|
|
|
Emerson, Lake & Palmer
« Emerson, Lake & Palmer »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | The Barbarian 4:27
|
| 2 | Take A Pebble 12:32
|
| 3 | Knife-Edge 5:04
|
| 4 | The Three Fates (Clotho - Lachesis - Atropos) 7:46
|
| 5 | Tank 6:49
|
| 6 | Lucky Man 4:36 |
|
Greg Lake - vocals, bass, electric & acoustic guitars
Keith Emerson - organs, piano, Moog, synthesizers, celesta
Carl Palmer - drums, percussion |
|
|
| The barbarian
(Bartok, arranged by Emerson/Lake/Palmer)
Instrumental track
Take a pebble
(Lake)
Just take a pebble and cast it to the sea
Then watch the ripples that unfold into me
My face spill so gently into your eyes
Disturbing the waters of our lives
Shread of our memori |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Люди добрые! Да меня убить мало за такое отношение к дебютному альбому-шедевру ELP. Я прозрел: здесь нет абсолютно никаких недостатков. Идеальный альбом арт-рока.
“The Barbarian” – это образчик совершенного старта для прог-альбома (наряду с “21st Century Schizoid Man” King Crimson). Виртуозность Кита Эмерсона не передать словами – он мастерски демонстрирует нам отточенные до блеска клавишные спринты, а Палмер ближе к концу просто сокрушает все вокруг своим ударным искусством. Эта тема крайне разнообразна и удовлетворит самый взыскательный вкус.
“Take a Peeble” – композиция, исполненная романтики. Лэйк демонстрирует свои совершенные вокальные данные, и это звучит также потрясающе и внушительно, как на дебютном альбоме King Crimson, но только здесь все намного оптимистичнее. Интересно звучит акустическая гитара, сопровождаемая хлопками, где-то на 5-ой минуте – настрой здесь какой-то фолковый. После фортепианного проигрыша идет инструментальная часть, имеющая джазовый оттенок. Заканчивается все возвратом к начальной теме с вокалом.
“Knife-Edge” – песня, обладающая мгновенно запоминающейся мелодикой и интересной лирикой. Эмерсон опять-таки балует нас клавишным соло в классическом стиле.
“The Three Fates” – это сама классика, неизменно вызывающая в моем воображении памятники искусства прошлых веков. Орган звучит настолько в духе великого Баха, что создается впечатление, что играет его дух, вызванный с помощью спиритизма. Такую идеально структурированную 3-х частную вещь как эта еще поискать: все фрагменты в высшей степени органично сочетаются; музыкальная логика этой вещи сводится к движению от строгой классицистической традиции к модернистическому эклектизму XX века. Кстати, заканчивается все гротескным ударом по мозгам, что закономерно.
“Tank” – композиция, ненавязчиво предлагающая оценить технику одного из лучших барабанщиков рок-музыки Карла Палмера. Слушая этот вихрь барабанных партий, я представляю как минимум пять барабанщиков, играющих в одно и то же время – такова мощь этого вала звука. Мой любимый трек из всех, демонстрирующих искусство ударника.
“Lucky Man” – ностальгическая баллада Грэга Лэйка, заканчивающая альбом не на суровой, академической ноте, а на гуманистической и близкой. На самом деле, она делает альбом более законченным (как я недавно понял).
Обложка альбома имеет тонкий метафорический оттенок.
Вывод. Лучший альбом Emerson, Lake & Palmer: наиболее органичный и в то же время разноплановый. Шедевр консерваторской закалки. |
|
|
| |
| | | |
| |
Emerson, Lake & Palmer я услышал уже после долгого увлечения Pink Floyd. Дебютный альбом трио буквально поразил меня мастерством всех музыкантов. Первая тема “The Barbarian” сразу настраивает на восприятие сложных инструментальных ходов и неожиданных смен темпа. Уже при прослушивании этой композиции становится ясно, что среди клавишников равных Киту Эмерсону в рок-музыке нет (Я очень удивился, когда узнал, что первые аккорды “Варвара” не гитарного, а синтезаторного происхождения). “Take a Peeble” порадовал великолепным вокалом Грэга Лэйка (а ведь это такая редкость). “Knife Edge” звучит как-то легкомысленно, по сравнению с предыдущими вещами, но это однозначный хит (ближе к концу Эмерсон выдает нечто неоклассическое). “The Three Fates” – очень разнообразная тема: 1) монументальность, величественность дворцовых / клерикальных церемоний - орган; 2) возрождение классики – соло на фортепиано; 3) неукротимая инструментальная канитель. “Tank” – название этой композиции мне непонятно, ибо здесь нет ничего тяжелого и громоподобного. Синтезатор неумолимо напоминает зарисовки к ранней советской научной фантастике, но гвоздь программы – великолепная работа на ударных Карла Палмера. Я бы назвал его игру интеллектуальным барабанным забоем. Со скоростью и четкостью, которую он здесь демонстрирует, сравнится, пожалуй, только игра Кита Муна в “Cobwebs and Strange”. Баллада Лэйка очень мила и простодушна, но и здесь не обошлось без прог-элементов. Рискуя навлечь на себя гнев истинных поклонников ELP, заявлю, что песня “Lucky Man” здесь лишняя (что-то не очень вписывается она в новаторский характер альбома).
В итоге, могу отметить в музыке коллектива следующее: в рамках одной пьесы они умудряются органично сочетать различные фрагменты, демонстрирующие техническое совершенство клавишных (Эмерсон), ураганные барабанные партии (Палмер), лирический настрой (Лэйк).
Поставлю-ка я 9 (хотя временами тянет на 10) – и наоборот. |
|
|
| |
| | | |
| |
Великое арт роковое трио Emerson, Lake & Palmer (или просто ELP) начали свой творческий путь именно с этого альбома. Всего шесть композиций представлено в трек листе, но каждая из них - жемчужина на дне бездонного моря качественной музыки. Чтобы, так сказать, ознакомить слушателя с новой группой каждый музыкант представил на диске что то вроде собственной сольной композиции. Карл Палмер, один из самых техничных и виртуознейших барабанщиков за всю историю рока в полной мере демонстрирует свое мастерство в инструметалке "Tank". Она построена так же как и знаменитый "Moby Dick" Led Zeppelin. Группа играет интересную тему, которая развивается в середине за счет ураганного соло на барабанах. Надо отдать ELP должное - их версия "барабанной песни" получилась намного лучше и интересней. Грэг Лэйк, басист и вокалист коллектива, силен в написании баллад, которые он, как правило, исполняет сам на акустической гитаре, отложив в сторону бас. На этом альбоме представлена его первое и самое известное произведение "Lucky Man" - очень грустная и ярко антивоенная песня. Ну и, наконец, главная движущая сила группы - клавишник Кит Эмерсон. Его часто сравнивают с другими гигантами "Хэммонда", такими как Джон Лорд, Рик Уэйкман или Кен Хенсли. При всем моем уважении к выше указанным персонам любое сравнение просто бессмысленно. Достаточно послушать "Three Fates" - трех частное сольное произведение Кита на этом альбоме. "Хэммонд", пианино и церковный орган сливаются в единое музыкальное полотно, показывая всю широту таланта Эмерсона. А ведь это только половина альбома! Оставшиеся три трека демонстрируют удивительную слаженность в работе музыкантов. И никаких гитар! ELP доказали что року не нужны тяжелые гитары для привнесения в музыку одновременной тяжести и мелодичности. "Хэммонд" Эмерсона работает за две гитары сразу и для кучи добавляет что то свое! Услышать это великолепие можно в открывающей альбом инструментальной пьесе "The Barbarian", основанной на классике. Даже рояльный проигрыш в середине композиции выглядит органично и отлично вписывается в общую стилистику. В полной мере игрой Кита на пианино можно насладится в еще одной грустной Лэйковской балладе "Take A Pebble". Благодаря его безумным импровизациям простая песня о любви превращается в двенадцатиминутный эпик. Ну и, наконец, последний трек альбома, мой персональный фаворит, ураганный хард роковый номер "Knife-edge". Интереснейший ритм и настроение песни превращает ее в серьёзную, вдумчивую композицию, опять посвященную антисоциальным настроениям Лэйка. В результате получается полностью единый альбом без единого провала или промаха, настоящий шедевр арт рока. Великолепное начало карьеры, не правда ли? |
|
|
| |
| | | |
| |
Эмерсон, Лейк и Палмер. Супергруппа, своего рода Cream "от арт-рока", пустившая все свои таланты и мастерство в коммерческий оборот. Язык не повернется назвать ELP конъюнктурщиками, но, тем не менее, конформность их работ налицо.
Эмерсон - наверное, самый техничный из всех известных прог-роковых клавишников, настоящий виртуоз с классическим образованием (почти вровень с ним стоят лишь Уэйкман и Мораз; ну, может еще Дон Эйри и Джордан Рудесс из Dream Theater), но при этом несколько ограниченный. Лучше всего ему удается игра на электрооргане и пианино. На Муге он применяет ту же технику игры, что и на Хэммонде, хотя подобная манера исполнения для синтезатора совершенно не подходит. А если брать такие аспекты, как гибкость и стилистическая мобильность, то Эмерсон всухую проигрывает и Дэвиду Стюарту (Egg, Khan, Hatfield And The North), и Джону Ивенсу (Jethro Tull), и даже Дэвиду Синклеру (Caravan, Matching Mole). К тому же, мы не знаем, насколько хорошо Эмерсон чувствует текстуру композиции, так как фоновой игрой он почти никогда не занимался (не царское это дело).
Грег Лейк уже обозначил свои таланты, поработав некоторое время с The Gods (пока его не заменил Глэскок перед записью дебютного альбома) и с King Crimson. Лейк, в общем-то, очень неплохой басист, способный переходить от роковой пульсации к джазовому свингу, и даже вполне сносный гитарист. Но, вот, с вокалом у него иногда получаются неувязки. Насколько я могу судить, Лейк, хоть и обладает весьма приятным голосом, но все же зажат в рамки своего очень узкого вокального диапазона, и то, что худо-бедно еще получалось в студии, на концертах просто никак не шло. Возможно, именно поэтому часть композиций, представленных на концертнике 1974-го года переписана в другой тональности, подстроенной под диапазон Лейка.
Из всех "великих барабанщиков", среди которых чаще всего упоминатся Билл Брафорд, Нил Перт, Пип Пайл, Пол Томпсон и Фил Коллинз, Карл Палмер, на мой взгляд, самый худший. В его игре скорость превалирует над изобретательностью и выдумкой (иногда даже полностью вытесняя их), а расчетливость преобладает над интуицией и импровизацией. Из-за этого игра Палмера выглядит несколько механистично и однообразно. Тем, кому, в целом, нравится манера игры Палмера, рекомендую заценить технику барабанщика Furio Chirico из итальянской арт-роковой группы Arti E Mestieri (у нас переиздавались их первые два альбома - "Tilt" 1974 и "Giro De Valzer Per Domani" 1977). В принципе, обладая очень схожей с Палмером манерой исполнения, Furio, тем не менее, гораздо более искусен и техничен.
Вообще, группу всегда отличала лобовая виртуозность; никто из них не делал ставку на интуицию и спонтанность. Подход к прогрессиву у них весьма старомодный и прямолинейный. Роковой обработкой классики уже занимались и The Nice, и Exception; ELP лишь продолжили эту линию. Собственно, почти ничего по сравнению c The Nice и не изменилось, разве что скоростей поприбавилось, да общая выделка композиций стала ровнее. Как правильно выразился Слынько, "как будто в спортивный автомобиль пересадили более мощный мотор".
Вот такая получилась супергруппа.
Впрочем, несмотря на все свои очевидные минусы и изъяны (у кого их нет?), группу всегда отличало умение профессионально сервировать свои скудноватые композиторские идеи цитатами из классиков, высокотехничной игрой, полифоничным звучанием и великолепной продюсерской работой. Все это уже есть на их дебютном альбоме.
Дебют открывается инструменталом "The Barbarian" - переработкой современной классики, а именно "Аллегро Барбаро" Бела Бартока. Сильно искаженная дисторшеном бас-гитара Лейка, диссонантные пассажи Эмерсона, неистовая игра Палмера - все это служит ярчайшим доказательством зарождения сверхновой. На альбоме выделяются таже хард-роковая "Knife-Edge" с убийственным басом, пружинящим ритмом и грамотно преподнесенной цитатой из Леоша Яначека, а также продолжительная "Take A Pebble" с множеством тем, изящными фортепианными переливами Эмерсона и убедительным вокалом. Лейк вовсю балладит в "Lucky Man" с простецкой, но, черт побери, цепляющей мелодией, и красивым вокальным рефреном. На мой вкус, композиции не помешало бы пианино, которое должно было бы подключиться вместе с басом ко второму куплету. Впрочем, и так неплохо. Даже Палмер порадовал своим очень уместным раскатом в самом конце второго припева.
Несколько затянутая "The Three Fates" начинается не слишком оригинальной органной темой - такую музыку можно услышать на любом органном концерте от исполнителя средней руки. Далее следует череда фортепианных тем, выполненных в классическом духе. Откровенно провалилась затея с псевдоноваторской "Tank" с чересчур затянутым соло Палмера; тут и там всплывают какие-то фрагменты, которые уже "где-то были", постоянно заставляя испытывать ощущение дежа-вю. Ладно там, классика, но кое-где проскакивают заимствования и у современников (например, отчетливо слышны риффы Led Zeppelin).
Как бы там ни было, диск, несмотря на всю свою композиторскую малооригинальность и кое-какие перегибы, звучит свежо и даже как-то актуально. Откровенно радует высокое качество записи и полноценное использование стереопанорамы. И даже несмотря на свой, вроде бы, ограниченный инструментарий, коллектив звучит полифонично, а сам альбом, в противовес своей сероватой обложке, отличается богатой палитрой звучаний. Да и вообще, дебют ELP - хоть и не шедевр, но уже давно признанная классика арт-рока. Чего уж тут. |
|
|
| |
| | | |
| |
Хотите, скажу кощунственную вещь? Из этого трио виртуоз только Эмерсон. А хотите, скажу еще более кощунственную вещь? Лэйк – скучный басист и гитарист. Ну и на последок, «сбогохульничаю» на счет Палмера. У Палмера техника на столько превосходит, как было отмечено многоуважаемым Filareth’ом, «над изобретательностью и выдумкой», что страшно представить какая дробь получится, если в числитель поставить «голову», а в знаменатель «руки». Ну а теперь оставим вопрос «о личности в истории» и переходим к хорошим новостям – к самой музыке.
"The Barbarian". Это версия фортепианной пьесы (т.е. Лэйка и Палмера здесь быть не должно:)) великого венгерского пианиста и композитора, Бартока Allegro Barbaro (Allegro Варвара). Уж не по его фортепианному альбому «Для детей» учился Эмерсон? Интерпретация близка к оригиналу. Инструменталка отлично демонстрирует возможности Эмерсона. Есть почти точные реминисценции из классики (окромя Бартока), в частности из Прокофьева. Также интересны присутствующие скучающие вставочки Лэйка. Не сильно (и слава Богу!) лезет вперед Палмер. Пьеса несколько не заполнена (вполне возможно, мне так кажется из-за того, что тут нет связки гитара+бас), но заставляет приятные эмоции и оптимизм после рассмотрения. Варвар получился туповатым и с ржавым топором, хотя, наверное, он таким и должен быть.
"Take A Pebble". Тут Лэйк теряет сонное настроение и наконец-то начинает радовать наш слух. Это уже не инструменталка – поет все тот же Лэйк. Вокал Лэйка великолепен. Он очень чистый и искренний. Может он не поражает широким диапозоном, но очень красив по тембру! Его укоряют за узкий диапазон, но стыдно лажать на концертах, а вот транспонировать в другую тональность, чтобы не лажать – совсем не стыдно.
Очень чувственная, непринужденная и искренняя вещь. Она меланхолична, но с верой в будущее. Глубокая символическая лирика о смысле жизни. Что такое англичанин-поэт без водно-морских образов в лирике? – у них (англичан) даже в гимне что-то про море поется… Тут наши жизненные проблемы и волнения сравниваются с кругами на воде от брошенного камешка. Причудливая гитара, интересные ритмы, интересно и ново звучащие литавры, блестящее драматическое и броское фортепиано, но, к сожалению, оно построено вокруг всего нескольких мотивов (и то в своем большинстве заимствованных из творчества Гершвина и Дебюсси) остальное – эстетичные вариации хитреца Эмерсона.
"Knife-Edge". Это уже интерпретация первой части (Allegretto) симфоньетты для духового (!!!) оркестра (!) Леоша Яначека. В оригинале (разумеется!) пьеса не имеет лирики и Яначек получил хороший пинок под гроб! Такой же пинок получит Мусоргский на «Pictures At An Exhibition» Несколько холодноватая песня, прежде всего из-за вокала, стихи совсем не оригинальные и несколько безликие. Снова скучный бас – Лэйк снова уснул. В середине имеем вставочку из Баха. Вообще все свои прорехи/огрехи трио умело залатывало заплатками из партитур классиков. Делать так приходится часто, но это не переходит границы «заимствование» / «плагиат». Также по всему альбому разбросаны разнообразные «Что-то из Мусоргского (которому еще ой как достанется)», «Что-то из Бетховена».
"The Three Fates (Clotho - Lachesis - Atropos)". На этом трэке начинает выпирать большое эго Эмерсона и он начинает заниматься самолюбованием, пылко занимаясь сексом с роялем. Сначала мы слышим настоящий орган, но не как у Баха (к сожалению!), а как у нерадивого студента провинциального музыкального училища. Тут Эмерсон не использует главные «фишки» органа – широчайший диапазон и возможность играть многоструктурные полифонии. Куда больше мне нравиться его фортепианная работа - фортепиано тут действительно выдающиеся, в отличие от органа. В целом, первая часть звучит несколько помпезно – патриарх и гуру переусердствовал. Где-то около четвертой минуты иногда хочется надеть боксерские перчатки на золотые руки Эмерсона, чтоб он играл побольше в медленном ключе. В быстрых местах пьеса излишне витиевата и запутана даже для Эмерсона. К 4.42 Эмерсон назабавлялся и к его бенефису подключаются остальные – Лэйк наконец-то выспался, а Палмер просто пришел в адекватное состояние сознания - и все вместе они выходят на финишную прямую пьесы. Заканчивается это действо-хвастовство клавишника немного нездоровой какофонией. В целом, в этом трэке настоящая фея клавиатуры тут показала всем, кто был до и кто еще будет, где раки зимуют.
"Tank". Ударные – инструмент, не имеющий такого плана выражения как высота звука, и поэтому отсутствие этого должен восполнять ритм. С этим-то у нашего виртуоза плоховато… Соло Палмера длинновато и суетливо, а местами и просто бессмысленно, иногда хочется просто перемотать этот кусок. Худосочно оно по своему качеству, и, по меньшей мере, скучно и уныло. Да и собственно содержания там особого нет – плотность нот и сложность ритмов оставляют желать лучшего. Ничего, кроме пары рядов рядовых синкоп он не показал. Хотя нет, в конце его соло промелькнуло (только промелькнуло!) несколько интересных зарисовок. Срезать бы хотя бы немного излишек с Эмерсона и отдать Палмеру! Вот если бы он был однорукий, тогда бы я счел бы этот опыт положительным. А вот футуристические зарисовки от Эмерсона получились очень интересными и новаторскими, особенности если учесть то, что на дворе 70-ый год. Оригинальны и басовые идеи Лэйка. Но несмотря на это, затянуто тут не только соло Палмера – затянута и вся пьеса. Кстати, а почему бы названию трэка не переводиться как «резервуар», а то бывают однозначно настаивают на «Танке»…
"Lucky Man". Несколько несерьезно-ироническая лирика о войне и удаче, разумеется, антивоенная. Сначала девушки «к списку», а потом смерть – так все просто понимает Лэйк. А вот тут маловато Эмерсона. Нельзя с этим не согласиться – я привык к изобилию из этого рога изобилия – его рояля. Композиционно – вообще ничего не оригинального, этакое банальное риторическое многоточие в конце большой и пафосной речи.
Итак, к выводам. Творческий потенциал трио просто огромен. Минусов тут много, но потавить «хорошо» будет не педагогичным шагом. Несмотря на них диск производит очень позитивное впечатление. Три кита впервые появились на публике вместе, их новизна шокировала окружающих. Киты не одинаковы – сияние жира Эмерсона куда более впечатляюще – некоторые его проходы просто ощеломляют и приводят в ступор.
Другие умозаключения такие:
Во-первых, работа Эмерсона очень хороша.
Во-вторых, работа Эмерсона действительно очень хороша.
В-следующих (х+1) работа Эмерсона просто великолепна.
В-последних, остальные тоже неплохи.
Этот великолепный триумвиат еще порадует нас, а пока у них получился мавзолей, хотя хотелось памятник. Браво Трем Классикам! |
|
|
| |
| | | |
| |
Emerson, Lake & Palmer (именно так, а не в упрощенном слишком ленивыми журналистами до трех букв варианте) - одна из немногих групп, к творчеству которой я отношусь с определенным фанатизмом. Так вышло, что найдя то, что искал в музыке, в прогрессивном роке, я нашел звучание некоторых групп особенно близким моему уху и сердцу, но эта грандиозная троица, звучавшая как окрестр, вполне удивила. Даже уже будучи много наслышанным о них, уже зная, что из себя представляют King Crimson, Yes и Genesis, и некстати уже растеряв зародившуюся было особенную любовь к клавишным, я все равно был удивлен, причем неоднозначно: глядя на обложку дебютного альбома, я ждал той кристалльной музыкальной чистоты, идеального, как речная вода, звука, который создали вокал Лэйка и ударные Палмера, но такое непривычное обилие клавишных, все собой затмевавших, не очень обрадовало. После первой попытки "въехать" в дебютник диск был поставлен на полку, но ненадолго - на месяц. Всецело отдавшись в феврале сокровищнице "Fragile", к началу марта я стал замечать, что зверское вступление к "Barbarian" все чаще занимает мои мысли, а мелодии из "Take a Pebble" почти не покидают чистую часть головы - и я уже не мог противостоять влечению. Чистый воздух снежного марта прекрасно гармонировал со спокойными пассажами, а невероятный сплав рока и классической музыки наводил на мысли о том, что я слушаю что-то истинно авангардное - впервые со времен знакомства с дебютником Флойд у меня было такое стойкое ощущение.
Окунувшись в чистое озеро первого альбома Emerson, Lake & Palmer, мне даже тяжело было вернуться к менее четкому саунду их художественных коллег, и однажды услышав эту экзотическую группу, я уже не могу оторваться от их прекрасных, и частенько своеобразных мелодий. Пять сильнейших творений, увенчанных легчайшей наивной балладой, сложенных в единый монумент, заслуживают того, чтобы написать о них отдельно; именно с них я начал знакомство с триадой безумных прогрессивщиков, не чуждых популярности и, уже зная их классические работы, оцениваю их первое творение как самое удачное.
Что это? Хэви-метал? Нет, это Грег Лэйк выдает своим fuzzом что-то адское - неплохое начало для творчества первой супергруппы. Перегруженная гитара отдает инициативу агрессивным клавишам Эмерсона - наверное, нигде они больше не звучат так злобно, меняя ритм и поток нот, но оставаясь в одной тональности, утяжеленные виртуозной игрой Палмера, уступая на секунды место мощнейшему голововколачивающему басу Лэйка, возрождаясь новой волной - варвар еще не пришел, он только грозит своей силой, помахав в последний раз оружием - перегрузом Лэйка... Из тишины растут энергичные раскаты клавиш, то спокойно, то вскрикивая, извиваясь, ускоряясь и доходя до безумия, последним ударом открывая путь варвару, который уже не знает пощады. Главная тема набирает обороты, и в последней минуте клавиши сходят с ума окончательно, отдаваясь бешенной страсти, но они отходят на второй план, потому что Карл Палмер выдает свою самую зверскую партию на барабанах, сметая все на своем пути, проезжаясь медью по слушателю и введя его в жуткий экстаз...
И после зубодробления, музыканты-гении дарят тихую, спокойную мелодию, сыгранную загадочным образом - на концерте видно, что Эмерсон проводит по струнам своего инструмента, создавая эффект ксилофона - но это не просто отдых после взрыва, как можно было бы подумать. Это нечто гораздо большее, в чем можно убедиться, уже взглянув на длительность композиции. Здесь не будет надувательства, как в кримзоновском "Moonchild" - почти каждая секунда импровизаций захватывает дух и не дает перевести дыхания, одна из лучших композиций трио продолжается чистейшим, как ручей, непревзойденным вокалом Лэйка, прекрасные потоки клавиш создают атмосферу приятного спокойствия, нежно касаясь слуха, и из этого озера вытекают в реку первой, легкой импровизации, которую уже невозможно описать словами - только слушать, слушать и слышать... И вдруг все тихо, снова псевдоксилофон и вдруг - гитара.
Настолько тихая, что невольно делаешь звук громче и отчетливо слышишь ласковые всплески воды, после чего еще более неожиданно какое-то разухабистое бренчание, в которое ушел музыкант. Но река не задержалась и течет дальше, причем все с большей силой и переливаясь все большими цветами - клавиши уже не одиноки в оригинальности: держа основной поток, они дают влиться в него и богатым сбивкам Палмера, прекрасным косяком рыб плывущим по этой речке, блестя и извиваясь. Не остает и бас Лэйка, берегами удерживая реку от разливания. Не устоять перед этим волшебством, но река вновь впадает в большое озеро, играющее в лучах голоса Лэйка (как же подходит ему фамилия!) Несколько раз окунувшись туда и совсем очистившись, словно после исповеди, мы идем дальше по холмам Эмерсонлэйкэнпалмерии,
Незаметно попадая на "Острие Ножа". Да, после полуклассической-полуджазовой имровизации хорошо звучит истинно роковая вещь, тем не менее, с заимствованной темой. Пульс куплета держит бас, раз за разом отпускающий в разнос клавиши, после второй части уходящие в атмосферное соло с воздушным голосом, парящим сверху. Второе соло уже отдает блюзом, как вдруг уступает более мелодичному отрезку, а затем и вовсе отдаваясь в яростные врата вокала - впервые он так звучит - и композиция возвращается к основной теме, тормозит и исчезает в глубину неизвестности. Первая половина альбома позади.
Мысленно (а кто-то и по-настоящему) перевернувший пластинку слушатель охвачен непонятным чувством: только ли что слышал он неплохой хард-рок, а теперь содрогается от торжественных звуков органа? Да, Эмерсон создал трилогию убийственных клавишных картин, на которых изображены три мойры, плетущие судьбу каждого из нас*. Устрашающе-объемный орган прерывается мягкими переливами нот, чтобы снова громыхнуть что есть силы, и мягко перейти в легкую игру на фортепиано, в которой по-прежнему чувствуется присущая Садисту-Органисту грандиозность и серьезность - здесь он разъезжается вовсю - это уже не полуджаз образца "Take a Pebble", а полноценная классическая вещь. Вторая часть медленно утихает, и снова раздаются зловещие раскаты органа, открывающие дверь в психопатическую третью часть, которую с первых раз, честно говоря, я до конца еле выдерживал. "Athropos" - это уже Эмерсон во всей его красе: с использованием богатства клавишных где надо и где не надо. Three Fates является той самой частью дебютника, которая придает альбому торжественную напыщенность, которую так любило трио, позиционируя себя как любителей классики.
Последний взрыв, и мы переходим в следующую комнату звуков: здесь жужжащий бас Лэйка ведет вступления, которое раскрывается в механический танк, этакий предтеча Таркуса, то ли отец, то ли старший брат, но не суть, главное, что первые две минуты - по большому счету пролог перед главной частью композиции - двухминутным драм-соло Палмера. Здесь молодой виртуознейший барабанщик показывает все свое мастерство, внушительно и топчась на месте. Такое соло - последний крепкий кирпич в здании альбома и прекрасное решение. Затем следует завершающая часть, которая так же, как и в "Three Fates" довольно затянута, только слаженная работа музыкантов не оставляет сомнений в качестве игры.
"Lucky Man", простая и наивная во всем - названии, тексте и музыке, тем не менее, потрясающе вписывается в альбом в качестве эпилога, очень красивого и хватающего за душу. Вокал Лэйка бесподобен, как и игра Палмера; соло снова очень простое - а любое другое здесь было бы неуместно - и последние два куплета, неминуемо ведущие к гибели основного героя и его оплакиванию путем совершенно дикой импровизации на "муге", впервые появившемся на альбоме. Этими завываниями и завершается пластинка, частично оставив в недоумении, частично заставляя вспомнить каждый невероятный выкрутас троицы монстров - в общем, дебютник многие вместе со мной назовут самым сильным их альбомом, притом самым пафосным и близким к классике больше, чем последующие работы.
Закономерным стало то, что первая же работа первой супергруппы стала успешной в кругу ценителей прогрессивной музыки.
--------------------------------------------
*Согласно древнегреческой мифологии. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 35044 |
Wounded words of laughter are graveyards of the past
Photographs are grey and torn, scattered in your fields
Letters of your memories are not real
Sadness on your shoulders like a wornout overcoat
In pockets creased and tattered hang the rags of your hope
The daybreak is your midnight, the colours have all died
Disturbing the waters of our lives
Of our lives
Of our lives
Lives, lives
Of our lives
Knife-edge
(Janacek, arranged by Emerson/Lake/Fraser)
"Just a step" - cried the sad man
Take a look down at the madman
Theatre kings on silver wings
Fly beyond reason
From the flight of the seagull
Come the spread claws of the eagle
Only fear breaks the silence
As we all kneel, pray for guidance
Tread the road 'cross the abyss
Take a look down at the madness
On the streets of the city
Only spectres still have pity
Patient queues for the gallows
Sing the praises of the hallowed
Our machines feed the furnace
If they take us they will burn us
Will you still know who you are?
When you come to who you are
When the flames have their season
Will you hold to your reason?
Loaded down with your talents
Can you still keep your balance?
Can you live on a knife edge?
The three fates
(Emerson)
1) Clotho
Instrumental part
2) Lachesis
Instrumental part
3) Atropos
Instrumental part
Tank
(Emerson/Palmer)
Insturmental track
Lucky man
(Lake)
He had white horses
And ladies by the score
All dressed in satin
And waiting by the door
Ooh, what a lucky man he was
Ooh, what a lucky man he was
White lace and feathers
They made up his bed
A gold covered mattress
On which he was laid
Ooh, what a lucky man he was
Ooh, what a lucky man he was
He went to fight wars
For his country and his king
Of his honor and his glory
The people would sing
Ooh, what a lucky man he was
Ooh, what a lucky man he was
A bullet had found him
His blood ran as he cried
No money could save him
So he laid down and he died
Ooh, what a lucky man he was
Ooh, what a lucky man he was