Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register


Новости группы Альбомы
6 май 2024 : Новый альбом FOCUS выйдет летом
6 апр 2021 : Концертный релиз FOCUS выйдет весной
20 ноя 2018 : Новый альбом FOCUS выйдет зимой
далее
Альбомы Найти музыку

Подстиль

Подстиль

Основной стиль
Добавить в TOP10

Focus


« Focus Plays Focus »



Focus "Focus Plays Focus" Год

1970



Формат

CD Album



Стиль
Progressive Rock

Оценка

7

/10





N Название
Side 1:
1Focus {instrumental} (Thijs van Leer) 9:45
2Why Dream? (Thijs van Leer - E. J. K. Cleuver) 3:57
3Happy Nightmare (Thijs van Leer - Mike Hayes) 3:56
Side 2:
4Anonymus (Thijs van Leer - Jan Akkerman - Martijn Dresden - Hans Cleuver) 7:00
5Black Beauty (Thijs van Leer - E. J. K. Cleuver) 3:05
6Sugar Island (Thijs van Leer - Jan Staal) 3:03
7Focus {vocal version} (Thijs van Leer - E. J. K. Cleuver) 2:44
Playing Length - 33:30
Состав группы->
Thijs van Leer - Vocals (2, 5, 6), Flute, Hammond Organ, Piano, Electric Piano, Mellotron, Harpsichord, Vibraphone
Jan Akkerman - Electric & Acoustic Guitars
Martijn Dresden - Bass, Vocals (2, 3, 6), Trumpet (4, 5)
Hans Cleuver - Drums, Bongos, Vocals (2, 5, 6)
Информация
Label: Imperial / Electrola GmbH

Produced by Hubert J. M. Terheggen
Recorded at Sound Techniques, Chelsea, London / January 1970
Engineer: Jerry Boys

Renamed "In and Out of Focus" for the international re-release of the album from 1971 onwards, which included their debut single "House of the King":
8. House of the King (Akkerman) 2:15



КомментарииСкрыть/показать

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).



Сообщений нет

Поиск Стили Памятка Статистика

Признаюсь, далеко не все дебютные альбомы рок-коллективов со временем состоявшихся, или даже ставших великими, мне нравятся. Как, собственно, и любому из нас. Скажу больше, таких альбомов немного. Но это ещё не значит, что альбом не может быть достойным. И даже очень хорошим.

"Focus Plays Focus" из числа тех, что оставляют двойственные впечатления. По причине его содержания. Важно то, что разделять это самое содержание на категории "лучше" - "хуже" весьма затруднительно. Потому как в каждом из его номеров при желании отыщется и то, и другое. В моём случае именно так всё и обстоит на сегодняшний день. Но не исключено, со временем полюса могут и поменяться. Такой уж это альбом. И такая это группа.

Сразу отмечу композицию, представляющую для меня наибольший интерес - "Sugar Island" с достаточно замысловатой аранжировкой и по настроению напоминающую Jethro Tull времён LP "Aqualung". Рассуждать, впрочем, о какой-либо преемственности или зависимости здесь не придётся - Focus записали эту свою песню за год до того, как JT выпустили лучшую, как принято считать, из своих ранних пластинок. И, опять же, не следует забывать, что у Тийса ван Леера было классическое музыкальное образование по классу флейты и фортепиано, а Иэн Андерсон, как мы знаем, был самоучкой.

В "Sugar Island" есть некая отсылка к острову Куба и это привело к тому, что в первом издании альбома голландцев в США этот трек какое-то время балансировал на грани непопадания в его программу из-за известных отношений Америки с Фиделем Кастро.

Ещё одна примечательная композиция - инструменталка "Anonymus" с заметным влиянием гитары Яна Аккермана, хотя поначалу доминирует флейта, а затем Т. ван Леер отдаёт должное фортепиано.
Инструментальная версия "Focus" - достойный образец джем-рока. Что-то в ней есть от Энди Латимера с его пассажами на флейте в LP Camel "The Snow Goose". Замечу, что этот свой альбом Camel выпустят пятью годами позже "Focus Plays Focus".

Как-то оценивать данную пластинку Focus в отрыве от их последующих работ было бы, пожалуй, проще, но вряд ли возможно. И об этом дебюте голландцев теперь мало бы кто, наверное, помнил, не будь у них нескольких отменных альбомов уже в скором будущем. И всё же, если проводить какие-то сравнения, то делать это придётся с привязкой к той музыке, что преобладала в то время. И здесь есть, что отметить. Как к этому ни относись, но в программе "Focus Plays..." уже слышны новаторские элементы хард-рока, намёк на джаз-рок, фрагментами группа вспоминает об уходящем стиле baroque (как, скажем, в начальной фазе "Anonymus"), но в основе всех номеров, как бы то ни было, неизменно присутствует психоделия. А психоделия, как известно, в сочетании с другими музыкальными направлениями стала предвестницей прогрессивного рока. Впрочем, на столь ранней стадии своего становления музыканты группы ещё находились в поисках приемлемого для себя звучания, к которому уже в изменённом составе они будут готовы для работы над двумя ближайшими альбомами.

Сплотив в середине 1969 года состав в формате трио (Тийс ван Леер, Мартийн Дресден и Ханс Клювер), их лидер пробовал взять за образец английскую группировку Traffic, но вышло всё иначе. Называясь тогда Thijs van Leer and The Rebaptised, они делали пародию на популярный в то время в Европе мюзикл "Hair", а подчас занимали места в оркестровой яме театра-кабаре Рамзеса Шаффи, где Т. ван Леер значился рядовым музыкантом. В ноябре, по приглашению всё того же Р. Шаффи, к трио ван Леера присоединился добротный гитарист Ян Аккерман из группы Brainbox и таким путём образовавшийся квартет стал называться Focus.
Какое-то время они были задействованы в ночных шоу с мюзиклом "Hair", за счёт чего имели возможность днём репетировать на сцене театра и хранить свою аппаратуру.
Ранние сеты Focus в основном состояли из кавер-версий Боба Дилана, The Moody Blues и Procol Harum (главным образом с их хитом "A Whiter Shade Of Pale"), кое-что добавлялось из собственных сочинений.

Зимой 1969-70 годов через отца М. Дресдена группа наладила контакт с Хьюбертом Терхеггенном, директором RTM Belgium-Holland и подразделения муз. издательства Radio Luxembourg. Терхегген оформил предварительный контракт между своей продюсерской компанией с Focus, что позволило группе забронировать студийное время для записи своего дебютного диска в лондонской студии Sound Techniques. В январе 1970 г. во время перерыва театральных постановок мюзикла, Focus и провели свою первую студийную сессию с самим Х. Терхеггеном в роли продюсера.
Это и была программа альбома "Focus Plays Focus" со странным, казалось бы, набором композиций с вокалом и инструментальных пьес. Впрочем, с выпуском лонг-плея дело застопорилось. И надолго. Тем временем музыканты Focus уже покончили с театром и начали выступать как самостоятельная группа. Летом 70-го их занесло на испанский остров Майорка на музыкальный конкурс Barbarela de Conjuntos, завершившийся скандалом, в эпицентре которого оказалась голландская четвёрка. Ночь они провели в местной каталажке, где Ян Аккерман и придумал свой первый хит "House Of The King". Возвратясь домой, группа сподобилась нелегально записать эту песню на одной из провинциальных голландских студий, а вскоре её уже крутили на всех радиостанциях Бенилюкса. Это и способствовало тому, что на музыкантов Focus обратили внимание в компании Imperial Records, которая и выпустила их многострадальный первый альбом уже в сентябре 1970 г. И это был единственный релиз с названием "Focus Plays Focus". В дальнейшем, где бы то ни было, пластинка неизменно выходила под другим названием - "In And Out Of Focus".
Примечательно, что существовало четыре варианта обложек конверта LP с регулярными изменениями в трек-листе каждого такого издания. Занятно то, что композиция "Anonymus" присутствует во всех вариантах, но везде в разных интерпретациях.

Далее у Focus всё завертелось гораздо быстрее. Группа начала выезжать за пределы Голландии с концертными выступлениями, а в Штатах уже в октябре на Sire Rec. вышла своя версия (с включением в программу "House Of The King") их дебютника.

Тем временем Ян Аккерман начал проявлять свой непростой характер и выражать недовольство техническим уровнем ритм-секции группы. В конце концов, он выдвинул Тийсу ван Лееру ультиматум, что покинет Focus, если тот не поменяет барабанщика с басистом. Ван Леер был озадачен, без Аккермана это уже будет не группа и подвиснет контракт с Imperial Rec. Но и уволить по прихоти гитариста М. Дресдена и Х. Клювера он не мог, так как оба являлись учредителями предприятия под названием Focus. Всё завершилось тем, что Аккерман исполнил свою угрозу. Подтянув к себе приятеля и соратника по прежней группе Brainbox Пьера ван дер Линдена (Pierre van der Linden) (ударные), он начал формировать свою команду, к которой вскоре добавился поющий бас-гитарист Сирил Хаверманс (Cyril Havermans), ещё один бывший участник Brainbox.
Чтобы не испортить отношения с Imperial, Т. ван Леер вынужден был оставить своих партнёров и переметнуться к строптивому гитаристу с условием, что новая команда будет по-прежнему называться Focus.

И вот тут сам собой образуется чисто психологический аспект. Пусть даже психология в нашем с вами случае штука не совсем уместная. Но представим себя хотя бы на минуту на месте ван Леера. Наверное, Я. Аккерман поступил непорядочно, осознавая, что своим уходом из Focus скорее всего развалит группу. Но что такое порядочность? Порядочность, она как телеграфный столб, перепрыгнуть нельзя, а обойти можно. Поступая непорядочно, человек всегда должен быть готов к упрёку, что в той ситуации Аккермана вряд ли смущало. Мотив у него был и объяснялся он просто и понятно, хотя подчас определить мотив бывает труднее, чем распознать самого человека с этим его мотивом. Потому как человек этот обитает среди людей, а мысли его до поры спрятаны под семью замками. С другой стороны, поступи Аккерман иначе (допустим, остался бы ещё на какое-то время в том составе), велика вероятность, что группа Focus и не состоялась бы. Или это была бы совсем другая группа. Focus с Я. Аккерманом и без него - это две большие разницы.

Вспышку активности музыкальных коллективов самых разных мастей на голландской земле в 1968-70 годах объяснить непросто. Представьте себе, на душу населения Нидерландов в ту пору приходилось наибольшее количество коллективов подобного рода, пусть даже не все из них достигли значительной известности. Началось всё, впрочем, с легендарных Tielman Brothers ещё в конце 50-х. Затем были The Cats, те же Brainbox с Яном Аккерманом, чуть позднее вспыхнули такие звёзды местной величины, как Golden Earring, George Baker Selection, Living' Blues, Shocking Blue. И это ещё не весь перечень.

В общем, Голландия в те годы была едва ли ни впереди планеты всей в этом, быть может, несколько надуманном рейтинге.
А на вершину этого своеобразного голландского айсберга в 1970 году взяла старт ничем не примечательная, казалось бы, четвёрка из Амстердама с непритязательным названием Focus.
МихаилБогданов7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/1021 янв 2023


~



просмотров: 4219    

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом