|
К 1971 г. Caravan считались лидерами английского андеграунда, а альбом «В стране серого и розового цветов», третий по счету, считается их лучшей работой. Возможно, так оно и есть. Поп-музыка, джаз-рок, фолк, психоделия – все замешано в разных пропорциях, делая музыку весьма интересной. Уже на втором диске было несколько многочастных композиций, а на этот раз ребята, как истинные арт-рокеры, сделали сюиту на целую сторону пластинки. Обложка альбома, сделанная художницей Энн-Мари Андерсон в духе произведений Толкина, уже настраивает на определенный лад – на спокойствие и расслабленность и в то же время на некоторую ностальгию, когда думаешь, что такого места на земле, видимо, нет. Движущим инструментом данной работы, как, впрочем, и предыдущих, становится орган Дэвида Синклера, который никогда особо не выпендривается в отличие от многих клавишников в прог-роке, однако и Паю Хейстингсу предлагается иногда возможность показать свое мастерство игры на электрогитаре. Ударник Ричард Кофлэн не является каким-то заоблачным виртуозом, однако он – необходимое звено в ритм-секции, к которому особых претензий в общем-то нет. Джимми Хейстингс здесь уже становится более заметной фигурой, играя не только на своей любимой флейте, в т.ч. и пикколо, ее малой разновидности, но также и на тенор-саксофоне.
Первую часть альбома, более легкую и попсовую, в основном написал басист Ричард Синклер, и его песни, как всегда, полны юмора и хорошо поднимают настроение.
1) «Golf Girl». Периодически вступает ритм-секция с саксофоном, затем идет мажорный ритм с аккордами на акустической гитаре и вокалом. Нам рассказывают веселую и нарочито глуповатую историю встречи лирического героя с девушкой, которая продавала на площадке для игры в гольф чашки с чаем, а потом защищала его от летящих мячей; так они и стали встречаться, причем разговаривали на азбуке Морзе. В ранней версии песни можно было узнать также о том, что они поженились и у них родился сын Джейсон. Кстати, поскольку «чаёк» – это еще и марихуана, то песенка приобретает некоторую двусмысленность. Забавную и светлую музыку сопровождает меллотрон, фортепьяно, пикколо или флейта, а также разные прикольные перкуссии. Заканчивается композиция инструменталом с флейтой, энергично солирующей до тех, пока музыка не стихает.
2) «Winter Wine». Наиболее симфоническая вещь на альбоме. Звучит акустическая гитара, тихий бас, почти сразу же появляется вокал. Мелодика голоса проникает глубоко внутрь. Это прекрасная песня на романтическую тему, в которой лирический герой просит свою возлюбленную сопровождать его во снах, где он посещает мир фантазии, где есть, например, рыцари и драконы. Затем вступает ритм-секция, сопровождаемая органом, звучащим в джазовом духе. Иногда в музыке появляются более тревожные нотки. Интересен момент, когда в тексте упоминаются колокольчики, и тут же мы их действительно слышим. Песочный человечек может помочь увидеть любой сон, с различными цветами. В середине музыка притихает, слышны тревожные «у-у» на заднем плане. Ричард поет о том, что жизнь слишком коротка, чтобы печалиться, и утверждает, что он будет со своей возлюбленной все время. После вокальной части следует инструментал с солирующей гитарой, сопровождаемыми ударными и пульсирующим басом. Заканчивается песня повторением уже спетых куплетов и грустно звучащим органом. Видимо, эта самая грусть присутствует здесь как напоминание о том, что в реальности ничего того, что мы видим в волшебных снах, к сожалению, нет. Когда речь идет об этой композиции, Пай Хейстингс обычно говорит, что это «вероятно, самая прекрасная песня из всех когда-либо написанных Ричардом Синклером».
3) «Love to Love You (and Tonight Pigs Will Fly)». Еще одна весьма мажорная вещь, призывающая потанцевать или хотя бы подпевать. Явно предназначалась для того, чтобы ее крутили по радио. Здесь уже не сдержался Пай Хейстингс, написавший песню в том же ключе, что и вещи Ричарда Синклера. (На первых двух альбомах, кстати, его вклад был гораздо ощутимее, а тут всего одна песня.) Вроде как про любовь, но в текст попадают какие-то странные образы – например, летающих свиней и мужика с орешками, который хочет залезть герою в штаны. Особенно интересно звучат перкуссии и флейта, играющая ближе к концу, пока музыка не заканчивается диминуэндо.
4) «In the Land of Grey and Pink». Гулко бьют ударные, звучат звоночки, вновь появляется мажорный ритм, ведомый ударными и басом, а также аккордами на акустической гитаре. Очень здорово напоминает первую песню на альбоме. Текст представляет собой типичную английскую поэзию в духе Кэрролла или Лира, где рассказывается о стране фантазий, окрашенной в серый и розовый цвет. Возникает ощущение, что такое могли написать лишь обкурившиеся хиппи, иначе откуда взялись строчки о каких-то «грамбли-гримбли», которые лезут в печную трубу? Упоминание «дрянной травки», которую лирический герой собирается курить, пока не начнет истекать кровью, только подтверждает эти подозрения. Красиво звучит фортепьяно, появляющееся в инструментальной части, а также этакий пульсирующий бас. Иногда слышны какие-то странные звуки – например, ближе к концу какие-то «бр-бр» (видимо, это те самые «гримбли» ворчат).
5) «Nine Feet Underground». Эта многочастная, в основном импровизационная джаз-роковая сюита, приближающаяся к 23 минутам и записанная за пять сессий, вышла из-под пера Дэвида Синклера, за что ему величайшее спасибо. В основном части представляют собой инструменталы с весьма забавными названиями, и только две части имеют вокал. Музыка льется плавно и абсолютно не вызывает скуки – даже как-то не замечаешь столь большую продолжительность.
a) Nigel Blows a Tune. Сразу же идет размеренный ритм, создаваемый ударными и басом и поддерживаемый органом или гитарой. Музыка лишь видоизменяется, а ритм остается одним и тем же. В мелодию иногда вплетаются фортепьяно и саксофон, но главными остаются орган и гитара.
b) Love’s a Friend. Ритм изменяется, и гитара, риффующая вместе с басом, звучит пожестче. Со временем появляется вокал – лирический герой, роль которого играет Ричард Синклер, признается в любви. Отличная сольная часть, где гитара сопровождается пульсирующим басом.
c) Make It 76. Медленная мелодия, основанная на гитарной игре. Ритм-секция, как и прежде, на высоте – бас выделяется, но звучит удивительно мелодично. Постепенно темп ускоряется.
d) Dance of the Seven Paper Hankies. Короткая часть с грустными фортепьянными и гитарными аккордами и довольно тревожной атмосферой. Ну и название: «Танец семи бумажных носовых платков». В конце раздаются какие-то далекие голоса.
e) Hold Grandad by the Nose. Появляется ритм-секция. Гитара и орган играют достаточно тревожно. Темп ускоряется, а пульсация баса проникает прямо в душу.
f) Honest I Did! Вновь изменяется темп. Теперь он более медленный. Под гитарные аккорды теперь идет клавишное соло. Музыка по-прежнему тревожна. Особенно впечатляет, когда клавишные начинают издавать «уа-уа».
g) Disassociation. После небольшой паузы появляется вокал, звучащий под фортепьянные аккорды и клавишные. Темп очень медленный. Музыка грустная, и под стать ей вокал. Песня посвящена, видимо, прошлому, которое не вернешь. Особенно впечатляет короткий момент с солирующим органом.
h) 100% Proof. Ударные звучат все громче, и вот начинается самая жесткая часть. Это, конечно, далеко не металл, однако гитарный риффинг звучит совершенно по-другому, в духе Cream, а сопровождают его фортепьяно и остальная ритм-секция. Затем гитара начинает солировать, однако мы периодически возвращаемся к началу части. Завершается все проигрышем всех инструментов с разными тревожными звуками в духе Pink Floyd. (Кстати, забавная история у меня как-то вышла с этим риффингом. Как-то раз он вдруг залез мне в голову, а я никак не мог вспомнить, где я его слышал. На протяжении нескольких месяцев он периодически заползал и вновь забывался, и в конце концов я решил прослушать все имевшиеся у меня на тот момент альбомы количеством примерно в 450 штук. Риффинг оказался аж в пятой сотне.)
Очень хороший альбом получился. Есть в нем и веселость, и грусть. Тем не менее, ни в английских, ни в американских чартах он не занял какого-нибудь достойного места. Почему-то больше повезло другим группам прогрессивного рока, причем гораздо более серьезным – например, Jethro Tull или King Crimson. Однако справедливость должна когда-нибудь восторжествовать, и говорят, что в 2003 г. эта работа наконец приобрела «золотой» статус. К сожалению, альбом оказался последним для оригинального состава, однако еще несколько хороших альбомов они выпустили. Правда, без Дэвида Синклера, подавшегося в группу Matching Mole, ребят понесло в более прямолинейный рок. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).