Вы помните, как в первый раз услышали “Enough Is Enough” и “Don’t Fear The Winter” Rage? Наверняка многие из вас подумали: «Как, черт побери, этому гитаристу удается играть такие риффы?» А еще многие, и мы в том числе, помнят, с каким огорчением была встречена новость о том, что именно он, Манни Шмидт, покинул ряды Rage, чтобы стать продавцом в музыкальном магазине. К счастью, Манни потребовалось всего несколько лет, чтобы снова вернуться к музыке, и с 2001 года он пополнил собой ряды еще одних ветеранов немецкой тяжелой сцены – Grave Digger. И, наверное, никто из тех, кто видел за это время группу «живьем», не усомнился в правильности выбора Криса Болтендаля, когда тот решил вернуть Манни к активной музыкальной деятельности.
Ты был в России дважды - зимой 2003 и летом 2004 года. Какие у тебя остались впечатления от страны и от наших фэнов? Какое шоу тебе понравилось больше?
Мне больше понравился второй концерт, потому что тогда все было лучше организовано. Что же касается первого, то он назначался и отменялся несколько раз, так что организация была далеко не на высшем уровне. Да и промоутер был всем недоволен. Во второй раз клуб был намного лучше, это был очень милый небольшой клуб, как раз для Grave Digger, фэны были совершенно сумасшедшие, было ужасно жарко… Да, мне кажется, что второй концерт был немного лучше. Но первый концерт был зимой, а второй летом, так что мы неплохо посмотрели Москву, и у нас остались о городе самые хорошие впечатления. Нам все очень понравилось.
Насколько мы помним, во время первого шоу на последней песне что-то случилось с твоей гитарой …
Не знаю, кто-то отсоединил кабель, и я не мог найти, в каком месте. У нас не было с собой техников, которые могли бы проверить аппаратуру, но, к счастью, это была последняя песня.
Также, ты уже второй раз выступаешь с Grave Digger в Вакене. Что ты можешь сказать об этом фестивале?
(Смеется.) Это очень важный фестиваль, потому что сюда приезжают люди со всего мира - я только что встретил Пауло из Бразилии и Джона из Америки, вы вот - из России, а еще сюда приезжают люди из Скандинавии, со всей Европы, со всего мира. Это самый крупный и важный фестиваль, но немного экстремальный для фэнов. Чтобы выдержать здесь все эти три дня, нужно иметь действительно "металлические" сердце и голову. Но с точки зрения организации здесь все на высочайшем уровне. Grave Digger очень популярны здесь, и мне здесь нравится.
Ваше предыдущее выступление на Вакене в 2001 году было записано для концертного CD и DVD "Tunes Of Wacken". Насколько ты доволен получившимся результатом? Тебе понравился сам процесс записи?
Нет-нет! Этот DVD был нашим последним долгом перед G.U.N. Records. Крис хотел расторгнуть с ними контракт, но они сказали: "Хорошо, но только ты еще должен нам один альбом!" Он ответил: "Концертный DVD подойдет?". И они согласились. Мы не хотели писать новых песен, потому что это был наш последний альбом для G.U.N., так что это был своего рода компромисс. Именно поэтому на DVD были только старые песни Grave Digger. У нас уже были и новые песни, которые позднее вышли на альбоме "The Grave Digger" (2001), но по контракту мы не могли их исполнять. Мне не очень нравится "Tunes Of Wacken", потому что это было одно из моих первых выступлений в рядах Grave Digger, и я еще недостаточно хорошо вписался в группу. Во время выступления происходили всякие непонятные вещи, и я тогда сыграл не вполне так, как мог, не так, как играю сейчас. И я очень рад, что в будущем году мы планируем записать еще один DVD.
Как бы ты сравнил процесс работы над "Tunes Of Wacken" и над "The Video Link" (1993), который ты записывал с Rage? Что между ними общего и в чем разница?
Между ними разница в 10 лет! (Вообще-то, всего 8 - прим. ред.) Пару недель назад мне прислали DVD "The Missing Link"… Это сложно объяснить, но они отличаются, это совершенно другая музыка, другой перфоманс, да и я стал на 10 лет старше (смеется), но, надеюсь, мой стиль остался прежним.
Как вы выбираете песни для исполнения на концерте? Мы сравнили сет-листы двух ваших московских выступлений, и обнаружили, что они достаточно сильно отличаются…
(Смеется.) У нас очень много материала, каждый раз люди просят исполнить что-то особенное, старые песни, новые песни, и нам каждый раз нужно попытаться найти золотую середину. На нашей страничке в Интернете есть гостевая книга, в которой фэны пишут, что они хотят услышать, например, "The Battle Of Bannockburn", и тогда мы говорим: "Если она нравится людям, то почему бы нет?". Мы стараемся по возможности не повторяться, чтобы это было интересно как для наших фэнов, так и для нас самих. У нас всегда есть, из чего выбирать. Если мы едем в Россию, то мы знаем, что нам нужно исполнить "Yesterday", здесь же нам ее петь необязательно, так что мы просто рассылаем несколько мэйлов и "прощупываем почву", вот и все. И ничего магического! (Смеется.)
Когда ты присоединился к Grave Digger, какую из песен тебе было выучить сложнее всего?
(Пауза.) У меня не было проблем ни с одной из них. Они все примерно на одном уровне сложности.
Скажи, а почему ваш последний альбом "Rheingold" (2003) вы решили снова сделать концептуальным? Предыдущий диск "The Grave Digger" не был связан единой концепцией…
Тут все меняется каждый день. Сегодня мы собираемся делать концептуальный альбом, а завтра уже нет. Идею "Rheingold" нам подкинул наш клавишник Эйч-Пи (Катценбург). У него классическое музыкальное образование, он пианист, и как-то он нам сказал: "В этой истории есть все, что нужно металхэдам! Там есть и меч, и герой, и дракон, есть короли и эльфы, так почему нет?" Мы тогда думали, в какую сторону нам следует развиваться, стоит ли вернуться к концептуальности или нет. Когда мы выпустили "The Grave Digger", люди стали спрашивать нас: "А почему на альбоме нет концепции?" Что ж, если фэны хотят концепцию, то почему бы и нет. Если у кого-то возникают хорошие идеи, то это здорово. Но следующий альбом снова будет не концептуальным.
Вот как?
Да, и сейчас это можно сказать совершенно точно. У нас уже готова музыка, и мы закончили где-то половину текстов. После фестиваля я еду в Испанию на отдых, а когда вернусь, думаю, это будет 5 или 6 сентября, мы засядем в студию для окончательной доработки песен и записи.
И когда можно ожидать выхода нового альбома?
Релиз намечен на 17 января 2005 года, а наше турне по Германии начинается 10 февраля. По крайней мере, мне только что сообщили именно такие даты.
Два предыдущих альбома Grave Digger были написаны очень быстро, большая часть песен была сочинена буквально за пару недель. А как обстоят дела с новым диском? Сколько времени заняло у вас написание материала?
В этот раз все было не так просто, у нас не было никаких определенных идей. Когда в январе мы вернулись из основной части нашего турне, мы просто сели вместе и стали думать, мы ломали головы, будем ли мы снова делать концептуальный альбом, обменивались музыкальными идеями, но ни у кого из нас не было четкого представления, в каком направлении мы должны двигаться. У нас не было материала, не было риффов, и тогда Крис сказал: "Мне нужно отдохнуть, а потом посмотрим, что делать дальше". И после этого мы встречались где-то раз в месяц, репетировали то там, то здесь, пошли в студию, побеседовали с продюсером, и так, мы понемногу начали понимать, каким хотим видеть альбом. И тогда все начало складываться, и уже через три недели материал был готов.
На лимитированном издании "Rheingold" есть два бонус-трека, но в буклете нет их текстов. Они тоже являются частью концепции?
Думаю, да. По крайней мере, "Hero" точно является ее частью, но Крис почему-то решил, что этот трек не вписывается в альбом.
О начальных этапах твоей карьеры практически ничего не известно. Где ты играл до того, как присоединился к Rage в 1988 году?
(Смеется.) До Rage были только несколько местных групп, в которых я играл вместе со своими школьными приятелями, но ни одна из них так и не добилась успеха. И один из моих друзей, который знал Rage, спросил меня, не хочу ли я поговорить с Пиви (Вагнер, вокалист/басист Rage - прим. ред.), мы встретились с ним, и я присоединился к Rage.
И что ты думаешь о нем, как о человеке?
Он непростой человек. Он классный парень, но очень непростой.
Дело в том, что разные люди говорят о нем совершенно разные вещи…
Это зависит от того, какого рода у вас с ним контакты. Если это деловое общение, это одно, если личное - другое. Он со всеми ведет себя по-разному.
А как насчет взаимоотношений внутри группы?
Мне бы не хотелось говорить на эту тему. Я стараюсь помнить хорошее и забывать плохое. Конечно, мы не являемся закадычными друзьями, но мы поддерживаем контакт, так что все в порядке.
Ходили слухи, что пару месяцев назад ты должен был временно заменить Виктора Смольского, когда тот серьезно заболел. Тебя действительно приглашали снова выйти на сцену с Rage?
(Смеется.) Два или три месяца назад мне позвонил Пиви и сказал: "У нас скоро концерт, Виктор в больнице, но мы с Майком хотим, чтобы он состоялся. Мы спросили Виктора, не возражает ли он, если мы возьмем кого-нибудь ему на замену, и Виктор сказал, что если нам так уж нужны эти деньги, он не против". Я сказал: "Вау! (Дружный смех.) Пиви, слухи ведь поползут по всему миру, ты же знаешь, когда ты публикуешь что-то в Интернете, то об этом моментально становится известно всем. Дай мне подумать". Я перезвонил ему и сказал: "А что я буду с этого иметь? Может, моя главная цель - деньги! (Смеется.) Хорошо, если вы хотите, чтобы я с вами сыграл, то ради Бога, я это сделаю исключительно ради удовольствия". Но когда они сказали Виктору, кто будет его заменять, он просто взбесился! (Дружный смех.) Пиви перезвонил мне через пять минут и сказал (имитирует крайнее возбуждение): "Нет-нет-нет! Забудь обо всем! Мы с тобой ни о чем не говорили!" Я сказал: "Хорошо, но только об этом написано на вашем сайте". "Да, но я только что все удалил!". Это сообщение провисело там всего полчаса, но уже успело разлететься по миру! (Смеется.) Когда мы были в Москве, люди спрашивали меня, правда ли это, и я отвечал: "Ребята, вы не должны этого знать!" (Дружный смех.)
Расскажи о процессе написания песен в Rage. Многие песни были написаны тобой в соавторстве с Пиви. Как с ним работалось?
Мы репетировали каждый день, с понедельника по пятницу, ходили в репетиционный зал, как на работу. Мы играли, обменивались идеями, но большую часть материала Пиви писал дома, а потом просто приходил на репетиции и предлагал готовый материал. Если я вносил в песню свой вклад, ну там, рифф или мелодию, меня указывали в качестве соавтора. Над аранжировками мы работали все вместе, но большая часть материала была написана Пиви дома.
Ты как-то мог повлиять на содержание песен, или тексты находились полностью в компетенции Пиви?
Да мне на них начхать! Я никогда не слушаю тексты, и меня совершенно не волнует, о чем они. Я слушаю ударные, бас и гитару, слушаю музыку в целом, но меня совершенно не волнует, о чем там поет Крис! (Дружный смех.)
Где снималось видео на песню "Don't Fear The Winter"?
Это было в Польше, в городе Катовицы, в спортивном зале "Spodek". Мы там играли вместе с Kreator в 1988 году, когда я только присоединился к группе. Там была съемочная группа, и мы все записали.
Кстати, о "Don't Fear The Winter". Как родился этот замечательный рифф? Мы ни разу не слышали, чтобы хоть кто-нибудь сыграл его правильно…
Он не такой уж и сложный, надо просто быстро перебирать пальцами. Я не помню, кому он пришел в голову, скорее всего, он появился во время джэма, в репетиционном зале. Мы играли что-то и подумали: "О! Надо запомнить этот рифф!"
Вернемся к видео. В клипе "True Face In Everyone" ты разъезжаешь на советском "уазике". Где ты его взял, и как тебе понравилось на нем ездить?
Дело было в Берлине, как раз после записи альбома ("Reflections Of A Shadow", 1990). Там было что-то вроде клуба поклонников русских "уазиков", то есть несколько друзей, и у каждого свой "уазик". Так вот, какой-то наш знакомый знал какого-то из их знакомых и через третьи руки спросил, можно ли нам одолжить машину для съемок клипа. А те мотоциклисты, которые там появляются - они из берлинского байкерского клуба, своего рода местного аналога "Ангелов Ада". Они приехали на съемочную площадку, мы организовали для них барбекью и бесплатное пиво, и они раскатывали на своих байках на фоне наших усилителей и другого оборудования. Все это происходило где-то неподалеку от Берлина.
Поскольку твой стиль игры совершенно уникален, мы не можем не спросить тебя о том, кто из музыкантов оказал на тебя наибольшее влияние.
Их было множество. Мне уже почти 40 лет, а эти влияния начались еще в 70-х, когда я купил первые альбомы Status Quo и AC/DC. Позднее я стал слушать Михаэля Шенкера со Scorpions и UFO, поэтому я и играю на гитаре "Flying V". Но я всегда старался "держать руку на пульсе" и в плане творчества молодых гитаристов, таких как Закк Уайлд или Даймбэг Даррел из Pantera. Даймбэг очень сильно на меня повлиял, и хотя вы вряд ли заметите это по моей игре, но все эти гитаристы в той или иной степени оказали на меня влияние.
Ты никогда не играл в группе, где было бы два гитариста. Это твоя принципиальная позиция?
Вовсе нет, с Rage однажды играл приглашенный клавишник, Улли Кельнер, а в нашем совместном турне с U.D.O. принимал участие сессионный гитарист, Кристиан Зумзер, он еще играл с Risk на альбоме "Reborn" (1992). Было здорово, мне нравится звучание, которого мы достигали на сцене, но во время турне он стал вести себя немного странно, потому что слишком много курил всякую дрянь, и я сказал: "Нет!". У него был совершенно другой уровень игры, к тому же он постоянно курил и выпендривался: "О, я играю в крутой группе!.." (Дружный смех.) На самом деле, я совершенно не против второго гитариста, просто он должен быть на одном уровне со мной.
Что это был за тур? Мы не слышали, чтобы Rage играли с двумя гитаристами, когда ты был в группе…
Это был совместный тур с U.D.O. в 1991 году, но, по-моему, мы выступали только в Германии. Он продлился всего месяца два, но там была целая история. Сначала у нас был клавишник, но он стал неадекватно себя вести, и мы поняли, что клавишник нам не так уж и необходим, и подумали, почему бы нам не попробовать взять второго гитариста? Я сказал: "Классная идея!". Я не из тех, кто говорит: "На сцену я должен выходить один!". А Grave Digger всегда выступали с одним гитаристом, так всегда хотел Крис. Для меня совершенно не проблема играть с кем-то еще.
Знаешь, дело в том, что когда ты ушел из Rage, многие говорили, что ты был категорически против второго гитариста, и именно это стало причиной твоего ухода.
Возможно, так говорил Пиви. Как только я ушел, он стал всем рассказывать: "Я хотел, чтобы к нам присоединился Спирос (Эфтимиадис, младший брат бывшего ударника Rage Криса Эфтимиадиса - прим. ред.), но Манни был против". Спирос тогда только начинал играть на гитаре, он был молод и только делал свои первые шаги в музыке. Пиви сказал: "Давай возьмем его в качестве роуди или второго гитариста". Я ответил: "Эй, это не тот гитарист, которого можно поставить рядом со мной". Для меня не проблема играть с другим гитаристом, но он должен быть примерно одного со мной уровня. Да, Спирос талантливый парень, он все очень быстро схватывает, но тогда об этом не могло быть и речи. (В конечном счете, Спирос заменил-таки Манни в Rage, где и играл вплоть до 1999 года - прим. ред.). Перед нашим последним японским турне я подошел к Богги Копеку (менеджер группы - прим. ред.) и сказал: "Мне не нравится, что происходит в группе, так что после этого японского тура я ухожу".
А что твоя жена думает о музыке, которую ты играешь?
Вы ее не видели? Сюда приехала вся моя семья! (Хохочет.)
Ты бы хотел, чтобы твои дети тоже стали гитаристами?
Моему старшему сыну сейчас семь, и когда к нему приходят друзья, он включает им альбом "Rheingold" - "Вы должны это послушать!". Но иногда он может послушать Эминема или что-нибудь типа этого. Он может взять любую мою гитару, иногда он спрашивает меня: "Я могу поиграть на ней?", и я отвечаю: "Конечно, давай я тебе покажу". А через минуту он уже убегает играть в футбол! Он еще слишком мал. Но вся моя семья любит музыку, и сегодня все они будут смотреть наш концерт из-за кулис. Я ездил с сыном на фестиваль Rock Hard, потому что он захотел увидеть In Flames, и это здорово. Если бы это не было так, то я не знаю, как бы я совмещал семью и музыку.
Выражаем благодарность Яапу Вагемейкеру и Маркусу Восгиену (Nuclear Blast) за организацию этого интервью.
Вопросы задавали Роман "Maniac" Патрашов, Наталья "Lynx" Хорина
Перевод с английского и фото - Наталья "Lynx" Хорина
7 сен 2004
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом