|
Если первые три альбома Soft Machine - это исключительно результат коллективного творчества, то после "Third" каждый альбом превращался в бенефис какого-то одного музыканта из этой группы. Этот, пятый студийный альбом, стал, по сути, звездным часом Элтона Дина, блестящего саксофониста и талантливейшего композитора и импровизатора. И, как оказалось, простая минималистичная обложка с белой цифрой "5" на черном фоне таила под собой очередной и, к сожалению, последний шедевр группы.
Диск открывается композицией "All White", начинающейся саксофонным соло с эффектом "эхо" на фоне медитативной электронной пульсации сильно искаженного баса. Работу Элтона Дина здесь иначе как гениальной назвать не получается. Вдохновенное, эмоциональное, прочувствованное саксофонное соло, выражающее собой нечто чарующе-мрачное и столь же величественное. Отличился и Ратледж, удачно развивший на этом диске идеи, найденные на "Out Bloody Rageous" из третьего альбома: электронно-амбиентные клавиши на фоне звуков падающих капель в "Drop" или же тревожные переливы в начале "M C" - все это выглядит очень эффектно. Ушедшего Уайетта сначала сменил Фил Ховард с чисто джазовой манерой игры, но и он покинул группу в процессе записи альбома, и был заменен более искусным и универсальным Джоном Маршаллом, который станет бессменным ударником в группе вплоть до ее фактического распада в начале 80-х. На диске есть композиция "L B O" - полутораминутное соло Маршалла на ударных - и отныне на каждом альбоме Soft Machine будет присутствовать по одной его сольной вещи. На протяжении всего диска блещет своей безудержной фантазией Элтон Дин (чего, например, стоят изящнейшие пассажи в "Pigling Bland"!), выдавая зажигательные и очень вдохновенные соло, поддерживаемый деликатными клавишными Ратледжа и изобретательной ритм-секцией. В записи диска вновь отметился контрабасист Рой Баббингтон, сыграв интересную партию в продолжительной "As If". Завершает альбом сочинение Элтона Дина "Bone" со зловеще звучащим саксофоном на фоне гонгов и переливов на флейте. Тема этой композиции является своего рода репризой вступления к "All White", чем обеспечивается целостность альбома.
На этом альбоме группа достигла очередной, последней, вершины. И если дебют группы - это классика психоделии, третий альбом - шедевр прогрессивного рока, то пятый студийник - лучшее, что сделала группа на джаз-роковом поприще. В последний раз будет идеально выдержан баланс между электроникой и акустическим звучанием, между джазом и роком, между импровизацией и строгой выверенностью мелодий. К сожалению, дальше группа будет скатываться к самопародии и дурному вкусу, являя на свет сплошные сорокаминутные околоджазовые ничто. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет