|
Если вы истинный поклонник творчества музыканта, молодость которого вместе с лучшим этапом в его истории, как, собственно, и в истории его группы, закончилась на стыке 70-80-х годов, то даже вам ожидать многого от пожилого человека в нулевые годы наступившего столетия вряд ли стоило. При условии, что на предлагаемом альбоме вы хотели бы услышать что-то похожее на "Solar Fire" или "Nightingales And Bombers". Если вы не столь требовательны, то на эту работу ветерана британского прог-рок-движения обратить внимание, пожалуй, даже полезно.
Программа этого странного диска скорее похожа на некую компиляцию из сольных вещей Манфреда Манна и его же, но уже с группой, хотя отличить одно от другого достаточно непросто. Интеллектуальная музыка, насыщенная world fusion, jazz fusion, hard rock, r&b и soul, что в совокупности представляет собой eclectic prog-rock, присуща всей программе альбома. При этом клавишник М. Манн примерно в равной степени, но не без нюансов, старательно и добросовестно приложил к этому свои усилия. Как, впрочем, и гитарист Мик Роджерс. Многое определили вокалисты. В номерах, номинально значащихся сольными Манфреда Манна, этих самых вокалистов несколько, включая модного в то время немецкого рэпера Томаса Ди. В композициях MMEB вокальные обязанности разделили Мик Роджерс и Ноэль Маккалла, англичанин с экзотической внешностью уроженца Карибского бассейна. Похоже, Маккалла - любимый вокалист М. Манна, верой и правдой отслуживший в MMEB фронтменом без малого два десятка лет.
Где-то вычитал, что пластинка "Manfred Mann '06" - лебединая песня композитора и музыканта Манфреда Манна. Для группы MMEB - это действительно крайняя работа маэстро. Но в 2014 году вышел последний пока что сольный диск старины Манфреда "Lone Arranger". В дни его официального релиза М. Манн отметил свой семьдесят четвёртый день рождения, что, согласитесь, немало даже для такого крепкого старика. Сейчас ему уже за восемьдесят, но до сих пор считается, что Манн всё ещё в деле, а с его творческим долголетием способны конкурировать разве что неугомонные Пол Маккартни и "роллинги".
В большинстве своём программа альбома подготовлена Манфредом Манном, что не соответствует традициям былых времён, когда лидер MMEB охотно и небезуспешно пользовался кавер-версиями известных и не очень известных авторов. Этому, впрочем, есть косвенное, хотя и неочевидное объяснение: программа альбома готовилась достаточно долго, и у Манна было время придумать что-то своё. В то же время, и это не секрет, подчас маэстро пользовался заказными мелодиями, но на этот раз он охотно брался и за классику, в том числе и русскую.
К примеру, "Independent Woman" - весьма смелая интерпретация П. И. Чайковского с привлечением рэперов (немца Thomas D и американки Roxanne Shante) и короткая роскошная инструменталка "Marche Slave", и это ещё не всё.
Репризу "Mars" на тему известной сюиты "The Planets" английского композитора начала ХХ века Густава Холста Манфред Манн готовил ещё для альбома MMEB "Solar Fire". Однако преграды, сооружённые правообладателем наследия Г. Холста, не позволили Манну воплотить тогда свои замыслы сделать всю программу той давней пластинки на темы этой сюиты.
В некоторых случаях М. Манн экспериментирует, создавая некое подобие гибридов, используя базовую структуру оригинальных исполнителей и получая нечто своё новое. Стартовая романтическая баллада "Demons And Dragons" тому наглядный пример. На основе сингла "Demons" (1997 г.) малоизвестной валлийской прог-группы Super Furry Animals, добавив "свой" текст от Пэдди Макалуна (Paddy McAloon), М. Манн и его музыканты подарили слушателям едва ли ни шедевр, где солируют сразу двое штатных вокалистов MMEB и ангажированный немецкий рэпер. Получилось что-то близкое к тому, что Manfred Mann's Earth Band делали в свои лучшие годы.
Репризная версия на эту же мелодию группы из Уэллса закрывает программу альбома "Manfred Mann '06", где ММ от души импровизирует на клавишных.
За двадцать предшествующих лет в глазах своих поклонников и просто небезразличных к творчеству MMEB людей группа настолько снизила планку, что музыка этого альбома воспринималась как вполне себе достойное возвращение к лучшим её образцам.
Одним из очевидных достоинств М. Манна являлось стремление создавать не одни лишь эффектные мелодии, хотя этого порой его композициям как раз-таки и не хватало. В то же самое время некоторые его номера с блёклыми на первый взгляд мелодиями выигрывали за счёт отменных аранжировок. Бывали, впрочем, и исключения. Пару подобных исключений содержит и эта программа.
Одно из них "Frog" с простенькой, но невероятно душевной пасторальной мелодией, практически идентичной мелодии Uriah Heep в песне "The Park" из их пластинки "Salisbury". Здесь нет вокального пения в привычном его понимании, текст вкрадчиво декламируется под меланхоличный хоральный женский бэк-вокал, который, собственно, вокальную линию и определяет. В сочетании с роскошной гитарой Мика Роджерса эта вещица звучит красиво и мелодично.
Тех же комплиментов достойна и композиция "Two Friends" в тяжёлом рок-звучании, такой мы помним группу по её работам 70-х годов.
В большинстве номеров альбома хорошая динамика с нарастающим крещендо, однако, в некоторых на самом финише неожиданно происходит резкое затухание звука, порой на середине музыкальной фразы. Концовки словно мгновенно растворяются и исчезают в никуда. Автор (он же и продюсер) будто бы забыл о таком действенном приёме, как кода.
Несколько странно в трек-листе программы смотрится "The History Of Sexual Jealousy" Ника Карри (Nick Currie, он же Momus), бывшего журналиста, современного (на тот момент времени) блогера, автора песен в стиле электро-поп.
В список "странностей", что в той или иной форме просматриваются в "Manfred Mann '06", стоит добавить и композицию "Down In Mexico". Несомненно, кудесник М. Манн имел право на всяческую вольную интерпретацию даже таких мастеров, как легендарный авторский тандем J. Leiber - M. Stoller. Другое дело, что эти милые люди являлись современниками ещё Элвиса Пресли и The Coasters, то есть из тех далёких 50-х годов, когда из всех окон городов восточной части Америки звучала музыка doo-wop и r&b / soul. Тем более неожиданно было в этой песне услышать диско-джаз от рокера Манфреда Манна.
Растопить сердца наших слушателей способна, пожалуй, инструментальная фантазия "Black Eyes" (по-нашему - "Очи чёрные") с волнующей гитарой М. Роджерса. Этот трек, опять же, входит в блок номеров М. Манна, демонстрирующих разнообразие вкусов и предпочтений на склоне лет художника.
Подобно скорбной молитве, композиция под названием "Monkmann" с хоралом в духе Enigma, обрывается недосказанной в ещё более резкой форме, чем в других случаях. При желании в этом можно усмотреть некую небрежность в производстве диска и к чувствам почитателей М. Манна.
Инструментальная зарисовка "Happenstance" с лёгким восточным флёром и обнадёживающей гитарой М. Роджерса посредством бессмысленных экзерсисов Манна на клавишных инструментах обращается в скучную музыкальную пьесу, которую хочется прервать, не дождавшись её завершения.
Не поймите меня превратно, я вовсе не склонен драматизировать ситуацию и злобно "топтаться" на блоке сольных номеров уважаемого музыканта, однако, так уж вышло, что не во всём восприятия и предпочтения ММ, как автора, соответствуют моим, как слушателя.
В следствии чего задаюсь резонным вопросом, на который не нахожу однозначного ответа: какую цель преследовал маэстро Манн, готовя этот свой слегка запоздалый альбом? Надеялся ли он тем самым обрести своё место в музыкальном пространстве нового века, а быть может даже построить модель мейнстрима для 2006 года? Или ему было совершенно всё равно, как публика воспримет эту его работу?
И всё же, определённый заряд оптимизма и убеждённость, что сделать диск "Manfred Mann '06" достойным старина Манн был заинтересован не меньше, чем поклонники его творчества таковым этот диск принять, вселяет наличие в его программе композиций группы MMEB, которые качественно перевешивают всё остальное. Потому закончу тем, с чего и начал. Как бы мне, да, вероятно, и большинству из его аудитории, ни мечталось вновь услышать музыку Манфреда Манна, сделанную по образу и подобию его славных времён, ожидать подобного от музыканта на седьмом десятке лет было бы наивно, да, пожалуй, и несправедливо. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет