял другое решение и стал вокалистом. (Смеется). Так что мне никогда потом не хотелось что-то создавать. Пару раз меня просили поучаствовать в качестве приглашенного музыканта, я записал немного бэк-вокала на паре альбомов, например, для Atrocity на "Werk 80", и все. Я с удовольствием помог бы Hallows Eve и спел на их концерте, если бы они меня попросили. (Дружный смех). У нас бы получилось намного лучше.
А ты не планируешь переиздать диски Baphomet, так как оригинальные издания почти не реально найти? Мы видели "No Answers" на E-bay за 50 долларов…
Ничего себе, поверить не могу! Помнится, мы продавали эти диски по 1,5 марки, мы их просто выкидывали. Так всегда бывает - когда диск пару лет не печатается, он становится дороже. Что же касается переизданий, не уверен, что они будут многим интересны. Вот что я планирую сделать - правда, не уверен, что именно я этим буду заниматься, или это вообще будет возможно - на сегодняшний день у нас на Massacre вышел диск под номером 475 или около того, и я не так давно поговорил с Торстеном о релизе №500 - это будет трехдисковый сборник с песнями групп "старой школы", более новых групп и совсем новичков. Этот сборник будет продаваться по низкой цене, и мы сделаем толстый буклет с историей, фотографиями и прочим материалом за весь период существования лейбла. Вот этим я, возможно, займусь. А вот переиздания… Знаете что? Это ведь вполне возможно! Поговорите с Еленой из Art Music Group или с ребятами с CD-Maximum (российские партнеры Massacre Records - прим. авт.), может быть, они проявят интерес и издадут диски в России. Возможно, они напечатают 500 или 1.000 копий.
Остались ли какие-нибудь интересные факты из истории Baphomet, про которые мы забыли тебя спросить, но их стоит вспомнить?
Вы и так спросили столько всего! Я уже забыл многое из того, что мне сегодня пришлось вспоминать! Еще могу вам рассказать прикольную историю. Когда мы играли в Швейцарии, как всегда (смеется), на этот раз с Samael, мы сидели в гримерке и поглощали пищу, которую нам предоставили промоутеры - не знаю была ли это наша еда, или чья-то еще, доставили, и ладно - и кто-то сказал: "Samael не нужна еда, они играют для Него," и сделал рукой знак дьявола, а Ингви сказал: "Точно, а мы играем для этого," и изобразил в воздухе знак доллара! (Дружный смех). Когда ты это рассказываешь, получается не особо смешно, надо видеть знаки, которые показывают руками. Помню, мы просто со стульев от смеха попадали. Помимо этого случая, у нас практически не было интересных "дорожных" историй, мы были достаточно скучной группой. Когда другие группы устраивали пирушки в гримерках, мы сидели в автобусе и играли в карты.
Как ты считаешь, помогало и помогает ли тебе твое прошлое как музыканта при работе с группами в качестве руководителя лейбла?
Да, я думаю, что очень помогало, потому что ты прекрасно понимаешь, что и как нужно музыканту. Ты знаешь, каково это - играть в маленьком клубе перед двадцатью человеками. Это очень помогает, и ты прекрасно понимаешь позицию музыкантов. Ты даже говоришь с ними по-другому, на их языке, потому что ты понимаешь их положение. Можно даже сказать, что ты говоришь с ними, как один из них. Я до сих пор чувствую себя, как один из них, я все еще фэн металла, и я все еще говорю на их языке. И вот благодаря этому люди доверяют мне и верят тому, что я говорю. Мы никогда никому не врали, я никогда не обещал никому ничего такого, чтобы я не мог выполнить. И так как я занимаюсь этим уже 15-16 лет, когда мы едем на встречи немецких дистрибьюторов, и у кого-то возникают вопросы в отношении металла, они всегда идут ко мне. Я всегда разбираюсь в том, что говорю, и я никогда никому не врал. Такая репутация очень помогает.
Какие группы ты мечтаешь заполучить на свой лейбл? И есть ли такие группы, которые ни при каких обстоятельствах не окажутся в каталоге Massacre Records?
Группы, которую мы никогда не подпишем, не существует. Это бизнес, и никогда нельзя зарекаться. Нужно выпускать диски, чтобы зарабатывать деньги, а не потому, что тебе нравится данная группы. Если говорить с коммерческой точки зрения, естественно, я бы очень хотел работать с Metallica. (Дружный смех). Одна из моих самых любимых групп уже на нашем лейбле - это King Diamond. Я дикий фэн Кинга, и сейчас я часами болтаю с ним. Мы знаем друг друга уже 10 лет, и это действительно потрясающе. Еще было бы классно работать с Hallows Eve, если бы они не стали так ужасны, это вообще была бы мечта, но... Еще одни из моих "любимчиков" на нашем лейбле - это Das Ich, я всегда их обожал. Я бы с удовольствием поработал с Доро, и, скорее всего, она рано или поздно окажется у нас, она очень милая женщина, прекрасный человек. Кто еще? Может быть, классно было бы заполучить Motorhead. Ну и само собой, Rush!
Ты доволен тем, что ты достиг как музыкант и менеджер лейбла, или ты бы что-то поменял, если бы представилась такая возможность?
Отличный вопрос, но, возможно, я не так стар, чтобы правильно ответить на него. Но мне все-таки кажется, что я все делал верно, я ни о чем не жалею. Жалеть о чем-то вообще неправильно, потому как человек ошибается и потом учится на собственных ошибках. Главное, чтобы в следующий раз ты все сделал лучше. Я до сих пор горжусь тем, что мы слушаем каждую демо-запись, которая к нам приходит, Massacre неукоснительно придерживается этой политики, и я очень горд тем, что я ни разу не "проморгал" группу, которая впоследствии стала успешней на другом лейбле. Я извлек для себя хороший урок из непростительной ошибки, которую допустил наш американский офис, получив демозапись Machine Head и "развернув" ее. Со мной бы такого никогда не произошло. Отличный пример - Theatre Of Tragedy, группа, продавшая 820.000 дисков. А началось все с того, что я получил демо из Норвегии. Выглядело оно никудышно, качество звука было ничуть не лучше, но я ее начал слушать, и еще не успела закончиться первая песня, как я уже звонил в Норвегию. Этому невозможно научиться, это нужно знать и слышать, это либо у тебя есть, либо нет. Я счастлив осознавать, чего мы достигли с Massacre Records. Конечно же, я буду не прав, если скажу, что за эти 15 лет мы все сделали правильно, абсолютно точно нет, но я надеюсь, что мы сделали почти все правильно. У нас были достаточно плохие годы - 2000 и 2001, когда приходилось решать некоторые проблемы, и я был всегда против всего, но в конце концов, я оказался прав. Теперь мы умнее и работаем с правильными людьми. И мне действительно приятно работать с Торстеном и с другими ребятами с лейбла, я не хочу менять профессию. Конечно, денег никогда не бывает достаточно, с независимым хэви-металлическим лейблом особо не разбогатеешь, но, с другой стороны, ты можешь заниматься, чем хочешь, и это просто отлично.
И, наконец, последний вопрос: не мог бы ты дать несколько советов начинающим группам? Какие шаги им нужно предпринимать, чтобы добиться успеха, а какие не стоит?
Тут сложно дать какой-то определенный ответ. Любая группа индивидуальна, ни один музыкант не похож на другого, и у меня нет рецепта успеха. Если бы у меня он был, я бы сейчас сидел на своей вилле в Таиланде и попивал бы пивко с Джеймсом Хетфилдом. Нужно всегда делать то, что ты считаешь верным, нужно верить в то, что ты делаешь, но самое важное в наше время для музыканта, как мне кажется, это быть реалистом. Сейчас столько музыкантов, участвующих в группах, которые просто не отдают себе отчет в своих действиях. Если они играют готик-метал, они хотят сразу же быть такими же популярными, как Nightwish. Если группа играет тру-метал, он хотят быть такими же известными и успешными, как Manowar. Да это просто смешно! Нужно всегда быть реалистом. Группы, подобные Nightwish, не рождаются каждый день. Нужно прислушиваться к тому, что говорят другие, нужно делать для себя выводы, и к сожалению, очень многие не делают этого, но тут уж, как говорится, Бог им судья, я ничего не могу поделать. Нужно делать то, к чему у тебя лежит душа, но быть реалистом и не ждать многого. Никогда не бросайте основную работу, если она приносит хороший доход, живите нормальной жизнью, а когда придет день, и вы окажетесь перед выбором между основной работой и музыкой, советую вам хорошенько подумать. Если ваша группа продает больше 20.000 дисков, вы можете надеяться на нормальную жизнь с доходов от музыкальной деятельности, ну а в противном случае, забудьте об этом.
Выражаем благодарность Лейфу Йенсену (Dew-Scented) за содействие в организации данного интервью.
Вопросы задавали Феликс "the Comrade", Роман Патрашов
Перевод с английского - Феликс "the Comrade"
8 апр 2005
просмотров: 3041
|
|
resurgamresponses
resurgamresponses
я полагаю это Thomas Hertler
resurgamresponses
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).