|
|
|
Когда-то англичане как нация были в авангарде музыки, ломали шаблоны и рвали в клочья рамки — придумали множество жанров, популярных ныне, например. Теперь островитяне уже не годятся в подмётки своим дедам и отцам, однако, продолжают нести знамя музыкальных героев: британская музыка в принципе не рождает полумер, она или гениальна или чудовищна, а третьего попросту нет. Более того, даже самые уродливые представители английской сцены умудряются обрасти эпигонами и последователями — миллионы хипстеров не могут ошибаться. A Forest of Stars, к сожалению, товар штучный и неповторимый, так что за ними не вырастут ряды подражателей. Но за то и стоит их полюбить — случаи уникальных произведений, не знающих аналогов, искусство видело, да и ценятся они больше
Путь этого «джентльменского клуба» (как предпочитают музыканты называть себя сами) лежит лишь вверх, причём, проторена дорога не равномерно, а скорее ступенчато — каждый последующий диск у группы выходит богаче, разнообразнее и насыщеннее. На смену достаточно прямолинейному по меркам жанра дебюту пришёл «Opportunistic Thieves of Spring», обернувший материал группы саван из психоделии. Строго говоря, не обратись A Forest of Stars к неоклассическим и неофолковым структурам, продолжай существовать исключительно в виде оголённого каркаса, на котором возведёно царственное великолепие «A Shadowplay for Yesterdays», они бы всё равно запросто давили любую атмоблэковую вшу и вполне конкурировали с признанными мастерами. Однако, вся соль в том, что с каждым новым пополнением своей дискографии группа вырастала из тесных жанровых оков всё больше, изрядно их растягивая, а теперь вовсе растерев в прах сейчас. Каждая минута, отгружаемая «A Shadowplay for Yesterdays», легко бы могла размазаться минут эдак на сорок, став новым, успешным альбомом группы третьего эшелона. Из любого изъятого наугад трека можно нацедить идей для диска, который бы окружающие засыпали комплиментами. Но всё богатство, буйство идей сконцентрировано в без малого семидесяти минутах музыки, которая ослепительно ярка, изобретательна и мозговита. Именно этот диск может служить репрезентативным для сторонних от металла людей — здесь есть вообще всё, что нужно персоне, потребляющей тяжёлую музыку, но не стремящейся к маргинальным перегибам. После него можно больше не слушать ничего другого, благо заложенных группой идей хватит на долгое время: альбом способен покорить и с первой прослушки, но чем глубже вы будете проникать в его естество, тем больше в нём увязнете, ведь деталей здесь великое множество.
Скелет музыки — отчаянный блэк, всё время оборачивающийся чем-то куда большим: даже когда группа демонстрирует своё умение играть продолжительные куски с бласт-битами и прочим специфическим для жанра рельефом местности, их расцвечивают партии скрипки и флейты, часто перетекающие в их диалог. Но, как правило, эта блэковая маска довольно быстро сменяется узорами из соло, акустических вставок; пост-панковыми и неофолковыми мотивами. Альбом превращается в мистическую оперетту с туманных улиц викторианского Лондона. Подливает масла в этот огонь впечатлений и разброс здешних голосов: от колдовского женского пения до мужского камлания, перескакивающего с речитатива на истошные вопли в доли секунды.
Всего перечисленного уже с лихвой хватит для награждения сэров и леди огромным бриллиантовым орденом и зачислением в лучшие произведения жанра. Но ведь нет, господа оказались перфекционистами не только относительно собственной музыки, но и того, что её обрамляет. Отточенный и продуманный имидж, сочащийся незнакомым русскому уху понятием coolness, бытовавший с самого зачина ансамбля, дополнился умопомрачительным по красоте клипом и пышным артворком, который не грезился в самых потаённых снах иным конвейерщикам, ответственным за оформление подавляющего большинства релизов. И отдельного упоминания стоят ещё и два бонуса из лимитированного издания: кавера на Clannad и Bauhaus, авторы которых явно были не последними в списке вдохновителей A Forest of Stars. |
|
|
| |
| | | |
| |
Логическая эволюция творчества AFOS приводит их к усложнению аранжировок, разнообразным и более ярким декорациям театрального действа.
Не портят их произведения ни аристократический апломб, ни холодность эстетики, ни трэковая многословность. Англичане не могут использовать плохие ингредиенты, написать плохих песен, они могут лишь неудачно смешать составляющие или не совсем удачно составить из трэков альбом.
Идей в выпущенном всего через 2 года после предыдущего опуса «A Shadowplay for Yesterdays» в разы больше. Это привитая от некоторой оцепенелости былого творчества, цветастая и драйвовая работа, вещества теперь не затуманивают сознание, а во многом заряжают энергией. Бластбит скоростнее, The Resurrectionist усердно потеет над суетными и заковыристыми сбивками. Вследствие этого, например, танец струнных чаще переходит в пляску.
В этом и есть проблема диска для меня. За что я любил «Opportunistic Thieves of Spring», то изрядно изменено на «A Shadowplay for Yesterdays»: слегка дремотная, укуренная джентльменская вальяжность даже в быстрых пассажах, подчеркивало достоинство и поддерживало стиль. Меланхолический голос струнной классики гармоничнее слушался на бласте помедленнее, сейчас все будто бы искусственно ускорено плюс мне не очень импонирует переход от уравновешенных эпизодов к скоростным и обратно, сделано это как-то механически. Непонятно куда торопятся англичане, но ряд волшебных моментов был разрушен или просто не создан. В первой половине диска. Во второй все чинно-благородно, оттуда из контекста вырвано мною большинство любимых песен.
В целом же многие элементы саунда группы сделаны острее, а детали поданы тоньше. Англичане щеголяют лапидарными риффовыми конструкциями, украшают их сверкающими чернушными воздушными гармониями, на подхвате легкая и увлекающая за собой флейта или нагоняющая драматического напряжения скрипка. К лучшим и безусловным победам коллектива следует отнести психоделический концентрат “Man's Laughter”, текстуально перекликающийся позже с ним степенный харизматичный инструментал “Left Behind as Static”, стойко навевающая Peste Noire вступлением “Gatherer of the Pure”, заключительную дилогию “Corvus Corona” с хрупким элегическим рефреном.
Тексты исполнены величественной мрачной образности, отвлеченные до предела. Горы перифразов и метафор оправдывают и любой гротеск в музыке: “Slave religion of the pitiful, lost, choking songs of sorrow and loss”, “He, a leacher of colour. He, a void in sanity/ A poisoner of the well, instiller of winter's gray flavor /A spasmed spatter of the obvious, a-soiling gleaming uncertainty”. Кульминация эмоциональности лирики англичан – крики-проклинания: You that seek to encode reality, to defraud sanity – Be damned! AFOS очень старомодны, в отсутствии антуража на любом из уровней их не упрекнешь.
Мне больше по душе их более «современные» вылазки в карпентеровскую хоррор-эстетику, арт-роковые исторические параллели, большая доля электронной психоделии, но и с «A Shadowplay for Yesterdays» они, конечно, убирают большинство конкурентов и более-менее однозначно становятся ведущей единицей художественного экстрим-метала. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 22501 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).