|
Меньше всего хотелось бы превращать этот отзыв в очередной корявый некролог. Много их было, еще больше будет, да все так или иначе бестолковы. Ведь не существует того объема пафосных словесных конструкций, что способен был хотя бы приблизительно передать МАСШТАБ личности Боуи, с его многочисленными сценическими альтер-эго и бесчисленными стилистическими метаморфозами, произошедшими за без малого три десятка студийных работ его авторства. А лучший - и единственный стоящий - некролог себе Дэвид создал сам, и назвал его "Blackstar".
Не секрет, что Боуи - один из любимых артистов почти для всех музыкальных критиков. Даже тем, кому на деле его творчество чуждо, приходится любить Зигги Стардаста/Изможденного Белого Герцога хотя бы на словах: аристократические манеры, безупречная сценическая подача, постоянный поиск новых форм самовыражения, успешная почти пятидесятилетняя карьера. Просто образец Творца с большой буквы. Титан! Ну вот как такого хулить? Культ Дэвида успешно сформировался ещё при его жизни - при таких условиях альбом, ставший фактически завещанием и прощальным письмом, обречен на любовь и обожание. Каждая фраза в его песнях будет детально разобрана и наделена сакральным смыслом. Да и последние слова-то какие?! "I can't give everything... Away". И это при том, что, говорят, даже сам Иисус в последний миг на кресте возопил обреченное "Или́, Или́! лама́ савахфани́?", что значит "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?". Ну, и кто из этих персон кажется более уверенным в собственном бессмертии?
Альбомом же года "Blackstar" объявили уже сейчас. И всем, кто поведется на громкие рекламные тексты в его адрес, стоит отчетливо осознавать: релиз получился по содержанию более чем просто специфичным. Это как с прошлогодним фильмом "Бёрдмен": благодаря своеобразно составленному трейлеру многие сочли его фильмом спецэффектно-развлекательным; в то время как на деле его главные сокровища - шикарные пируэты камеры да глубокое раскрытие не самых понятных широкой публике актерских конфликтов, внешних и внутренних. Вот и "Blackstar" не ставит даже десятой своей целью развлечь или очаровать слушателя. Это альбом, полный самых невероятных поворотов композиторской мысли, берущий свое атмосферой, настроением, мироощущением даже. В нём всё зыбко и изменчиво: спонтанная перкуссия, еще более спонтанные саксофонные зарисовки (кстати говоря, лучшее, что есть на данной работе, если говорить об инструментальных партиях), тщательно запрятанные на фоне пассажи электрооргана, почти ультразвуковой бас. Первые пять минут заглавного опуса - и вовсе скорее некая медитация в почти космическом звуковом орнаменте, подготовка к прощальной церемонии. Само же прощание растянется на следующие шесть с половиной песен, и есть в нём одна удивительная особенность. Если вслушаться, можно отметить, что на этой работе не так уж много самого Боуи - его голоса, то есть. Жутковатое ощущение: будто на записи каждому гостю-музыканту оставлено место для прощальной речи в адрес аристократичного британца, которое они и используют по своему усмотрению. Неудивительно, что во всей этой странной предпогребальной пьесе не нашлось места хитам - в массовом понимании, как не нашлось места сногсшибательным вокальным нотам или стопроцентно въедливым мелодиям. Ну и если совсем честно - в принципе, полноценных мелодий как таковых здесь не столь уж много. Дэвид сознательно ушел от перспектив создания рок-манифеста: последним подобным в его карьере так и останется трехлетней давности "The Next Day". Более того, он вообще отошел от какой-либо жанровой конкретики - ближе к исключительно эклектичным и абстрактным формам. Кто-то скажет: вернулся к экспериментальным позициям работ "Low" и "Heroes" - последний из упомянутых даже поделился с финальным номером "Черной звезды" эдакой "цитатой" из гитарных партий. Но я вижу здесь скорее разворот в сторону современных "интеллектуальных" поджанров поп- и электронной музыки, арт-попа, дрим-попа, idm, где-то даже парадоксальных джаз-брейкбитовых нарезок а-ля Flying Lotus. Чем именно они привлекли Дэвида - многообещающими ритмическими вольностями или глубиной оттенков звука, можно лишь гадать. Сам Боуи давно уже (с трудом выдавливаю из себя слово "был") почти закрыт для общения с прессой. Его же "друзья", вроде композитора Тони Висконти, не гнушаются откровенно гнусных приемов для "раскрутки" альбома в прессе, продвигая совершеннейшую чушь вроде откровений про вдохновение для "Blackstar", почерпнутое в новомодных поделках Кендрика Ламара. Так или иначе, факты следующие: данная работа - довольно сложная для восприятия, при этом очень неброская, очень личная, даже интимная, безусловно, способная увлечь и заинтриговать свободой полета мысли, но далеко не под каждое настроение. Несомненно хороший, даже выдающийся альбом, но не лишенный смысловых пустот - иначе и быть не могло, когда автор больше времени проводил за обдумыванием не музыки, а своего прощального послания миру. Не сомневаюсь, что в текущем году будут диски более достойные, но, как бы цинично это ни звучало, шансы на официальное первенство у их авторов появятся лишь в случае преждевременной смерти. Ну а что до дискографии Боуи, то в ней эта позиция в списке надлежащих к ознакомлению относится лишь ко второму десятку работ и едва ли когда-нибудь станет одной из визитных карточек Герцога.
Ну и да, касательно "некрологического" статуса альбома. Встречал немало возражений: дескать, не пристало Боуи, закаверившему в свое время "My Death", и вообще постоянно в композициях своих бывшему со смертью на короткой ноге, слишком уж переживать по поводу собственной кончины. Но одно дело - петь о смерти, другое - чувствовать её дыхание и весь тот год, что шла запись альбома, ощущать неумолимость её приближения. Никаких скрытых посланий о прошлом или будущем, уж тем более ничего сиюминутного и остроактуального (а то слыхал ведь и дикую теорию - дескать, заглавная песня не иначе как "деяниями" ИГИЛ вдохновлена). Даже если Дэвид задействует мотивы пьесы XVI-го века ("'Tis a Pity She Was a Whore") - излагает он все равно пережитое лично. Как и "Girl Loves Me", которая вовсе не отсылка к "Механическому апельсину", а скорее трактат об осознании собственной сексуальности - а истинная ориентация Герцога до сих пор остается предметом горячих споров, причем на этих спорах он сам умудрялся не единожды обжечься. Ну и если вы считаете, что строчками из лучшей из новых песен, "Lazarus"
"Look up here, I'm in heaven
I've got scars that can't be seen
I've got drama, can't be stolen
Everybody knows me now "
Боуи желал допустить какие-либо иносказательные трактовки, или вообще зашифровал послание о чем и ком угодно, кроме самого себя, своих жизни и смерти - то вы просто очень плохого о нём мнения. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Займусь на досуге.
Вы меня с кем-то путаете, какой Аббат. Вот Лимп Бизкит, другое дело!