|
Многие хорошо осведомлены об африканских корнях в популярной музыке - госпел, джаз, блюз, фанк, хип-хоп, регги, карибские сока и калипсо, рок-н-ролл - почти все они были созданы под подавляющим по силе влиянием африканских ритмов и музыки рабов. А вот как насчёт музыки независимой субсахарской Африки? Пожалуй, если обратиться к рок-музыке, то здесь всё весьма скромно - сцена очень слабо развита, и тому есть объективные причины. Скудность рок- и метал-движения там сохраняется из-за хронической нехватки инфраструктуры, подходящей аппаратуры, профессиональных инструментов, иногда - банально электричества. В странах Франкафрики влияет также неприятие рока суннитским исламом. Ну и далеко не все субсахарцы имеют лишние средства, чтобы банально посещать концерты - не до покупок фирмы и мерча, когда не на что поесть и собрать детей в школу. Тем не менее отдельные рок-группы существовали, существуют, а некоторые даже успешно гастролируют и создают профессиональные альбомы. Большинство из них либо являются роком/металом с добавлением аккомпанемента племенных инструментов, либо подражателями - банальной заменой грандам рока, которые никогда не приедут в условную Киншасу. Для слушателя из других регионов они могут быть интересны разве что с позиций географической экзотичности. Но даже в таких условиях, точнее, даже более сложных - ещё в начале 70-х - в Медной стране возникла целая уникальная музыкальная сцена, чьё влияние смогло даже просочиться вне континента. Наименование этому феномену - замрок. И это далеко не "замена року", а крайне самобытная музыка. А началось всё с группы W.I.T.C.H. - название-акроним расшифровывается как "We Intend To Cause Havok" - "Мы собираемся начинить бед" - смелое название для, по сути, первого по-настоящему профессионального коллектива популярной музыки в стране. Группа выпустила на кенийском лейбле (за неимением других, а с бурским ЮАР договориться было почти невозможно) в 1972-м году дебютник "Introduction" - альбом, явно навеянным такими группами, как The Zombies, The Doors, Jefferson Airplane - западный психодел с африканским, фанковым фасадом. Даже если не брать в учёт априори узкий круг потенциальных слушателей и нулевую конкуренцию (никаких других рок-винилов, кроме дефицитных западных, не было в природе). Неизбежный успех привёл к созданию настоящей сцены Замрок - такие группы, как Amanaz, Salty Dog и The Peace, создавали музыку в похожем ключе, однако феномен оставался в большинстве своём локальным явлением, известным лишь самым пытливым меломанам. Падение цен на нефть к концу 70-х привело к разрушению сцены.
С развитием Интернета больше энтузиастов узнали о замроке, сформировался андеграундный культ. В итоге в 2017 году вокалисту WITCH Эммануэлю Чанда пришла идея набрать новых музыкантов - как из Замбии, так и из Европы (остальных оригинальных участников, увы, давно уже скосили беспрестанные эпидемии инфекционных болезней и ВИЧ), и восстановить группу, так как в более-менее сытой Замбии, ровно как у афроамериканцев в США, появился интерес к замроку. Его труды в итоге вознаградились новым релизом - в 2023 году вышел в свет первый за десятилетия альбом в жанре - "Zango" (на одном из наречий банту означает "место встречи").
Анализируя содержимое пластинки, можно сказать, что изменения от прошлого варианта есть, влияния всего массива музыки и новых технологий, вышедших в период комы замрока, нельзя избежать. Но стоит заметить, что множество психоделических, застывших во времени, чуть ли не архаичных элементов, даже со сменой участников сохранились. В музыке всё ещё присутствуют веяния мастеров психоделического рока и узнаваемая ритмика. Материал вышел даже более живой и совершенный, чем когда-либо прежде. Ну и пусть вас не смущает белые инструменталисты - веселый, жаркий африканский дух пронизывает музыкальную основу на всём протяжении альбома. Разнообразие звуков африканской перкуссии, эмбиенты от клавишника Патрика Мвонделы и множество приглашённых локальных этно-музыкантов, включая вдохновителя другой знаковой команды Amanaz - Кита Кабве на "Nshingilile", позволяет слушателю совершить увлекательное путешествие в тихие и дружные (относительно соседей) замбийские уголки и проникнуться атмосферой сполна. Звук на альбоме выстроен очень хорошо, подчёркивая нужные элементы для создания атмосферы. Даже "Avalanche of Love", эксперимент с более современным хип-хопом с участием известной на континенте певицы Sampa the Great, смотрится более чем гармонично. Классические приёмы эйсид-рока в гитаре Стефана Лилова также на месте. Музыка никуда не спешит, не видя нужды намеренно перегружать размеренный темп племенной жизни. Перескоки между нарочито жизнерадостным английским и мелодичным ньянджа также придают особого колорита психоделической ауре альбома. Хвала достаётся и самому Чанда - для 71-летнего старика он с неплохим результатом сумел встать в строй. Лично отмечу песни: вечерне-мелодичную "Streets of Lusaka", фанковую и расслабляющую "By the Time You Realize" и финальный манифест "Message from W.I.T.C.H." - громкое утвердительное заявление, что Zamrock смог восстать из пепла и не собирается сдавать позиции - призыв продолжать, сохранять, распространять музыку, активно возрождать феномен замрока, всадить его себе в сердце.
Отзывы критиков на возрождение жанра оказались восторженными и, разумеется, хочется верить, что усилия Чанда не пропадут даром и на одном альбоме всё не завершится, а замрок сможет вдохновить и стар и млад не только в Африке, но и далеко за её пределами. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).