|
Оззи так и не дожил… Он, конечно, дожил до восьмого десятка, что удивительно, и до болезни Паркинсона, что менее удивительно. Только Великий так и не дожил до того дня, когда начал выпускать плохие альбомы.
Конечно, учитывая статус, возраст, болячки и прочие внешние обстоятельства, а также мою собственную трепетную любовь к творчеству Великого и Ужасного, можно было бы начать с зачина в духе «не надо строго судить»… И после этого написать уже всё полагающееся про возраст, болезни, заслуги, и закончить на мотив «спасибо, что еще живой».
Но нет. Я так делать не буду. Оз нас (поклонников со стажем) не пожалел, так и мы его не будем!
Оззи отказался от услуг своего постоянного аккомпанирующего состава, и от Закка-композитора, но лично мне потеря Бороды в этом смысле критичной не кажется. Ну, сочинил бы он очередной альбом Zakk Wylde's Band feat. Ozzy Osbourne, как не раз уже бывало. А тут хоть какой-то интерес к проекту подогрели.
Помнится, где-то в каментах к одной из бесчисленных новостей из стана Осборна, кто-то предлагал такой сценарий реанимации карьеры Пожирателя Летучих Мышей – «запереть в подвале молодого блэкаря, и пусть пишет шедевр в стиле стоунер». Не худший был вариант. А еще был вариант, позвать на помощь музыкантов с той сцены, где наследие Оззи действительно ценят и любят – с металлической, то бишь. Вариант – «самому сочинить что-то действительно идущее от души, что-то, что всегда хотел записать, но шоу-бизнес не позволял», тем более не рассматриваем. Нет, я не верю в то, что Оззи не имеет отношения к своей музыке, просто БИЗНЕС всё еще во главе угла.
Осборны не ищут легких путей. Они, в самом деле, заперли в подвале юное дарование Эндрю Уатта, но дарование в стиле хип-хоп. Также у другого юного дарования – Элли Тампаци, сочиняющей материал для поп-певиц, были куплены некие мелодические наброски. После этого Сам, а также музыканты Guns n' Roses и Red Hot Chilli Peppers, и еще какие-то безвестные сессионщики, создали из полученных ингредиентов новый альбом Осборна.
Совершенно неважно, правдива или лжива легенда о том, что диск был сочинен в четыре дня. Потому что он ровно настолько сумбурен, чтобы это было правдой. Но если его рожали полгода, а потом для пафосу сочинили историю о четырех днях, это тоже будет правдой, потому что рок-н-ролл вообще одно большое надувательство.
Хорошие песни тут есть, а Оз, несмотря на общую ветхость, всё еще может петь и совсем неплохо петь. И вокал его вовсе не так затюнингован, вытянут и обработан, как принято считать. Отчетливо слышны и прожитые годы, выпитые литры, но Оззи это Оззи. Как и всю жизнь, он лучше звучит в медленном, тягучем материале, и на "Ordinary Man" быстрая вещь по сути одна, она же самая бестолковая.
Увы, часть материала - это реально какой-то материал, а продюсирование, если брать всё кроме вокала, далеко от идеала. Стало меньше индустриального налета, чуть больше харда, гитары, как Уатта, так и гостей, выведены со своими соляками высоко и хорошо «видны». Но в целом саунду не хватает цельности, ощущения, что за ним стоит группа, а не кучка сессионщиков. Хотя с основной задачей – обеспечить сопровождение для голоса Оззи, музыканты справились. Эндрю Уатт возможно не великий гитарист, но он компетентен как продюсер, не в смысле «крутить ручки на пульте», а в смысле «дать музыканту раскрыться с лучшей стороны».
Ему удалось вытащить Оззи из клетки вязкого прииндустриаленного хэви и отправить петь чуть ли не госпел. Стоит отметить большой удельный вес акустики и «симфонизмов». Скрипки, хоры, фортепиано. Но всё это нанизано на плотный модерн-металлический каркас.
"Straight to Hell" пытается сходу «задать жару», будучи построена на воспоминаниях о саббатовских риффах, а «all right now» очевидно должна воскресить в памяти "Sweat Leaf", но как избавиться от ощущения, что не очень мощная нейросеть сочинила этот псевдо-хит, после того как в нее загрузили альбомы Sabbath 1970-1975? При том, что Осборн поет в своем фирменном стиле, а глумливый текст должен дополнительно раскачивать публику, мощи песне как раз не хватает, какие-то синтезированные хоры и вовсе портят всё впечатление.
Автобиографическая "All My Life" уже лучше, потому что представляет типичную для Оззи «тяжелую балладу» вдохновенную поздними Битлами, но срывающуюся в «забойные» эпизоды.
"Goodbye" напоминает материал времен "Scream" – такой же модернизированный, с легким привкусом MTV-шного индастриала. И, пожалуй, фирменная осборновская «безуминка», которая всегда так выделала его из стройных рядов парней с начесами и длинными гитарными соло, тут в полной мере сохранена.
Вообще, стоит отметить мрачность альбома, не театральную, подлинную угрюмость. Тексты частично стоят на рок-клише (алые небеса, звезды плачут, под могильным камнем холодно и т.п.)
Но учитывая близость Осборна к гробовой доске, за клише чувствуется и настоящая драма. К тому же Осборн человек своеобразный, и если раньше под имиджем вечно пьяного отморозка публика норовила находить чувствительную душу, то теперь, скорее, из-за маски жадного до денег шута, который всё продал и всех предал, проступает что-то инфернальное, что-то старое, угрюмое и устало-мудрое. Настоящее лицо Принца Тьмы? Возможно.
Понятно, всё это голые эмоции, но музыка такая штука, что во многом на эмоциях и построена, а слушать "Ordinary Man" в некоторые моменты без слез почти невозможно.
Кроме «темной стороны» лирика альбома сосредоточена на темах умирания, упадка, расставания. Также не остались без внимания личные демоны Оззи – наркота и выпивка, которые всю жизнь его одновременно убивали (как человека) и делали сильнее (как творческую единицу).
"Ordinary Man" – композиция воистину душещипательная, исповедальная, прощальная, и какие там еще могут быть эпитеты этого смыслового ряда. Баллада о скорой смерти, о старости, с фортепиано и плачущим гитарным соло… Блин, тут есть Элтон Джон!!! Лично у меня голос этого сэра вызывает ту же реакцию, что у многих – голос самого Оззи – идиосинкразию. Но всё равно песня красивая. И душевная, да.
"Don't forget me as the colors fade,
When the lights go down, it's just an empty stage."
"Under the Graveyard" – уже не баллада, а скажем так «мрачная и тяжелая медленная песнь», которая не потерялась бы и на "Ozzmosis". Правда, есть какие-то странные корявые запевки, которые нарушают общую, более чем достойную, картину.
Если бы на этом миньон закончился, можно было бы ставить 8, а то и 9, и садиться ждать новых песен.
Но перед нами полноформатник, и чем дальше в лес, тем партизаны толще.
"Eat Me" еще просто незапоминающаяся и уныловатая, хотя и тяжелая. Зато Оззи впервые чуть ли не за пятьдесят лет играет на губной гармошке.
Тягучая "Today Is the End" предвещает конец света, когда небеса прольются огнем. Мрачно, красиво, по-осборновски.
"Scary Little Green Men" – вроде бы боевик про мелкую нечисть, вроде бы на нее был снят клип с популярным Джейсоном Момоа «в роли» Оззи, но песня как-то скомкана и сумбурна, производит впечатление «живого» бутлега.
"Holy for Tonight" – тот самый госпел от Оззи, который я упомянул в начале рецензии. Любопытно, но достаточно абсурдно. Как бонус, как некий сайд-проект - возможно, но зачем в качестве «регулярной» песни на альбоме?
А вот потом…
Есть такая избитая шутка о соотношении говна и повидла в бочке и ведре.
Так вот, не обошлось без ведерка под занавес.
"It's a Raid", посвященный какой-то облаве на наркоманов, под которую Оз попал в юности, представляет чудовищно бестолковую, хотя и не лишенную энергии панкуху. Спетую дуэтом с каким-то левым персонажем, которого до неприличия много.
А "Take What You Want" совсем уж плевок в вечность. Дело даже не в том, что я не люблю рэпчик (а я не люблю), а в том, что это даже не попытка Оззи рэпануть, а песня некоего Пост Мэлоуна, в которой Оззи есть на тридцать секунд в начале, да на десять в середине. А всё остальное… Ну хипстерский хип-хоп, назовем это так. Что ЭТО делает на альбоме Оззи, почему оно не на альбоме этого самого, как его, Мэлоуна?!
Ладно, проехали, но всё-таки пакость редкая.
Еще существует коротенький бонус "Darkside Blues" – этакая стилизация под pre-war блюзы. Снова губная гармошка, текст об очень странной любовной истории. И чуть больше минуты звучания. Шутка, не более того.
Окажется ли "Ordinary Man" последней работой Оззи, или нет, покажет время.
С таким альбомом не грех и попрощаться с публикой.
Однако, Оззи известный мастер уходить по-еврейски, и может быть, мне предстоит рецензировать следующий его альбом, уж точно последний и прощально-исповедальный (смайл).
Оценка моя, однако, будет более сдержанной, чем тон рецензии, потому что оценивать надо работу в целом, а не по отдельным удачным песням. На "Ordinary Man" есть и филлеры, и явные провалы. Оставляя за скобками воспоминания о затертом виниле с пиратским сборником Black Sabbath, который свернул мне мозги (и сломал жизнь, хехе) в отрочестве, выше шестерки поставить не могу, хотя пару песен смело можно включать в любой самопальный The Best of Ozzy и там они не потеряются.
На дворе 2020 год, а Оззи всё еще с нами. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
"Страшные маленькие зеленые человечки"? Я не уверен, что это об инопланетянах.
Ну и - вишенка на торте - не знаю, как на CD, но на обороте винил-издания есть фото, где дедуля Оззи... ссыт в клумбу.
Уже за это 10/10.
И согласен, Оззи вызывает исключительное уважение за то, что до сих пор занимается музыкой, да еще и на высоком уровне.
>Оззище ещё жив и ещё может чото там вроде как петь. Уже за это 10/10.
This.
Не знаю, как он там со всякими 5 Seconds of Summer и прочими, но касаемо этого альбома, Эндрю Уатт рукожопый кривоух.
учитывая массовую "любовь" к Оззи, которая тут служит чем-то вроде членской карточки, скорее второе, но кто знает...
Честно говоря, смысл существования альбома вообще не понятен.