|
Из сей бесплодной пустыни стали и камня подаю я голос, дабы вы услышали.
К востоку и к западу я обращаюсь. Северу и югу показываю я... этот альбом!
Восемь долгих лет томил нас ожиданием гениальный финский мультиинструменталист, восемь зимних солнц взошло и село за это время, восемь тысяч раз переслушал я восемь песен с дебютного альбома и восемь миллионов предположений жило в моей голове по поводу того, чем же удивит нас Яри, чем сможет перебить поднятую до божественных высот планку мастерства. Дождались. И?
Прежде всего хочется поведать о том, что предшествовало релизу. Творческий путь выдающегося финна начался в далеком 1996 году, когда он присоединился к Ensiferum и выпустил демо-запись своего первого сольного проекта Immemorial. Уже тогда, учитывая скромные возможности записи и несовершенство владения инструментами, но оценив старание, с которым были исполнены пять демо-песен, можно было предсказать большое музыкальное будущее этого финского паренька. Потом была служба в вооружённых силах, тяжёлая болезнь, и два альбома в составе "Меченосцев", которые принесли группе грандиозный успех. Вскоре стало понятно, что таланту Яри тесно в рамках чьей-то группы, он никак не мог сконцентрироваться над сольным проектом, начатым в 2001 году. В результате он покинул Ensiferum и уже зимой 2004 в сотрудничестве с Каем Хахто из Swallow the Sun записал свой первый сольный альбом, предварительно заключив контракт с крупным музыкальным лейблом Nuclear Blast.
Стоить заметить, без иронии, что своим творчеством Яри Маэнпаа весьма напоминает короля Мидаса: любой металл, к которому он прикасается, превращается в золото. Если вы, конечно, понимаете, о чём я. Стоить вспомнить его работу не только в сотрудничестве с Маркусом Тойвоненом и Ко, но и первый альбом black metal группы ArthemesiA - "Devs - Iratvs" (после выпуска второго в 2009-ом, в записи которого Яри не участвовал, группа распалась), участие в альбоме "Corona Borealis" известных (но уже также распавшихся) финнов Cadacross, кооператив с Киммо Майтайненом в его сольном проекте Lost Alone, а также исполнение вокальных партий на альбоме "Out of the Dark", приуроченному к двадцатилетию Nuclear Blast'a.
Дебютная работа Wintersun'a потрясла многих. На ней звучал не просто melodic death metal или viking metal, который Финляндия в то время экспортировала тоннами. Величественный, доведённый до максимальных эпических кондиций, экстремальный, со сложной структурой и потрясающими гитарными соло metal открыл миру нового гения северной хэви-музыки - Яри Маэнпаа. Прорыв альбома подтолкнул его к созданию постоянного состава для живых выступлений. А в 2006 году поступила информация о начале записи второго альбома - "Time" и даже была опубликована обложка. Но ни год, ни два года спустя ничем, кроме обещаний порадовать нас коллектив не мог. Возможно, на задержку релиза повлияла служба гитариста группы Teemu Mantysaari в армии (и потом он ждал, пока хаер отрастёт, ага), возможно, проблемы в личной жизни Яри или его неуклонное стремление к совершенству - нам неизвестно. Так или иначе, после нескольких (десятков) анонсов, "Time" увидел свет. Точнее говоря, его первая часть, но и этого, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы дать общую оценку направлению, в котором светловолосый финн решил развивать свой первоначальный успех.
В первую очередь, конечно, если сравнивать то, как своим двухминутным агрессивным интро-треком срывал крышу "Wintersun" восемь лет назад и как сейчас, неспеша, лениво, под звуки японского кото, погружая нас в атмосферу безмятежности и будто приглашая нас посетить святилище синто, альбом затягивает в себя, усыпляя наше сознание, можно заметить, что философия "Time" принципиально отличается от предшественника. Лишь к середине первой минуты второго трека я вспомнил, что слушаю, черт возьми, металл, когда моих ушей (и ушей несчатных соседей, хех) коснулись тяжёлые, налитые яростью, гитарные риффы. Наконец-то, спустя столько лет "Зимнее Солнце" начало наЯРИвать. Неистовый Кай Хахто, соскучившийся по убойным бластбитам времён Rotten Sound, уничтожает мою надежду на старость без слухового аппарата. Обещания Яри о том, что альбом будет иметь насыщенное оркестральное звучание, оказались на деле милой шуткой, потому что такого колоссального, созданного титаническим многолетним трудом, симфонического фона я не слышал нигде до этого. Грандиозное, тринадцатиминутное эклектическое полотно, состоящее из сотней наслоенных музыкальных дорожек - "Sons of Winter and Stars" в пух и прах разбивает ваше представление о слове "эпичный". Феерией этого монументального эпоса, является его припев, приводящий, любого человека в бесконечный экстаз. Мощный хор, затягивающий "We are the sons..." состоит из (не поленюсь перечислить) королей финского металла: Alpha Valtias Mustatuuli(ex-Arthemesia), Mikko Salovaara (Kiuas), Heri Joensen (Tyr), Markus Toivonen (Ensiferum), Sami Hinkka (Ensiferum), Mathias Nygard (Turisas), Olli Vanska (Turisas) и Jukka-Pekka Miettinen (ex-Ensiferum).
Вокальные данные Яри, при его способности также хорошо петь чистым вокалом, как и харшем, никогда не оценивались выше, чем "неплохо". То мастерство владения голосом, которое демонстрирует Маэнпаа на трёх песнях альбома, содержащих вокальные партии, заставляет не только говорить о прогрессе, но и действительно восхищаться разнообразием красок и эмоций в его голосе. "Land of Snow and Sorrow" по темпу напоминающая "Death and The Healing" c предыдущего релиза, позволяет убедиться в том, что даже переболев туберкулёзом, лишившись части лёгкого, талантливый и упорный человек способен развиваться и совершенствоваться.
Заключительная песня (хотя называть такие композиции песнями равно что называть БелАЗы легковушками) "Time", подкреплённая двухминутным завораживающим акустическим интро, окончательно засасывает слушателя в космос, не оставляя никаких шансов вернуться назад. Красивейший припев, могучие гитары, и даже единственное на всей пластинке гитарное соло! Правда, звучит оно скорее провокационно, учитывая, сколько головокружительных запилов слышали мы на дебютнике. Небольшой клавишный проигрыш в концовке - и мы оставлены на вершине счастья, удовлетворённые тем, что восемь лет ожидания всё же не прошли даром.
Обложка альбома, очевидно, имеет отношение к увлечению лидера Winterun восточной философией и, по крайней мере, никак не резонирует с тем, что скрывается за ней. Кстати, если сравнивать её с кавер-артом предыдущей работы финнов, на которой был изображён замёрзший Valfar - лидер норвежской группы Windir, то различия ровно такие же, как и в самом материале, представленном на альбомах. В 2004 году мы услышали дикую агрессию, порыв отчаянья, злобу и печаль. Сейчас же общее настроение песен стало куда более лирическим и умиротворённым, хотя мощь сохранена.
Острая критика, конечно же, не обошла стороной и этот альбом. Слишком малая продолжительность, звучание скорее напоминает саундтрек, чем серьёзный металл, посредственные риффы, доминирующее значение синтезаторных оркестровок, без которых и слушать было бы нечего. Да и вообще, восемь лет можно было бы потратить не на сочинение тринадцати несчастных песен, а на сохранение исчезающих видов улиток. И всё же. Никакой другой группе не присущ этот особый, зачаровывающий финский дух. Откровенность и желание творить музыку для души делает скромного гения Яри Маэнпаа одним из выдающихся композиторов современности. Не сомневаюсь, выход второй части этого шедевра, который состоится примерно через год, только прибавит поклонников коллективу и вдохновит его на более плодотворную деятельность. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Ну и подведу итог - 7 из 10 с точки зрения обьективности, и 10 из 10 за последний номер и за то что все-таки это одна из моих любимых групп.